Рабочая программа кружка «Историческое краеведение»
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему

Опалихина Татьяна Геннадьевна

 

Рабочая  программа кружка

«Историческое краеведение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravkruzhok_istoricheskoe_kraevedenie_2014-2015_gody.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Великоустюгского муниципального района

« Средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано»

Руководитель МО

 ________________________

Протокол № _____ от

«___» ___________ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе

_______________________

 «___» ___________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

________________________

Приказ № _____ от

«___» ___________ 2014 г.

Рабочая  программа кружка

«Историческое краеведение»

на 2014-2015 учебный год

Класс: 10 класс

Учитель: Опалихина Т.Г.

        2014 г.

Пояснительная записка.

 В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне. Программа “Историческое краеведение” предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 16-17 лет. Программа реализуется в течение 2014-2015 учебного года по одному академическому часу в неделю. Итого 34 часа.

Цели программы:

 Познакомить учащихся с историко-культурным наследием г. Великого Устюга; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы: 


1.Изучение прошлого и настоящего г. Великого Устюга.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном городе.
3. Активизация поисковой деятельности учащихся.
4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
5. Формирование у школьников навыков информационной культуры.
6. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Формы проведения занятий: 
Экскурсия.
Уроки.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «По малой Родине моей»

Принцип программы: 

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном городе.

Содержание программы:

Введение. Краеведение – наука о родном крае. (1час)

Знакомство с планом работы  кружка.

 

Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Город: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

( 2 часа)

Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Содержание Изучение истории Великого Устюга по газетным публикациям и документам краеведов. Термин "культурное наследие" необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образования и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.

В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

Географическое положение Великоустюгского района. (1 час)

Положение района на территории Русской равнины и Вологодской области, его границы. Положение района относительно речных систем и путей сообщения. Влияние географического положения на формирование природы и хозяйства.

Климат края. (1 час)

Факторы ,формирующие климат. Характеристика климатических элементов. Особенности погоды по сезонам, причины её изменений. Тип климата. Влияние климата на другие особенности природы и хозяйственную деятельность человека.

Растительный мир края. (1 час)

Место района в подзоне тайги. Типы растительности и их размещение, лесистость района. Представители растительного мира различных типов растительности, их внешний вид и характерные особенности. Лекарственные растения. Хозяйственное использование лесов, лугов, болот. Охрана растительных богатств района.

 Животный мир края. (1 час).

Представители различных зон и подзон в составе животного мира района. Охотничье-промысловые животные и их численность в районе, особенности внешнего вида отдельных животных, места их обитания. Промысловые птицы, их описание, местообитание.

История моей страны в названиях улиц. (1 час).

Верхний Посад:

 1) Леонтьевский конец 2) Набережная Ильинская. 3) Дресвянка .4) Архангельская.

 5) Здыхальня 6) Овсятина 7) Адов переулок 8) Рождественская  9) Никольская 10) Клин

 11) Здыхальня

 Острожная Осыпь:

 12) Адова улица. 13) Поперешняя. 14) Афанасьевская. 15) Гулыня. 16) Спасская Гулыня.

 17) Голая улица. 18) Выставка.  19) Корчагина.

 Нижний Посад:

 20) Заозерная. 21) Выползово 22) Шашерина 23) Бутырки  24) Георгиевская слобода

 25) Красная слобода 26) Песья слобода 27) Мироносицкое сельцо  28) Петровская

 29) Пушкариха 30) Ленивица 31) Пятницкий конец 32) Сретенская 33) Красносельская

 34) Дымковская слобода

 Площадей было пять: Соборная, Варварская, Вознесенская, Мироносицкая и Петровская. На всех этих площадях, по улицам и переулкам было всего 1093 двора.Итоговые занятия.4 часа.

История Великого Устюга в XII-XVII веках. (2 часа)

Дославянское население края.Освоение нашего края славянами в VI-XI веках. Первые торгово-ремесленные поселения. Христианизация края. Край в составе Древнерусского государства. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII веках. История образования Великого Устюга. Земли Великого Новгорода и княжеств Владимиро-Суздальской земли. Край под ордынским игом. Удельные княжества на территории края. Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Включение земель края в состав единого Русского государства. Развитие сельского хозяйства в XIII-XIV веках. Промыслы. Ремесло и торговля. Первые монастыри и городские храмы в крае. Монастырская колонизация. Великоустюгские святые. Формирование основ быта и культуры . Летописание. Деревянное и каменное гражданское и храмовое зодчество. Иконописные памятники.

История Великого Устюга в XVIII-XIX веках. (2 часа)

Северная война и Великий Устюг. Общественная жизнь в Вологодском крае в XVIII веке. Землепроходцы и мореходы Великого Устюга и их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока. Образование новых монастырей.  Художественные промыслы. Первые школы и училища. Архитектура Великого Устюга в XVIII веке. Отражение общероссийских реформ в области управления, суда и полиции в системе местных органов власти. Аграрные реформы 1860-х годов. Развитие местного самоуправления . Основные направления деятельности земств .Устюжане  на защите Отечества. Политические ссыльные в Великом Устюге в XIX веке.

История Великого Устюга в начале XX века. (2 часа)

Экономическое развитие Устюга:  земледельческое производство, промышленно-торговые занятия населения, мануфактурное производство. Появление фабричной промышленности. Дворянское предпринимательство. Великоустюгское купечество. Появление новой социальной группы рабочих.

Общественная жизнь Устюга в начале XX века. Политическая ссылка. Революция 1905-1907 годов. Политические партии . Выборы в Государственную думу. Влияние Первой мировой войны на экономическую и политическую жизнь города.

Храмы и монастыри Великого Устюга в XII -  начале XX века. (8 часов)

 Михаило-Архангельский мужской монастырь. Собор Михаила Архангела в Михаило-Архангельском монастыре        . Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Михаило-Архангельском монастыре. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Михаило-Архангельском монастыре. Церковь Преполовения Пятидесятницы в Михаило-Архангельском монастыре(Киприяновская церковь). Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище ( Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня на Соборном дворище) .Собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном дворище. Церковь Алексия, митрополита Московского, на Соборном дворище.Церковь Антония и Феодосия Печерских        . Церковь Богоявления Господня на Соборном дворище( Церковь Власия, епископа Севастийского, на Соборном дворище) Церковь Вознесения Господня на торгу. Церковь Всех Святых на Красной Горе        Церковь Георгия Победоносца                 1734Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе.Церковь Жен Мироносиц.        Церковь Илии Пророка. Церковь Николая Чудотворца(Церковь Николы Гостиного; Церковь Николы Гостунского). Церковь Параскевы (Пятницы). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Красной Горе. Церковь Преображения Господня Спасо-Преображенского прихода. Церковь Сергия Радонежского. Церковь Симеона Столпника в Дымковской слободе .Церковь Сретения Господня Спасо-Преображенского прихода.        Церковь Сретения Иконы Божией Матери Владимирская в Великом Устюге. Церковь Стефана, епископа Великопермского. Часовня Покрова. Часовня Серафима Саровского. Пресвятой Богородицы на Красной Горе.

                

История Георгиевского прихода Великого Устюга.(12 часов)

История Георгиевского прихода Великого Устюга на основе библиотечных материалов.

История Георгиевского прихода Великого Устюга на основе архивных материалов. Обработка собранного материала. Создание презентации.

 Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания о родном городе; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание презентации «Монастыри и храмы Великого Устюга».

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Тематический план

Темы занятий

Кол-во

часов

1

Введение. Краеведение – наука о родном крае.

1

2

Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района.

Легенды и предания о родном крае. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Физико-географическая характеристика района.

Географическое положение. Климат края.

Растительный мир края.

 Животный мир края

4

4

История моей страны в названиях улиц.

1

5

История Великого Устюга в XII-XVII веках

2

6

История Великого Устюга в XVIII-XIX веках

2

7

История Великого Устюга в начале XX века

2

8

Храмы и монастыри Великого Устюга в XII-XVII веках

2

9

Храмы и монастыри Великого Устюга в XVIII-XIX веках

3

10

Храмы и монастыри Великого Устюга в начале XX века

3

11

История Георгиевского прихода Великого Устюга на основе библиотечных материалов

3

12

История Георгиевского прихода Великого Устюга на основе архивных материалов

3

13

Обработка собранного материала

4

14

Создание презентации

2

Заключение: 
Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Историческому краеведению

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Система исторического краеведения в современной школе

Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе с использованием местного материала...

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...