Амет-Хан Султан-летчик из легенды
презентация к уроку по краеведению на тему

МБУ "ЦИМСОО"

Амет-Хан Султан-летчик из легенды

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon privetnoe_amet-han_kanar_mumine_10kl.ppt905.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Летчик от Бога » - Амет - Хан Султан Канар Мумине Исметовна 10 класс МОУ «Приветненская школа» г.Алушты Гафарова Эльмира Мамбетовна 5.11.2015

Слайд 2

Амет-Хан Султан Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.

Слайд 3

Семья Амет-Хана Султана.

Слайд 4

Война В Великой Отечественной войне. Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «Харрикейны». С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Слайд 5

Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля

Слайд 6

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

Слайд 7

В октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Слайд 8

В июне 1942 года, летая на "Харрикейне", Амет-Хан Султан сбил 2 вражеских истребителя Ме-109 (оба в районе Елец - Липецк). В конце июня 1942 года, когда 1400 фашистских машин были брошены на поддержку крупнейшего наступления немецких войск на Воронеж, генерал-майор Хрюкин, формирует 8-ю Воздушную армию из истребительных полков, уже имеющих боевой опыт. 4-й полк такой опыт имел и его перебрасывают из Ярославля под Елец, а пилотов срочно переучивают летать на новых, маневренных и хорошо вооружённых "Яках". В августе 1942 года 4-й авиаполк, в составе которого сражался Амет - Хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7А и одержав в августе-сентябре несколько побед (так, 7 сентября сбил Ме-109), Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца. Отличительным природным качеством Амет-Хана было орлиное зрение - он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию и начать успешную атаку. Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при переучивании на новый самолёт.

Слайд 9

Як-7А лейтенанта Амет-Хана Султана.

Слайд 10

Со слов друзей. "Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде. Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в 1942 году, он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастёрку из довоенного коверкота и вечный, казалось, не снимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.

Слайд 11

Последний воздушный бой. Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190». Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Слайд 12

Послевоенная карьера После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас. Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность[источник не указан 238 дней] (в анкетах он указывал, что он — татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

Слайд 13

Послевоенная карьера За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания. В 1951—1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Слайд 14

«Заслуженный лётчик-испытатель СССР» 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 15

Награды 2 медали «Золотая Звезда» 3 ордена Ленина 4 ордена Красного Знамени Орден Александра Невского Орден Отечественной войны 1 степени Орден Красной Звезды орден «Знак Почёта» медали

Слайд 16

Память. Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане. Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник — лётчик, стоящий на крыле Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале. Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды.

Иллюстративный материал к уроку литературы в 5 классе "Мифы и легенды"....

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

"Пилот от Бога. Памяти Амет Хан Султана"

Сценарий проведения  внеклассного мероприятия посвященного  Дважды Герою Советского Союза ,летчику-испытателю Амет Хан Султану.  В данной разработке использованы  архивные документ...

Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"

Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....

Классный час "95 лет со дня рождения Амет-хана Султана"

      Мероприятие, посвященное дважды герою Советского Союза, летчику-испытателю Амет-хану Султану...

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...

Проект на тему: «Помним героев войны и победы Амет- Хан Султан»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИРЕСПУБЛИКИ КРЫМГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат...