Конспект кружкогого занятия "Юные исследователи" в 5 классе
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Перова Вера Евстафьевна

Это занятие - коллективная игра-исследование на тему «Развитие народных промыслов в Горномарийском районе».

Оно разработано с целью ознакомления  обучающихся с методикой организации учебных исследований и  развития навыков исследовательской деятельности, формирования первичных навыков проведения самостоятельных исследований.

Занятие с презентацией разработано для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. Исследование проводится в группах по пять человек + 1 консультант-старшеклассник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_31.03.2016g.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка

 "Основы исследовательской и проектной деятельности"

Тема занятия: Методика проведения исследования. Коллективная игра-исследование «Развитие народных промыслов в Горномарийском районе».

Класс: 5  

Учитель: Перова Вера Евстафьевна

Методическая цель занятия. Познакомить обучающихся с методикой организации учебных исследований.

Цель занятия. Развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

УУД, формируемые на занятии:

Личностные – формирование умений работать с информацией, воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности.

Регулятивные – определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Развитие творческого, критического мышления.

Познавательные – выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные -  оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группах.

Оборудование. Компьютер, мультимедиа проектор, экран, папки исследователей, листы бумаги, презентация. Выставка старинных марийских изделий «Народные изделия как эхо прошлых веков».

Данное занятие с презентацией разработано для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. Исследование проводится в группах по пять человек + 1 консультант-старшеклассник

Ход занятия:

I. Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ: Добрый день, уважаемые гости и дорогие юные исследователи! Начинаем очередное заседание научного кружка. В целях достижения качественных результатов сегодня работаем в группах, в каждой группе есть консультанты - ваши старшие друзья – Настя, Ирина и Яна. К ним можно будет обратиться за помощью, если возникнет острая необходимость.

УЧИТЕЛЬ: «Душа народа, жизнь и быт, его культура и обряды, его ремёсла и наряды – в чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым, всё это отголоском отзовётся и близким станет и родным».

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что исследовать?

Ученик: Наверное, какие-либо старинные предметы.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, сегодня мы обратим наше внимание на предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. А как вы думаете, что должен знать начинающий исследователь?

Ученик: Каждый исследователь должен хорошо знать термины.

УЧИТЕЛЬ: Да, действительно это так. Давайте проверим, знаем ли мы их?

Задание №1.  Все три команды получают на листе бумаги одинаковые вопросы (их всего 9). Членам команды необходимо найти соответствие терминов определениям. Консультанты проверяют правильность выполненного задания, капитаны команд выбирают того, кто должен озвучить ответы.  Правильный вариант на слайде.

Найдите соответствие:

  1. Что такое исследование?
  2. Что такое тема исследования?
  3. Что такое цель исследования?
  4. Что такое задачи исследования?
  5. Объект исследования?
  6. Предмет исследования?
  7. Что такое актуальность исследования?
  8. Что такое гипотеза?
  9. Метод исследования?

(Для последующей работы в группах терминологический словарик предоставляется в напечатанном виде для каждой команды).

Исследование – это поиск новых знаний, вид деятельности человека 

Тема исследования – краткое выражение содержания исследования в виде заглавия.

Цель исследования - конечный результат проведенного исследования.

Задачи исследования – конкретные действия, которые нужно выполнить для достижения цели.

 Объект — общее явление или свойство, взятое исследователем для изучения.

 Предмет исследования — часть явления или одно из свойств, которое изучает исследователь.

Актуальность темы исследования - значимость исследования на сегодняшний день.

Гипотеза – научное предположение.

Методы исследования - способы, приемы, при помощи которых проводится исследование.

УЧИТЕЛЬ: Безусловно, исследователю будет легко, если он знает, что обозначает тот или иной термин. Но также важно, если он будет любознательным, сообразительным, внимательным.

А проверит вашу внимательность старший научный сотрудник этнографического музея под открытым небом Зинаида Ивановна Савинова.

 ЭТНОИГРА «Что? Где? Когда?»

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Всякое умение трудом дается. И всякое дело имеет начало и конец.  А теперь вспомним, что еще нужно знать, чтобы исследовать что-то?

Ученик: Я считаю, что любое дело имеет начало и конец. Чтобы достичь поставленной цели, нужно в исследованиях идти по порядку.

УЧИТЕЛЬ: Да, всегда к поставленной цели нужно идти последовательно, шаг за шагом. Нужно знать АЛГОРИТМ. А каким он должен быть?

Ученик: Любой желающий ученик называет ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:

  1. Тема исследовательской работы
  2. Цель исследования
  3. Задачи исследования
  4. Предмет изучения. Что я хочу изучить?
  5. Методы исследования
  6. Актуальность исследования
  7. Источники информации
  8. Результаты исследования

УЧИТЕЛЬ: Каждый этнический предмет – это свидетельство старины глубокой. В этих предметах концентрируется вековая народная мудрость. Современный человек в своей обыденной жизни не замечает многих вещей, которые его окружают. Почему это происходит? Наверное, потому что темп жизни другой, более динамичный. Наверное, потому что появляются новые материалы для изготовления предметов быта – пластик, пластмасса, оргстекло и т.п.

Задание №2.  Давайте, ребята, обратим наше внимание на предметы старины, которые собраны на нашей выставке. Эти вещи являются уникальными. Их изготовили мастера, кустари. Что вы знаете о них? ЧТО ЭТО?

 (На обсуждение выставлены предметы, изготовленные народными умельцами: изделия из дерева (лыко, береста, ивовые прутья) корзины, шкатулки, сундучки, вазы, ложки, лапти; изделия из кожи- сапоги, бахилы, сумка охотника, уздечки; элементы женской одежды – горномарийский пояс, запон, вочыгач-наплечники).

Ответы учеников из каждой группы о каком-либо изделии (по 1 человеку из команды).

Отвечает та команда, которая выходит по считалке. (Считалка на горномарийском языке).

«Ши куку, ши куку,

 шиака да виака,

той, той, той маклака,

 куку игы лакок!»

УЧИТЕЛЬ: Да, предметам, которые сегодня находятся на выставке, можно найти применение. Давайте дадим общее название этой выставки.

Итак, тема нашего коллективного, но самостоятельного исследования –

«Изделия народных мастеров как эхо из прошлого».

Задание №3. Самостоятельная работа в группах.  Итак, команда выбирает из выставки тот предмет, который их больше интересует, и по алгоритму проводит исследование. (Выступает та команда, которая закончит исследование первой).

Алгоритм действий команд:

Капитан команды распределяет обязанности между членами команды

  1. Определяют тему исследования
  2. Определяют цель
  3. Определяют задачи
  4. Определяют предмет
  5. Определяют методы
  6. Определяют актуальность
  7. Определяют источники. (Где можно собрать информацию).
  8. Готовят выступление по результатам исследования.

 1 команда –  изделия из дерева:  корзины (Николаева Настя)

2 команда- элементы марийского народного костюма: женский головной убор - шарпан (Радюкова Яна)

3  команда – изделия из кожи:  женские кожаные сапоги. (Тихомирова Ира)

УЧИТЕЛЬ:

Примерные результаты исследований команды №1 (Направление «Изделия из дерева»). Консультант группы: Николаева Анастасия, 11 кл.

  1. Тема исследования: Плетеные изделия из ивовых прутьев
  2. Цель исследования: Изучить ремесло горных марийцев – изготовление изделий из ивового прута.
  3. Задачи исследования:

- изучить литературу по теме, найти материалы из Интернет-ресурсов;

- обратиться к сотрудникам этнографического музея за информацией;

- вести поиск мастеров на рынке города Козьмодемьянска;

- составить вопросы для интервьюирования местных умельцев;

- составить маршрутный лист этнографической экспедиции по населенным пунктам Горномарийского района с целью установления встречи с современными мастерами;

- научиться плести простые плетеные изделия.

      4. Предмет исследования: процесс изготовления плетеных изделий из ивовых прутьев

      5. Методы:

Ведем сбор материала из книг, газет и журналов, Интернета, музея.

Ищем и находим мастеров, беседуем с ними и записываем их рассказы.

Фотографируем изделия и мастеров.

Полученные результаты описываем, анализируем, оформляем в виде презентации.

      6. Актуальность исследования: 

Мы считаем наше исследование актуальным, так как считаем, что плетеные изделия являются красивыми, удобными, в них продукты хранятся лучше, чем в пластиковой таре, и они являются безвредными.

      7. Источники исследования. Для исследования темы можно использовать книгу «Основы художественных промыслов народа мари». Одним из авторов этой книги является наш учитель – Перова В.Е. Из этой книги можно узнать о заготовке и хранении прутьев, о том, какие инструменты нужны для работы и каков порядок плетения корзинки для ягод.

Примерные результаты исследований команды №2 (Направление исследования – «Марийский народный костюм»). Консультант группы: Радюкова Яна, 10 кл.

  1. Тема исследования: «Старинные головные уборы марийских женщин»
  2. Цель исследования: Исследовать, какие головные уборы носили марийские женщины в старину.
  3. Задачи исследования:

- найти информацию по теме из книг и Интернета.

- обратиться в музеи города по данной теме.

- составить вопросы и опросить людей более старшего возраста (бабушек, прабабушек) по теме исследования.

      4. Предмет исследования: Шарпан – головной убор горномариек.

      5. Методы исследования:

- В библиотеках ведем поиск информации по теме исследования.

- Ищем информацию в Интернете.

-Беседуем с родителями, бабушками, записываем полученную информацию.

- Фотографируем найденные результаты.

-Оформляем полученные результаты в виде реферата или презентации.

      6.  Актуальность исследования:

Мы считаем наше исследование важным и актуальным, потому что этот предмет для нас не был знаком. Если мы узнаем об этом предмете больше, расширим свой кругозор. Мы можем поделиться своими знаниями с другими. Чтобы вышить этот головной убор, нужно было потратить много времени. Шарпан вышит красиво, аккуратно. Работа, выполненная мастерицей говорит о том, что марийские женщины были очень трудолюбивыми.

  1. Источники исследования:

Чтобы узнать, какие головные уборы носили марийские женщины в старину, можно использовать книгу Тамары Молотовой «Марийский народный костюм».

Здесь можно прочитать информацию о том, что основным головным убором девушек был платок, а замужние женщины носили головные уборы четырех типов:

ШЫМАКШ, СОРОКА, ШАРПАН+НАШМАК, ПЛАТОК с ВЫШИВКОЙ.

Примерные результаты исследований команды №3 (Направление исследования – «Предметы быта, изготовленные из кожи»). Тихомирова Ирина, (10 кл.)

  1. Тема исследования: «Старинные изделия из кожи: обувь»
  2. Цель исследования: Определить особенности изготовления бахил у горных марийцев.
  3. Задачи исследования:

- изучить музейные экспонаты, архивные материалы и Интернет- ресурсы по теме исследования;

- составить вопросы для опроса местных жителей;

      4. Предмет исследования: Женские и мужские сапоги, изготовленные из шкур животных.

      5. Для решения поставленных задач мы выбираем следующие методы:

- находим литературу в библиотеке, изучаем ресурсы Интернета;

- встречаемся с сотрудниками музея и беседуем с ними, записываем информацию,

- проводим фотосъемку,

- оформляем работу в форме презентации или реферата.

     6. Актуальность исследования: тема исследования для меня является актуальной, потому что не знаю, какую обувь, кроме лаптей носили жители района в старину. Я считаю, что жители нашей республики в прошлом изготавливали одежду ручным способом. Она была индивидуальна. Нужно знать о том, как жили наши предки, поэтому наше исследование актуально.

   7. Источники исследования: Для того чтобы начать исследование по данной теме, необходимо сделать подборку литературных источников о изготовлении кожаных изделий, составить вопросы для анкетирования, найти материал в Интернете, обратиться в музей.  О том, какую обувь носили в старину, можно прочитать в книге Тамары Молотовой «Марийский народный костюм». Обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую, кожаную, шерстяную. Оказывается, будничные лапти плелись из 7 лык, а праздничные – из 9. Кожаную обувь и валенки имели только люди побогаче. Носили их только в праздники. Сапоги (кем) были необычны: нижняя часть голенища собрана в гармошку.

Презентация ученицы: Представление исследовательской работы победителя республиканской конференции «Корифеи», победителя XII Всероссийской межвузовской конференции в Сочи, ученицы 11 класса Насти Николаевой на тему «Необычные названия марийских деревень Республики Марий Эл».

IV. Рефлексия.   УЧИТЕЛЬ: Исследовательская работа - мощный источник познания и раскрытия творческого потенциала человека. Я думаю, что мы не остановимся на достигнутых результатах и будем двигаться дальше. Мыслители прошлого говорили: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

М. Горький (русский и советский писатель)

Домашнее задание: Из данных высказываний выберите то, которое вам больше нравится. Спишите,  обсудите с родителями, поразмышляйте.

Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

Монтень (французский философ)

То, что мы знаем, — ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно.

Лаплас (французский математик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

Конспект урока в 7 классе Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые.

Тема: класс Двудольные. Общая характе­ристика класса. Семейства: Кресто­цветные, Бобовые, Пасленовые.Цель: изучить классификацию и систематику растений класса Двудольные (семейства Крестоцветн...