Экскурсия на тему "Фронтовые письма"
материал по краеведению (10 класс) на тему

Экскурсия "Фронтовые письма" подготовлена на муниципальный конкурс "Председатей Совета музеев общеобразовательных учреждений" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frontovye_pisma_ekskursiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтовые письма

(Мини – экскурсия по лучшей находке 2016 года)

Фронтовые письма – письма строгие,

Берегутся каждою семьёй,

И с годами выцвели все строки их,

Не одной задетые судьбой.

                                                                                            Вениамин Бутенко

  1. Вступление

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков.

У меня в руках фронтовые письма… Письма с войны.  Эти письма старше нашей Победы. Им более 70 лет. А писал их рядовой солдат Великой Отечественной войны Кулажский Иван Дмитриевич. Письма пережили своего автора. В школьный музей письма передала его родственница Лебедева Валентина Николаевна.

 Написанные ровным почерком, карандашом, письма пожелтели и состарились от времени. Тот, кто писал их, не был уверен, что они увидят свет. И всё-таки под свист пуль и осколков спешил солдат поведать о своих чувствах и мечтах самым дорогим людям: письма адресованы маме Елене Яковлевне Кулажской. Она жила в селе Далисичи Суражского района. За годы войны Елена Яковлевна получила от сына много письма, а вот 1945 только два.  Это было время, когда наша армия гнала фашистов с родной земли. Солдаты наступали. Они верили в победу.

  1. Основная часть

С волнением я, …   …, беру эти ветхие листики и читаю.

Письмо первое: «Здравствуйте дорогие родные мама Елена Яковлевна! Пишет ваш сын и брат Ваня В первых строках своего письма, я спешу сообщить, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Дорогая мама, передавай привет всем родным и знакомым. Дорогая мама, я сейчас нахожусь в Румынии…Дорогая мама пишите какие у вас новости все подробно  и побольше, потому что я от вас уже получал давно еще в Боброве. У нас тепло, весна, снегу нет. Затем и до свидания….. Ваш сын и брат Ваня. Жму вашу руку и целую всех вас. Жду ответа как соловей лета с гвардейским приветом ваш сын и брат Ваня. Мой адрес …….

Я вместе с Ваней Бадусевым с Лялич, а Кирсанова  отлучили от  нас.

А вот строки из следующего письма.

17 ноября 1945 г.

 «Меня вчера ранило в правую руку, но ранение легкое, кости не задеты. И я даже не лег в санбат, потому чтобы не разлучили с Ваней. Остальные новости можно услыхать по газетам, что происходит на нашем фронте. Передавайте привет всем родным и знакомым. Затем и до свидания. Жду ответа. Ваш сын Ваня».

В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных

На войне грустил солдат по родному дому. Ждал  писем. Но в условиях войны письма от родных приходили нечасто.

Фронтовые письма бесценны. Они позволяют увидеть войну изнутри. Ведь из маленьких личных войн каждого солдата складывалась война всего народа: люди воевали ради своих близких. Переписка с родными была очень важна для солдата на фронте.

Объем почты, поступавшей на фронт, во время войны был колоссальным - 70 миллионов писем каждый месяц только в действующую армию.

.Письма с фронта... Они шли не в конвертах, на них не было марок.

Они были сложены треугольниками. Треугольники, ставшие символом фронтового письма, родились из-за дефицита бумаги.

Почему письмо-треугольник?

Письмо — треугольник — это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писался на лицевой стороне треугольника. А запечатывание письма и вовсе было бы пустой тратой времени, ибо каждая строчка проходила жесткую цензуру. На обратной стороне письма ставился штамп «Проверено военной цензурой» или « Просмотрено военной цензурой».

Оформление фронтовых писем

Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

  1. Заключение

У каждого из нас своё знакомство с войной. Прикоснувшись к этим письмам, я лучше поняла, что война была тяжелейшей до крови и смерти работой. Она проверяла людей на прочность. И люди достойно выдержали это испытание. Доказательство тому – фронтовые письма, являющиеся свидетелями грозных военных лет.  

Солдатские треугольники… Пожелтевшие от времени листочки... Пройдут века, но эти живые человеческие документы не утратят могучей силы воздействия. Удивительно простые, написанные сердцем, они ярко раскрывают величие подвига, совершенного нашим народом, его любовь к родной Отчизне, стойкость и мужество, скромность и благородство русского солдата.

Итак, ребята:

 

  • Кто автор писем, с которыми мы знакомились?
  • Кому И. Кулажский  их писал?
  • Кем был на войне Иван Дмитриевич Кулажский?
  • Чем необычна судьба автора писем?
  • Что удивило больше всего? Что показалось необычным?  

Спасибо за внимание,  до новой встречи в нашем музее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Экскурсия-отчет по проекту "Фронтовые письма строгие"

Данная экскурсия явилась одним из итогов работы учащихся школы над социальным проектом "Школьная экспозиция", посвященная Дню Победы. В приложении - текст экскурсии и презентация к ней....

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

Урок-экскурсия Письмо солдата

Среди экспонатов музея школы «Связь поколений» находится письмо «Ветерану Великой Отечественной…». Этот предмет относится к разделу «Сороковые роковые» и...