Научно-исследовательские работы учащихся
творческая работа учащихся по краеведению на тему

Исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва
Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

 

 


Научно-исследовательская работа
Тема:


«Ритуалы, связанные с рождением ребенка в тувинском традиционном обществе»

 

 

 

                                                                           Выполнил: ученик 8 класса

                                                     Монгуш Намсе

                                                                            МБОУ Баян-Талинская СОШ

                                                                   

                                                                   Научный руководитель:

                                                                            учитель истории Чымба Д. М.

г. Чадан, 2016г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

  1. Традиционные нормы поведения беременной женщины……………...5
  2. Ритуалы, связанные с рождением ребенка……………………………...6

Заключение…………………………………………………………………...9

Введение

Тыва кижинин байы ажы-толунде.

(Тувинская народная пословица)

Данная тувинская народная пословица говорит о том, что богатство тувинца заключается в детях. «Тувинец безгранично любит свое дитя. На земле предков останутся продолжать род дети. На языке предков будут говорить они. Традиции предков перенимают дети. Тувинец должен был знать свою родословную до девятого колена. История тувинца начинается от его чада» - так писал М. Б. Кенин-Лопсан.[1]

В тувинском традиционном обществе рождение ребенка всегда считалось праздником. В честь рождения ребенка устраивался пир, радовались. А сам процесс рождения ребенка сопровождался различными ритуалами.

Актуальностью данной темы заключается в том, что все эти ритуалы были забыты с установлением в Туве советской власти. По всей территории Тувы, населенных пунктах постепенно размещались медицинские пункты. Это привело к хорошим результатам, беременные стали рожать в этих пунктах. Но утрачивались традиционные ритуалы, связанные с рождением ребенка, как ритуал приготовления пуповины, закапывания плаценты, наречения имени ребенка. Кроме этого, данная проблема актуальна тем, что в современное время отношения к детям изменилась в худшую сторону: дети в обществе и семье подвергаются насилию, увеличивается количество операции по прерывании беременности и абортов. И для того, чтобы улучшить отношения к детям, нужно сначала изменить мировоззрение людей о детях.

Целью моей работы является изучение ритуалов, связанных с рождением ребенка в тувинском традиционном обществе.

Для достижения своей цели нужно решить следующие задачи:

- изучить нормы поведения беременной женщины;

- изучить ритуалы, связанные с рождением ребенка до XIX в.;

Методы исследования. Описательный метод, который опирается на труды известных ученых России и Тувы. Опрос. При исследовании главным выступает комплексный подход, обусловленный использованием этнографических, исторических и других источников. Также при сборе материала были использованы наблюдение.

Наиболее значимая информация о ритуалах, связанных с рождением ребенка была получена от информанта, жителя села Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна Монгуш Михаила Кызыл-ооловича.

Традиционные нормы поведения беременной женщины.

Тувинские девушки, достигнув брачного возраста, выходят в замуж. Родственники и со стороны девушки, и со стороны юноши с нетерпением начинают ждать первенца. Тувинская женщина может рожать сколько угодно.

Здоровье ребенка, как правило, связана с поведением и здоровьем будущей матери. Беременная женщина должна соблюдать определенные нормы поведения.

Так беременной женщине не разрешалось ездить на коне без седла, потому что считалось, что роды будут тяжелыми. Также ей нельзя брать в руки аркан, а то ребенок может задохнуться. Ночью она не могла выходить из юрты, если было необходимо, то не одна. А главное ей не положено остужать ноги, нервничать, пугаться. Беременная женщина не имела право носить чужую одежду. Кроме того, женщине, ждущей ребенка, не следует выходить ночью из юрты одна, считается, что душа может ее покинуть. Ей не положено поднимать тяжести, выполнять тяжелые работы. Но это не означает, что беременная женщина сидела без дела. Она может приготовить еду, смотреть за детьми, мыть посуду и т. д.

Нормы поведения были не только у беременной, но и окружающих ее людей. Так, женщине, ждущей ребенка, ни в чем нельзя отказывать. Если то, что она просила у кого-то есть, надо дать ей это. Соседки, подруги всячески, старались развлекать будущую мать, так как ей нельзя нервничать и огорчаться. Ночью или днем нужно ее сопровождать.

Кроме вышенаписанных запретов у тувинцев есть народная примета, если беременная женщина будет лизать поварешку, то у нее родится ребенок без волос (лысый).

При приближении родов заранее готовили лошадь, чтобы привести повивальную бабку.

Ритуалы, связанные с рождением ребенка (до начала XX в.)

Рождение ребенка процесс сложный, сопровождающий определенными ритуалами. Когда начинается схватки, родственники посылают человека за повитухой.

В жизни каждого человека повитуха была в числе самых близких людей, и эта связь не прекращалась у кого-то до совершеннолетия, у кого-то до самой смерти. Собственно, миссия повитухи заключалась не столько в принятии родов, сколько в дальнейшем уходе за роженицей и новорожденным в их первые дни (у тувинцев в первые два – три дня). Действия повитухи имели для наших предков ритуальный смысл, им приписывалась очень значительная роль в дальнейшей жизни матери и ребенка. Часто одного присутствия повитухи было достаточно для того, чтобы роды прошли хорошо.

Профессия народной акушерки в традиционном обществе требует большого знания анатомии человека, психологического состояния роженицы. Такое знание и умение выделяет повитуху среди остальных членов общества. Профессия повитухи считалась у многих народов одной из самых уважаемых. Ее присутствие на семейных праздниках считалось хорошим знаком. О ритуальных действиях повитухи мы находим у Л.П. Потапова. По его мнению, принимала ребенка у роженицы опытная старуха или пожилая женщина, которая и перерезала пуповину новорожденного. Эту женщину называли кырган-авай, а тувинцы южных районов Тувы считали ее «приемной матерью». [2]

Повитуха принимала участие в следующем этапе Она же сразу же мыла родившегося ребенка теплым чаем лицо, потом купала его в крепко заваренном чае четыре раза (считали, что чай укрепляет организм и хорошо действует на кожу) и один раз смазывала салом или топленым маслом пах, подмышки и глаза. Такое наблюдается у многих народов мира. Затем повитуха послед ребенка закапывали в юрте в землю под кроватью роженицы. В ямку, вырытую для последа, они клали также кусок бараньего мяса и косточку астрагал (кажык), придавливали все это камнем и потом уже засыпали землей. Этот обряд объясняется, чтобы обеспечить ребенку жизнь и здоровье. Мясо клали для того, чтобы ребенок рос и был физически крепким и здоровым, а косточку – для того, чтобы у ребенка было много сверстников, с которыми бы он играл в косточки (распространенная тувинская игра).[3]

        По мнению Ю. Соломатиной, «в ритуале плаценты прослеживается особый статус повитухи: эксплицитно обеспечивая плодовитость женщине, домашнему скоту, плодородие окружающей местности, она объединяла воедино социальную группу женщин и, возможно, общество в целом. Искусная повитуха – фигура, так или иначе связанная с нижним порождающим центром; является посредником, представляет центр, его «божества» и мифологические персонажи».[4]

        Повитуха у тувинцев также исполняла ритуал приготовления пуповины, которую зашивали в маленький мешочек из шелка и подвешивали к колыбели. Ребенок впоследствии должен называть ее кырган-авай (бабушка).

        У тувинцев в старину на третий день после рождения ребенка устраивался той (пир), связанный с наречением имени. Имя ребенку давал тот человек, который перерезал пуповину, обычно женщина-старуха. Когда ребенок подрастал настолько, что мог ходить, родители везли его в гости к бабушке кырган-авай, принимавшей его при рождении и перерезавшей пуповину. Отправляясь в гости, родители брали с собой араку (молочную водку), мясо и прочие гостинцы. Бабушка принимала гостей и дарила ребенку овцу или козу.

        Мать новорожденного отдаривала повитуху овечьей шкуркой, плиткой чая, куском белой материи и хадаком белого цвета. Белый баран, подаренный младенцу повитухой, ходил в отцовском стаде как собственность младенца, и его не должны резать. Когда баран старел, его забивали на мясо, а вместо него выделяли нового, молодого барана, который считался собственностью ребенка.

        Мальчик или девочка, получившие в подарок при наречении имени белого барана от «второй матери», сохраняли на него свою собственность до брачного возраста, до обзаведения собственной семьей.

        Повитуха также участвовала в обряде первой стрижки волос ребенка в три года, которая прядь волос клала в заранее приготовленный для этого тожественного праздника белый мешочек. Она также должна  была что-либо подарить ребенку. У них было также очень много различных поверий и действий, направленных на сохранение жизни детей, особенно в тех семьях, где дети умирали раннем возрасте. Один из таких способов борьбы с детской смертностью является запрет посторонним входить в жилище (юрту) посторонним людям. Был еще и такой способ борьбы с детской смертностью в отдельных семьях: дать ребенку «плохое» имя. Родители полагали, что такое имя не привлечет внимания злых духов к ребенку.

Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.

        

Заключение

У тувинцев есть самобытная культура. Существуют различные поверья, обряды, ритуалы, касающихся всех сторон жизни. Особого внимания уделяли обрядам, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. В детях тувинцы видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.

На сегодняшнее время такие суеверные предписания, как обмазывание лба ребенка  сажей, если вечером его должны вынести из дома; запрет беременной женщине шить еще существуют. А вот ритуал приготовления пуповины начинает исчезать. Самое интересное то, что ритуал захоронения последа заново возрождается. В настоящее время в родильных домах дают послед родственникам рожавшей женщины, если они захотят. Так мой дедушка Монгуш М. К. провел этот ритуал в прошлом году. Такие случаи на сегодняшнее время встречается часто.

Очень популярны были у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки  после рождения ребенка и первая стрижка волос ( хылбык дой). Этот праздники перестали провести в советское время, а в настоящее время возрождается. Люди чаще стали праздновать вот эти праздники.

Изучив, ритуалы, связанные с рождением ребенка, пришел к выводу, что все эти обряды, ритуалы, запреты показывали любовь и заботу к детям. Кроме того, можно сказать, что они способствовали появлению чувства долга, любви и уважения к детям, так как этим нормам поведения, обрядам тувинцы обучали своих детей с малых лет. То есть  тувинец с детства знал, что дети – это святое, самое дорогое в жизни человека, и поэтому их защищают от других, злых духов. И я считаю, что вот об этих традициях нужно дать всем понять, и потом уже люди начинают осознавать, что дети – это главное в жизни, уменьшается количество насилий против детей.

Список использованных источников и литературы

  1. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006. – С. 155.
  2. Кенин-Лопсан М. Б. Тыва хамнарнын алгыштары: Фольклор. – Кызыл, 1992. – 224 ар.
  3. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев. – Кемерово, 2006. – 320 с.
  4. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969. – 402 с.
  5. Соломатина С.Н. Символическая культура тувинцев (Дом. Женские ритуалы). Автореферат на соиск. уч. ст. к.и.н. – СПб., 1997.

Информаторы:

  1. Хомушку Айляна Сукпак-ооловна, 1972 г. р., урожденная местности Эрги-Барлык  Барун-Хемчикского района. Мастерица по изготовлении тувинской традиционной одежды.
  2. Монгуш Михаил Кызыл-оолович, 1943 г. р. , урожденный местности_Баян-Тала. Пенсионер.

   


[1] Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006. – С. 155.

[2] Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969. – С. 263.

[3] Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969. – С. 268.

[4] Соломатина С.Н. Символическая культура тувинцев.  – СПб., 1997. – С. 9



Предварительный просмотр:

МБОУ Баян-Талинская СОШ 

 


Научно-исследовательская работа
Тема:


«Детские игры в тувинском традиционном обществе»

 

 

 

                                                                           Выполнил: ученица 11 класса

                                                     Монгуш Айыраа

                                                                            МБОУ Баян-Талинская СОШ

                                                                   

                                                                   Научный руководитель:

                                                                            учитель истории Чымба Д. М.

г. Чадан, 2013г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Тувинские традиционные детские игры

  1. Игра в «Кажык»………………………………………….………......4
  2. Игра «Тевек»…………………………………………………………4
  3. Игра «Согур-аза»…………………………………………………….5
  4. Игра «Чадыр»………………………………………………………..6

Глава II. Практическая часть

        2.1. Результаты опроса «Тувинские традиционные детские игры»……8

Заключение ………………………………………………………………………9

Список использованных источников и литературы ……………………...10

Приложения……………………………………………………………………..11

        

                

        

Введение.

        В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображение, памяти, интеллекта, физических данных, силы, выносливости. Так игра «тевек» (почекушки) развивает ловкость, выносливость, тренирует ноги. А для развития речевых навыков, памяти, движений, ума детей с 7-8 месяцев играли игры с пальцами рук.

        Игра аскак – кадай развивает  речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции. Это полезно и для физического, и для психического здоровья.

Актуальность данной темы объясняется тем, что в последнее время тувинский народ утрачивают свою традиционную культуру. Нынешнее время дети не играют в тувинские игры, а некоторые вообще не знают о таких играх. Некоторые из тувинских игр, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев или изменились в соответствии с новымобразом жизни. На их место пришли новые игры такие как волейбол, баскетбол, теннис и т. Д.

Цель: изучить правила проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков  играть в тувинские народные игры.

Для реализации поставленной цели мною необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть правила проведения тувинских национальных игр
  2. Провести исследование, чтобы узнать судьбу тувинских игр на современном этапе.

Объектом исследования является тувинские традиционные игры.

Предметом исследования является тувинские детские традиционные игры и их развитие на современном этапе.

Глава I. Тувинские традиционные детские игры.

  1. Игра в «кажык».

Игра в кости у тувинцев была самой распространенной. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. В «кажык» начали играть уже в древности, об этом свидетельствуют археологические раскопки на территории Тувы.[1]

Самой распространенной игрой с помощью астрагалов является конные скачки с помощью Астрагалов (кажык-биле аът чарыштырары).

        В этой игре может играть несколько человек. Для этого необходимо иметь ровную доску и много астрагалов (50-80 штук). Из числа астрагалов выбирают четыре астрала – «сага кажыктар». А каждый игрок выбирает для себя один астрагал в качестве своего «коня». После этого остальных костей поставят на одну линию. А игроки поставят своего коня на старте, то есть на одном конце линии из астрагалов.

        Как начинается игра? Игроки поочередно бросают четыре сага-кажык и если у кого из них попадет одна сторона астрагала, так называемая «аът», он движет своего «коня» вперед. Победит тот игрок, который первым пришел на другой стороне.

  1. Игра «тевек».

Эта игра была широко распространена в Туве. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают «тевек» ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти или из шерсти сарлыка.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры.  В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, «работая» ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю.  Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали  к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые «ловкачи»  могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении  проводится концовка игры, названная «човадыр» (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта «операция» продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.[2]

  1. Игра «Согур-аза» или «Аскак-кадай».

В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак – кадай – хромая ведьма.

Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт), авазы (мать), и дети.

Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:

-У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.

Услышав это  черт спрашивает у матери:

-Что за тобой?

-Это мой когээржик ( кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).

-За когээржиком что?

-Тень моего когээржика.

-За тенью твоего когээржика?

-А там мои дети!

 - Если дети, - говорит черт, - я их съем.[3]

После этого черт выскакивает и кидается, чтоб кого – нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит.

  1. Игра «чадыр».

Как мы уже знаем тувинцы были потомственными скотоводами и наездниками и им важно иметь сильные и ловкие пальцы, руки, так как им часто приводится распутывать сбрую, веревки.

Развитию пальцев способствуют многие тувинские игры. Почти всегда они сопровождаются диалогом (Матпаадыр, Чадыр). Одна из наиболее распространенных игр этого типа - «Шалаш» («Чадыр»).

В нее играют не только малыши, но и подростки (самостоятельно); иногда взрослые затевают эту игру с детьми.

Один из игроков (по желанию) делает из пальцев рук «шалаш». Для этого он соединяет кончики направленных вверх пальцев рук. Пальцы и ладони разведены так, чтобы получился «шалаш», в который снизу может войти кулак второго игрока (Приложение 1).

Второй игрок показывает на «шалаш» и спрашивает:

- Что это у вас?

- Это мой золотой дворец.

Показывая на соединенные пальцы, второй игрок задает вопрос:

- Что это у вас?

- Это комнаты моего золотого дворца.

Показывая на каждую «комнату» (пару соединенных пальцев) по очереди, снова спрашивает:

- Можно ночевать в этой комнате? Каждый раз ему отвечают отказом.

Разрешение получает в последней «комнате». При этом «хозяин» спрашивает:

- Зачем пришли?

- Табунщики убили зайца, и я хотел попросить котел, чтобы сварить его мясо.

- Если моя злая собака пустит, возьми.

Тогда гость вводит снизу свой кулак в «шалаш» и со словами «можете ли поймать меня?» («тудуп алыр шаан бар бе?») старается вырваться из «шалаша» вверх, расцепив пальцы. «Хозяин» пытается удержать «гостя» сомкнутыми пальцами. Выигрывает тот, кто достиг своей цели.

Глава II. Практическая работа.

  1. Результаты опроса «Тувинские традиционные детские игры».

В настоящее время тувинцы, то есть молодое поколение утрачивают свою традиционную культуру, а именно правила тувинских игр. В них играют или о них вспоминают лишь во время национальных праздников. А детские традиционные игры почти забыты. На их место пришли новые компьютерные игры и игры с игрушками, современные спортивные игры.

Чтобы узнать о развитии традиционных детских игр, мною был проведен опрос «Тувинские традиционные детские игры» (Приложение 2) среди детей в возрасте 10-12 лет. В опросе участвовали всего 30 детей.

В результате пороса на вопрос «играли ли они в игру кажык» ответили положительно 19 человек из 30.

На второй вопрос о правиле  игры в тевек ответили «да» 9 чел. из 30.

На третий вопрос о игре Аскак-Кадай 3 чел. ответили «да», 1 чел. – нет, а остальные дети никогда не играли в эту игру.

А правили игры «шалаш» никто не знает.  

Заключение.

Тува - край гор, покрытых хвойными лесами, и сухих степей. Климат резко континентальный. Главные исконные занятия местного населения - скотоводство и охота. Это отразилось и на содержании тувинских народных игр. У тувинцев очень много разнообразных игр в кости (кажык).

Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Мною было рассмотрено лишь частичка тувинских традиционных детских игр.

В этой исследовательской работе я попыталась дать оценку развитии тувинских традиционных детских играх в настоящее время. И для этого проведен опрос среди детей 10-12 лет. Результат был не лучшим. Почти большая половина опрошенных не знают или никогда не играли в «кажык», «тевек», «Аскак-кадай», «Чадыр». Это свидетельствует о том, что современные игры (волейбол, баскетбол, компьютерные игры и т. д.) вытесняют традиционные игры (Приложение 3).

После получения результата опроса пришла к выводу, что необходимо возрождать традиционную культуру. А для этого взрослые должны научить играть в эти игры не только в праздники, но и в повседневной жизни.

Список использованной литературы.

  1. Самбу И. У. Тыва оюннар: тогу этнографтыг очерк. – Кызыл, 1992. 112 ар.
  2. Онгай-оол Ч. А.  День тувинских национальных игр. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota
  3. http://km-ayas.tuvasadik.ru/files/2013/01/Salaalar-bile-oyunnar.docx
  4. Хоз-оол Н. Тевек.http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/den-tuvinskikh-natsionalnykh-igr

Приложение 1.

Рис. 1 Шалаш

Игра «Чадыр».

        

        

Приложение 2.

Тувинские традиционные детские игры.

1.Вы когда-нибудь играл в игру «кажык»?

а) да                            б) нет                          в) о них не слышал

2. Вы знаете правила игры «Тевек»?

 а) да                            б) нет                          в) о них не слышал

3. Вам нравится играть в игру «Аскак-кадай»?

а) да                            б) нет                          в) никогда не играл

4. Как играют игру «Шалаш»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Приложение 3.

Результаты опроса.

Номер вопроса

Ответ «да»

Ответ «нет»

Ответ «никогда», «не знаю»

1

19

11

2

9

21

3

3

1

26

4

30


[1] Самбу И. У. Тыва оюннар: тогу- этнографтыг очерк. – Кызыл, 1992. С. 64.

[2]Онгай-оол Ч. А.  День тувинских национальных игр. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota

[3]Самбу И. У. Тыва оюннар: тогу этнографтыг очерк. – Кызыл, 1992. С. 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Формирование научно-исследовательских навыков у учащихся

     Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Чтобы научить детей добывать знания самостоят...