Рабочая программа по краеведению "Юные музееведы"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

Образовательная программа краеведческого направления Решение проектных задач «Юные музееведы» Основное общее образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunye_muzeevedy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию МО «Аларский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутуликская средняя общеобразовательная школа

                                       

Образовательная программа

краеведческого направления

Решение проектных задач

«Юные музееведы»

Основное общее образование

                                                     Согласовано:                                  Утверждено:

                                                     Заместитель                                    Директор школы

                                                     директора по НМР                         Санжихаева О.Д._________

                                                     Буентуева Л.А.___________          Приказ №______________

                                                                                                             от_____________________

                                                                   

   

2016 -2017г.г.

Пояснительная записка

       В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Аларской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне.

    Данная программа- обобщение многолетней систематической работы по краеведению.

Образовательная программа детского объединения «Юные музееведы» направлена на изучение территории Аларского района, проводимого на научной основе. Объектами изучения являются социальное, историческое и культурное развитие Аларского района. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.

           Реализация данной программы позволит учащимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, приобрести навыки общения, культуры поведения в общественных местах, а также оценивать наследие предков.

      Краеведение – это одно из важнейших средств связи обучения с практикой.

 На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, материал по социально – экономическому, культурному развитию края в комплексе не повторяя  школьной программы.

Занятия рекомендуется поводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, сообщений, творческих работ, внеклассных мероприятий, диспутов, дискуссий и т. д. Достаточно много времени отводится на сбор, анализ, систематизацию   материала для написания  исследовательских работ.  Кроме того, предусмотрены  различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, работа в архиве, библиотеках, музеях.  Учитываются интересы детей к выполнению творческих заданий, оказывается помощь при их выборе и выполнении.  При этом большая роль отводится  индивидуально – личностному подходу.  Обучающимся  предлагается выбирать задания по желанию  из ряда предложенных.  В процессе изучения каждой темы будет проводиться  отслеживание у обучающихся уровня усвоения знаний при помощи  системы  творческих работ, тестовых заданий, вопросников,  викторин и проч.          

 В программе запланировано участие обучающихся в научно – практических конференциях, проводимых в школе, районе, области.  К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив  знания по истории своего края,  готовятся и выступают с лекциями,  сообщениями, докладами  на уроках истории, географии, конференциях, проводят экскурсии по памятным историческим местам.

Актуальность программы заключается в том, что сейчас, как никогда назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, истинного патриота, бережного отношения ко всему, чем богат родной край. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений.

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся при изучении своей малой родины.

Цели программы: 

1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры;

2. Познакомить учащихся с историко-культурным наследием Аларского района Иркутской области;

3. С помощью вне учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению истории родного края, воспитание творческой личности;

4. Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности.

5. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.

Задачи программы:

  1. Познакомиться с историей своего рода, семьи, школы, поселка;
  2. Изучить символику края, области;
  3. Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.
  4. Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.

Возраст детского объединения:  (8 класс).

Форма проведения занятий в объединении: индивидуально-групповое обучение.

Режим занятия: общее количество часов-34 в год. 1 занятие в неделю по 1 часу.

      В программе кружка рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

Изучение родословной;

Историческое краеведение. Изучение истории края.

Топонимика окрестностей поселка;

Устное народное творчество;

Участие кружковцев в краеведческих экспедициях, которые позволят им встретиться с        интересными людьми;

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применять на уроках истории, литературы, географии.

Методические приемы:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов, участие в краеведческих конференциях).

Формы организации занятий:

Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов  - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.

    Критериями эффективности и принципами успешности реализации программы выступают:

  • познавательный компонент – потребность в новых знаниях, умениях и навыках;
  • деятельностный компонент – активная позиция в овладении знаниями поиска и исторического исследования, развитие потребности в самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
  • волевой компонент – наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой деятельности;
  • принцип добровольности;
  • принцип максимальной самостоятельности;
  • принцип компетентности и заинтересованности педагога;
  • материально – техническая поддержка руководителя и исполнителя.

        Содержание программы основывается на следующих современных педагогических подходах:

  • Содержательно – деятельностный – деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную, поисковую и исследовательскую деятельность;
  • Системно – комплексный – освоение методов, средств и способов поисковой деятельности и исторического исследования и их практического применения учащимися;
  • Личностно ориентированный – поисковая и исследовательская деятельность является средством формирования и развития личности ребенка.

Планируемые результаты обучения:

   Результатом обучения должно стать  развитие у обучающихся следующих компетентностей: социально – адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно – технологической и коммуникативной.

Личностные  результаты:

1.Умение выделять проблему;

2.Способность к рефлексивному мышлению;

3.Уровень познавательной мотивации;

4.Способность к авторской позиции.

Метапредметные результаты:

1.Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

2.Владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;

3.Способность  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

4.Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия.

  Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей поселка, школы. Итогом  года является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам, учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют экскурсии, занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.

Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.

Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала:  изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Проходит содействие созданию архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Методы контроля текущей успеваемости учащихся:

Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемостью используются:

  • наблюдение активности на занятии;
  • беседа с учащимися;
  • анализ творческих, исследовательских работ;
  • результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ;
  • балльная оценка.

Методы итогового контроля:

Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения: тест, защита проекта или реферата.

По совокупности самостоятельно выполненных учащимися работ(рефераты, сообщения, доклады, компьютерные презентации, отчеты об исследованиях).

По наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы, сертификаты).

Темы рефератов:

  1. Древнейшие рукописи, берестяные грамоты.
  2. Значение журнальных, газетных публикаций.
  3. Знаменитые фамилии страны.
  4. История моей семьи в истории моей страны.
  5. История поселка Кутулик.
  6. Топонимика как наука.
  7. Народные праздники.

Темы сообщений:

1.Письменные источники о прошлом.

2. Наука генеалогия

3. Родословное дерево.

4.История создания колхозов.

5.Поселок до войны..

6. Поселок в годы войны.

7. История Мемориала Славы в поселке.

8. Белый месяц – Сагаалган.

Темы компьютерных презентаций:

  1. Что в имени твоем.
  2. Обычаи и традиции моей семьи.
  3. Летопись семьи.
  4. Фамилии нашего поселка.
  5.  Они отстояли Победу.
  6. Дети войны.
  7. Учителя нашей школы.
  8. Учителя – ветераны.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа об истории возникновения краеведения. Для чего это нужно? Зачем изучать свой родной край? Ведущие понятия «краеведение», «достопримечательность», «памятник».  

Знакомство с экспонатами школьного музея. Экскурсия

                 

1.Письменные источники.

Письменные источники-знания о прошлом.

Древнейшие рукописные  памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие  сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Слайд -лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

2.Устные источники.  

Язык - древнейшая форма общения людей.   Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Лекция, работа с энциклопедией.

Устное народное творчество: песни, предания, праздники. Лекция с прослушиванием музыкальных произведений

Практическое занятие. Встреча со старожилам с целью                                                                                         изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий.

3. Архив.  

Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Архивные документы в учебно-воспитательной работе. Лекция с практическим занятием.  Знакомство с архивными документами школьного музея и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)

 Выявление архивных документов, связанных  с историей села, школы. Практическое занятие. Встречи с жителями села с целью сбора материала.

4. Изучение родословной.

Наука генеалогия. Беседа о науке генеалогии. Имя твоё. Что означает твоё имя, что в имени твоём. Что означает твоя фамилия, откуда она произошла. Моя семья. Обычаи и традиции моей семьи. День рождения семьи, летопись семьи, составление родословного древа семьи. Составление альбома, презентаций, сообщений. Знакомство со знаменитыми семейными гербами. Знаменитые фамилии страны. Беседа о знаменитых фамилиях России. Рефераты и доклады по теме. Составление альбомов, презентаций, сообщений. Фамилии нашего поселка. Составление красочного словаря фамилий родного посёлка и истории их происхождений. Изучение биографии своих предков. История моей семьи в истории моей страны.

5.Топонимика родного края.  

Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Топонимика – изучение происхождений слов, географических названий. Беседа, работа с энциклопедией. Встреча со старожилами с целью изучения исторических, географических названий – практическая работа. Участие в конкурсах. Названия окрестностей поселка, составление карты. Изучение названий исчезнувших деревень в Аларском районе. Работа с краеведческой литературой, опрос местных старожилов. Сбор фотографий с видами поселка, местностями. Оформить фотовыставку. Родной край сегодня, перспективы его развития. Беседа с элементами лекции

Практическое  занятие. Сбор материала для музея, встреча со старожилами, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства.  Работа с документами школьного музея.

6.Малая родина.

Мой поселок на карте страны. История посёлка. Откуда произошло название. История создания коммуны, колхозов, совхозов. Поселок до войны. Посёлок во время войны. Беседа о военном времени. Они отстояли победу. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, с Детьми войны – практическая работа по сбору материала(оформление альбома, стенда, фотоматериалы). История Мемориала Славы в поселке – Вспомним поименно. История школы. Работа с летописью школы. Учителя нашей школы. Учителя ветераны. Оформление собранного материала. Участие в конкурсах.

7.Мир народных праздников.  

Сбор материала о народных праздниках традиционных для Аларского края и поселка Кутулик. Встреча со старожилами. Песни, предания, легенды, праздники. Беседа с прослушиванием музыкальных произведений. Лекция, работа с энциклопедией.

Практическое занятие.  Сбор материала о местных праздниках. Встреча со старожилами .

8.Школьный музей.

 Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Лекция, изучение материалов из письменных источников.

Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.

 

Поездка с обзорной экскурсией в  г.Иркутск  в краеведческий музей.

 Подведение итогов работы кружка подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка. 

                                                                                                         Всего: 34 ч.

Учебное и программно-методическое обеспечение преподавания курса

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

2. Гончаренко А.А. Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001.

3.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004

4. Сибирь в составе Российской Империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2006.

5.Археологическое наследие байкальской Сибири. Иркутск. Изд. Института географии СО РАН.2002.

6. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000.

7. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

Список литературы для учащихся:

1.Бурятский слог. Серия истоки. История. Культура. Быт. Традиции. Исторические деятели. Эпос. Пособие для самостоятельного изучения. Ангарск.2006.

2.В.М.Бояркин. География Иркутской области. Иркутск.2010.

3.Хрестоматия по истории Иркутской области. Составители: С.Б.Каминский, Г.П.Константинов, и др. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969.

4. Журнал «Сибирячок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Музееведы"

Программа дополнительного образования работает на базе школьной музейной комнаты. Направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание...

Программа кружка "Юные музееведы"

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувств...

Рабочая программа "Юные музееведы"

Программа внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа "Юный музеевед" 5-6 класс

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-ловеческих ценностей и культурны...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...


 

Комментарии

Королева Альбина Юсуфовна

Большое спасибо за данный материал. Как учитель истории, долго искала разработку на данную тему. Будурада воспользоваться программой с Вашего разрешения.