Программа дополнительного образования "Музееведы"
рабочая программа по теме

Гусева Светлана Николаевна

Программа дополнительного образования работает на базе школьной музейной комнаты. Направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования детей

объединения «Музееведы»

для детей 11-16 лет

на 2 года

                                                                                                                 Составитель: Гусева Светлана Николаевна

                                                                                         Педагог дополнительного                                                                                                                                                          образования                МОУ ДОД ЦДТ

Воткинского района на базе

                                                                                                                                                                                                Июльской школы

Пояснительная записка

В нашем стремительно меняющемся мире многое уходит безвозвратно, стирается из памяти людей, происходит это и с историей малой родины.  Изменяется уклад жизни, вера, забываются традиции. Особенно заметен этот процесс среди подрастающего поколения.

Школьный музей представляет собой идеальную среду для разноуровневого воздействия на подростков музейными средствами. На сегодняшний день школьный музей не только востребован, но и актуален, так как обладает устойчивыми, непреходящими ценностями, на которые стремятся ориентироваться многие педагоги в период поисков идеологических приоритетов.

 Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние  на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Так, например, участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края. Исторические же знания, по образному определению С. О. Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу».

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и с очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные  и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном районе, селе. Таким  образом, конкретизируются и расширяются знания и представления ребят, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов.

Не мене важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. кроме того, учащиеся овладевают навыками исследовательской, проектной деятельности. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное  от  субъективного, находить взаимосвязи между частным и общими т.п.

 Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов  в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

  Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей  и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми помогают учащимся понять, как много сил  и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.  

  Кроме того, именно в школьном музее присутствуют не только моменты восприятия, но и созидания, которые не завершаются с открытием, а продолжают развиваться далее.

Объединение «Музееведы» при МОУ Июльской СОШ – это добровольное объединение детей с 11 – 16 лет, имеющих способности и желание к исследовательской и творческой работе.

Цели программы:

  1. Сформировать целостное представление об основах музейного дела.
  2. Развитие интеллектуальных способностей через организацию научно-исследовательской деятельности ребят
  3. Воспитание уважения и гордости за свое село, республику, народ, бережного и заботливого отношения к их культуре, их прошлому и настоящему.
  4. Сбор полевого материала для музейной комнаты и музейного уголка.

Задачи:

  1. Дать представление о профессиональных качествах и умениях работников музея.
  2. Провести ревизию существующих экспонатов. Систематизировать их.
  3. Научить заполнять документацию музейного уголка и музейной комнаты.
  4. Оформить в музейной комнате экспозиции: «История учхоза «Июльское»», «Топонимы села Июльское», «Деревни Июльского сельского совета до 1917 г.», «Эхо войны», «История Июльской школы», «История церквей села Июльское» и др.
  5. Сформировать умение составлять экскурсии и проводить их для ребят начальных и средних классов.
  6. Овладеть приемами составления вопросников для сбора материала, а также использования их при работе с информантами.
  7. Освоить правила ведения беседы с опрашиваемыми респондентами.
  8. Выработать умения систематизировать полученную информацию и уметь ее анализировать.
  9. Научить работать с архивными источниками и дополнительной литературой, справочными материалами.
  10. Научить писать научно-исследовательскую работу, составлять проект.
  11. Способствовать развитию социальной активности через контакты с друг с другом, с другими учащимися, с населением.

Формы и методы

  1. Беседы;
  2. Проведение ролевых и дидактических игр;
  3. Посещение музеев;
  4. Работа в районном и республиканском архиве;
  5. Встречи со старожилами;
  6. Экспедиции в исчезнувшие деревни;
  7. Создание музейных экспозиций;
  8. Составление и проведение экскурсий;
  9. Проведение уроков-экскурсий
  10. Проведение занятий для учащихся начальных классов;
  11. Участие в НПК, и других районных мероприятиях;
  12. Проведение совместных чаепитий;
  13. Участие в различных школьных мероприятиях.

 

Данная программа рассчитана на два года обучения на базе музейного уголка и музейной комнаты образовательного учреждения. Нагрузка 1 года 4 часа в неделю, а 2 года 3 часа в неделю.

При нагрузке 8 часов в неделю, время распределяется следующим образом:

1) Младшая группа –4 часа в неделю (144 часа)

2) Старшая группа –4 часа в неделю (144 часа)

Итого: 36 недель – 288 часов

В  этом  году  будет  набран  первый  год  обучения. Нагрузка – 4 часа. (две группы:  учащиеся  4-5 классов и учащиеся 6-9 классов))


Планируемые результаты:

Будут знать

Должны уметь

1 год обучения

1.  Что такое наследие, виды наследия.

  1. Источники изучения времени.

3. Реликвия.

4. Коллекция. Виды коллекций.

5. Подлинник и копия.

6. Что такое музей и его профили.

7. Музейный экспонат.

8. Различия основного фонда и вспомогательного

  1. Учетные обозначения на предметах
  2. Экспозиция. Основные требования к её составлению.

11. Основы поисково-исследовательской работы

  1. Работать с различными источниками информации.
  2. Аккуратно и бережно хранить музейные предметы
  3. Составлять вопросники.
  4. Вести беседу с информаторами.
  5. Заполнять полевой дневник

6. Составлять генеалогическое древо

2 год обучения

  1. Что такое музей и его профили.
  2. основные музейные профессии.
  3. Что такое музейный экспонат, в чем его ценность.
  4. паспорт музейного предмета
  5. КП основного фонда и вспомогательного, акты поступления
  6. Различия основного фонда и вспомогательного
  7. Экспозиция, выставка. Основные требования к их составлению.
  8. Этикетка. Правила этикетирования.
  9.  Экскурсия. Требования к составлению экскурсии
  10.  Исследование (основные требования)
  11.  Ведение беседы с информаторами по опросникам.

 Как составить вопросники

  1. Правильно и четко оформлять паспорт музейного предмета.
  2. Правильно и четко оформлять КП основного и вспомогательного фондов.
  3. Аккуратно и бережно хранить музейные предметы.
  4. Правильно составлять этикетки к музейным экспонатам.
  5. Проводить экскурсии.
  6. Правильно оформлять исследовательские работы.
  7. Работать с различными источниками.
  8. Вести беседу с информаторами.
  9.  Составлять вопросники

В идеале предполагается, что учащиеся осваивают образовательную программу поступательно  от понимания, что такое музей, его профили, до проведения экскурсий и написания исследовательских работ.

Данная рабочая программа опирается на знания, умения детей, полученные в образовательной школе (по истории, географии, биологии, обществознанию, краеведению и т.д.)

При написании программы были использованы программы Ивониной В.И. «Школа юного экскурсовода» (Ижевск) и Рыбаковой Т.И. «Музей детства: связь времен» (Глазов) при РЦУМ г. Ижевск


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения (144 часа)

Тема занятия

Часы

Из них

Методы контроля

Теор.

Практ.

I

Вводное занятие 

1

1

Фронтальный опрос

II

Тема 1. Источники изучения времени (24ч.)

1

Что такое время? Источники изучения времени.

1

1

Тестирование

2

Что такое вещь? Свойства вещи.

1

1

Фронтальный опрос

3

Вещь как портрет эпохи; портрет человека

2

1

1

Ролевая игра

4

Вещь - семейная реликвия.

2

1

1

Сочинение-рассказ «Семейная реликвия»

5

Вещь в музее. Почему вещь попадает в музей.

2

1

1

Ролевая игра «О чем нам рассказали музейные предметы»

6.

Вещь в коллекции. Почему люди коллекционируют предметы. Какие бывают коллекции

2

1

1

Рассказ

«Моя коллекция»

7

Остановленное время (живопись, фото).

2

1

1

Выставка

«Старое семейное фото»

8

Подлинник и копия, их место в нашей жизни.

1

1

Ролевая игра

9

Старая, старая книжка. Появление и развитие письменности.

2

1

1

Фронтальный опрос

10

Газеты, журналы, книги – источники получения информации.

2

1

1

Практическая работа

11

Устное народное творчество.

1

1

Конкурс народных загадок, пословиц, поговорок

12

Фольклор жителей с. Июльское

6

6

Сбор материала, конкурс между группами

III

Что такое музей? (3 ч.)

1

Что такое музей? Какие бывают музеи?

1

1

Тестирование

2

Краеведческий уголок и музейная комната МОУ Июльской СОШ, как неотъемлемая часть развития патриотизма.

2

2

Фронтальный опрос

IV

Основы музейного дела (11 ч.)

1.

Что такое музейные экспонаты?

Экспонаты краеведческого уголка

и музейной комнаты

4

1

3

Практическая работа

2.

Хранение музейных предметов

4

1

3

Практическая работа

3.

Состав музейного фонда. Понятия «основной» и «вспомогательный» фонд. Тестирование за I полугодие

2

1

1

Фронтальный опрос

4

Учет музейных материалов в школьном музее

1

1

Работа в парах

V

Экскурсионная работа (5 ч.)

1

Экскурсия в краеведческий музей г. Воткинска, в боулинг

3

2

Экскурсия в музей-усадьбу  Г.Кулаковой.

2

VI

Поисково-исследовательская работа (50 ч.)

1

Что такое поиск? Поисково-исследовательская работа школьного музея

1

1

Фронтальный опрос

2

Составление анкет и вопросников.

4

1

3

Практическая работа

3

Поисково-исследовательская работа:

  1. встречи со старожилами (информаторами)

  Сбор материалов  по теме «Выпускники Июльской  средней школы – знаменитые люди» путем переписки, личных контактов

    Сбор материалов о работниках школы по теме «Ветераны педагогического труда»

      Сбор материалов о школе и выпускниках, о церкви, учхозе «Июльское», ветеранах  войн  путем работы с периодической печатью, интервьюирования и опроса.

35

35

Практическая работа.

4

Оформление исследовательских работ

10

10

Практическая работа.

VII

Экспозиционная работа (33 ч.)

1

Что такое экспозиция? Основные требования к экспозиции

1

1

Работа в парах

2

Отбор материала для экспозиции

1

1

Фронтальный опрос

3

Правила этикетирования, составление этикеток

2

2

Практическая работа

4

Создание экспозиций:

  1. «История Июльской школы»,
  2. «Церковь села Июльское»,
  3. «История учхоза «Июльское»»,
  4. «Эхо войны»,
  5. «Население села Июльское»
  6. «Границы и состав МОУ «Июльское» (прошлое и настоящее)

в музейной комнате

29

4

25

Практическая работа

VIII

Культурно – просветительская работа (совместно с родителями) (17 ч.)

 1

Родословное древо. Работа с генеалогическими источниками совместно с родителями.

3

1

2

Практическая работа

2

Семейные предания, традиции

2

1

1

Круглый стол

4

Колядки и коледование – как старые народные традиции

3

1

2

Каледование

5

День Защитника Отечества  (чаепитие)

1

1

6

8 марта – Международный Женский день (чаепитие)

1

1

7

Организация и проведение праздника «Масленица»

3

3

8

"Орден в моем доме" (конкурс посвящённый войне)

2

1

1

Итоговое занятие

2

2

Зачет или отчет


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения (108 часа)

II

Что такое музей? (5 ч.)

1.

Профили музеев. Специфика школьных музеев

2

2

Фронтальный опрос

2.

Музейные профессии.

2

2

Ролевая игра

3.

Краеведческий уголок и музейная комната МОУ Июльской СОШ, как неотъемлемая часть развития патриотизма.

1

1

III

Музейная документация (14 ч.)

1.

Экспонат музея. Определение исторической ценности предмета. Методика описания экспонатов

2

1

1

Практическая работа

2

Паспорт предмета музейного значения

4

1

3

Практическая работа

3

Состав музейного фонда

1

1

Тест

4

Учет фондов музея

1

1

Тест

5.

Учетные обозначения на предметах

1

1

6.

Документация краеведческого уголка и музейной комнаты. Как с ней работать.

1

1

Тест

7.

Заполнение актов поступлений и КП (книги поступлений)

2

2

Практическая работа

8.

Заполнение книг основного и вспомогательного фонда

2

2

Практическая работа

Экспозиционная работа (8 ч.)

1

Что такое экспозиция? Основные требования к экспозиции

1

1

Работа в парах

2

Отбор материала для экспозиции

1

1

Фронтальный опрос

3

Правила этикетирования, составление этикеток

2

2

Практическая работа

4

Создание экспозиций «Деревни и починки  Июльского сельского совета до 1917 г.», «Эхо войны» в музейной комнате

4

4

Практическая работа

Экскурсионная работа (13 ч.)

1

Что такое экскурсия. Как правильно составить экскурсию?

2

1

1

Фронтальный опрос

2

Методика проведения экскурсии.

1

1

Фронтальный опрос

3.

Экскурсия в Краеведческий музей г. Воткинска

3

4.

Экскурсия в Национальный Краеведческий музей г. Ижевска

2

5

Организация и проведение экскурсий в музейной комнате

5

5

Практическая работа

IV

Поисково-исследовательская деятельность (20 ч.)

1.

Виды получения информации: интервьюирование, сбор вещественных источников, работа в архивах, работа с периодической печатью, запись фольклора.

1

1

Тест

2.

Правила работы с респондентами. Составление анкет и вопросников.

Обработка полученных материалов.

3

1

2

Практическая работа

3.

Виды архивов. Сроки хранения материалов.

1

1

Тест

4.

Выезд в районный архив

4

4

Практическая работа

5.

Методика организации и проведения экспедиций.

1

1

Фронтальный опрос

Итоговое занятие за 1 полугодие

1

6.

Поисково-исследовательская работа:

  1. встречи со старожилами (информаторами)
  2. экспедиции в исчезнувшие деревни
  3. работа в районном и республиканском архиве
  4. работа с периодической печатью

9

9

Практическая работа

V

Культурно-просветительская работа (3 ч.)

1

Организация и проведение праздника «Рождественские вечера»

3

3

Подготовка музейной экскурсии, путеводителя (46)

1

Подготовка музейной экскурсии, путеводителя

 Подтемы:

-методика подготовки

-тема и цель экскурсии -экскурсионные методы и приёмы -отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии

-работа над содержанием экскурсии

37

25

12

3

Защита экскурсии

8

2

6

Зачет или отчет

VI

Итоговое занятие

1

1

Литература:

            1В помощь школьному музею. – Ижевск, 2001

  1. Други и другие в языке, истории, традициях… - М.: Прометей, 2002
  2. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2000
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе: М.: Просвещение, 1982
  4. Методическое пособие по описанию музейных предметов. – Ижевск, 2004
  5. Митрофанов К.Г, Шаповал В.В. Как правильно написать реферат или эссе по истории. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003
  6. Программа для этнографических экспедиций школьных краеведческих кружков. – М.: «Турист», 1992
  7. Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий. – М.: ВЛАДОС, 2001

10.Содержание и методы этнографической работы школьников. – М.: «Турист», 1998

Подготовка к ЕГЭ по географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...


 

Комментарии

Гусева Светлана Николаевна

В программе дополнительного образования "Музееведы" префставлена пояснительная записка,в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, формы и методы работы, режим занятий, прогнозируемые результаты и способы их проверки, тематический план.