Проект «Русский уклад»
проект по краеведению (7 класс) на тему

Сахнова Любовь Николаевна

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

                            Проект

                   «Русский уклад»

 

                                                              Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г.Н. Волков

 

Тип проекта: творческо-игровой, долгосрочный (ОКТЯБРЬ 2016- МАРТ 2017), групповой, межгрупповой.

 

Участники проекта: дети 1-9кл., педагоги, родители воспитанников.

 

Направление проекта

Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.

 

Актуальность реализации проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

 

Гипотеза реализации проекта

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия отряда и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

 

Цель проекта

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

 

Задачи проекта

  1. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
  2. Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: наречение имени, коляда, масленица.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
  4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

 

Предполагаемый результат проекта

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • Имеют представления о традициях русского народа;
  • Осознают принадлежность к своему народу;
  • Используют в активной речи устный народный фольклор;
  • Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
  • Имеют представления о национальном костюме русского народа;
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 

Этапы работы над проектом

 

1. Подготовительный этап

  • Диагностика;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
  • Составление плана основного этапа проектирования;
  • Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
  • Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

  • Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
  • Совместная деятельность с детьми;
  • Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
  • Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

 3. Завершающий этап

  • Совместная с детьми деятельность;
  • Участие в праздниках, обрядах;
  • Диагностика;
  • Оформление материалы проекта;
  • Подготовка презентации для выступления из опыта работы.

 

Обеспечение проекта

  1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
  2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
  3. Наглядно-дидактическое:предметы русского быта,фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

 

Формы организации

  • Беседа, общение.
  • Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
  • Моделирование.
  • Экскурсия.
  • Слушание и разучивание фольклорных произведений.
  • Развлечение.

 

Содержание проекта

 

Тема

Содержание

Работа с родителями

Срок выполнения

Диагностика

Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени, коляда, масленица, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров

Анкетирование

Октябрь

Рукам работа – душе праздник

Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа

 

Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей

 

Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки

 

Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями

 

Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» -воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность

 

Сюжетно-ролевая игра «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности

 

Подвижные игры: «Капуcта», «Бой петухов» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость

Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия

 

Консультация «Устное народное творчество»

Изготовление поделок к ярмарке

Октябрь

Мило тому,

у кого много всего в дому

Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

 

Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа

 

Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» -  закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа 

 

Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность

 

Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций

Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»

 

Стендовый доклад «Русское чаепитие»

Ноябрь

Русский наряд

Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

 

Моделирование русского костюма –развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды

 

Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения

 

Рассуждение на тему поговорок«Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

 

Подвижные игры «Заря», «Краски»- развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями

Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,

альбом «Русский народный костюм»

Декабрь

Веселая Коляда

Общение с использованием презентации «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания

 

Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения

 

Игры:«Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры

 

Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями

Консультация «Как колядовали в старину»

 

Помощь и участие в рождественских колядках

Январь

Масленица-Комоедица

Беседа«Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины

 

Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа

 

Разучивание закличек - развиватьэмоциональное восприятие текста, чувство родного языка

 

Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности,воспитывать доброжелательные, партнерские отношения

 

Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями

Консультация «Масленичная неделя»

Помощь и участие в проведении праздника

Февраль

Полна хата детей, так

 и счастливо в ней

Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми

 

Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки

 

Слушание и разучиваниеколыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору: песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения

 

Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре

 

Обыгрывание обряда «Наречение имени» - обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен

Папка-раскладушка «Имя – не просто слово»

 

Общение родителей с детьми «История твоего имени»

 

Изготовление паспорта «Мое имя»

Помощь в организации и участие в обряде

Март

 

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов в ходе реализации проекта

 

Фамилия, имя ребенка

Проявляет интерес к изучению русской народной культуры

Имеет представление о старинных предметах быта и их назначение

Умеет играть в народные игры. Использует малые фольклорные жанры

Имеет представления о национальном костюме русского народа (сарафан, рубаха, кокошник, платок пояс, лапти, валенки)

Имеет представления о традициях проведения Колядок, Масленицы, обряда наречения имени

Итоговый показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
  2. Рубец, Е.А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике: диссертация к.п.н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.
  3. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость) http://az.lib.ru

 Интернет-источники:

  1. http://slavyanskaya-kultura.ru
  2. http://www.ethnomuseum.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученический проект "Русская Америка"

Описание работы над  проектом "Русская Америка" . Основные этапы, работы, защита проекта, выступление на научно-практической конференции....

Учебный проект "Русская изба".

Данный проект охватывает тему  «Древние корни народного искусства» из курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по ИЗО....

проект "Русская лапта"

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;вооружение школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельнос...

проект "Русская лапта"

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;вооружение школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельнос...

Педагогический проект "Русские народные традиции и праздники"

Педагогический проект "Народные традиции и праздники на Руси", коллективный, годовой проект.Авторы:Дедюрина А. В. - учитель музыки и руководитель театра "Шутка";Алимова Е. Н. - заместитель директора п...

Визитная карточка к проекту "Русский богатырь:вчера и сегодня"

Визитная карточка к проекту "Русский богатырь:вчера и сегодня"...

Проект "Русская природа в русской поэзии"

Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...