Главные вкладки

    Интеллектуальная игра "Наш Великий помор Ломоносов"
    методическая разработка по краеведению (8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Михеева Татьяна Леонидовна

    Интеллектуальная игра "Наш Великий помор Ломоносов" проводится как заключительное мероприятие недели "Великий новатор России", посвящённой жизни, творчеству, деятельности М.В.Ломоносова. В игре принимают участие дети 8-11 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_nash_velikiy_pomor_lomonosov.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ НАО «Средняя школа с.Ома»

    Интеллектуальная игра  “Наш великий помор - Ломоносов”

    Провела: Михеева Татьяна Леонидовна

    Учитель русского языка и литературы

    Интеллектуальная игра

    “Наш великий помор - Ломоносов”

    Цель:

    1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.

    2.  Пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю.

    Оборудование: презентация «Наш великий помор - Ломоносов», мультимедийный проектор, столы для участников, стулья для зрителей, эмблемы  каждому члену команды,  Карточки-представление «Платоны», «Невтоны»

    Оформление: кадры презентации, материал для заданий.

    Награждение: дипломы, призы.

    Домашнее задание: девизы командам, стихи о Ломоносове.

    Здравствуйте, дорогие ученики! Здравствуйте, дорогие учителя! Завтра, 19 ноября 2011 года, всё передовое человечество отмечает 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова.

    В течение октября-ноября в нашей школе проходила акция «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух», посвящённая этой дате. Все ученики и все учителя  приняли активное участие в этой акции, а особенно в мероприятиях последней недели, которая называлась «Великий новатор России».

    Вы многое узнали, ребята, о нашем земляке Ломоносове.  Познакомились с его биографией,  с его научной деятельностью, учили его стихи, участвовали в викторинах.

    И сегодня мы хотим подвести итоги нашей акции. Итак, начинаем заключительное мероприятие,

    Начинаем интеллектуальную игру “Наш великий помор - Ломоносов”.

    В нашей игре принимает участие  Команда «Невтоны»,

    Представляем участников нашей игры. Команда «Платоны»,

     (Команды выстраиваются. Приветствие команд. Каждая команда занимает свой игровой стол).

    На  нашей интеллектуальной игре  работает жюри.

      На сцене ведущие (на каждой  академическая шапочка)

    1. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.

    2.  Михаил Васильевич Ломоносов. Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

    1.  По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.

    2. Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия.

    1. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

    2.  Пушкин сказал о Ломоносове: “Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

    1.  Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

    2.  Нашему земляку, славному помору, гордости россов  мы  посвящаем  сегодня нашу игру.

    Итак!  Внимание!  Первый этап нашей интеллектуальной игры.

    1. Разминка!  

    Я задаю вопрос команде. Если команда не может ответить, то вопрос передаётся в зал, зрителям.  Уважаемые зрители! У вас есть возможность заработать звание умника или умницы нашей игры.

    Итак, начинаем. Вопрос команде…

    1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? в 10 лет

    2. Во сколько лет Ломоносов научился читать? в 12 лет

    3 Кто был первым учителем Ломоносова? Иван Шубный

    4 Кто посоветовал Ломоносову учиться в Москве? Иван Каргопольский

    5.Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”? “Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого.

    6. Почему в разных источниках по-разному говорится о месте рождения Ломоносова? То д.Денисовка, то д.Мишанинская? Л. родился в д.Мишанинская, которая позже слилась с д.Денисовкой, отсюда и несовпадения разных источников

    7. С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)

    8.  Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)

    10. Где была построена стекольная фабрика Ломоносова? (Около д.Усть-Рудицы)

    Жюри подводят итоги первого этапа.

    А мы продолжаем.

    2. Конкурс «Блеф»

    Блеф – это обман, выдумка. Но она может быть и истиной.

    Я говорю некое утверждение, т. е. блефую. Вы можете с ним согласиться,  а можете опровергнуть и сказать почему.

    1. Отца Ломоносова звали Василий Иванович. (Нет, Василий Дорофеевич)

    2. Отец Ломоносова оснастил свое судно на голландский манер. Да

    3. Судно, на котором отец Ломоносова выходил в море, называлось “Стрелка”. (Нет, “Чайка”).

    4. Ломоносов ходил в море зуйком. Да

    5. В 19 лет Михаил  начал помогать отцу.  (Нет, в 10 лет).

    6. На обложке учебника по арифметике были портреты Магницкого и Петра I (Нет, Пифагора и Архимеда).

    7. Обоз с рыбой шел в Москву в течение двух месяцев. (Нет, Около 3х недель)

    8. Учащиеся Славяно-греко-латинской академии не имели каникул (Имели в августе).

    9. М.В.Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии. (Нет, Прусской)

    10. Ломоносов был женат на русской женщине Елизавете Андреевне. (Нет, на немке- Елизавете Христиане Цильх).

    11. Ломоносов – потомственный дворянин (Да, он стал им).

    12. Именем Ломоносова назван Горный подводный хребет в Северном Ледовитом океане (Да)

    13. Именем Ломоносова назван кратер на невидимой стороне Марса; (Нет, кратер на Луне)

    14 Ломоносов умер в 79 лет (Нет,  в 53 года, на 54 году жизни).

    3. Конкурс «Высказывания»

    Предлагаем командам самостоятельно поработать над заданием, потом сдать жюри, а мы поиграем  со зрителями

    Вставьте слова в высказывания М.В.Ломоносова

    1.  Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без… (грамматики). (1 балл)

    2. Повелитель многих языков, …(Российский язык) не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе  (1 балл)

    3. …планета Венера окружена  … (знатною)  воздушною атмосферою". (1 балл)

    4. Российского пространства  света

    Состав  на  малы  чертежи,

    И  грады,  оною  спасенны,

    И  села,  ею  же блаженны,

    …(География),  покажи (1 балл)

    5.  Открой мне  бывшие, … (о древность), времена;
    Ты разности вещей и чудных дел полна.
    С натурой сродна ты, а мне натура мать:
    В тебе я знания и в оной тщусь искать
    (1 балл)

     

    6. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие …(ишпанского) живость …(французского), крепость …(немецкого), нежность …(итальянского), сверх того богатую и сильную в изображениях краткость …(греческого) и …(латинского) языков.  (6 баллов)

    7. Главнейшая часть натуральной науки – физики – ныне уже только на одном оном /эксперименте/ своё основание имеет…  Один …  (опыт) я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». (1 балл)

    8. … (Химик) без  знания  физики  подобен  человеку, который всего должен искать ощупом.  И сие две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут (1 балл) 

    9.   … (Стихотворство) -  моя утеха,

      … (Физика)  – моё  упражнение. (2 балла)                      

                                                                               Итого  15  баллов

    Игра со зрителями

    1. Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)

    2. Кто такие зуйки? (Мальчики-Юнги. Ломоносов был зуйком на судне отца)

    3. Как  Ломоносов стал прусским  солдатом и как он перестал быть им?

     6. Сколько лет учился Ломоносов? (10 лет)

    7. Продолжите слова Ломоносова “всего труднее для учащихся” (леность, нерадивость).

    8. Как относился Ломоносов к второгодникам? (хорошо). 

    9. Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов?

    (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).

    10.  Сколько императоров и императриц  сменилось на престоле России за 53 года жизни Ломоносова?

    11. Перечислите их по порядку: 

    1. Пётр I Великий (годы правления 1682-1725)

    2. Екатерина I (годы правления 1725-1727)

    3. Пётр II (годы правления 1727-1730)

    4. Анна  Иоанновна (годы правления 1730-1740)

    5. Иоанн VI (годы правления 1740-1741)

    6. Елизавета Петровна  (годы правления 1741-1761)

    7. Пётр III

    8. ЕкатеринаII Великая (годы правления 1762-1796)

    12. Кто назвал Ломоносова  Петром Великим нашей литературы? (В.Г.Белинский)

    13.  Приведите полностью слова Белинского. (С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим)

    14. В каком году  открыт  Московский университет?

    Слово предоставляется Жюри.  

    Конкурс  4. “Ломоносов и просвещение”

     1. Перечислите учебные заведения, в которых учился Ломоносов? (Славяно – греко - латинская академия, Петербургская академия, Маргбург, Фрейберг).

    2. Сколько языков знал Ломоносов? (31, на 11 - отлично, на 20 - читал без словаря и мог разговаривать на французском, английском, ирландском, польском, венгерском, латинском, еврейском, русском, словенском, эллинском).

    3. Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).

    4. Какого предмета не было в Московском университете? (богословия).

    5. Ломоносов  писал: “имея 1 алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание больше, как на 1 денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и др. нужды”. О каком периоде жизни пишет Ломоносов?.(1731 год, Славяно-греко-латинская академия).

    6. Когда и в каком звании Ломоносов начал свою педагогическую деятельность?(1742 год, адъюнкт).

    7. Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую,  историю).

    8. Почётным членом каких академий считался Ломоносов?.... (1760 —  Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом;      1764  избран почётным членом Академии наук Болонского института. (Италия)

    9. Когда была учреждена золотая медаль имени М.В.Ломоносова и  кому она присуждается? (С 1956 года, Постановлением СовМина СССР, высшая награда АН СССР, вручается ежегодно 1 русскому,1 иностранцу, за достижения в области наук)

    10. Приведите слова  М. В. Ломоносов о бесконечности мира в пространстве и времени?  (Открылась бездна звёзд полна, Звездам числа нет, Бездне дна)

    5.  Конкурс.  Пикировка.

    Команды  приготовили  по три вопроса.   Два  вопроса противнику, один вопрос зрителям.

    6.  Конкурс «Ломоносов – художник»

     Предлагаем  вспомнить мозаичные картины Ломоносова. Внимание на экран.  Назовите картины Ломоносова.

    7.  Конкурс  “Ломоносов - учёный”

    1. Что сам Ломоносов отвечал на вопрос о том, кто он по профессии? (Химик)

    2. Что означало во времена Ломоносова слово “ревность” (усердие).

    3. Продолжить строки из труда Ломоносова:

    “Пою перед тобой в восторге похвалу

    Не камням дорогим, ни злату, но …. (стеклу “Письмо о пользе стекла”).

    4. Как  назывался труд, в котором Ломоносов заложил фундамент отечественной науки о языке? (“Риторика” или “Краткое руководство к красноречию”).

    5. Каким образом связан с именем Ломоносова капитан - командор В. Л. Чичагов? (По предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначен Чичагов. Открытие Северного морского пути - обучал штурмана, заботился об оснащении экспедиции навигационными приборами).

    6. “Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток”. Какому научному плану Ломоносов посвятил эти строки? (Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию).

    Звучит торжественная музыка.

    Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на “величайшую степень величества, могущества и славы”.

    Давайте вспомним и назовём некоторые из его научных открытий.

     Конкурс «исследователи».

     Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. Срывайте плоды: на них даны названия отдельных наук. Расскажите о том новом, что внёс Ломоносов в эти области знаний. (На специальной подставке в файлах — снимки созданных Ломоносовым приборов и так далее.)

    Примерные ответы учащихся.

    1.Химия 

    •  в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд “первейших наук”, создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику. Разработка принципов новой науки – «физической химии»

    -1741год – разрабатывает элементы математической химии

    -12апреля1745года - представляет диссертацию «О действии химических растворителей вообще»

    -  25июля1745года - назначен профессором химии Петербургской Академии наук.

    - октябрь1748года - открытие первой в России научной химической лаборатории.

    - 1748 год – выход в свет первого тома «Новых комментариев» (первые работы по физике и химии)

    - 6 сентября 1751 года – прочитано  «Слово о пользе химии»

    - около 1750 года – составлен рецепт приготовления фарфоровых масс.

    - 1752-1754 годы – составлен «Курс истинной физической химии»

    2.Физика

    •  открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества. Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул. В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
    • Закон сохранения материи и движения. Этот закон вошёл в историю под названием «закон сохранения массы».
    • Изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.

    -4 октября 1738 года – посылает в Санкт - Петербург первое учёное сочинение («образчик знаний») «О превращении твёрдого тела в жидкое».

    -март 1739 года – закончена «Физическая диссертация о различии смешанных тел».

    -8 января 1742 года – Ломоносов – адъюнкт физического класса.

    -1742-744 годы – разрабатывает атомно-молекулярное учение, пишет диссертацию «О нечувствительных физических частицах, составляющих тела природы».

    -1745 год – диссертация «О движении воздуха, наблюдаемом в рудниках».

    -25 января 1745 года – диссертация «О причине теплоты и холода» (молекулярно – кинетическая теория теплоты).

    -20 июня 1746 года – первая публичная лекция профессора Ломоносова по физике ( на русском языке).

    -1746 год – выходит в свет «Волфианской экспериментальной физики» ( в переводе Ломоносова).

    -5 июля 1748 года – письмо Л. Эйлеру, в котором Ломоносов сформулировал закон сохранения материи (вещества) и движения.

    -30 сентября 1748года – представил сочинение «Попытка теории упругой силы воздуха» (кинетическая теория газов).

    -1748 год – опубликование первых работ Ломоносова по физике и химии в первом томе «Новых комментариев» Петербургской АН.

    -1752 год – сконструирован термометр для измерения температур.

    26 июля 16753 года – во время опытов с «громовой машиной» погиб профессор Георг Рихман, друг Ломоносова.

    -26 ноября 1753 года – произносит «Слово о явлениях воздушных, от Електрической силы происходящих» (теория атмосферного величества).

    -1 июля 1756 года – произнесено «Слово о происхождении света».

    -30 января 1758 года – диссертация «Об отношении количества материи и веса».

    -7 сентября 1760 года – составил «Рассуждение о твёрдости и жидкости тел».

    -27 августа 1764 года – выступление в Академической конференции с чтением труда «О возмущении тяжести».

    3.Астрономия 

    • Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере. Открытие атмосферы на Венере. В конце XVIII века это открытие было подтверждено наблюдениями западных учёных.
    • Теория самосвечения комет и полярных сияний.

    - 1756 год - изготовлена "ночезрительная труба".

    -26 мая 1761 года - открыто, что "планета Венера окружена  знатною  воздушною атмосферою".

    -1762 год - построен телескоп (из одного вогнутого зеркала и окуляра).

    - наблюдения за северным сиянием - "северное сияние движением Ефира произведено быть может".

    4.Метеорология 

    • Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.

    5.География —

    • Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа». Разработка  принципов  новой  науки  -«экономической  географии».
    • Доказательство  возможности  Северного  морского пути  в  Индию.

    -8апреля  1758  года  - поставлен  во  главе  

    Географического департамента  Петербургской  Академии  наук.

    -8  мая  1758 года  - произнес  «Рассуждение о  большей  точности  морского  пути»

    -1763 год -  составлено «Краткое  описание

    Путешествий  по  Северным  морям  и  показание  возможного  проходу  Сибирским  Океаном  в Восточную  Индию»

    -составлена «Полярная карта»

    -предложил  научную классификацию полярных льдов.

    -разработал приборы для морского

    6.Минералогия 

    • Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией». Теория  о  постоянных  геологических  изменениях  земной  поверхности  под  действием « подземного  огня»
    • Теория о  возникновении металлов  и  минералов  вследствие  геологических  изменений  земной  поверхности

    -ноябрь  1741  года  - составлен  каталог  минералогических  коллекций  Академии  наук.

    - 1755  год - «О  причине  землетрясений».

    - 6 сентября 1757 года – произнесено «Слово о рождении металлов от трясения Земли».

    - 13 октября 1763 года – вышла книга «первые основания металлургии, или рудных дел».

    20 декабря 1763 года – опубликовано «Известие о сочиняемой Российской Минералогии».

    7.История 

    • Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история». Опроверг норманнскую теорию происхождения русских и доказал славяно-чудскую теорию. В 61 году Л пишет письмо Ивану Шувалову «О размножении и сохранении российского народа», где  предлагает меры, которые, по его мнению, должны способствовать в России обилию здорового, трудоспособного и благоденствующего населения. 
    • Опровержение норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

    -1749 год – выступает против «норманнской теории происхождения Руси»
    -26 апреля 1755 года – в академии наук произнесено «Похвальное слово Петру Великому».
    -1758 год – закончен 1-й том «Российской истории»
    -1760 год – составил «Краткий Летописец с родословием», с тем чтобы изобразить «геройские подвиги и вкратце вид дел славных».
     - 1761 год – письмо И.И. Шувалову «О размножении и сохранении Российского народа».
    -1756 -1763 годы – семилетняя война России с Пруссией, Ломоносов воспринял её как отвечавшую историческим интересам России:
    Едина токмо брань кровава
    Принудила правдивой меч
    Противу гордости извлечь,
    Как стену Росску грудь поставить
    В защиту дружеских держав,
    И от насильных рук избавить,
    В союзе верность показав…

    8. Литература- 

    • Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка.
    • Разработка новых стихотворных размеров.
    • Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошёл от славянского языка.

    9. Изобразительное искусство

    • Создание русского мозаичного искусства.

     - 1752 год – создаёт мозаичный образ Богоматери.

    --25сентября 1752 года – «Предложение об утверждении в России мозаичного дела».

     -14 ноября 1752 года – получено разрешение на строительство фабрики «делания разноцветных стёкл  и бисера».

     - 1753 год – закладка фабрики в Усть-Рудицах.

     -1752 год – мозаика «Мадонна» в дар Елизаветы Петровне.

     - 10 октября 1763 года – избран почётным членом Петербургской Академии художества

     -24 января 1764 года – представлены «Идеи для живописных картин из российской истории».

     - июнь 1764 года – закончена мозаика «Полтавская битва» / начата в 1761 г./.

     - 1764 год – за мозаичное искусство избран почётным членом Болонской (Италия) Академии наук.

     - изготовил 40 мозаичных картин.

    Заключительное слово учителя. “Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”.

    Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.

    Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам 

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает
    Каких зовёт от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная игра "М.В. Ломоносов"

    Гениальный русский ученый М. Ломоносов...

    Презентация к интеллектуальной игре "Великая Отечественная война"

    Данная презентация является иллюстративным материалом для интеллектуальной игры для начальной школы "Великая Отечественная война"...

    Игра-путешествие"Великий помор"

    Урок истории посвящён юбилею  Великого русского учёного М. В. Ломоносова...

    Внеклассное мероприятие "Наш великий помор"

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного М. В. Ломоносову. Игра проходит в группах, включает в себя презентацию о жизни и научных вкладах М.В. Ломоносова, Тестовые задания (презентация). Зап...

    Внеклассное мероприятие по литературе "Игра-путешествие "Наш великий помор"

    Цель: формирование УУД учащихся через привлечение их внимания к жизни и творческой  деятельности М. В. Ломоносова.Задачи:I. Учебные задачи, направленные на достижениеличностных результатов обучен...

    беседа-игра "Храним память о великом поморе"

    В игровой форме освежить знания детей о М.В.Ломоносове.,...

    Игра интеллектуального клуба "М.В.Ломоносов - великий сын России" (к 305-летию со Дня рождения).

    Игра интеллектуального клуба: "Михаил Васильевич Ломоносов –великий сын России" (к 305 – летию со Дня рождения). Игра проводится на параллели учащихся 9-х классов. Игра состоит и...