Главные вкладки

    Игра-путешествие"Великий помор"
    план-конспект урока (естествознание, 8 класс) по теме

    Урок истории посвящён юбилею  Великого русского учёного М. В. Ломоносова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Сапоговская средняя школа

    "Великий помор"

    Игра-путешествие для учащихся 7-9 классов

    Автор Киштеева Марина Владимировна учитель коррекционного класса 2 категории

    Задачи:

    • познакомить с деятельностью М. В. Ломоносова
    • Формировать представление о личности Ломоносова, на конкретных фактах

    показать стремление Ломоносова к знаниям; упорство в овладении ими; необходимо объяснить, что плодотворность деятельности,  научных открытий и изобретений - это результат творческого труда.

    • На примере жизни М. В. Ломоносова воспитывать у учащихся уважение к людям науки и труда, стремление к знаниям, любовь к труду.
    • Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала
    • Развитие навыка устного выступления, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое
    • Корректировать психофизическую деятельность (смена видов деятельности)

    Методы создание воспитывающей ситуации, игра пример, обсуждение поступка

    Участники: учащиеся класса.

    Правила игры: учащиеся повторяют "путь в науку" великого ученого

    М.В.Ломоносова, выполняя задания. Правильные ответы оцениваются в

    баллах. Победителем становится учащийся, набравший большее количество баллов в течение всей игры.

    Оформление:

    - картина Н.Кислякова "Юный Ломоносов на пути в Москву";

    - на доске записано высказывание В.Г. Белинского: "На берегах Ледовитого

    моря, подобно Северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и

    прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что гений умеет

    торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему

    враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и

    прекрасному не менее всякого европейца";

    - маршрут путешествия;

    Подготовительная работа: знакомство с биографией М. В. Ломоносова по плану

    1.Детство.

    2. Место рождения.

    3. Стремление к знаниям

    4. Черты характера.

    5.Учёба в Москве, за границей.

    Словарная работа: Академия, обсерватория, лаборатория

    Ход игры.

    1.Орг. момент. Эмоциональный настрой

    Вступительное слово учителя

     Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанинская Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Первые годы жизни Ломоносов находился на попечении матери, которая умерла в 1720 году. Отец женился ещё дважды, но с мачехами отношения не сложились. С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходили как в дальние плавания в Северный Ледовитый океан (к Новой Земле, Шпицбергену),так и в ближние до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями.

    Ученик. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи ненцев, лопарей, коми-зырян.

    Юный Ломоносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учителей Ломоносова-сосед Иван Шубный и местный дьяк Семён Никитич Сабельников.

    В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал.

    Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого  Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы» поступить там в ученье». Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного 3 рубля в декабре 1730г. 19 летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу.

    2.Актуализация опорных знаний

    Сегодня вам, ребята, предстоит повторить этот путь, вспомнить

    биографию и вклад в науку великого ученого Михаила Васильевича

    Ломоносова.

     По пути в Москву мы будем делать остановки в некоторых населенных пунктах. При этом нужно будет выполнять задания и записывать баллы в путевой лист. Победителем станет тот, кто набрал максимальное количество баллов.

    Станция Емецк

     Вопросы (слайды)

    1) Когда родился М.В.Ломоносов? (8(19) ноября 1711 года)

    2) В какой северной деревне родился будущий ученый? (Деревня Денисовка или

    Мишанинская)

    3) Как звали его отца и чем он занимался? (Помор-крестьянин Василий

    Дорофеевич Ломоносов – занимался хлебопашеством, рыбной ловлей, зверобойный промысел.)

    4) Как звали мать М.В.Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова – сирота, дочь

    дьякона Матигорского прихода)

    5) Сколько было лет М.В.Ломоносову, когда умерла его мать? (9 лет)

    6) Кто были первые учителя Ломоносова? (Иван Шубный сосед ,Семён Никитич Сабельников местный дьяк)

    Станция Шенкурск

    Учитель. Ломоносов хотел начать обучение с математической навигационной школы. В ней изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Ломоносову был необходим латинский язык, т. к. он считался в то время языком науки. В январе 1731 г. Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию высшее духовное учебное заведение.

    7) В каком возрасте М.В.Ломоносов отправился в Москву? (19 лет)

    8) В какое учебное заведение в Москве поступил М.В.Ломоносов? (В Славяно-

    греко-латинскую академию)

    9) Программу скольких классов М.В.Ломоносов осилил в Славяно-греко-

    латинской академии за один год? (Трёх классов)

    Учитель. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности.

    10)Сколько лет проучился Ломоносов в академии?(5 лет)

    Станция Вельск

    Учитель: В 1735 году в числе 12 самых способных студентов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук.

    11) Изучением каких наук занимался М. В. Ломоносов?

     химия, история, физика, астрономия, геология, картография, минералогия , почвоведенье, география, литература и др.)

    12)В каком государстве продолжил обучение химии и горному делу?(Германии)

    Станция Вологда

    Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII веке стал профессором и первым

    русским ученым. А какое еще почетное звание он получил? (генерал, академик заслуженный работник).

    а к а д е м и к 

    Станция Ярославль

     Кроссворд (дети разгадывают в течение трех минут.)

    1т е л е с к о п

    2п о м о р ы

    3р и х м а н

    4 м о с к в а

    5п у ш к и н

    6х о л м о г о р ы

    м а л ь т а

    8г е о л о г и я

    е н е р а

    Вопросы:

    1) Прибор для наблюдения за небесными светилами, который был изобретен

    М.В.Ломоносовым.(лупа, телескоп, бинокль)

    2) Как называют жителей побережья Белого моря?(моряки, беломоры, поморы)

    3) Фамилия друга М.В.Ломоносова, погибшего во время опыта от молнии? (Рихман, Иванов, Петров)

    4) Город, в котором по инициативе М.В.Ломоносова был открыт первый в

    России университет. (Киев, Москва, Архангельск)

    5) Великий русский поэт, назвавший М.В.Ломоносова "первым нашим

    университетом". (Лермонтов,Пушкин, Некрасов)

    6) Старинное русское село, славившееся умельцами резьбы по кости, близ

    которого родился М.В.Ломоносов. (Михайловка, Смальта, Хохлома)

    7) Цветные стеклышки, используемые для составления мозаики.

    8) Наука, изучением которой занимался М.В.Ломоносов. (География, Биология, геология)

    9) Планета, при исследовании которой М.В.Ломоносов установил наличие на

    ней атмосферы. (Юпитер, Венера, Плутон)

    1

    т

    е

    Л

    е

    с

    к

    о

    п

    2

    п

    О

    м

    о

    р

    ы

    3

    р

    и

    х

    М

    а

    н

    4

    м

    О

    с

    к

    в

    а

    5.

    п

    у

    ш

    к

    и

    Н

    х

    о

    л

    м

    о

    г

    О

    р

    ы

    7

    С

    м

    а

    л

    ь

    т

    а

    г

    е

    О

    л

    о

    г

    и

    я

    В

    е

    н

    е

    р

    а

    Станция Ростов

    Учитель: Память об этом удивительном человеке многообразна. Многие

    годы его имя носят различные географические объекты, научные,

    культурные и учебные заведения, суда и т.д. О нем написаны тысячи книг,

    сняты художественные и документальные фильмы, поставлены спектакли.

    Над его образом в разное время работали художники, скульпторы, мастера

    прикладного искусства! Знакомый профиль можно видеть на медалях и

    значках, монетах, конвертах и марках. Во многих городах стоят памятники,

    посвященные ему!

    Демонстрация на доске. (слайды)

    - МГУ им. М.В.Ломоносова;

    - Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова;

    - Историко – Мемориальный музей М.В.Ломоносова;

    - Проспект Ломоносова в Архангельске;

    - Село Ломоносово в Архангельской области;

    - Город Ломоносов в Ленинградской области;

    - а также: железнодорожная станция, гавань, бухта, ледник, хребет,

    плато, течение, отмель, кратер на Луне.

    Станция Москва

    Ведущий: Итак, мы наконец-то добрались до Москвы. Нелегким был этот

    путь и для Михаила Васильевича Ломоносова, и для вас, ребята. А сейчас

    давайте посчитаем баллы в ваших путевых листах

    3. Подведение итогов. Награждение победителей.

    На грамотах победителям игры-викторины "Великий помор" написаны слова

    М.В.Ломоносова:

    "Везде исследуйте всечасно,

    Что есть велико и прекрасно,

    Чего еще не видел свет".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

    Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

    Внеклассное мероприятие "Наш великий помор"

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного М. В. Ломоносову. Игра проходит в группах, включает в себя презентацию о жизни и научных вкладах М.В. Ломоносова, Тестовые задания (презентация). Зап...

    Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».

    Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...

    Внеклассное мероприятие по литературе "Игра-путешествие "Наш великий помор"

    Цель: формирование УУД учащихся через привлечение их внимания к жизни и творческой  деятельности М. В. Ломоносова.Задачи:I. Учебные задачи, направленные на достижениеличностных результатов обучен...

    беседа-игра "Храним память о великом поморе"

    В игровой форме освежить знания детей о М.В.Ломоносове.,...

    Интеллектуальная игра "Наш Великий помор Ломоносов"

    Интеллектуальная игра "Наш Великий помор Ломоносов" проводится как заключительное мероприятие недели "Великий новатор России", посвящённой жизни, творчеству, деятельности М.В.Ломон...