Кутуликская второклассная церковно-приходская школа (краеведческая работа)
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс) на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

"Кутуликская второклассная церковно-приходская школа", работа 10-классницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_baykalskoe_koltso_2016.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области, Аларский район, МБОУ Кутуликская СОШ

Районная краеведческая научно-практическая конференция

«Байкальское кольцо -2016».

История Прибайкалья

Кутуликская второклассная церковно-приходская школа

Выполнила: Данчинова Валерия МБОУ Кутуликская СОШ, 10  класс, 669452, Иркутская область, Аларский район, п.Кутулик.                                               Руководитель: заведующая                             школьным музеем, учитель начальных классов Евстафьева Валентина Константиновна

                                                   

                                                     п.Кутулик,2016г.

                                     

Содержание:

  1. Введение…………………………………..3
  2. Основная часть……………………………4
  3. Заключение………………………………..10
  4. Литература и источники………….………11
  5. Приложение……………………………….12

Введение

  2014 год был для нашей школы юбилейный. Кутуликской школе исполнилось 130 лет. Это возраст, достойный уважения и благодарности. За годы своей деятельности наша школа обучила тысячи мальчишек и девчонок из нашего поселка и близлежащих сел. Среди них есть ученые, писатели, актеры, спортсмены, педагоги и врачи… В школе мы учимся самостоятельности, терпению и верности, честности, мужеству, порядочности..

А где учились мои бабушка и дедушка, папа и мама, какая у них была школа, чем занимались – все это интересовало меня, как и других активистов школьного музея. Я считаю, что экспозиции, посвященные истории школы, должны быть главными в нашем музее. Работой по поиску материалов по истории школы было занято не одно поколение учащихся и учителей нашей школы, но полной картины  не представлялось. Ранее мы обозначили основные исторические периоды в истории школы, для дальнейшего исследования.

Основные исторические периоды моей исследовательской деятельности:

  • одноклассная церковно–приходская школа
  • второклассная церковно-приходская школа
  • школа – семилетка
  • школа в трудные военные годы
  • школа в послевоенные годы
  • средняя школа сегодня

Историю одноклассной церковно-приходской школы мы рассказывали на предыдущей краеведческой конференции.

Отсюда цель данной исследовательской работы – исследовать второй период в истории школы.

Задачи:

  • исследовать деятельность второклассной церковно-приходской  школы;
  • обозначить роль второклассной школы в развитии села Кутулик.

     Встреча с выпускниками школы, ветеранами педагогического труда, работа с архивом школы, фотодокументами, источниками СМИ района помогли нам в исследовательской деятельности.

Итак, я предлагаю материалы нашего исследования.

Основная часть

Школа…. Как много приятных воспоминаний связано с этим словом у многих, кто окончил её. Сюда каждый день независимо от погоды бегут девчонки и мальчишки. Просторное трехэтажное здание разместилось в центре поселка. А ведь много лет назад было иначе.

Сегодня я хочу перевернуть страничку истории назад и заглянуть в те далекие от нас времена.

Кутуликская второклассная церковно-приходская школа(с. Кутулик, Балаганского уезда, Иркутской губернии, ныне Аларский район, Иркутской области) была открыта в 1896 году.В 1899 г. в ней обучалось 24 мальчика, из них 23 русских, 1 еврей. Размещалась школа в двух зданиях, одно принадлежало школе, второе - частному лицу, предоставлялось за 150 р. в год, общая сумма местных средств, изысканных школой в 1898 г. составила 154 р., 56 к.

В 1915 г. второклассная школа с общежитием для учеников размещалась в доме, выстроенном на казенные Синодальные средства, на ее содержание отпускалось из казны 2962 р. 80 коп. Во второклассной школе обучались ученики из окрестных сел и заимок. В состав Кутуликского Иоанно-Предтеченского прихода на рубеже XIX и ХХ вв. входило 42 заимки, расположенных от церкви на расстоянии от 3 до 20 верст, всего, по данным на 1913 г., в приходе было 695 домов, число душ мужского пола составляло 2900 человек, женского – 2884 человека. Местные дети обучались за счет платы родителей, а дети, приехавшие из окрестных селений, почти все содержались на средства Епархиального училищного совета.

Подробное описания состояния школы на 1896/7 учебный год дает епархиальный наблюдатель И. Брызгалов: «Для этой школы по случаю приобретен покупкою за дешевую цену дом, достаточный для помещения одного класса, общежития человек на 12-15, и учителя. При доме имеется большая кухня с помещением для прислуги, флигель для помещения столярной мастерской и мастера-учителя, бани, погреба, амбары, завозни, сеновалы, конюшни, словом, все хозяйственные постройки и довольно большой участок земли для огорода. В Кутуликской школе в отчетном году был устроен один второй класс, учителем которого состоял студент Иркутской духовной Семинарии И. Охлопков, бывший по окончании курса в семинарии учителем в течение нескольких лет. Учеников в Кутуликскую школу было принято 11, в том числе несколько из Нижнеудинского округа. 3 ученика были дети местных жителей и 8 учеников из более или менее далеких селений жили в общежитии при школе»(приложение1).

Об условиях приема в Кутуликскую второклассную школу ежегодно объявлял Совет школы в печатном издании. В Иркутских епархиальных ведомостях за 1907 г. Совет Кутуликской второклассной ЦПШ опубликовал следующие условия приема: «В школу принимаются дети в возрасте 13 – 17 лет, по сдаче экзамена за курс начальной-одноклассной школы церковно-приходской , а также окончившие курс двухклассных церковно-приходских школ . Уволенные из других учебных заведений за дурное поведение в школу не принимаются. Для поступления в школу необходимы следующие документы: метрическая выпись о рождении, свидетельство врача о привитии оспы, свидетельство об окончании курса одноклассной или двухклассной школы. Во второй класс принимаются успешно сдавшие экзамен за курс первого класса школы. Первый экзамен – письменное упражнение: диктант или переложение. Неудовлетворительно написавшие к экзаменам не допускаются. По сдаче приемных экзаменов, лучшие по знаниям и развитию ученики принимаются на земские стипендии, о чем родители учеников подают прошение Совету школы, прилагая удостоверение о своей бедности от тех обществ, к коим принадлежат по своему сословию и от причта, по своему местожительству. Дети инородцев, успешно сдавшие экзамен, по удостоверению о бедности своих родителей, принимаются на стипендии Православного Миссионерского Общества. Одежду стипендиаты имеют свою в достаточном количестве и постель; содержание и учебники даются от школы. Плата за содержание в пансионе школы взимается в количестве шестидесяти пяти рублей за первый класс и по 60 руб. за следующие года, авансом 1-го сентября (35 или 30 руб.) и 1-го января. Приемные экзамены 1909 г. будут произведены 25 и 26 августа».

В 1096 г. дополнительно сообщалось что «на казенное содержание принимаются сироты крестьян, павших в боях с японцами».

В 1913 г. подробно перечисляется, какими вещами должны обеспечить детей родители при отправке в пансион: «все воспитанники школы носят собственную одежду. От поступающих воспитанников требуется, чтоб они имели не менее трех пар нижнего белья, две тужурки или рубашки черного и серого цвета, двое брюк, двое сапог, теплую одежду, чехол для матраца и две простыни».

 В 1915 г.: «родители, отправляя сына в школу, должны снабдить его необходимой одеждой: из верхнего платья: пальто, плащом, шубою, шапкою, фуражкой; из обуви необходимо иметь две пары сапог, галоши, катанки. Из прочей одежды: две верхних тужурки, одна из коих может быть заменена верхней блузой черного или серого цвета, две пары брюк; из нижнего белья – три рубашки, трое кальсон, три пары чулок. Из постельных принадлежностей: тюфяк или матрац. Подушку, одеяло, три простыни».

С 1897 по 1908 г. заведующим всеми школами Кутулика был священник Евгений Порфирьевич Попов, сын дьячка, родился в 1863 г в селе Шаманском Киренского округа Иркутской епархии, в 1885 г. окончил Иркутскую Духовную семинарию. Как законоучитель церковно-приходских школ получал вознаграждение 150 р. в год. Затем школами заведовали другие священники (приложение 2).

По отзывам наблюдателей, «благодаря пению хора учащихся и чтению детей в церкви, народ привыкал смотреть на школу, как на просветительницу». В Кутуликских школах преподавали и светские учителя (приложение3).

При церковно-приходских школах традиционно были попечители, ими, как правило, избирались местные купцы. Попечители оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлежности и др. Известны имена некоторых попечителей кутуликских школ, среди них Ананий Иосифович Швец – Балаганский купец 2-й гильдии, Борис Григорьевич Патушинский, Ф.В. Молев, Петр Михайлович Бельков (попечитель образцовой школы), крестьянин Никита Середкин и др. О попечителях школ и жертвователях нередко объявлялось в «Епархиальных ведомостях». В 1894 г. Епархиальный училищный совет выразил благодарность окружному исправнику К.С. Яновскому «за оказываемое им содействие распространению церковного просвещения во вверенном ему округе и разныя пожертвования в пользу Кутуликской церковно-приходской школы», «попечитель, потомственный почетный гражданин Борис Григорьевич Патушинский пожертвовал на нужды школы 100 рублей. В 1901 г. Балаганский 2-й гильдии купец Ананий Иосифович Швец пожертвовал 100 руб.». В 1903 г.: «из более крупных пожертвований на церковные школы за отчетный год Балаганское Отделение отмечает пожертвование попечителями Кутуликских школ - Патушинским – 300 р., Швец – 100 р. и Благочинным II-го округа Балаганского уезда о. Дмитрием Фивейским – 100 р.».

В феврале 1899 г. при Кутуликской второклассной школе на средства попечителей была открыта столярная мастерская. «Средства на обзаведение ее инструментами и материалами даны частными жертвователями гг. Патушинским, Швецовым, Невидимовым, а на приплату учителю-мастеру заимствованы из остаточной суммы на содержание Кутуликской школы. К занятиям в столярной мастерской ученики относились с интересом, в свободное от уроков время работали в ней усердно, так что вскоре научились делать довольно удовлетворительные киоты для икон, на продажу».

При школе был оборудован небольшой кабинет физики, для которого был приобретен 51 прибор, стоимостью 270 рублей, здесь «для закрепления в памяти пройденного, делались доступные физические опыты».

При школе была организована библиотека (известно, что в 1915 г. ученическая библиотека при Кутуликской школе насчитывала 965 наименований книг). Заметим, что наличие библиотеки в школе было значительным достижением, Епархиальный училищный совет в своем отчете за 1896 г. отмечал, что библиотеки для внеклассного чтения в этот период существовали лишь в 5 школах уезда, в том числе, в Кутуликской.

         Пополнению библиотеки при школе, и организации чтений огромное содействие оказывали попечители, об этом известно из «Иркутских епархиальных ведомостей» за 1898 г.: «Заведующий Кутуликскими церковно-приходскими школами считает своим долгом выразить искреннюю благодарность начальнику IV-й дистанции Средне-Сибирской железной дороги Александру Полидоровичу Гробовскому за деятельное и горячее участие в устройстве религиозно-нравственных чтений при церковно-приходской школе, выразившееся в пожертвовании более 100 названий книжек приспособленных именно для народных чтений». Кроме того, в 1899 г. А.П. Гробовский пожертвовал Кутуликской второклассной школе астролябию, разные чертежные инструменты и медикаменты.

          Важным средством обогащения педагогического опыта учителей церковных школ являлись краткосрочные курсы и учительские съезды, периодически организовывавшиеся окружными наблюдателями, здесь опытные учителя и педагоги знакомили участников курсов с новейшими методами и приемами обучения, давали советы о наилучшей постановке школьного дела. 16-17 февраля 1911 г. съезд учителей проходил в Кутулике (участников съезда было 30 человек). На съезде в первую очередь обсуждался вопрос об организации при Кутуликской второклассной школе районной учительской библиотеки. «Для заведывания библиотекой учреждается, под ответственностью уездного наблюдателя, особый распорядительный Совет, в состав которого входят учащие Кутуликских школ, под ближайшим руководством свящ. о. Агафонова и старшего учителя В.Е. Новосильцева. Приобретение книг и журналов для библиотеки поручается выбранному Совету по каталогу, составленному съездом дополнительно к изданиям, высланным уже на 50 р. о. епархиальным наблюдателем; Выражено желание, чтобы Епарх. Уч. Совет пришел на помощь своими средствами в приобретении большого количества книг, а также признано необходимым, чтобы сами члены на местах отыскивали сочувствующих делу устройства учительской библиотеки и располагали бы таковых к пожертвованиям деньгами и книгами, по содержанию своему соответствующими специальному назначению библиотеки».

       Кроме обсуждения вопроса об организации районной библиотеки для учителей проведения теоретических занятий, во время съезда проводились практические уроки: «практические занятия совершались по такому расписанию: 1-й урок занимался по Закону Божию уездный наблюдатель в присутствии всех учащих, 2-ой урок в одной школе учитель Агафонов давал урок объяснительного чтения басни, во второй школе учитель Титов делал опыт объяснения статьи и в третьей учитель Красильников заучивал со 2 группой стихотворение. В 3-й урок учительницы Багрянцева и Смоловик занимались умственным счетом, учитель Злыгостев и учит. Баранова изучали грамматические правила о правописании предлогов и г. Хороших дал урок по объяснению дробей. В 4-й урок давались учителем Хороших примерные первоначальные знания по обучению пению в одноклассной школе».

          Обучение в Кутуликских школах отличалось высоком уровнем, здесь стремились обучаться своих детей не только люди православного вероисповедания, но и иудеи, католики, буряты.

         Наблюдатель церковных школ С. Алякринский в своем отчете за 1915 г. отмечал серьезный подход к преподаванию русского языка: «В целях всестороннего развития учащихся, более основательного и вдумчивого изучения ими предметов и приобретения навыков к стройному изложению мыслей, им давались письменные работы по разным предметам курса, причем давался срок написания 10 дней на работу. Из тем, задававшихся воспитанникам и воспитанницам, были например, такие: «Таинство св. Причастия» (опыт ознакомления с ним в начальной школе), «Нравственный и физический вред пьянства», «Кого из известных мне писателей я наиболее люблю и за что», «Как расширялась Россия с Петра Великого», «Разрушительная и созидательная деятельность воды и ветров», «Школьные праздники, условия классного внимания» и т.д. Всего за год по разным предметам курса было исполнено учащимися в Кутуликской школе 38 домашних сочинений».

Заключение.

Итак, в ходе своей поисковой деятельности мы узнали о второклассной церковно-приходской школе , которая была открыта в 1896г.

Узнали о создании школы в Кутулике, о ее основателях, о первых учителях.

Действительно, возраст 130лет достоин уважения и благодарности. История церковно – приходской школы говорит о том, что уже в те годы закладывался фундамент образования в Кутулике.

 Школа вправе гордиться своими выпускниками. Судьба и жизнь разбросала их в разные уголки нашей Родины. Среди выпускников нашей школы люди разных профессий. Многие трудятся в сельском хозяйстве, работают на промышленных предприятиях, в сфере культуры, образования, медицины….  Трудно назвать отрасль хозяйства нашей страны, где бы ни трудились наши выпускники. Судьбы у них разные, но их объединяет одно – они выпускники нашей школы.

  Многое сегодня изменилось в жизни школы, но неизменным остается чувство теплого родительского очага, где всегда ждут и помнят всех своих питомцев.

Впереди у нас еще много планов в изучении истории школы. Много неоткрытых страниц. Сегодня мною открыты лишь некоторые. И пока в школьных стенах раздаются ребячьи голоса, пока звенит школьный звонок, не будет в истории школы последней страницы.

 

Литература и источники:

1. «Иркутские епархиальные ведомости», № 23

2. Школьный краеведческий музей(папка № 5 «История школы»)

3.Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. XVII – начало XX вв.      М., 2000, с.309-311

4.. Церковные школы Российской империи к 1908 году. Статистические сведения. – СПб., 1909.

5.Интернет-ресурс.https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковно-приходская_школа.

Приложение 1.

Численный состав учащих и учеников в Кутуликской второклассной ЦПШ 

Год

Число законоучителей

Число учителей по общеобразоовательным предметам

Число учащихся мальчиков

Число учащихся девочек

1899

 

 

24

-

1903

 

3

53

-

1904

 

3

48

-

1905

 

3 учит.

48

-

1906

 

3 учит.

47

-

1908

1 свящ.

1 учит.

50

-

1909

1 свящ.

3 учит.

46

-

1910

1 свящ.

3 учит.

40

-

1911

1 свящ.

3 учит.

56

-

1912

1 свящ.

3 учит.

59

-

1914

1 свящ.

3 учит.

61

-

1916

1 свящ.

3 учит.

62

-

Приложение 2.

С 1909 г. школами заведовал священник Агафонов Иоанн Сергеевич.

 С 1911 г. - священник Алексей Алексеевич Лебедев, сын псаломщика, окончивший курс Новгородской Духовной Семинарии в 1899 г.

В 1910 г. Указом Иркутской Духовной Консистории переведен на должность второго священника к Кутуликской Иоанно-Предтеченской церкви, 23 октября 1913 г. переведен в Енисейскую Епархию.

В 1915 - священник Василий Алексеевич Флеров.

В 1916 – заведующий священник Черемных Василий.

Другие церковнослужители прихода Кутуликской Иоанно-Предтеченской церкви также преподавали в церковно-приходских школах.

С 1894 г. пение в школах преподавал диакон Платон Платонович Канаровский (1855 г.р.), сын пономаря, урожденец Балаганского округа, Бажеевской Николаевской церкви.

  В 1878 году 2 августа по прошению переведен к Кутуликской церкви. 19 декабря 1884 года Архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениаминаом ему объявлено Архипастырское Благословение за готовность безвозмездно преподавать пение в Кутуликской церковно-приходской школе, а в 1889 году он «за усердное преподавание в школе пения и образование певческого хора единовременно удостоен Епархиальным Начальством Епархиальным Начальством денежной награды в количестве 50 рублей».

С 22 июня 1899 г. учителем при Кутуликской второклассной церковно-приходской школе состоял псаломщик Михаил Феодорович Мурашев

В 1908 г. обучением хора занимался учитель Терентий Романов.

С 1 окт. 1911 по 1 сент. 1912 г. учителем пения состоял дьякон Козьма Яковлевич Смоловик (1861 г.р., из крестьян).

Приложении 3.

1897 г. – Филатова Татьяна Ипполитовна – дочь дьякона, окончила епархиальное училище;

1898 г. – Охлопков Иннокентий Васильевич – студент Иркутской Духовной Семинарии Иннокентий Васильевич Охлопков, жалованье получал 360 р.

1898 – Моисеенко Феодор Петрович, второй учитель – студент духовной семинарии, жалование 100 р.

1899 – Иванова Зинаида Николаевна – дочь дьякона, окончила епархиальное училище;

1899 – Багрянцев Алексей Николаевич;

1901 – Сперанская Ольга Петровна – дочь священника, окончила епархиальное училище;

1901 – Павлов Владимир Григорьевич – сын подполковника, не окончил учительскую семинарию;

1902 – Трещенко Алексей Гаврилович – сын крестьянина, окончил второклассную школу;

с 1903 по 1907 – Копылова Надежда Авксентьевна – дочь священника;

1904 – Солдатов Т. , учитель, секретарь совета школы;

с 1906 по 1907 – Гордиенко Александра, окончила второклассную школу;

с 1906 по 1907 – Ласкина Анастасия;

с 1907 по 1908 – Ядрихинская Александра Иннокентиевна – окончила епархиальное училище;

с 1911 по 1915 г. – Хороших Дмитрий

в 1911 г. –Титов, Красильников, Багрянцева, Смоловик, Злыгостев, Баранов.

1914 – Новосильцев В.

1914 – Авраамов А.

1915 г. – Малкова Валентина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине».  Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...

Пример организации краеведческой работы в школе

Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"...

Исследование на тему: «Церковно-приходская школа Сызранского уезда в конце XIX – начале XX в.в.»

Значимость исследования заключается в выяснении преимуществ и недостатков церковно-приходских школ. Несмотря на то, что мы живём в XXI веке, до сих пор  существуют «белые пятна» в истории, и, мне...

Концепция управления развитием негосударственного образовательного учреждения Церковно-приходская школа «Косинская»

В данной статье представлена концепция управления развитием негосударственного образовательного учреждения «Церковно-приходская школа «Косинская»», включающая основные идеи и к...

140 ЛЕТ КОСИНСКОЙ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЕ.

Сообщение на научно-практической педагогической конференции «Педагогическое на­следие Сергея Александровича Рачинского и современная школа: к 170-летию со дня ро­ждения великого русского...

«Кутуликская одноклассная церковно-приходская школа» (краеведческая работа)

laquo;Кутуликская одноклассная церковно-приходская школа» (краеведческая работа)...

Первые церковно-приходские школы

Первые   церковно - приходские школы      В конце последнего десятилетия XIX века в  Новороссийске начинают появляться   церковно-приходские школы, относящ...