Хандыгская школа в 40-50-е гг.
занимательные факты по краеведению на тему

Доклад о Хандыгской школе в 40-50-е гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sychevoy_nasti.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

II районная научно-практическая конференция

«Кычкинские чтения», посвященные 75-летию поселка Хандыга

Тема: Хандыгская средняя школа в 1940-50 –х гг.

Выполнила: ученица 10 «А» класса

МБОУ ХСОШ  Сычева Анастасия

Руководитель: учитель истории

Авдышева А.С.

Хандыга 2016

Введение

         В 2016 году Хандыгской средней школе исполняется 74 года.

Этот 74-летний период истории школы  насыщен событиями, полон противоречий, но неизменно связан с процессами, происходящими в стране в целом.  

Великая Отечественная война явилась периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Люди, переживая огромные трудности, совершали массовые боевые и трудовые подвиги во имя победы над врагом. Одним из основных инструментов духовного воздействия на общество того времени, система школьного образования Советского Союза.

В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины. Деятельность отечественной школы в годы войны была направлена на защиту детства и обеспечение всеобуча, а также на совершенствование всех составляющих образовательного процесса, т. е. обучающего, развивающего и воспитывающего его начала. Советская школа стала одним из источников духовного единения детей с их героическими родителями, кузницей подлинной гражданственности и патриотизма.

Вторая половина 40-х и 50-е гг. – это время второго значительного подъема советской системы народного образования, школы (первый, напомним, приходился на 20-е, также послевоенные, годы). Подъем объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными великой жертвенной победой. Нужно было, как считали многие, делать выводы из пережитых страной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплеск внимания к образованию, культуре. К учебе вернулась молодежь с фронта и от станков, изголодавшаяся по книге, умному слову, учебе.

Цель данного исследования: изучить деятельность Хандыгской средней школы в период с 1942- 1950-е г.

Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть историю образования Хандыгской средней школы
  2. Проанализировать деятельность Хандыгской средней школы на основе изучения местной газеты «Красное знамя»

Новизна исследования состоит в том, что мы исследуем проблему, не получившую полного освещения в исторической литературе, используя периодическую печать данного периода.

        

История создания Хандыгской школы.

Впервые вопрос об открытии в поселке школы поднят в 1941 г. В Наркомпрос Якутской АССР направлена докладная, в которой заведующий районо В.Федоров обосновывал необходимость открытия школы: в Хандыге 8 детей школьного возраста, но число детей увеличится в связи с прибытием рабочих для строительства Магаданской трассы. Предполагалось открыть начальную школу в Хандыге, с прикреплением детей Ынгинского наслега (26 учащихся).  В 1942г. открылась школа.

Своими воспоминаниями поделилась второй директор Хандыгской школы Лия Григорьевна Еловская,  доктор сельскохозяйственных наук,  профессор, заслуженный деятель науки ЯАССР,  РСФСР: «Я работала в Хандыгской школе с 1 сентября 1942г. по август 1946 г.  Направлена в Хандыгу сразу после окончания Якутского государственного педагогического института.

Школа тогда еще была неполной средней.  В 1942-1943гг. в 7 классе было всего 4 ученика, в 6 классе – 20-25 учеников, в 5 классе – 30-35. В остальных классах несколько больше.

         Первый год я работала заведующей учебной частью и учителем химии, ботаники,  зоологии.  С 1943 г. стала директором школы.  Преподавательская нагрузка  также  увеличилась, так как пришлось вести еще конституцию, географию, а иногда и другие дисциплины вместо учителей, ушедших на фронт Великой Отечественной войны.  Найти замену фронтовикам было очень сложно, приглашали учителей из других районов страны. В основном, работали женщины или старики непризывного возраста. Успеваемость в школе была высокой.  Хорошо поставлена внеклассная работа. По этим показателям наша школа заняла 1 место в ЯАССР, об этом было написано в статье республиканской газеты «Социалистическая Якутия» в 1945 г».

Софья Михайловна Назмутдинова (Сафина) в годы войны училась в Хандыгской школе: «Первым директором был Павел Федорович Тюменцев, но проработал  мало, в 1943 г. ушел на фронт. Заменила его Лия Григорьевна Еловская. Коллектив учителей организовали трехголосый хор, ставили спектакли, интересные концерты.

Детей в школе кормили,  хлеб резался тонко, вкус его был особенным, давали пшенную кашу, капусту. У учеников было только по одной тетради, ручки, перу. Мы их очень берегли. Два раза в день собирались у радио и слушали сводку о кровопролитной  войне.  Помню, когда получили газету «Правда» с фотографией Зои Космодемьянской, в школе был митинг».

В 40-е годы в Хандыгской школе учителями работали М.Ф Шахмартова, (Кулакова) Р.Г. Кяписон, Г.В. Гринцевич, З.И. Большакова. Н.М.Кузнецов и др.

Р.Г. Кяписон по специальности ученый химик.  В период сталинских репрессий попал в лагерь за опубликованные  научные работы в Германии.  В 1948 году освобожден из лагеря.  В некоторое время жил в Хандыге, работал в школе учителем немецкого языка.  Рассказывал о нем строитель  Магаданской трассы Н. П. Климшин, учительница Хандыгской школы М.Ф. Кулакова, его ученица С.М. Сафина.

        В районном архиве имеется отчет директора школы П.В. Коненко, составленный 20 июня 1953 г. в первом разделе отчета – данные о выполнении плана всеобуча. Действительный состав учащихся по августовскому учету составляет 323. К 5 сентябрю зафиксировано 334 человека. При школе интерната не было. Продуктовая и денежная помощь со стороны населения и местных организаций не оказано, за исключением 500 руб; данный группкомом на проведение выпускного вечера.  Горячие завтраки в школе не организованы, их заменяли булочками и пирожками из столовой.  Директор заостряет вопрос слабо организованной подвозки детей с 4 километра и совхоза «Бордой». Указаны фамилии учителей, работавших в то время в школе: Е.П. Мухова, Н.В. Лебедева, А.В. Веткина, А.Н. Веткин, А.И. Штриль, К.Н Серкина, А.А. Белозорова, З.И. Большакова, Р.В. Дернова, Н.Н. Кабанов, А.И. Никитина, Н.М. Кузнецов, К.С. Егоренкова, М.Ф. Шахмартова, А.А. Баланова, М.Н. Озерский, С.И. Штриль, Е.А. Суворова и др.

        В разделе «комсомольская работа»: 23 комсомольца, секретарем избрана Н. Алексеева заместителем – К. Мосина. Пионерская дружина имени Зои Космодемьянской к концу года насчитывала 10 пионерских отрядов, 19 звеньев, всего 201 пионер.

        Начиная с 1953 г., Хандыгская школа получила статус средней. Школа размещалась в двух зданиях.  В здании возле автобазы учились  учащиеся 1-4 классов.  Второе здание снесено, сейчас там находится типография.

        Работали директорами школы: П.Ф. Тюменцев (1942-1943); Л.Г. Еловская (1943-1946);  Д.Б.Гласс (1946-1949); П.В Коненко (1950-1954); А.А. Белозорова (1955-1956); Н.В. Ермак (1956-1958); П.С. Докучаев (1958-1959); Г.П. Ким (1959-1963); Д.В. Андросова (1963-1965); М.П. Прошкинас (1965-1966);  И.Я. Афанасьев (1966-1984); В.М. Шулунов (1984-1985); Т.И. Голоперова (1985-1997).

        С 1956 -1957 учебного года стали вести учет 10 –х классов.

С 1956 по 1992 гг. школа выдала 1532 аттестата. Золотые  медали получили 18, серебряные медали получили 35 выпускников.

        Свои воспоминания о школьных годах Людмила Дмитриевна Путинцева, биолог ХСШ, опубликовала в районной газете: «Я училась в этой школе два года. Окончили школу в 1958г. всего 16 человек. Учились в здании по улице Октябрьской (сейчас улица имени Е.Д. Кычкина). Были только классы и коридор. Спортзала не было, на уроки физкультуры ходили в дом рядом со школой, в очень маленький спортзал с низким потолком. Потом спортзал пристроили к зданию школы. Ребята уже занимались в нем, там же проходили дружинные сборы, встречи. До этого различные мероприятия проводили в коридоре: ставили парты из классов в два ряда и сидели за ними смотрели кинофильмы, выступления художественной самодеятельности, которой занимались почти все. Был хор, который вел очень молодой  Игорь Щербаков. Его жена Любовь Петровна Щербакова была нашим классным руководителем. Они работали первый год после окончания института. Мы исполняли песни на русском и якутском  языках, были свои танцоры. Сценой служил (верхний) коридор, а зрители сидели в (нижнем) коридоре.

Рядом со школой был дом, в котором жили многие учителя: А.А. Белозорова, Е.П. Ермакова, Ф.К. Сербенко, Л.П. и И.А. Щербаковы. Недалеко от школы был небольшой пришкольный участок.

 

Отражение деятельности ХСОШ в местной газете

«Красное знамя» в 50-е годы.

В  мае 1955  была опубликована статья «Ответственная пора в жизни школы». В которой говорилось о том, что  учебный 1954-1955 год подходит к концу. Учащиеся 10 класса будут сдавать свой первый экзамен на аттестат зрелости. В этот же день учащиеся 1-2 и 3-х классов заканчивают свой учебный год традиционно выходом на экскурсию «На встречу лета».  

В ХСШ подготовка к экзаменам началась еще в 3 четверти учебного года. На заседании педагогического совета был утвержден план работы на период подготовки к экзаменам.

Основанная задача школы в данный  период – как можно полнее повторить пройденный за год и тем самым лучше подготовится к экзаменам.

В апреле в школе было проведено методическое совещание учителей по вопросу «как правильно организовать повторение пройденного материала». Некоторые классные руководители вместе со своими учащимися оформили специальные уголки повторения. В этих  уголках для каждого предмета имеются отдельные конверты для вопросов и ответов. Указанные конверты учащиеся опускают написанные на отдельных листочках карточках непонятные им вопросы и получают исчерпывающие ответы от педагогов. Учителя тщательно спланировали повторение по своему предмету и чередовали изучение нового материала с повторением.

Многие учителя стремились к разнообразию форм и методов повторения. Так, учительницей А.А. Белозоровой в 10 классе были организованы по литературе конференция по творчеству А. С. Пушкину и школьная лекция на тему: «постановление партии и правительства о журналах «звезда» и «ленинград», в 9 классе - литературная викторина по творчеству А.П. Чехова. Кроме викторин, конференций и лекций проводятся беседы, показ диафильмов и диапозитов, лабораторные работы по химии и физике.

Важным моментов в достижении положительных результатов по повторению пройденного материала является равномерное и посильное распределение повторенного материала для дачи учащимся задания на дом.

  Таким образом, необходимо подчеркнуть особо активную роль учителя в проведении уроков повторения, так как это поможет закреплении пройденного материала и подготовки к экзаменам.

Успешная подготовка к экзаменам обеспечивается высоким качеством уроков, правильной организацией повторения учебного материала, плодотворной  организацией домашних занятий. В этом нам большую помощь должны оказать родители.

В статье из некоторых итогов работы школ района, инспектор школ районо И. Васильев отметил «Выпускные и переводные экзамены этого учебного года показали, что повысилось качество учебно-воспитательного процесса, учащиеся успешно овладевают основами науки, получают прочные знания. Усилилась связь обучения с жизнью, с колхозами. Педагогические коллективы, поняв важность поставленных перед ними задач, достигли значительных успехов. В Хандыгской средней школе большинство учащихся по арифметике, алгебре и русскому языку выдержали на «4» и «5».

23-24 августа состоялось совещание учителей района. На совещании учителей района. На совещании был заслушан доклад заведующей районо Бухляевой З.А. «Об итогах1954-1955 учебного года и задачах в новом учебном году» и доклад заведующей учебной частью Хандыгской средней школы Белозоровой А.А. «Воспитание сознательной дисциплины учащихся».

Бухляева З.А. отметила значительное улучшение учебно-воспитательной работы. В истекшем учебном году увеличилось число учителей, добившихся значительного улучшения в постановке учебно-воспитательной работы. Однако учебно-воспитательная работа во многих школах стоит еще на низком уровне. Основными причинами неудовлетворенной постановки учебно-воспитательной работы являются низкий уровень преподавания, однообразие методов, слабая внешкольная работа, недостаточный контроль и руководство школами со стороны районо.

После доклада развернулись оживленные прения. Учителя критиковали руководство районо за допущение перегруженности в работе многих учителей, за плохое снабжение школ учебно-письменными принадлежностями, за попустительство нарушителям трудовой дисциплины, неудовлетворительную постановку политической работы среди педагогических коллективов.

В январе 1956 г. прошло совещание учителей района.  С докладом «Об итогах первого полугодия и о задачах второго полугодия 1955-1956 учебного года» выступил инспектор районо Васильев И.Н.

- Школы района, - говорил докладчик, - в этом учебном году перешли на новые учебные планы и программы.  Многие учителя значительно улучшили постановку преподавания, тем самым повысили качество знаний и навыков учащихся.  Успехов в работе  добились Хандыгская средняя школа, Крест-Хальджайская и др.

В июле 1956 года Хандыгская школа обращается к общественности с просьбой о помощи.

Хандыгская школа – одна из крупных школ в районе как по численности учащихся, так и по объему хозяйственной работы.  Из – за отсутствия соответствующей материальной базы, в частности помещения, учебные занятия проходят в две смены, что создает известные трудности в организации учебно-воспитательной работы. На протяжении ряда лет в школе проводится капитальный ремонт,  поглощающий десятки тысяч рублей государственных средств. Но с самого начала учебного года школа испытывает много неудобств, затруднений, вызванных недоброкачественным ремонтом.  В отличии от прошлых лет, в этом году школа (директор Белозорова А.А.) более организовано, планово начала ремонт помещений. Это видно из того, что дирекция школы, учитывая прошлогодние недостатки, заблаговременно позаботилась о приобретении материалов, необходимых для ремонтных работ.  Нельзя сказать, что общественность района не оказывает школе никакой помощи. Коллективы ряда организаций всегда идут навстречу школе, ими организованы воскресники. Досадным является то,  что шефы отраслевого управления не оказывают по - существу никакой помощи, хотя они для этого имеют все возможности. Плохо помогают школе профсоюзные и комсомольские организации  с. Хандыга.  Приходится напомнить им, что школа – это общенародное, общегосударственное дело, а не только дело одних коллективов учителей.  В стороне от подготовки школы к учебному году стоит и родительская общественность, комитет который по существу распался.

Общественность поселка, прежде всего, профсоюзные и комсомольские организации должны и обязаны помочь школе в успешном и качественном проведении подготовки к учебному  году.  Нужно восстановить работу родительского комитета и широко вовлекать родителей в работу по созданию в школе необходимых условий для разрешения задачи обучения и воспитании детей.

При  Хандыгской средней школе в 1956 году впервые открыт интернат. В него приняты преимущественно дети воинов погибших на фронтах Великой Отечественной войны, инвалидов и сирот. Здание,  как по кубатуре, так и по световой площади соответствует своему назначению. С первых же дней пребывания в интернате дети добросовестно выполняют «Правила поведения учащихся», распорядок и режим дня. Они активно участвуют в общественно-полезном труде: мальчики почти ежедневно проводят текущий ремонт, красят мебель, а девочки помогают в уборке комнат и стирке белья.

Организовано ежедневное дежурство в комнатах и по интернату. Дежурные точно выполняют свои обязанности, требуют от каждого школьника безусловного соблюдения правил и распорядка дня.

Воспитателем работает старейшая учительница член КПСС Зинаида Тимофеевна Флорова. Она является душой всего коллектива, проводит среди детей большую воспитательную работу, прививает детям чувство дружбы и товарищества.

Директор средней школы (он же заведующий интернатом) Ермак Николай Владимирович принял ряд мер по укреплению материальной базы интерната. Он также часто проводит среди школьников беседы о культуре поведения, бережном отношении к общественной собственности и любви к труду.

Дети, живущие в интернате, как и все учащиеся старших классов школы, оказывают помощь подсобному хозяйству «Колымснаба» в уборке картофеля.

Однако в интернате есть и недостатки.  Он все еще переживает организационный период. Бывшее руководство школы мало сделало для укрепления материальной базы интерната. В результате сейчас испытывается недостаток в мягком инвентаре, мебели и необходимом оборудовании.  В частности, до сих пор нет умывальников, тазов для стирки белья, противопожарного, хозяйственного и культурного инвентаря. Все это создает дополнительные трудности в проведении хозяйственных и культурно-массовых мероприятий.

Весьма трудную проблему представляет столовая. Проживающие в интернате  питаются в столовой поселка, где нет для них элементарных удобств. Вследствие этого они теряют много времени, необходимого для других мероприятий. Руководству районо и школы следовало бы подумать и принять практические меры по организации отдельной столовой для детей так, как сейчас из-за высоких наценок питание одного школьника обходится дороже на 35 процентов.

Интернат – это один из важных очагов культуры. Его внешний вид и содержание работы в нем должны отвечать задачам воспитания и обучения подрастающего поколения.

В январе 1956 года директор Хандыгской средней школы А.А. Белозорова в новом клубе прочла публичную лекцию на тему: «Задачи школы и семьи по коммунистическому воспитанию учащихся». Она доходчиво и умело рассказала собравшимся об основных условиях, средствах и методах воспитания молодого поколения, задачах школы и семьи и ответственности родителей воспитание своих детей. На ярких примерах лектор показала, насколько низок уровень воспитательной работы в Хандыгской средней школе и как безразлично относятся некоторые родители к советам учителей.

Партийная жизнь школы.

Коммунисты, комсомольцы и беспартийные продолжают изучать бессмертные идеи марксистско-ленинской теории, обогащают свои теоретические познания, учатся на практике коммунистического строительства.

Вместе с этим в кружках партийного и комсомольского просвещения изучаются важнейшие решения Коммунистической партии и Советского правительства, документы Центрального Комитета КПСС последних дней.

В кружке, которым руководила П.В. Коненко  обсуждались тезисы доклада Н.С. Хрущева «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В кружке 21 слушатель. Подавляющее большинство из них с законченным высшим образованием.

        Основными вопросами,  рассматривающие  на занятии кружка были: основные итоги развития сельского хозяйства, роль машинно-тракторных станций, новый этап в развитии колхозного строя и необходимость реорганизации МТС и т.д.

Практика коммунистического строительства в нашей стране повелительно требует коренной увязки теоретических положений с жизнью. Преодолеть этот отрыв – важная задача и пропагандиста Коненко, и слушателей кружка – учителей Хандыгской средней школы.

У пионеров  хандыгской школы.

Старший пионервожатый с трудом разбирался в новых условиях перестройки обучения в школе. И поэтому первые шаги работы по-новому были не всегда верными, не всегда удачными. Но постепенно принимало свою форму, стали ясны методы работы. И когда в этом году райком комсомола направил в Хандыгскую школу работницу райгру Светлану Зарубину, Наташу Беляеву из земэкспедиции и Люсю Свечкину из санэпидстанции, энергичных, инициативных девушек, работа в отрядах стала гораздо интереснее, живее.

        Пионеры 6 класса изучают азбуку Морзе, учатся ориентироваться на местности. Подготовили  пьесу-сказку. Сами сделали инсценировку, приготовили декорации.

        Очень помогают в работе вожатых «пионерские ступеньки» пионер каждого класса знает, какие требования предъявляются к нему; что еще надо узнать, чтобы перешагнуть на следующую «ступеньку». У каждого пионера есть своего рода дневник, в который заносятся все его «достижения». В конце года Совет отряда устраивает экзамен. Знаешь все, что требует первая пионерская «ступенька» - ступай на вторую, одолевай еще более обширными знаниями, приобретай новые трудовые навыки.

В пионерской организации школы больше 200 человек. Ее жизнью руководит Тамара Федоровна Хмелева – старшая пионервожатая. Большая семья пионеров требует много внимания.  Надо многое знать, многое уметь. Новые требования выдвигает жизнь, а новое всегда трудно. Вот и приходится Тамаре Федоровне подолгу готовиться к пионерским мероприятиям. Молодой педагог отдает много сил, энергии воспитанию пионеров. Ее  помощники это Света Зарубина, Люся Свечкина, Наташа Беляева и хорошо, что среди пионеров есть такие активисты, как Юра Голубев, Наташа Фанова.

У пионерской семьи много интересных дел. В школе работаю различные кружки, спортивные секции.

Хандыгская средняя школа организовала выставку детского творчества.

     «В одном из светлых классов красочно оформленные экспонаты различных предметов. На бархатном столе лежат хорошо отшлифованные гаечные ключи, которые трудно отличать от заводской работы. Их сделали ученики  4 "а" класса. Павел Андросов, Вадик Лебедев, ученик  5"а" класса Олег Рябов  другие.

     Ученик 9 класса Виктор Показаньев сделал оригинальный клейсмессель. Точная и превосходная отточка на станке, право, удивляет и настоящих слесарей. А ученица этого же класса Рита Касьянова и другие сделали слесарный молоток , который также привлек внимание посетителей .

      На выставке представлено множество вышивальных работ. Большое внимание многих посетителей привлекает пейзаж "Осень", вышитый крестом ученицей 7 "б" класса Нютой Петровой .

      Напротив красуется зелень. Это макет сказки "Голубок".Среди густой вечнозеленой елки стоит избушка,  вокруг которой узкие аллейки . Мишка стоит перед Голубком. Макет составлен учащимся 1 "б" класса . А это зима чем плоха? Село окутано мягким и пушистым снежком . Впереди мчится голубая легковая автомашина, а сзади на санках рысью едет "неизвестный мужчина ". Этот изумительный макет сделан учащимися 6 "б" класса Толей Блошкевичем и Володей Ивановым .

       Особое внимание привлекает модель для демонстрации полета ракеты.  Она сделана учащимися 8 "в" класса Родиным, Румасовым , Кожемякиным , Свиридовым , Миньковым и Яцкевичем. Модель заряжается горячей семью , которая, сгорая внутри специального патрончика-ствола , сообщает модели реактивную силу. Владик Яцкевич- ученик 8"б" класса сделал 2-х ламповый усилитель низкой частоты , а Саша Свиридов смастерил мигающий маяк .  Столб маяка сделан из дерева токарным способом и разбирается на части .

       Саша Савельев еще с малых лет подражает  своему отцу радиотехнику Сергею Петровичу Савельеву. Саша сделал очень удобный походный 2-х ламповый приемник.  Включай и, пожалуйста,  слушай на свое здоровье.

      -Вот это электромолот . Его сделали ученики Валя Носков , Саша Свиридов и Саша Савельев. Он работает при помощи электричества , - говорит преподаватель труда А.И Новыш и штепсель включает в розетку . Молоток работает превосходно .

Выставка детского творчества Хандыгской средней школы прошла успешно».

  Июль 1959 школьники получают рабочие профессии.

Курс на тесную связь школьного обучения с производством взяла Хандыгская школа. В ней оборудованы мастерские,  есть автомашина. Начиная с 5-го класса на уроках труда, а затем машиноведения знакомились они с основами производства, изучали устройство токарных станков, слесарное дело. Все десятиклассники овладели искусством вождения машины, а 17 учеников восьмого и девятого классов предстали сегодня перед квалификационной комиссией.

12 учеников получили квалификации токарей 3 разряда, слесарей 4 разряда, токаря по дереву 4 разряда. А у некоторых ребят по четыре специальности: токаря 3 разряда, токаря по дереву 4 разряда и радиомонтажника 3 разряда. Вот окончат школу ребята вступят во взрослую  жизнь – и знания есть, и специальность.  

В январе 1960 года в местной газете «Красное знамя» был опубликован закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Главной задачей советской школы, говорится в этом важном документе, является подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования.

В нашем районе проделана некоторая работа по претворению в жизнь Закона о школе: укрепились педагогический и руководящий состав, увеличилось число учителей, добивающихся глубоких прочных знаний.  В четырех школах созданы и оборудованы мастерские, некоторые из них пополнились необходимым количеством  инструментов по столярному и слесарному делу. Учащиеся Хандыгской и Крест-Хальджайской  школ выполняют заказы для промышленных предприятий и колхозов. Связь обучения с жизнью, практикой проводиться не только в учебных мастерских, но и на колхозных и совхозных полях, предприятиях.

Первые результаты претворения закона о школе в жизнь в  8 номере газеты  Красное знамя от 26 января 1950 г.  опубликовала Григорий Пунхаевич Ким директор Хандыгской средней школы.

Коллектив учителей и учащиеся  школы в этом учебном году направил свои усилия на укрепление связи школы с жизнью, на дальнейшее повышение  воспитательного значения процесса обучения, а также продолжает бороться за уменьшение числа второгодников.

Общие задачи школа решает путем повышения методической и педагогической  квалификации учителей на основе борьбы за эффективность проводимых уроков, развития мыслительной способности учащихся, а специфические задачи, направленные к уменьшению второгодников, учителя и учащиеся решают путем оказания постоянной эффективной помощи неуспевающим ученикам.

Результаты проводимых работ всем коллективом школы пока что не ощутимы: успеваемость низка, в особенности по русскому языку и математике, не единичны случаи нарушения дисциплины учащимися, а связь школы с жизнью нести узковедомственный и ремесленнический характер. Однако отрадно отметить, что работа школы все же находится на подъеме.  По итогам первого полугодия 34 ученика исправили свои двойки. В течении 1-го полугодия, в особенности во второй четверти, учителя русского языка и математики оказывали большую помощь во внеурочное время неуспевающим ученикам.  В школе для этой цели выделена специальная комната, а занятия в ней проходят до начала основных занятий.

В целях повышения успеваемости во всех классах организована неплохая взаимопомощь между учащимися. Профсоюзная комсомольская и пионерская организации школы приняли решение добиться, чтобы два хорошо успевающих ученика помогли исправить плохие оценки у одного неуспевающего.  

У нас организовано соревнование с Эльдиканской средней школой, внутри школы – между классами, а в классах – между классами, а в классах – между рядами или звеньями.  Для поощрения победителей соревнования учреждены переходящие вымпелы.

Некоторые классные руководители, организуя воспитательную работу, сумели достигнуть определенных успехов в создании классных  ученических  коллективов  и в работе с детским активом.

Положительным в работе школы следует считать и целый ряд проведенных внеклассных мероприятий: легкоатлетические и гимнастические соревнования, дружинный сбор – соревнования по пионерским ступеням, регулярный выпуск стенных газет, проведение тематических вечеров для 5-7, 8-10 классов в отдельности, что несомненно заинтересовывает учеников и сплачивает их.

Большие задачи, стоящие перед школой в настоящее время, не могут быть решены одной школы без помощи всей общественности поселка.  Наша школа накапливает некоторый положительный опыт и в этой области.

Заключение

В 1942 году открылась Хандыгская школа. Необходимость открытия школы объяснялась, тем, что в Хандыге есть 8 детей школьного возраста, и  их число увеличится в связи с прибытием рабочих для строительства Магаданской трассы. Из воспоминаний второго директора Хандыгской школы мы знаем, что   1942-1943 гг. в 7 классе было всего 4 ученика, в 6 классе – 20-25 учеников, в 5 классе – 30-35. В остальных классах несколько больше. Первым директором школы был Павел Федорович Тюменцев, но проработал мало, в 1943 г. ушел на фронт и не вернулся.  В 40-е годы в Хандыгской школе учителями работали: Мария Федоровна Шахмартова, Рудольф Генрихович Кяписон, Галина Владимировна Гринцевич, Зоя Ивановна Большикова, Николай Михайлович Кузнецов и др.

Начиная с 1953 г., Хандыгская школа получила статус средней. Школа размещалась в двух зданиях. В здании возле автобазы учились учащиеся 1-4 классов. Второе здание снесено, сейчас там находится типография.

Исходя из анализа местной  газеты данного периода, мы знаем, что в 1956 году впервые был открыт интернат. В него приняты преимущественно дети воинов погибших на фронтах  Великой  отечественной войны, инвалидов и сирот. Воспитателем работала старейшая учительница член КПСС Зинаида Тимофеевна Флорова.  Заведующим интернатом (он же директор школы)  Ермак Николай Владимирович принял ряд мер по укреплению материальной базы интерната.  Дети, живущие в интернате, как и все учащиеся старших классов школы, оказывают помощь подсобному хозяйству «Колымснаба» в уборке картофеля.

В этом же году вышла статья в газете «лекция о воспитании учащихся», в которой рассказывалось о том, что в новом сельском клубе состоялась публичная лекция на тему «Задачи школы и семьи по коммунистическому воспитанию учащихся». Лекцию прочла директор Хандыгской средней школы А.А. Белозорова, тем самым показав, что школа имела тесную связь с общественностью.

В 1958 году в Хандыгской школе была организована выставка детского творчества. Особое внимание привлекло модель демонстрации полета ракеты. Она была сделана учащимися 8 класса Родиным, Румасовым, Кожемякиным, Свиридовым.

Местная газета «Красное знамя» также отражает партийную жизнь школы.

В кружках партийного и комсомольского просвещения изучались важнейшие решения Коммунистической партии и Советского правительства, документы Центрального Комитета КПСС последних дней. Основными вопросами, рассматривающие на занятии кружка были: основные итоги развития сельского хозяйства, роль машинно-тракторных станций, новый этап в развитии колхозного строя и необходимость реорганизации МТС и т.д.

В 1959 году райком комсомола направил в Хандыгскую школу работницу райгру Светлану Зарубину, Наташу Беляеву из земэкспедиции и Люсю Свечкину из санэпидстанции, энергичных, инициативных девушек, работа в отрядах стало гораздо интереснее. Пионеры изучали азбуку Морзе, учились ориентироваться на местности. Сами делали инсценировки, готовили декорации.

В пионерской организации школы больше 200 человек. Ее жизнью руководит Тамара Федоровна Хмелева – старшая пионервожатая. В школе работали различные кружки, спортивные секции.

В эти года школьники получали рабочие профессии. В школе оборудованы мастерские, была автомашина. Начиная с 5-го класса на уроках труда, а затем машиноведения знакомились они с основами производства, изучали устройство токарных станков, слесарное дело.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...