Урок краеведения Тема: "Укек- летняя столица Золотой Орды
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Данный материал можно использовать на уроках краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kraevedeniya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок краеведения Тема: "Укек- летняя столица Золотой Орды 

Цель:  познакомиться с главным городом Поволжья времён Золотой Орды – Укеком, с достопримечательностями, бытом его жителей, окунуться в мир толерантного сосуществования граждан, так необходимого для сегодняшнего человечества.

Задачи урока:

Образовательные задачи: выявить особенности экономического развития и благоустройства Укека- одной из жемчужин Золотой Орды, выгодности его месторасположения, состава городского населения, его основных сфер деятельности в указанный период

Развивающие задачи: содействовать развитию формирования образных представлений, понятий, причинно-следственных связей через индивидуальную и групповую формы работы.

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, картами . Учиться выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

Воспитательные задачи:  способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, уважения к  самобытной культуре.

Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории своего края.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся:

  • фронтальная  
  • индивидуальная  
  • групповая

Формируемые УУД:

Личностные: понимание значимости предстоящей деятельности,  стремление к успешности в учебной деятельности, формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других, выражать собственное мнение и аргументировать его;

Познавательные: поиск  и выделение информации, умение выделять причинно-следственные связи, умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные: определять успешность выполнения задания, фиксировать затруднения.

                                              Этапы урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовность к уроку, создание позитивного настроя на работу.

Поволжье - одно из красивейших мест на Земле, Современное Поволжье бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории.

На каждом уроке мы с вами переносимся в удивительный мир истории нашей малой Родины. Вы открываете для себя много нового и интересного. Знакомство с новым материалом  является для вас маленьким открытием. И, прежде чем сегодня мы с вами перейдём к постижению новых высот нашего захватывающего путешествия по страницам Саратовского Поволжья, я предлагаю вам отправиться в один из интереснейших уголков Поволжья времён Золотой Орды -город Укек

Зачитывается стихотворение Анны  Судьиной "Увек"

       Поёт там иволга
       в татарских клёнах.
Там  ветер солнечный
         в холмах зелёных
Над Волгой синею
            колышет травы.
И в летний полдень там
             тихи дубравы.
В песках горячих там
        с времён былинных
Цветёт, не прячется
           куст розмарина.
Спит древний город там
        большой и сильный
Под песни вольные
          волны ковыльной.
Для нас, беспамятных,
        под русским небом
Просвищет иволга
              напевы  бога Феба

У вас у каждого на парте лежат «Оценочные листы». После каждого этапа работы вы сделаете самооценку или взаимооценку деятельности, поставив в определённой графе знак «+». Если же вы посчитаете, что в выполнении какого-то задания не участвовали, то эта графа в вашем «Оценочном листе» должна остаться просто без пометок.

Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

Прежде чем отправиться в путешествие давайте полистаем страницы нашей памяти. Для этого предлагаю сыграть в интеллектуальную игру «Верно ли это?».

Работа по карточке

 У каждого на столе лежат карточки с одинаковыми заданиями. Из предложенного списка утверждений знаком + отметить верные,- не верные. (учащиеся работают в группах).

Карточка с заданиями:

1. Поволжье и русские княжества захватывал уже внук Темучина Бату-хан или Батый(+)

2. Поволжье вошло в состав улуса Джучи, получившей в истории название Степной Орды _(-)

3. Население  Орды состояло только из татар и монголов.(-)

4. Городские постройки сооружались из камня, обожженного или сырцового кирпича.(+)

5. Религиозная терпимость была одной из главных черт внутренней политики в Золотой Орде(+)

Заканчиваем работу. Прошу вас обратить внимание на экран и сравнить правильность ответов. (идёт проверка работы). Оцените свою работу в ваших «Оценочных листах» в графе ««Верно ли это?».»

Создание проблемной ситуации

На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать наш край в период Золотой Орды и сегодня мы отправимся в город Укек. В Золотой Орде насчитывалось более  100       городов, почему  же жемчужиной , летней столицей Золотой Орды стал именно Укек. Какие факторы способствовали этому?

Что  нам  нужно узнать об этом городе, чтобы ответить на вопрос?

Обобщая ответы детей, записать их в виде пунктов плана на доску:

Изучение нового материала

На стола учащихся распечатанные карты Поволжья периода Золотой Орды

С помощью карт и текста2 абзаца  пособия определить в чем преимущества расположения города.( Оценка работы в «Оценочных листах» в графе «Работа с картой».

Этап локализации индивидуальных затруднений

Сформулируйте, какие затруднения вызвало у вас выполнение данного задания? Каких фактических знаний не хватило? Почему возникли сложности с выявлением причин  основания Укека именно на данной местности. (Учащиеся определяют, что стало причиной возникших затруднений (нехватка фактических знаний, проблемы в работе с картой)

Попробуем устранить имеющиеся пробелы и проанализировать основные особенности развития города.

Деление класса на группы. С помощью учебника и отрывка из видеоролика "Укек 2015" каждая группа выбирает материал по заданной теме обрабатывает его и представляет информацию классу. Тематика: а)архитектура и планировка города

б)население  

в)ремёсла и чеканка монет

г) быт  жителей Укека

( Оценка работы в «Оценочных листах» в графе « Представление материала»)

Физминутка

Побыстрее все вставайте!

 Разминку с нами выполняйте.

 Один, два, три, четыре, пять –

 Руки выше подымать!

 Головою покрути – лево-право,

 Не спеши, не торопись, лево-право.

 Что там делает сосед?!

 Передай ему привет!

 А теперь поприседаем,

 До пяти все посчитаем.

Сели, встали,снова сели

На носочки  посмотрели

 Один, два, три, четыре, пять –

 Урок продолжим мы опять!

Укек, основанный в начале истории Золотой Орды, просуществовал порядка 150 лет. Существует несколько версий его гибели.

Работа по тексту , а как результат- разгадывание кроссворда. Правильно разгадав кроссворд получится название изучаемого города .Вопросы к кроссворду:

1.Болезнь, которая  по одной из версий стала причиной гибели города(чума)

2Событие, ставшее причиной гибели Укека по второй версии(катастрофа)

3.Имя одного из самых известных средневековых азиатски полководцев, который о одной из версии во время нашествия разрушил город (Тамерлан)

4.Государство с которого началась эпидемия "Черной смерти" уничтожившая население Укека (Китай)

( Оценка работы в «Оценочных листах» в графе « Кроссворд»)

Первичное закрепление изученного материала.

Игра «Черный ящик» 

Перед вами не обыкновенная коробка, а настоящий «чёрный ящик». Он поможет нам определить, насколько вы внимательно путешествовали по городу Укек.

Вопросы из «Чёрного ящика»:

1.Кем именно из ханов Золотой Орды   было выбрано место расположения Укека?

2. Родственники какого знаменитого путешественника посетили  в1262-1263 годах  город Укек?

3. Что позволило археологам сделать вывод о наличии монетного двора в городе Укеке?

4. Почему найденные  археологами  древние вещи  жителей Укека кажутся нам принадлежавшими детям?

5. Учеными в расположении православного храма   были обнаружены остатки готовых блюд и продуктов в изобилии . Как они туда попали?

6.ВУкеке были найдены  иностранные  женские украшения , монеты других государств Как они попали в город?

( Оценка работы в «Оценочных листах» в графе «Черный ящик)

А сейчас  давайте мы с вами вернемся к вопросу , который был поставлен в начале урока . В Золотой Орде насчитывалось более  100       городов, почему  же жемчужиной Золотой Орды стал именно Укек. Какие факторы способствовали этому?(Ответы детей, корректировка, если требуется)

Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью листочка , лежащего у вас на парте. На доске написано:

Я понял все и хочу узнать еще больше.

Я понял все и могу объяснить другому.

Я многое не понял.

Встаньте и прикрепите листочек к одному из указанных пунктов.

По результатам я вижу, что мы хорошо потрудились. Вы заинтересовались данной темой, у вас появилось желание расширить свои знания.

 Информация о домашнем задании

К следующему уроку я предлагаю вам такое задание:

  1. Рассказ №4ловарь терминов и персоналий, вопросы к рассказу
  2. Рассказ №4ловарь терминов и персоналий, составить рекламную статью об Укеке
  3. Рассказ №4ловарь терминов и персоналий, ответить на вопрос Какие факты доказывают, что в Увеке существовала русская колония ?/

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. С учётом поставленных вами «+», я выставлю всем оценки за работу на уроке (выставление и озвучивание оценок).Можно осуществить самопроверку проверив по эталону и самому оценить себя.

                                          Оценочный лист

Фамилия имя учащегося

«Верно ли это?

«Работа с картой».

«Представление материала»

«Кроссворд»

«Чёрный

ящик»

Итог



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Путешествие в столицу Золотой Орды Сарай-Бату.,

Старый Сарай(Сарай - Бату,Старый,Сарай-аль-Махруса-Дворец Богохранимый")-средневековый город столица Золотой Орды.Распологается прмерно в 80 км. современного города Астрахани,в районе села Селитренное...

Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...

Урок "Русь под властью Золотой Орды"

Урок для 10 класса,  по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке  формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...

Урок кубановедения «Племена адыгов после распада Золотой Орды»

Адыги на земле моей живут.Их издревле черкесами зовут.Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.Живут адыги на земле людей. ...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...