программа элективного курса ЭТНОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnografiya_korennyh_narodov_rt_isravlennyy.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Программа дополнительного обучения

 «Этнография коренных народов Республики Татарстан»

 9 класс

Разработа

Учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Гиниятуллина Альфия Танзильевна

Нижнекамск, 2018

Пояснительная записка

Этнография - это наука, изучающая духовную и материальную культуру народов.

Актуальность, новизна программы

На территории современной Республики Татарстан проживает более 100 этнических групп.

Татарстан имеет богатый опыт устоявшихся общественных отношений, так как здесь мирно сосуществовали разные народы на протяжении всей многовековой истории.

Проблема толерантности в современной республике имеет свою особую специфику, связанную с социальным положением разных народов, с удовлетворением их духовных и материальных потребностей. Также необходимо отметить, что многонациональность и многоконфессиональность прописана в Конституции нашего государства, но очень часто радикальные группы пытаются привлекать именно подростков в экстремистские и националистические организации, таким образом вовлекая их межнациональную рознь, что недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Актуальность данной программы обусловлена приобщением обучающихся к изучению истории коренных народов, проживавших на территории современного Татарстана, становление и развитие нации на фоне развития Российской государственности в тесной взаимосвязи других народов российского пространства. Воспитание взаимоуважения к народам, проживающим на территории Татарстана в дальнейшем окажет положительный результат на спокойном и мирном сосуществовании всей страны.

  Республика Татарстан – очень интересный регион со своей историей и культурой, которые во все времена оказывали большое влияние на формирование человеческой личности. Но, к сожалению, сегодня наблюдается снижение интереса молодого поколения к изучению культурных ценностей своих предков. Причиной этому является влияние современной массовой культуры, европеизированных стандартов.

Новизна данной программы заключается в том, что этнографические занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей через теоретические и практические занятия., а также через посещение краеведческих музеев и посещение тематических концертов местных фольклорных ансамблей, таких как «Сурэкэ», «Шанкарав», «Забава», «Вербиченька», «Талир тэнкэ» и ансамбля «Нардуган», а также посещение Дома дружбы народов. Также хотелось бы отметить и посещение мероприятий, таких, как национальный праздник «Сабантуй», «Масленница», «Мари семык», «Гырон быдтон» и т.д.

Данная программа элективного курса рассчитана на 68 часов – 34 недели для учащихся 9-х классов.

Цель Приобщение детей к ценностям историко-культурного прошлого через исследование этнографического пути становления и развития народов, проживавших на территории современного Татарстана с точки зрения традиционной культуры коренных народов республики

Задачи

- Изучение истории, быта, традиций и самобытного мировоззрения татарского, русского, чувашского, марийского и удмуртского народов

- Ознакомление с обрядами татарского, русского, чувашского, марийского и удмуртского народов

- Исследование исторических фактов

- Формирование нравственно-поведенческих качеств и предпосылок ведения культурного образа жизни;

- Воспитание толерантности у воспитанников, развития дружественных взаимоотношений и чувств этнического содружества

- Умение сравнить особенности становления и развития татарской, русской, чувашской, марийской и удмуртской нации

-  Умение показать самобытность народов, проявляющихся в будничной и праздничной культуре.

        Форма обучения – групповая, фронтальная

Изучение культуры народов способствует формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

Личностные результаты

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества

Регулятивные УУД

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Познавательные УУД

Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Определять возможные роли в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе, устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми, целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Предметные

У учащихся сформируются целостные представления об историческом пути разных народов, проживающих на территории РТ; умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; уважение к культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Программа прошла апробацию в МБОУ «СОШ № 7» НМР РТ и МБУ ДО «СДЮТ и Э» НМР РТ с 2009 года, некоторые темы подвергались изменению. Ученицы школы и воспитанники станции становились участниками и призерами в конференциях, так, например,  уже выпускница нашей школы, Хайрова Фарида выступала с темой «Характерные особенности и различия татарской и русской свадебной обрядности в начале ХХ века», на конференции «Я – исследователь», а ученик 8 Б класса Абдуллин Амир принес призовые места по теме «Нардуган – народный ансамбль, изучающий танцы народов республики» сразу в нескольких конференциях, таких как «Жить, помня о корнях своих», «Нобелевские лауреаты КНИТУ»

Обмен опытом проходил на школьном и муниципальном уровне

Контрольные задачи – виды деятельности

-  Создание презентаций

- Конкурс исследовательских работ

- Защита проектов

- участие в праздниках и народных гуляниях

Формы организации занятия – игровая, беседа, просмотр документальных фильмов, сбор информации. Посещение музеев, концертов народных ансамблей

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество часов

всего

теория

практика

1

 Введение в этнографию

 Появление народов на территории современного Татарстана

2

2

2

 Хозяйственные занятия татар, чуваш. Семейный быт.

2

1

1

3

 Хозяйственные занятия русских, марийцев, удмуртов. Семейный быт.

2

1

1

4

 Животноводство и птицеводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов.

2

2

5

 Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей.

 Орудия лова. Собирательство: ягоды, грибы, травы

2

2

6

 Охота и бортничество в жизни всех народов на территории    современного Татарстана

2

2

7

 Поселения, хозяйственные постройки и жилище татар и чуваш

2

1

1

8

 Поселения, хозяйственные постройки и жилище русских, марийцев, удмуртов

2

1

1

9

 Тип жилого дома, интерьер татарской и чувашской семьи

2

1

1

10

 Тип жилого дома, интерьер русской, марийской и удмуртской семьи

2

1

1

11

 Посещение этнографического музея при МБОУ «Гимназия №2 имени Б.Урманче г. Нижнекамск

4

12

 Народная одежда татар и чуваш. Составные части девичьего, женского , мужского, детского костюмов.

2

1

1

13

 Народная одежда русских, марийцев, удмуртов.  Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов

2

1

1

14

 Пища и домашняя утварь в татарском и чувашском доме.

2

1

1

15

 Пища и домашняя утварь в русском, марийском и удмуртском доме.

2

1

1

16

 Семья и семейный быт в татарской и чувашской семье. Создание        семьи

2

2

17

 Семья и семейный быт в русской, марийской и удмуртской семье. Рождение первенца.

2

2

18

Посещение музея  при МБОУ «Чувашская гимназия № 34» г. Нижнекамск

4

19

 Семейные обычаи и обряды в татарской и чувашской семьях. Место знакомства юношей и девушек. Сватовство и свадьба.

2

20

 Семейные обычаи и обряды в русской, марийской и удмуртской семьях. Обряды по случаю рождения детей, свадебные,

2

21

 Народные праздники зимние и весенние: Масленница, Навруз, Карга боткасы

2

1

1

22

 Народные праздники летние и осенние: Сабантуй, Мари семык, Гырон быдтон, Петров день

2

1

1

23

 Детские игры и развлечения народов, проживавших на территории современного Татарстана

2

1

1

24.

Пословицы и поговорки, употребляемые в деревне.

Загадки. Сказки. Народные песни. Мифология

2

1

1

25

Местный диалект.

2

26

Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь.

2

1

1

27

 Народная музыка, народные песни.

2

1

1

28

Декоративно-прикладное искусство коренных народов: ткачество, шитье-вышивка, производство обуви, ювелирное дело

2

1

1

29

 Декоративно-прикладное искусство коренных народов: изготовление посуды из природного материала, бондарство

2

2

30

 Посещение отчетного концерта одного из народных ансамблей: Нардуган, Сурэкэ, Шанкарав и т.д.

4

Итоговое занятие. Срезы ЗУНов

2

ИТОГО

68

17

Содержание программы

  1. Введение в этнографию. Понятие «этнография», - изучение народов, цели и задачи курса. Появление народов на территории современного Татарстана, этногенез, этническая история
  2. Хозяйственные занятия народов. Роль географических условий, территории расселения, климата на занятие той или иной деятельностью. Виды сельскохозяйственных культур. Инструменты.
  3. Животноводство и птицеводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов. Особенности разведения домашних животных. Крестьяне держали лошадей, коров, овец, коз. Из птицы – куры, гуси, утки. При недостатке лугов основным кормом в зимнее время была солома.  В мусульманских деревнях был запрет на разведение свиней. Виды косвенной продукции при занятии животноводством и птицеводством. На чьи плечи ложился труд в семьях. Кто занимался заготовкой кормов. Особенности трудового воспитания.
  4. Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей.  Орудия лова. Собирательство: ягоды, грибы, травы. Рыболовство – один из видов промысла, деятельность, параллельная основному занятию. Время года, когда уходили на рыбалку.  Рыболовство на на берегу рек Кама, Вятка, Зай. Виды рыб.  Ловля удочкой, снастями-ловушками, невода. Что делали из пойманной рыбы.  Собирательством грибов занимались все народы, кроме татар. Ягоды использовали высушенными, а травы использовали при заваривании лекарственных чаев.
  5.  Охота и бортничество в жизни всех народов на территории    современного Татарстана.  Охота – один из видов промысла. Время года для занятий охотой. Методы охоты. Охота на лис, волков. Использование меда диких пчел. Появление рамочных улей.
  6. Поселения, хозяйственные постройки и жилище. Традиционные селения.  Место расположения селений,  различия в размерах селений (несколько большие размеры татарских селений от марийских и удмуртских). Планы усадеб, особенность мусульманской усадьбы. Виды хозяйственных построек. Значение бани у коренных народов. Виды жилища.
  7. Тип жилого дома, интерьер. Печи в доме, ее назначение – обогрев жилища, приготовление пищи, выпечка хлеба, спальное место. Наличие вмазанного котла в татарских печах, использование трубы. Наличие женской и мужской половины в доме. Предметы обстановки в доме. Разнообразие постельных принадлежностей. Украшение жилища мягкими матерчатыми предметами интерьера: дорожки, подзоры, пологи. Появление и наличие буфета с красивой посудой. Появление самоваров.
  8. Посещение музея МБОУ «Гимназия № 2 им. Б. Урманче»  воспитание интереса к жизни предков. Получение визуальной информации по обустройству татарского дома.
  9. Народная одежда. Основные элементы народной одежды. Особенности в этнической истории, природных условий пребывания, социально-экономическом развитии, конфессиональной принадлежности при выборе одежды. Применение украшения и вышивки на одежде. Использование шерсти и льна. Виды обыденной и праздничной одежды. Виды обуви – кожаная, лыковая и валяная.
  10.  Пища и домашняя утварь. Влияние географической зоны на выбор пищи. Использование крупяных, зерновых, бобовых культур в пищу. Отличие татарской кухни от кухни других народов. Широкое использование мучной продукции. Изготовление и использование мясной и колбасной продукции у разных народов. Использование переработанного молока. Кухонная посуда и утварь: Маслобойка, самовар, скалка, деревянная, керамическая и плетеная посуда.
  11. Семья и семейный быт. Вступление в брак – священная обязанность. Главные критерии при выборе невестки и жениха. Социальная и национальная принадлежность, соблюдение старшинства при вступлении в брак. Патрилокальное поселение (в семье мужа), Численность членов и количество детей семьи, многопоколенность. Разделение труда по половому принципу. Уважение и почитание старшего поколения в семьях. Функция воспитания детей в семьях. Применение трудового воспитания в семьях.
  12.  Посещение музея МБОУ «Гимназия № 34 (чувашская). Знакомство с культурой чувашского народа. Воспитание толерантности.
  13. Семейные обычаи и обряды. Обряд знакомства молодых – хождение по воду, общинная работа по общипыванию гусей и уток (омэ – у татар). Сватовство – договор о количестве даров и выплачивание денег семье невесты. Сговор – помолвка – обмен вещами. Проведение свадьбы, различие у народов: у татар – в доме невесты, русские, марийцы, чуваши – в доме жениха.  Встреча жениха, встреча невестки в доме жениха. Разновидность свадебного обряда – убегание, похищение невесты. Рождение детей в семьях. Роль повитухи.  Бережное отношение к роженице. Первая рубаха младенца. Имянаречение.  Сглаз – причина не показывать ребенка.
  14.  Народные праздники. Еженедельные праздничные выходные дни – жомга-пятница, воскресенье – воскрешение Христа. Утро праздничного дня – с чаепития. Религиозные и светские праздники, праздники к определенному времени сельскохозяйственных циклов. Новая одежда по случаю праздника.
  15.  Детские игры и развлечения. Песенно-плясовые игры, игры по правилам, драматические игры, импровизированные игры.
  16.   Пословицы и поговорки, употребляемые в деревне. Загадки. Сказки.  Народные песни. Мифология. Влияние хозяйственной деятельности, Золотой Орды, на устное народное творчество народов.
  17.  Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь.

Игры, связанные с сельскохозяйственными работами, игры, связанные с профессиями, с видами деятельности членов семьи.

  1.  Декоративно-прикладное искусство. Связь народного мастера с окружающей природной средой и людьми. Изготовление необходимых в быту предметов, стремление придать им красивую форму, украшение, культовое значение. Узорное ткачество, изготовление ювелирных изделий из серебра, золотое шитье. Украшение одежды и обуви, головных уборов. Использование геометрического и растительного орнамента.
  2.  Посещение отчетного концерта. Традиционно на отчетных концертах народных ансамблей артисты знакомят с танцами того или иного народа. Например, артисты ансамбля «Нардуган» собирали свои танцы по всей республике на протяжении нескольких лет. Движения передают определенные виды деятельности того или иного народа. Также хотелось бы отметить, что все ансамбли имеют в своем репертуаре танцы дружбы народов Республики Татарстан, одним из таких является «Сюита народов Поволжья». Посещение таких концертов является воспитательной частью данного курса.

Контрольные задания и ответы

1. .Как называется татарский головной убор?

 А) калфак В) тюбетейка С) тымак D) борик Е) чепчик

2 .Какие элементы входят в «наурыз-коже»?

А) рис, мука, горошек, лук, масло, кукуруза

В) рис, мука, зелень, пшено, масло, кукуруза

 С) рис, мука, перец, масло, пшено, кукуруза

 D) рис, мука, мясо, молоко, масло, пшено, кукуруза

Е) молоко, вода, масло, мясо, рис, горох, ячмень

3. Как называется явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни? 

А) иерархия В) пережиток С) традиция D) магические силы Е) обряд

4. .Какие виды скота преобладали в хозяйстве народа?

А) верблюды, овцы

В) лошади, коровы, овцы

С) лошади, овцы, верблюды

 D) овцы, бура

Е) никакой не преобладал

5 .Что такое «экият»?

А) монгольская сказка

В) японская сказка

 С) татарская сказка

D) китайская сказка

 Е) казахская сказка

6.Как называется высшая форма этнической общности людей? 

А) жуз В) нация С) племя D) народ Е) улус

8 .Что такое калымный брак? 

А) плата за невесту ее семье в денежной или товарной форме

В) вознаграждение отцу невесты

С) сосватывание детей в младенческом возрасте

 D) многоженство

 Е) вознаграждение матери невесты

9 .Татарский праздник плуга, который проводится в честь весеннего сева называется: А) наурыз В) день благодарения С) сабантуй D) день святых Е) масленица

10 .Основной хозяйственно- культурный тип народов Поволжья

А)земледелие

В)рыболовство

С)охота

 D)кочевое скотоводство

Е) нет правильного ответа

Использованная литература

  1. Валеев. Ф.В. Народное прикладное искусство Татарстана. – Казань: Магариф, 1984
  2. Воробьев. Н.И. казанские татары: Этнографическое исследование дооктябрьского периода. Казань: Магариф, 1953
  3. Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. – Казань: Магариф, 1993
  4. Исхаков Д.М. Краткая этническая история. -  Казань: Магариф, 2002
  5. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. – Казань: Магариф, 2004
  6. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. – Казань:Магариф, 1997
  7. Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. – Казань: Магариф, 1998
  8. Рожнова П. Русский народный календарь.  – Москва, 2000.
  9. Науменко Г.М. Этнография детства. – Москва, 1998.
  10. Владыкин В.Е. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1997
  11. Шкалина. Г.Е Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003
  12. Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов Сост. Г.А.Сепеев. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Программа элективного курса "Этнография"

Программа элективного курса по этнографии...

Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы

Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля.   Цель курса «Э...

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»

Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы

Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля....

Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».

   Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...