Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»
статья по краеведению на тему

Пестрякова Ольга Александровна

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx48.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

                                                                  1      

Понятие  « российской гражданской идентичности»

Безусловно, система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Актуальность  совершенствования системы общего образования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-созидающей, творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания и ценностно-смысловой ориентации в жизненных целях.

 Одной из ключевых задач самоопределения является формирование российской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл ( А. Г .Асмолов, 2007).

С 2008 г. при подготовке коллективом разработчиков во главе с Н. Никандровым, А. Кондаковым и Л. Кезиной стандартов второго поколения идея формирования российской идентичности была положена в основу воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности – этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаниевому, ценностному и деятельностному. Собственно российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащегося с Россией (в то время как другие составляющие устанавливают связь с “малой родиной” и всем человечеством соответственно). Сформированность этой идентичности должна проверяться наличием у ребенка знаний о золотом фонде русской культуры и истории, о современной социополитической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности” (п. 3); “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность”,

  Что же мы подразумеваем под словами « российская гражданская идентичность»?  Попытаемся разобраться в этом вопросе. Ответить на этот вопрос не так уж просто.

Согласно определению французского социолога А.Турена, «идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта». И, прежде всего, она представляет собой процесс осознания того, что вы или я обладаем некими качествами, отличающими меня от вас и нас от них. «Пока люди взаимодействуют со своим социальным окружением, у них нет иного выбора, кроме как определять себя через отношения к другим и отождествлять обнаруженные сходства и различия», - отмечает С. Хантингтон.

В социологическом словаре можно найти определение: «Социальная идентичность - аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними, становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение». Таким образом, идентичность социальна. В свою очередь, идентификация - это процесс эмоционального и когнитивного самоотождествления индивида, социальной группы с другим человеком, группой или объектом, интериоризации (освоения) занимаемых социальных статусов и значимых социальных ролей. Исследователи пишут о следующих «шагах» в процессе формирования идентичности:

- помещение «я» в социально признанные категории, то есть процесс называния;

- взаимодействие со значимыми другими;

- подтверждение нового «я» посредством умения себя презентовать.  Поскольку, «люди могут стремиться к идентичности, но достигнут ее лишь тогда, когда их примут в свой круг те, кто эту идентичность уже обрел».

В структуре социальной идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства, оценка качеств «значимых других»).

Человек является носителем целого набора социокультурных идентичностей-  профессиональной, политической, этнической, территориальной, конфессиональной и др. В потенциале у него есть бесчисленное количество идентификационных возможностей. Идентичности могут переплетаться, не исключая, а  дополняя друг друга, так, для многих народов, особенно в прошлом, этническая идентичность практически совпадала с конфессиональной. В частности, конфессиональный фактор являлся ранее ведущим среди идентификационных характеристик русского народа как целого, что нашло отражение в тождестве понятий «русский –

 Следовательно,  понятие « российская  гражданская идентичность» включает в себя, по мнению ряда исследователей, три основных элемента: когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых.

                                                                   2

Понятие « Петербургская идентичность»

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свои этнографическик, политические, этнокультурные  особенности.   В связи с этим в социологии можно найти  определение локальной( региональной, городской, местной идентичности).

 Как часто  мы слышим « петербургский стиль», « петербургская мода », « он петербуржец». Во всех концах России и мира всегда с большим уважением относились к жителям Петербурга, считая, что это  высококультурные  и образованные люди.

 И действительно, Санкт- Петербург один из крупнейших субъектов  Российской Федерации, который является  наследником уникальной культуры, своих языковых особенностей.

Петербургская идентичность (точнее идентичности) - это продукт деятельности как многих поколений петербуржцев, петроградцев, ленинградцев, так и внешних «других» архитекторов, скульпторов, ученых , благодаря которым,  Петербург приобрел свой уникальный статус.

Поэтому у нашего города множество «лиц» и идентичностей, имеющих различную эмоциональную окраску - от восторга и восхищения им до отчужденно-критического неприятия. Поэтому с момента его основания Петром I не прекращаются споры о месте и роли Санкт-Петербурга в политической и культурной истории России.

 Население Петербурга очень неоднородно  по своему социальному и национальному составу, поэтому его часто называют « многоликим».

Петербург –  это мировой научный центр.

Петербург - это центр образования.

Петербургская идентичность складывалась из образованности, порядочности, сдержанности, вежливости, пунктуальности его граждан, готовности понять другого и дать ему всю нужную ему информацию. Например, подробно объяснить дорогу или помочь сориентироваться в каком-либо расписании. Вежливость сочеталась с доброжелательностью и обязательностью

 Об особенностях языка петербуржцев надо говорить отдельно. Это особая тема.

На языке не могло не сказаться то обстоятельство, что среди жителей города очень велик процент ученых. Здесь жили и работали величайшие русские ученые – Д. И.Менделеев, И. П.Павлов, В. И.Вернадский, Н. И. Вавилов, Д. Ф.Иоффе, В. В.Докучаев; всех не перечислишь. Здесь они основали свои научные школы, которые получили развитие во многих учебных заведениях

Петербург – это центр художественной культуры.

Культура Петербурга – это не только наука, идеология и язык. Она имеет материальное воплощение в его библиотеках, архивах (архив и коллекции Н. И.Вавилова, Пушкинский Дом и др.), музеях.

Культурное общество Петербурга предъявляло высокие требования к искусству. Можно утверждать, что Санкт-Петербург был во многих отношениях центром мирового искусства.

Европейским искусством интересовалась не только Екатерина Великая – создательница Эрмитажа, но и многие другие петербуржцы, собиравшие большие коллекции. И теперь жители города на Неве гордятся своим Эрмитажем не меньше, чем коллекцией Русского музея.

 Исторические события, происходившие в городе, безусловно, отложили свой отпечаток на  формирование облика города, на формирование его граждан. Следовательно, надо рассматривать  не только локальную идентичность, но и временную.

 Окружение, строгая красота города влияли на менталитет его жителей.

Конечно, и архитектура, и храмы, и дворцы, и мосты, и набережные, и решетки, и памятники – все это влияет на жителей и облагораживает их.

 Петербуржцы-ленинградцы всегда  ощущали и ощущают  себя частью этого удивительного города .Судьба города и его народа тесно переплетаются между собой.

 И наша задача сохранить то достояние, которое досталось нам в наследие от великого прошлого.

                                                                   3

Какие могут быть этапы в формировании российской гражданской идентичности учащихся?

В основу модели формирования российской  гражданской идентичности положены принципы, обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»: адаптированные применительно к условиям учебного учреждения ГБОУ СОШ№51.

Гражданская идентичность обучающегося – это результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами. Этот результат выводит ученика на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознании себя как гражданина своей страны.

  • Модель гражданской идентичности личности учащегося
  •  навык выбора позиции, самоактуализация, самотождественность, способность противостоять асоциальным явлениям
  • умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, самостоятельность в выборе решений, ответственность за принятые решения
  • принятие и уважение правовых основ государства и общества, признание права на свободный и ответственный выборкаждого человека
  • наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность чётко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения (сформированность "Я-концепции")
  • умение выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии с уровнем гражданской воспитанности
  • уважение прав других людей , толерантность, самоуважение, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни

Формирование гражданской идентичности личности предполагает реализацию следующих этапов:

I.Этап (5-9 класс): формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений по узким темам.  Проведение занятий  направленные на изучение своей Малой Родины, занятия по риторике, знакомство с диалогами философов.

II. Этап (10-11 класс):

- обучение осмысливать информационные источники СМИ, доказывать свою точку зрения с опорой на ценностные аспекты, вести диалог на политические темы, аргументировать свою точку зрения;

- формирование умений самореализации, отбора, сравнения, оценивания и обобщения информации для широкого диалога с принятием стороны оппонента, умение конструктивно разрешать конфликты;

- формирование самостоятельных действий в сложных жизненных ситуациях, на основе обеспечения целостности мировосприятия.

 Для формирования российской гражданской идентичности, безусловно, можно использовать различные формы и виды деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, но мы  рассмотрим только одну – работа с рабочей тетрадью, которая направлена на изучение своего края, своей Малой Родины.

                                                                  4

Рабочая тетрадь « Сказки Петроградской стороны»

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является  любовь к родному языку и краеведческая работа.   Тема изучения истории родного края, родного города, района всегда актуальна.

Безусловно, историческое краеведение является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, о родном городе, о родном районе, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, района с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, географии, знания родного языка, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций  своего родного  города.

В течение многих лет историческое краеведение – важнейшая составляющая деятельности школ Санкт-Петербурга, Петроградского района, школы №51. В этом направлении учителями школы был разработан ряд проектов, в том числе: учебное пособие ( рабочая тетрадь),авторами которого являются : учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, Пестрякова О. А. и учитель русского языка и литературы, Шматина О. Ф.  Фонды библиотеки нашей школы,  фонды  городских и районных библиотек, безусловно,  являются хорошим источником для работы на уроке, но этого недостаточно, т.к. вся информация разрознена  : возникает немало трудностей из-за отсутствия методического обеспечения, которое включило бы в себя информацию по истории Петроградского района для различных возрастных групп.  Отсюда появилась необходимость составления ряда рабочих тетрадей, которые можно было бы использовать на уроках русского языка , истории и культуры Санкт-Петербурга  как на уроках, так и во внеурочной деятельности школы.

Цель:  - формирования отношения в Родине, к ее истории,  к культурному наследию;

создание образа «малой родины» через освоение знаний об истории своего района, быте, традициях, духовной культуре.

- оценивание степени сформированности отношения;

Задачи:

- воспитывать у учащихся любовь и уважение к своему  району, региону как источнику жизни;

- усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний;

- формировать умения пользоваться различными источниками информации;

-  научить учащихся применять знания и умения в повседневной жизни;

-  развитие проектных и исследовательских умений.

 Что мы называем « Малой Родиной»?  А знаете ли вы историю своей улицы? Своего дома?  Что мы может рассказать о том районе, в котором мы знаем.

 Свою работу мы решили начать с небольшой исследовательской работы: провести опрос среди учеников нашей школы.

 Цель опроса: выявить круг тем, которые интересуют ребят.

Для этого были составлены  вопросы, которые затрагивали разные темы, связанные с историей Петроградской стороны.  Основной метод – наблюдение: как на какой вопрос ребята реагировали.

 Среди вопросов были: «  мы живем в  Петербурге, а значит, как правильно « парадная» или «подъезд»  говорить?»,  « Какие Петербургские традиции Вы знаете?»,  «какие книги о Петроградской стороне Вы читали», « Какие посоветовали бы прочитать своим друзьям».

 Проанализировав ответы ребят , мы сделали вывод: более 40 % учащихся пятых классов предполагают, что Петроградский район один из старейших районов города; для восьмого класса этот вопрос не был сложным.

Еще один вопрос, который для пятого  и восьмого класса был сложный -«  мы живем в  Петербурге, а значит, как правильно « парадная» или «подъезд»  говорить?»,  

 Ответы были разные : « парадная, потому что там проходят парады…»,  «парадная, потому что красивая и вход с улицы. Подъезд, потому что к нему можно подъехать». Только несколько ребят сказали: «у нас дома говорят вот так….», « если я хочу позлить бабушку, я говорю « булошная» и « подъезд». Она у меня петербурженка. Это вечный спор между Москвой и Петербургом».

 Самым сложным вопросом оказался вопрос «какие книги о Петроградской стороне Вы читали». В основном в ответах указывали  учебник по истории Санкт-Петербурга. Только  несколько ребят указали книги: Л. Лурье «Петербург Достоевского. Исторический путеводитель», А. Житинский  «Старичок с Б. Пушкарской».

 По результатам опросамы поставили перед собой задачи?

  • Собрать материал о Петроградской стороне для разных возрастных категорий;

  • разработать  ряд рабочих тетрадей для учебного цикла и внеурочных занятий.

 В первую очередь мы решили обратить внимание на рабочую тетрадь для пятого класса.

Рабочая тетрадь для учащихся пятого класса : « Сказки Петроградской стороны». включает в себя девять тем, связанных с интересными местами этого исторического района.

Информация изложена в доступной для ребят форме - в жанре сказки.  Уже в прологе ребята знакомятся с героями этой тетради: с милым   знатоком  Петроградской стороны – Арчибальдом и  с пятиклассницей Катюшей. Эти герои проведет своих читателей по  удивительным местам Петроградской стороны.

Содержание рабочей тетради разработано по темам:

   Тема 1  Знакомство

Тема 2:  Раскинулся-то наш район!.

Тема 3: Мы по улицам ходили

Тема 4:  Дом, в котором я живу.

Тема 5: А главное - традиции

 Тема 6:  Как правильно « подъезд» или «парадная»?

Тема 7 : А учишься ты где?

Тема 8.   Музеи – это интересно!

Тема 9 : А где живут-то здесь медведи?

В качестве критериев, обеспечивающих оценку эффективности формирования гражданской идентичности при введении содержательных компонентов, выступают:

Критерий

Метод диагностики

  • уровень интеллектуального развития

Наблюдение, тестирование, экспертная оценка

  • осознание ответственности

Наблюдение за поведением в определённых ситуациях

  • умение  формулировать и излагать свои мысли

Творческие задания

  •    владение стандартным для данного социума набором поведенческих «ролей» и соответствующими «ролевыми» деятельностями;

Тестирование, наблюдение

  • навыки коммуникации и общения с окружающими

Выявление коммуникационных и организаторских способностей (Методика В.В.Синявского, Б.А.Федоришина)

  • сформированность жизненной стратегии достижения успеха

Тестирование, наблюдение

  • «соавторская», «проективная» установка относительно своей будущей школьной и взрослой жизни

Тестирование, опрос, наблюдение

Диагностический инструментарий для определения сформированности личности гражданской идентичности составлен на основе разработок Сборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы». Москва, 2011)

Для определения начальной сформированности гражданской идентичности личности модно использовать  диагностические методики (тест, опрос, анкета), которые дают возможность выявить затруднения учащегося, сформированность того или иного качества.

Использованная литература:

  1. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
  2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
  4. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  5. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.
  6. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  9. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
  10. Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.
  11. Шевцова Л.И. Детствосбережение //Литературная газета. – 2012. – 1 – 7 августа.

     

         Приложение

http://cs621916.vk.me/v621916501/ac02/UBRS9Hh8pl8.jpg

                            Обложка рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Поликультурные традиции в культурном наследии современного города»

Педагогическая мастерская. Методическая разработка открытого урока ....

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»

Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям,...

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

Статья "Воспитательный потенциал приобщения гимназистов к изучению культурного наследия малого города!"

Позитивное развитие учебной, воспитательной, социально-значимой деятельности при активном личном участии педагогов, школьников и других сообществ, при  поддержке гуманистических взаимоотношений м...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...