5 класс
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Прошунина Ольга Петровна

план урока по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_3_urok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс 3 урок

Тема: Появление человека современного облика.

Цель: познакомить с появление человека современного облика ; понятиями «родовая община», «матриархат»,  «костяной век» ; развивать навык работы с текстом; воспитание интереса к истории Кубани.

Оборудование: презентация к уроку, учебник «Кубановедение» 5 класс.

Ход урока.

  1. Орг. момент.  СЛ 1
  2. Проверка д\з.   СЛ 2

- Пересказ текста «Удачный день».

- Ответить на вопросы на стр.14.

3. Сообщение темы урока.

4. Работа над новым материалом.

- Рассказ учителя.

Жизнь была полна опасности, выжить в одиночку было трудно. Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива (человеческого стада) были равны между собой, а пища, независимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну. Первые объединения древних людей получили название первобытного человеческого стада.

Зарождение родового строя.  СЛ 3

 Около 80 тысяч лет назад условия жизни резко изменились. Наступило похолодание. Ледяной панцирь сковал землю. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а южнее, до самого Черного моря — холодные степи. Вымерли теплолюбивые животные и растения. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, лошади.

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием стала охота.  СЛ 4

На охоту выходили небольшими группами по 10-15 человек. СЛ 5 

Высмотрев добычу, люди начинали громко кричать, размахивать огненными факелами, бросать камни. Они окружали испуганное животное, оставляя для него единственный путь к отступлению, в конце которого находился овраг или специально вырытая ловчая яма. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Такая охота называлась загонной или облавной. Убив огромного мамонта, бизона или носорога, люди обеспечивали себя обильной и сытной пищей. СЛ 6

Приспосабливаясь к холодному климату, люди стали постоянно использовать огонь, а затем научились и добывать его. Обработанная на огне мясная пища лучше усваивалась, содержала важные для человеческого организма вещества.

СЛ 7        Техника обработки камня стала более совершенной, а орудия труда — более разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тесел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, и люди стали шить простейшую одежду из шкур животных. Вместо ниток использовались сухожилия или растительные волокна.

СЛ 8-11       Появилось разделение труда между мужчинами и женщинами. Охота стала мужским занятием. Женщины занимались собирательством, вели домашнее хозяйство. Дети и старики помогали взрослым. Необходимость согласовывать свои действия на охоте, передавать накопленный опыт приводила к развитию речи. Жизнь в коллективе становилась более сплоченной и организованной. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, объединившая кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все ее члены имели равные права, вопросы решались сообща. При этом наибольшим влиянием пользовались самые старшие,  умудренные опытом люди. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

Изменения условий жизни человека приводили к изменению его физического облика. Сорок тысяч лет назад появился человек современного типа.

Итак, древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты. Такое устройство общества называется первобытнообщинным строем, или первобытным обществом.

Совершенствование орудий труда.

Примерно 12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период и установился климат, близкий к современному. Вымерли такие крупные животные, как мамонт и шерстистый носорог, резко сократилось количество крупных млекопитающих. Охота на средних и мелких животных не могла прокормить человека, поэтому он был вынужден уделять больше внимания собирательству, осваивать рыболовство. СЛ 12-17       

Изменился и характер охоты. Животных теперь не загоняли в ловушки, а устраивали засады, незаметно подкрадывались к добыче. Новые приемы охоты потребовали таких орудий, которые могли бы поражать животных на расстоянии. Человек научился изготавливать составные орудия — мелкие, тщательно обработанные кусочки кремневых пластинок (микролиты) вставлялись в деревянные или костяные основы. Появились наконечники копий и дротиков, гарпуны, метательные орудия, резцы для обработки дерева и кости, скребки, рыболовные снасти.

Подлинный переворот в жизни людей произошел с изобретением новых охотничьих орудий — лука и стрел. Охота стала приносить больше добычи. Теперь не было необходимости охотиться большой толпой. К тому же у человека появились хорошие помощники — собаки — первые прирученные животные.

Люди, не участвовавшие в охоте, могли заниматься другой работой. Они научились обжигать глину и изготавливать керамическую посуду, прясть волокна и ткать, шить одежду из ткани. Керамика и ткань были первыми материалами, которые человек изготовил сам.

Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.

 Из древнего собирательства на юге нашей страны 6-5 тысяч лет назад постепенно зарождается земледелие, то есть обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Человек заметил, что не использованные им плоды и семена диких растений дают всходы. Затем он стал собирать, сажать и выращивать наиболее крупные семена. Появились специальные орудия для обработки земли — каменные мотыги.

СЛ 18        В это же время помимо собаки человек приручил и других животных — свиней, коз, лошадей. На смену охоте приходит скотоводство, то есть разведение животных. Начинается постепенный переход от присвоения к производству необходимых продуктов.

Человек заметил, что не использованные им плоды и семена диких растений дают всходы. Затем он стал собирать, сажать и выращивать наиболее крупные семена. Появились специальные орудия для обработки земли — каменные мотыги.

В это же время помимо собаки человек приручил и других животных — свиней, коз, лошадей. На смену охоте приходит скотоводство, то есть разведение животных. Начинается постепенный переход от присвоения к производству необходимых продуктов.

- Работа с учебником стр15-16, ответы на вопросы.

5. Закрепление изученного  СЛ 19

6.Д/З стр.15-16, пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....