«Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».
статья по краеведению

Михайленко Галина Олеговна

Сообщение на педагогическом совете на тему «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».

Детство – каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества.

В. Сухомлинский.

Сегодня, когда растрачены прежние духовные ценности и идеалы, многим людям в России приходится делать выбор между материальными и духовными ценностями. И сохранность духовности общества зависит от моральной стойкости каждого отдельного человека.

В  этих  условиях  огромную  воспитательную    роль  может  сыграть  краеведение, которое позволяет растить патриота и гражданина с чувством  хозяина; бережного  отношения  к  природе,   памятникам  старины; уважения к  старшим  на  примерах   жизни  родителей,  горожан,  на событиях  из  истории  своего  города.  Именно эти условия позволят продолжить жизнь нашей общей малой родины. Эта цель является главной для всех - взрослых и детей, работающих и пенсионеров, людей разных национальностей, проживающих на территории края, разного социального положения.

Туристско-краеведческая деятельность, являющаяся одним из направлений внеклассной работы с детьми с ОВЗ в нашей школе, способствует интеграции детей с ограниченными возможностями в независимую жизнь, что является важным аспектом социальной реабилитации. Кроме того, она способствует проявлению скрытого потенциала лиц с ограниченными возможностями и развитию физиологических и психических функций, что является одним из основных аспектов реабилитации в целом.

Краеведением Кольского края с воспитанниками занимаюсь 2 года. Начала работу в данном направлении с  исследования знаний у детей о Кольском полуострове, которое показало, что у 90% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культуре нашего края.

Дети должны знать историю своей малой родины. Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы является нравственно - патриотическое воспитание детей школьного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

 Данное направление реализуется в соответствии с воспитательной программой «Истоки», цель которой формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения, формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.

Краеведческая работа в школе не должна ограничиваться рамками только одного учебного заведения. Важно наладить взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотекой, музеями и др.

Сотрудники городского краеведческого  музея всегда выступают в качестве надёжных помощников в воспитании детей нашей школы. Они знакомят наших воспитанников с археологией нашего края, историей основания поселений на Кольском полуострове, социально-экономическом и культурным развитием, с жизнью края в разные периоды.  Благодаря сотрудникам краеведческого музея дети с помощью виртуальных экскурсий знакомятся с историей, бытом и культурой коренных жителей Кольского севера, принимают активное участие в мероприятиях в рамках празднования Международного дня саамов.

Наша школа активно сотрудничает с Центральной библиотекой города. Воспитанники посещают выставки, презентации, информационные часы, которые сотрудники библиотеки посвящают творчеству поэтов и писателей Заполярья, памятным датам города и области.

Также мы очень тесно сотрудничаем с представителем малочисленного коренного народа Кольского полуострова саами – поэтессой Перепелицей Ольгой Андреевной. Ольга Андреевна является частой гостьей у нас на мероприятиях, на которых знакомит ребят со своей жизнью, творчеством, культурой саамского народа.

С историей и культурой Кольского края дети знакомятся не только на внеклассных занятиях и  мероприятиях, подготовленных сотрудниками краеведческого музея и библиотеки, но и во время экскурсий. Были организованы и проведены экскурсии в саамскую общину «Чигар», в информационный центр КАЭ в г. Полярные Зори, в экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня» в г. Кировске, в Лапландский биосферный заповедник, в музей истории Кольских саамов в Ловозере.

Неоднократно наши воспитанники принимали участие в летних Саамских играх, которые проводятся на озере Поповское в селе Ловозеро, а также в спортивно-этнической игре «Меххьц манн» — «Месяц охоты», которая проводилась в нашем городе накануне празднования Дня саамского народа.

Кроме того, необходимо вести методическую работу по обобщению и распространению своего опыта краеведческой работы, выступая на педагогических советах, методических объединениях. Это направление важно, так как к краеведческой работе с воспитанниками необходимо привлекать всех неравнодушных людей, и распространение опыта краеведческой работы позволяет это сделать.

Новой формой работы для нас в этом году стала туристско-экологическая тропа для воспитанников младшего и среднего школьного возраста, на которой дети расширяют свои знания о природе родного края и учатся бережному отношению к ней. Маршрут туристической экологической тропы «Лесные фантазии» проходит по окрестностям городского лесопарка и имеет несколько станций. Экскурсия по этой тропе состоит из приключений, лесных сюрпризов, игр и развлечений.

На протяжении маршрута было запланировано 7 станций. Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.

Всего маршрут тропы включает 7 станций:

1. «Чудеса северной природы».

2. «Лесная столовая».

3. «Сказки старого пня».

4. Поляна игр и развлечений.

5. «Привалово».

6. «Волшебная лужа».

7. «Дерево желаний».

Нами уже опробована эта форма работы. У ребят данный маршрут вызвал интерес, поскольку в первую очередь, это не только общение с живой природой, новые открытия и яркие впечатления, но и выход из привычной школьной обстановки.

        Результатом усвоения материалов явилась практическая деятельность воспитанников. Под руководством педагогов был собран и накоплен материал, который способствовал созданию краеведческого уголка «Кольский край вчера, сегодня, завтра».

        В июне этого года мы планируем провести однодневный поход с целью сбора фотоматериала для краеведческого уголка.

        Организация  похода требует тщательной подготовки и не менее тщательного анализа и подведения итогов. Для этого, в течение учебного года с детьми проводятся занятия по технике безопасности в походе, о снаряжении туриста (личное, групповое), питании в путешествии, личной гигиене, доврачебной медицинской помощи и т.д. Будет составлен маршрут движения, план, назначены ответственные за определенные виды деятельности: фотографирование, сбор природного материала, кострового, завхоза и т.п. Выполнение  поручений стимулирует и дисциплинирует детей, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.  

По окончании похода будет оформлен отчет, в который войдёт карта, маршрут движения, рисунки растений, фотографии. Материалы отчета будут размещены на школьном сайте. Таким образом, на протяжении всех этапов дети не просто выполнят задания, но активно поучаствуют в увлекательной и познавательной исследовательской деятельности.

Таким образом, в нашей школе постепенно складывается система краеведческой работы, накоплен опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня

Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором соци...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...