Тема: Труд – основа воспитания в ненецкой педагогике. (статья )
статья по краеведению

           Традиции в трудовом воспитании у народов крайнего Севера изучены еще недостаточно. В советское время написано несколько работ  по трудовому воспитанию, но они посвящены обучению в школах – интернатах, а не о воспитании в тундровых условиях, в семье оленеводов, рыболовов и охотников.

                У ненцев издавна существовало половозрастное разделение труда. У мужчин работа была связана с оленеводством и промыслом, у женщин – с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Мужчина регулировал систему перекочевок, выбирал места пастьбищ, охранял стадо, приучал оленей к упряжкам, строил нарты и делал всю плотницкую работу, и даже кузнецкую,  необходимую для жизни в условиях тундры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема:   Труд – основа воспитания в ненецкой педагогике.

                              Ладукай Валентина Солевна

                              Воспитатель      Ямальская средняя школа – интернат. С.Яр - Сале

           Традиции в трудовом воспитании у народов крайнего Севера изучены еще недостаточно. В советское время написано несколько работ  по трудовому воспитанию, но они посвящены обучению в школах – интернатах, а не о воспитании в тундровых условиях, в семье оленеводов, рыболовов и охотников.

                У ненцев издавна существовало половозрастное разделение труда. У мужчин работа была связана с оленеводством и промыслом, у женщин – с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Мужчина регулировал систему перекочевок, выбирал места пастьбищ, охранял стадо, приучал оленей к упряжкам, строил нарты и делал всю плотницкую работу, и даже кузнецкую,  необходимую для жизни в условиях тундры. Помимо этих занятий ему надо было  заниматься починкой нарт,  упряжи, изготовлением шестов для чума, для управления оленями, лыж, лодок, охотничьего инвентаря и рыболовных снастей. Он охотился и ловил рыбу, чтоб прокормить семью, так как необходимы витамины в разное время года.

                Нелегкой была работа и у женщины. Работу эту можно было разделить на четыре основных вида: установка и разборка чума, приготовление и заготовка приищи впрок, пошив и починка одежды, забота  о детях и их воспитание. В обязанности женщин входили и заготовка дров  для разведения костра и приготовления еды, также добывание воды, что тоже было трудным делом  зимой: если  лед тонкий и его можно прорубить,  то воду можно было сразу употребить по назначению, но во время глубокой зимы воду можно было добыть путем оттаивания снега на костре , и только затем  вскипятить чай, сварить пищу. Образ жизни по сей  день остался таким , каким был сто и триста лет назад, также кочуют,  ставят и разбирают чум, занимаются заготовкой дров, добывают воду, также ставят силки и ловушки для ловли дичи, пушнины, ставят сети для рыбной ловли.

        Низкий уровень хозяйственного развития и кочевой образ жизни требовали для поддержания существования больших усилий и от всех членов семьи. Поэтому детей привлекали к труду с раннего возраста. В связи с постоянной занятостью матери маленьких детей уже почти с колыбели приучали к самостоятельности; он мог  поплакать,  а затем успокоиться, так как на его каприз не обращали внимания, не потому, что его не любили, а просто потому,  что матери было некогда и она точно знала, что он в это время сыт, лежит на сухом . Дети до семи лет находились под присмотром матери и могли выполнять легкие работы по дому, по хозяйству; принести воду, принести небольшую вязанку дров, привязать или отвязать собак, что тоже имеет очень полезную сторону в тундре и, даже необходимую, так как много собак при ловле оленей, необученных этому делу, которые нужны для другой цели,  могут принести  ущерб( покусать оленят, рабочих оленей) угнать стадо, что является большой трагедией для оленеводов. Примерно с семи лет мальчики под присмотром отцов и старших братьев, а девочки - под руководством матерей и старших сестер, начинают выполнять поручения по разделению полов. Мальчик может сам запрячь упряжку, управлять ею, присмотреть за стадом, тогда,  когда не надо прилагать каких – либо усилий и знаний. Может сам поставить силки на куропатку, помочь отцу почистить сети от травы, после ловли рыб, быть на подхвате при строении нарт, починке различных снастей и орудий охоты.

           Присматриваясь к тому,  что и как делает отец, мать  и ,понимая всю необходимость выполнения этих работ, ребенок сам стремиться делать так, как взрослые. Отец и мать своим примером приучают детей к труду, делая это ненавязчиво, без приказного тона, не заставляя, а подводя ребенка к  мысли, что это надо сделать,  и не только для себя, но и для семьи. Дети со временем понимают, что все  работы, этапы  работ,  даже мелких (нарубить дрова, поддерживать огонь в костре, в печи, занести лед или снег в чум и покрошить его в бак для оттаивания) это цепочка в звене такой большой  работы  - борьбы за жизнь, которая зависит от сохранности оленьего стада.

Надо рано встать, чтоб встретить отца в теплом чуме,  который  всю ночь смотрел за стадом,  ведь  он опять поедет туда, охранять оленей, подыскать ягельные места , проверить, нет ли какой опасности-волки, соседние стада, которые могут увести оленей, «ложные пропасти», наметенные «крыши» снега над ручейком, над впадиной, куда могут упасть олени  и повредить ноги, шеи.

            Мальчик, слушая отца, вникает в проблемы и тоже старается помочь, участвовать в их решении, но пока только при чуме, помогая матери, вместо отца, выполняя мелкие поручения: передвигает нарты, от занесенных снегом полозья, пристывшие к земле,  нарты могут сломаться, поднять и поставить хореи с земли, зацепить за нарту упавшие поводки аргиша, а не то их может сжевать домашний олень, а если это случится, то беды не миновать, во время каслания поводок порвется и олень потянет в противоположную сторону, сломаются нарты и поклажу некуда  будет погрузить. Ребенок берет долю ответственности  за семью, за хозяйство на себя, и это происходит добровольно, само собой разумеющимся.

              Формы передачи навыков и знаний по труду были различны: наблюдения за повседневной жизнью родителей, за работой; обучения  и наставления со стороны взрослых, их советы; игры, отражавшие жизнь в стойбище; фольклор; использование подростков  в качестве помощников; постоянное применение знаний на практике; наблюдение за жизнью соседей, которые приезжали и рассказывали о своих проблемах, которые были характерны каждому оленеводу.

            Девочки в подростковом возрасте  уже умеют почти все: выделывать лапы, небольшие шкуры, шить братьям и сестра,  младшим  малицы и ягушки, с помощью матери, без напоминания заготавливать дрова, приносить воду, разводить огонь, варить еду и ей можно играть,  когда играют другие, мать понимает, что ребенку это необходимо. Игры имеют большое значение в трудовом воспитании детей, так как игры отражали хозяйственные занятия взрослых  или способствовали физической закалке, приобретению навыков , как при тренировках в спорте. Для мальчиков характерны игры, связанные с оленеводством, охотой и рыболовством. У каждого должен был быть аркан, лук, которые мастерили им отцы или старшие братья, ведь ребенок должен учиться пока не станет взрослым. Мальчик набрасывает аркан на рога оленей, на палки, на хореи, на носы нарт, друг на друга в движении; запрягают своих товарищей в маленькие саночки и, изображая оленей, издают звуки, свойственные оленям, тот, кто в роли оленя, должен быть неспокойным, рвущимся в сторону, не поддаваться человеку, который должен его усмирить, как настоящего оленя.  Иры в лук развивали хорошее зрение, меткость, оценивать расстояния. Немаловажным занятием были прыжки через  нарты, т. е. через детские саночки, которые развивали спортивную форму, подтянутость и легкость в движениях, в походке, укрепляли вестибуляторный аппарат. В игры – метание арканом, прыжки через нарты, стрельба из лука  играют и взрослые,  к великой радости детей, используя их как тренировки.

 Девочки играют в кукол, изготовленных из клювов птиц. Обязательно, чтоб в комплекте была вся семья, вплоть до бабушек и дедушек. Они хранятся в специальном мешочке, которая называется « нухуко пад» со всей «домашней утварью и одеждой», а также с камешками, используемыми  в качестве « оленей». Также как и в жизни, «отец» уезжает к оленям, а «мать» шьет,  «дети» - кто по дрова, кто смотрит за « маленьким», кто за ягодами,  если сезон… Составляются диалоги из жизни: «отец»-  я нашел «оленя» и пригнал его (показывается камешек «олень»), «мать» - я сшила тебе кисы (дает кому -либо кусочек  меха), «дети»- там очень много ягод , мы завтра опять пойдем,  «отец»- завтра мы каслаем, здесь совсем мало ягеля, а там , возле (название какой – нибудь реки) много и т.д. Девочки сами дополняют коллекцию кукол, расшивая  сукном и бисером птичьи носы, зашивая ягушки , делая маленькие колыбельки; «ставят» чум из прутиков ольхи.

                 В приобретении знаний о традициях, о природе, об окружающей среде  большое значение имел фольклор. Наиболее доступными были загадки, тематика, которых связана с охотой, с оленями, с бытом и повседневной жизнью. «Две собаки в небо лают»(носы нарт), «Один омут глубокий, а другой мелкий»(носовая часть нарт и дно нарт), «Маленький беленький по лесу скачет, скачет»(заяц), «Бедный рыболов к проруби примерз»(хвост оленя) «У одной кочки -  семь дыр на нем» (голова человека) , «Голова костяная, туловище деревянное, хвост стальной»(хорей)…

             От  игр и загадок дети переходили к повседневной жизни, к занятиям, которые им делать всю жизнь. Став  постарше они уже умели делать все: юноши сами ездили в стадо, пригоняли и угоняли оленей, искали их; кочевали с места на место, ориентировались на местности по звездам и рельефу; ловили рыбу; охотились, вели переговоры по делению пастьбищ, соседства на лето и зиму, находили путь домой и ночью и в пургу.  А девушки умели ставить чум, что очень важно в тундре для женщины (чум, поставленный без соблюдений правил геометрии, свалится при ветре,  не говоря даже про пургу и летний ветер «вьюн», который может приподнять чум как зонт.

Девушка сама могла кроить одежду, шить, заготавливать пищу впрок(сушить и солить рыбу, сушить и коптить мясо ), управлять упряжкой, вести аргиш, заготавливать сфагнум «нярцо» , для подкладки в люльку детям, а также, для санитарно-гигиенических нужд (вытирать посуду, использовали в качестве полотенец для рук, для ног; умела совершать обрядовые традиции, а также, очищение от скверны чума, оленей, мужчин, святых нарт, чумовых святых. Девушка и юноша были готовы к самостоятельной жизни, они получили необходимый багаж знаний  и умений по труду, умели их применять в жизни и, соответственно –девушка могла выйти замуж, а юноша жениться, так как они могли вести  свое хозяйство.

              В школах формированию трудовых навыков отводится мало времени, только ведение уроков труда, что недостаточно для приобретения  навыков и умений при ведении хозяйства даже живя в поселке. В советское время в школах Ямальского района проводились уроки «Оленеводства» , где ученики получали теоретические знания, а практику они проходили в оленеводческих совхозах, затем, после экзаменов,  ученикам присваивалось  звание «младший оленевод» с выдачей  удостоверения. На данный момент нет подобных занятий, и трудовое воспитание дети коренной национальности могут получить только в тундре, во время летних каникул, помогая своим родителям, слушая их советы и наставления.

        Литература: Культура народов Крайнего Севера: традиции и современность.

                                              В.Бойко

                                             Народы Северо-Западной Сибири. Выпуск №4 1996г.

        Учебники по культуре народов Крайнего севера.

        Ненцы.Уроки предков.В.Н.Няруй, В.М.Сэротэтто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...

Презентация по обществознанию 5 класс по теме "Труд - основа жизни"

Данная презентация по теме "Труд - основа жизни" для 5 класса подготовлена по учебнику под редакцией Боголюбова...

Урок обществознания в 5 классе по теме "Труд-основа жизни"

Технологическая карта урока обществознания...

Классный час для обучающихся 6 класса на тему: «Труд – основа всему!»

Классный час для обучающихся 6 класса на тему:«Труд – основа всему!»Цель:  расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.Задачи: привить уважение и ...

Беседа с детьми дошкольного возраста на тему «Труд - основа жизни».

Беседа с детьми дошкольного возраста на тему «Труд - основа жизни»....