Тезисы выступления на городском семинаре "Особенности преподавания ОДНКНР по учебнику Н.Ф. Виноградовой"
материал по краеведению
Особенности составления рабочей программы по ОДНКНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Очень рада, что сегодня я имею возможность обсудить с вами актуальные вопросы преподавания курса ОДНКНР.
Я думаю, каждый из нас хоть раз, подготавливаясь к новому учебному году, задавался вопросом: «Должен ли учитель писать рабочую программу? Если должен, то какие методические рекомендации использовать, и почему нельзя взять в работу готовые примерные рабочие программы?»
Могу сказать с уверенностью – должен, так как это прописано в типовых должностных инструкциях учителя.
Как любой педагог, я прошла определённый период проб и ошибок и сегодня хочу поделиться с вами своими наработками по составлению рабочей программы предметной области ОДНКНР.
И так – Рабочая программа.
Рабочая программа по учебному предмету ОДНКНР - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, порядок, содержание, результаты и условия изучения и преподавания предмета. Отмечу, почему примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, потому, что они не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, не конкретизируют использование учебного материала с учётом особенностей классного коллектива, как это происходит, когда программу составляет педагог под определённый класс.
Не могу сказать, что составление программы по ОДНКНР прошло у меня гладко, и это несмотря на то, что я имею достаточный опыт работы и по составлению рабочих программ в том числе.
Несомненно, мне помогло то, что с 2010 года в нашем учебном заведении учителя работают с использованием РП по предметам и в течение длительного периода я составляла программы по истории и культуре Санкт-Петербурга и МХК.
По этому, работа с пояснительной запиской программы по ОДНКНР у меня затруднений не вызвала.
Первое, что я внесла в ПЗ – это нормативно – правовая база, используемая при составлении программы.
Сюда относятся:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.); 2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф;
4. Положение о Рабочей программе ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ;
6. Образовательная программа ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
7. Положение о текущей и итоговой аттестации обучающихся ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга;
8. Учебный план ГБОУ средней школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
Вы все знаете, что РП имеет чёткую структуру, так как мы говорим о ней как о документе.
Рабочая программа имеет:
четко обозначенные цели и результаты преподавания предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках школьников;
изучаемый материал, структурированный под процесс решения различных задач и проблем;
ожидаемую учебную деятельность со стороны школьников и особые виды деятельности для приобретения опыта решения учебных задач в условиях реальных ситуаций;
применяемые средства обучения;
специальные требования к оценке уровней достижения конкретных результатов и вопросы-задания для диагностики, оценки.
Рабочая программа составляется в соответствии с конкретным учебником и планируемыми результатами, закреплёнными в основной образовательной программе.
Вот здесь и скрывались подводные камни, так как привычную структуру программы мне пришлось менять, хотя и незначительно.
РП по ОДНКНР я структурировала по привычным разделам:
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета.
Так как предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства» «Краеведения», мне пришлось посвятить отдельный раздел программы
принципам организации обучения. Сюда я отнесла культуроведческий принцип, принцип природосообразности, диалогичности, поступательности и краеведения.
Также я посчитала нужным добавить раздел, касающийся ценностных ориентиров преподавания курса ОДНКНР. Так как курс включает в себя изучение вопросов религии, здесь дано разъяснение, что главное назначение предмета ОДНКНР – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий, то есть он отражает потребности как религиозного, так и нерелигиозного (светского) воспитания и образования.
Самая сложная часть работы над РП была связана с выведением критериев выставления отметок. При изучении курса ОДНКНР рекомендована безоценочная система, но в нашем ОУ принято положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по всем предметам. За основу я взяла критерии, которые использую в работе на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга.
Система оценивания - традиционная:
устный ответ:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
оценка работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – четырьмя баллами;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала.
Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается директором.
(описание содержания разделов можно опустить)
В пояснительной записке зафиксированы сведения о том, кому адресована программа (вид ОУ, контингент обучающихся и особенности, влияющие на освоение ими ОО). Отмечается, на основе программы какого автора разработана рабочая программа. Конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного курса, описание ценностных ориентиров учебного предмета, содержание учебного курса (дается ссылка на полный текст авторской программы по предмету). Указывается, в какую образовательную область входит учебный предмет, сроки реализации программы. Количество учебных часов в соответствии с учебным планом. Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
В разделе «Общая характеристика учебного предмета» дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, раскрывается связь с другими предметами. Конкретизируется роль учебного предмета в образовании молодого поколения, определяется вклад, вносимый учебным предметом в образование и развитие личности.
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» определяет количество часов, отведенное на изучение предмета.
Обязательным структурным элементом Рабочей программы являются требования к результатам освоения. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке лучше обращаться к первоисточнику – ФГОС и примерной Программе УМК. Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу. Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
В разделе «Основное содержание» представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки с учетом реализации школьного компонента. Содержание строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом. В этой части можно опираться на содержание блоков тем в примерной программе и использовать следующую последовательность изложения: название раздела с указанием количества часов, необходимых на ее изучение; название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение; содержание учебного материала (дидактические единицы).
В разделе «Тематическое планирование» дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика. Рабочая программа не включает календарно-тематическое планирование, которое является приложением к рабочей программе, а состоит из: «Основное содержание по темам», «Характеристика основных видов деятельности ученика».
В разделе «Планируемые результаты» дается характеристика предметных результатов по уровням достижения. Этот раздел представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента, обозначающего определенный уровень достижений. При планировании результатов обучения используются следующие формулировки «ученик научится», «ученик получит возможность научиться».
В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета ОДНКНР. Отражается библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно, популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя), печатные пособия и информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и другое), технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска).
Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год. Он открывается описанием планируемых результатов - личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия фиксируются выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновываются причины возможного расхождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом семинаре "Предмет черчения и дополнительные возможности для преподавания его в школе".
Необходимость подготовки грамотных инженерных кадров....
Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.
Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....
Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой , тема "Плод добрых трудов славен"
Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...
Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии
Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...
Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года
Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....
Дорожная карта учителя. Презентация + тезисы для выступления на городском семинаре
Смысл и назначение дорожной карты для учителя....
Рабочие листы к урокам ОДНКНР к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков для 5 класса "В труде красота человека"
Рабочие листы составлены к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко ОДНКНР для 5 класса , они помогут разнообразить работу на уроке....