Краеведение (программа внеурочной деятельности).
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Программа внеурочной деятельности. "Краеведение". Духовно-нравственное направление. Рассчитана на один год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
РАССМОТРЕНО Председатель МО _____ /______________ / Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ «___» _________ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____ ____ «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
Духовно-нравственное направление
Для 6-го класса
Программа рассчитана на 1 год.
Составитель: Лапшина Е.А.
Иваново
2018г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); Уставом МБОУ «СШ № 56»; Программой развития МБОУ «СШ № 56» на 2018-2019 годы.
Планируемые результаты
Личностные УУД предполагают формирование
- - устойчивой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- - ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата;
- - основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
- - ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- - основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения; ориентации на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД – это умения:
- - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- - оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче;
- - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.;
- - вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД реализуются в умении:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые);
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
-смыслового восприятия художественных и научно-популярных текстов;
-высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД проявляются в умении:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ;
- допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение.
Предметными результатами изучения курса «Мой родной край» является формирование следующих знаний и умений:
- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
-называть государственные символы Ивановской области и города Иваново; ориентироваться на картах Ивановской области и России, называть соседей нашего края, людей разных национальностей, населяющих наш край;
- называть достопримечательности области, города, , фамилии и произведения ивановских писателей;
- охранять природу родного края;
- наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Ивановской области.
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Результатами реализации программы «Мой родной край» у обучающихся должны быть:
- усвоение комплексных знаний по предмету «Краеведение», понимание взаимосвязи природоведческих, исторических, искусствоведческих и наук, формирование целостного мировосприятия;
- принятие тех духовно-нравственных ценностей, которые были осмыслены, прочувствованы в ходе учебно-практической деятельности по курсу «Мой родной край»;
- формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма, т.е. ценностного отношения к родному краю, России, к историко-культурному наследию Ивановской области и города Иваново;
-формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни, т.е. ценностного отношения к трудовым достижениям людей своего народа; ценностного и творческого отношения к учебе, труду; элементарных представлений о различных профессиях людей своего народа; первоначальных навыков творческого трудового сотрудничества со сверстниками и взрослыми; потребностей и начальных умений выражать себя в различных видах творческой деятельности;
- формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е. элементарных представлений о бережном отношении к природе и культуре народов нашего края; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий, наблюдения за природой;
- формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических ценностях, т.е. получение элементарных представлений о художественных ценностях, в ходе экскурсий в музеи города, посещения выставок и др.; умения наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, выражать красоту через художественные образы; первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Содержание программы
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение города. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Тема 3: “Моя малая Родина”.(6 ч)
1. Знакомство с историей образования города. Достопримечательности города.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ. Конкурс фоторабот.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Герб города ”.(1 ч)
Лекция по геральдике.
Герб города, области.
Творческая работа по созданию символа (герба) своей семьи.
Тема 5: “Природа нашего края”.(1 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ивановской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные области, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы Ивановской области.
3.Объекты природы.
4. Климат
Тема 6 “Что дает наш край стране”.(5 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (области), его предприятиями, их история.
Тема 7: “Наш край богат талантами”.(6 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Тема 8: “Я и моя семья ”.(4 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 9: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 10: “Моя улица”.(2ч)
Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты
Форма контроля: презентация «Прогулка по улицам моего города».
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. ( 2 ч).
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 12: “Наша школа”. ( 2ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тематическое планирование.
Тема. | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся (УУД). | Формы аттестации (контроля). | ||
всего | теория | практика | |||
| 1 | 1 | 0 | Сформировать представление о краеведении как науке. Изучить краеведческие методы исследования. | |
| 2 | 1 | 1 | Уметь определять геоположение Ивановской области на карте России, работать с картой. | Составление кратких сообщений о городах Ивановской области. |
3. Моя малая Родина | 6 | 2 | 4 | Исследовать происхождение названий населенных пунктов области и др. геообъектов. Учиться работать со словарями, историко-краеведческой литературой. | Конкурс творческих литературных работ. Конкурс фоторабот. Творческая работа «Загадочный мир названий». |
4. Гербы | 1 | 1 | 0 | Изучить символы Ивановской области и города Иваново: герб, гимн, флаг. | Творческая работа по созданию символа (герба) своей семьи |
5.Природа нашего края | 1 | 0 | 1 | Изучить в чем разница между погодой и климатом. Ознакомиться с рельефом края, его изменениями под влиянием деятельности человека; с природоохранными мероприятиями. Изучить местные полезные ископаемые. Ознакомиться с видовым разнообразием растений и животных, проживающих на территории Ивановской области; с природоохранными мероприятиями. | Экскурсия в природу. Конкурс плакатов «Берегите природу!». Составление гербария. Отчет об экскурсии. |
6. Что дает наш край стране | 5 | 2 | 3 | Изучить промышленность, виды сельскохозяйственной деятельности в области. Учиться составлять вопросы для диалогового общения, работать с презентацией, вести исследовательскую деятельность, презентовать материал. | Практическая работа по составлению карты сельскохозяйственной деятельности района |
7.Наш край богат талантами | 6 | 1 | 5 | Учиться выбирать главное, работать с документами, архивами, пользоваться интернетом, составлять презентации, творчески мыслить для достижения целей поставленных в работе. | Экскурсия в местный краеведческий музей, составление презентаций о выдающихся земляках. |
8 . Я и моя семья | 4 | 0 | 4 | Учиться составлять рассказ о своей семье, родителях, развивать ценностное отношение к семье, родителям, родственникам, к школьному опыту своих родителей. | Творческий Конкурс - «Старая фотография рассказала…» Проект «Моя родословная» |
9. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | 0 | 2 | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать навыки моделирования, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. | Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. |
10.Моя улица | 2 | 0 | 2 | Исследовать происхождение названия улиц родного города, развивать ценностное отношение школьников к истории и географии своего края,
| Презентация «Прогулка по улицам моего города». |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | Приводить примеры героизма ивановцев в годы Великой Отечественной войны. Оценивать вклад жителей Ивановской области в победу над фашизмом. Называть имена героев. Создать презентацию - «Герои Войны». Изучать семейные архивы: фотографии, трудовые книжки, военные билеты, наградные документы и др. Работа с музейными данными в школе. | Творческая работа «Расскажи о своем герое». |
12. Наша школа | 2 | Развивать ценностное отношение к школе, повышать уровень мотивации учения, формировать основы гражданской идентичности личности | Экскурсия в школьный музей | ||
Всего часов: | 34 |
Литература:
- Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю / С.Л.Сон,Е.В.Чинаева, А.М.Чистых. – М.: Планета, 2012. 80с.
- Антонов И., Баделин В. Столичный район. Книга - альбом. // Иваново «Ивановская газета», 2002.
- Имена улиц города Иванова, под ред. Бавыкиной Т.Н. // Иваново ОАО «Издательство Иваново»,2008.
- Имена улиц города Иванова, под ред. Догадаева В. // Ярославль, 1976.
- Методический конструктор внеурочной деятельности школьников ( Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д. В., Степанов П. В., - М, «Просвещение», 2014).
- Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред.С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 196с.
- Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.
- Путешествие по губернии. Памятные места историко-культурного наследия Ивановской области — Иваново: Ивановский государственный университет, 2013. — 44 с.: ил. — ISBN 978-5-7807-1046-2.
Отпечатано в: Иваново, А-Гриф. - Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.1.-М.:Наука,1998.
- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-578036-1422782002.jpg)
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"
Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...
Программа внеурочной деятельности по краеведению 5 класс
кружок "Родные истоки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-232136-1365620370.jpg)
Программа внеурочной деятельности для 5 кл. "Литературное краеведение"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 кл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426735-1395928646.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-303946-1386328966.jpg)
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...