Роль школьного музея в образовательном процессе
статья по краеведению

Найданова Баярма Бадмаевна

Выступление на РМО библиотекарей Иволгинского района . 2016 г, ноябрь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании РМО библиотекарей Иволгинского района

 ноябрь 2016 г

 Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В  ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить   путешествие   в  минувшие  десятилетия,   увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.

Есть у музейной «памятной книги» и другое ценное качество. Одна и та же ее «страница» может быть «прочитана» ребятами разных возрастов — и первоклассниками, и учениками-подростками,    и   выпускниками школы, хотя при этом они получат, естественно, разную  «дозу» информации   (потом, через  некоторое время, они смогут снова вернуться к тем же «страницам», узнать много нового, более сложного). Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной работы с учащимися.

Углубленное знакомство  ребят с отечественной  историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных  идеалов,  помогает найти  образец для  подражания, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и  нужными,  какую  бы  профессию в будущем ни избрали школьники.

Материалы из школьного музея систематически привлекаются на уроках истории, обществознания , литературы, на классных часах.

Учащиеся знакомятся с экспонатами школьного музея газетами первых месяцев войны, с фронтовыми фотографиями, письмами, снимками, сделанными на предприятиях района в дни войны,  номерами  газеты «Красная Иволга» рассказывающими о подвиге земляков на фронте и в тылу. В каждом экспонате — дыхание тех героических и трудных дней.

Во время проведения уроков, используются различные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащихся с отдельными экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений, повторное обращение к ранее изученным материалам.

Занятия, проходившие в музее в особой, музейной обстановке, позволяют учащимся глубже познакомиться со специально подобранными в определенной системе, логике    экспонатами — документами героического прошлого страны, родного края. Здесь, в музее, ученики слышат слово учителя, которое сочетается с показом документов, самых различных по своему характеру и содержанию первоисточников знаний о прошлом своего народа. В этих условиях само восприятие учебного материала становится более активным: из слушателей школьники превращаются в «исследователей» исторических документов, представленных в школьном музее.

Материалы школьного музея привлекаются учителями  при подготовке ученических конференций старшеклассников. Учащиеся, работая над своими докладами и сообщениями, обращаются к материалам музея, в том числе и к не включенным в экспозицию, демонстрируют отдельные музейные предметы и документы во время своих выступлений.

Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу включаются: исторические и литературно-музыкальные композиции, посещение школьного музея, осмотр специально подготовленной музейной выставки.

Школьный музей — широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере  связана с краеведением.

Можно выделить три уровня краеведческой работы школьников:

1. Получение учащимися готовых знаний о крае, сообщаемых учителем или учебным пособием.

2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной деятельности учащихся («переоткрытие» известных фактов, явлений, закономерностей окружающей жизни — «переоткрытие известного»). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в центральной и местной периодической печати, собственные наблюдения школьников, знакомство с материалами государственных музеев и т. д.

3. Изучение школьниками родного края в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

Педагогу необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни школьного краеведения, видеть их единство и связи, пути перехода от элементарных форм к  более сложным и совершенным. Это является важным условием правильной постановки поисковой и собирательской работы учащихся, эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

Таким образом, урочная и внеклассная, внеучебная деятельность   школьного музея — единое целое и вместе с тем часть, компонент системы воспитания учащихся,  и в целом всей учебно-воспитательной работы школы. Весьма широк спектр методических приемов и форм деятельности музея. Разнообразны источники, к которым обращаются учащиеся в процессе этой работы, материалы основного и вспомогательного фондов школьного музея, учебная, научно-популярная, справочная, мемуарная и художественная литература. Музей открывает перед учителем новые возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом их подготовки, возраста, интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

Роль школьного музея в воспитательном процессе

Материал содержит два текста выступления на МО учителей истории о музейной педагогике...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...