Роль школьного музея в образовательном процессе
статья по краеведению
Выступление на РМО библиотекарей Иволгинского района . 2016 г, ноябрь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnogo_muzeya_v_obrazovatelnom_protsesse._moyo_vystuplenie.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании РМО библиотекарей Иволгинского района
ноябрь 2016 г
Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.
Есть у музейной «памятной книги» и другое ценное качество. Одна и та же ее «страница» может быть «прочитана» ребятами разных возрастов — и первоклассниками, и учениками-подростками, и выпускниками школы, хотя при этом они получат, естественно, разную «дозу» информации (потом, через некоторое время, они смогут снова вернуться к тем же «страницам», узнать много нового, более сложного). Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной работы с учащимися.
Углубленное знакомство ребят с отечественной историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и нужными, какую бы профессию в будущем ни избрали школьники.
Материалы из школьного музея систематически привлекаются на уроках истории, обществознания , литературы, на классных часах.
Учащиеся знакомятся с экспонатами школьного музея газетами первых месяцев войны, с фронтовыми фотографиями, письмами, снимками, сделанными на предприятиях района в дни войны, номерами газеты «Красная Иволга» рассказывающими о подвиге земляков на фронте и в тылу. В каждом экспонате — дыхание тех героических и трудных дней.
Во время проведения уроков, используются различные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащихся с отдельными экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений, повторное обращение к ранее изученным материалам.
Занятия, проходившие в музее в особой, музейной обстановке, позволяют учащимся глубже познакомиться со специально подобранными в определенной системе, логике экспонатами — документами героического прошлого страны, родного края. Здесь, в музее, ученики слышат слово учителя, которое сочетается с показом документов, самых различных по своему характеру и содержанию первоисточников знаний о прошлом своего народа. В этих условиях само восприятие учебного материала становится более активным: из слушателей школьники превращаются в «исследователей» исторических документов, представленных в школьном музее.
Материалы школьного музея привлекаются учителями при подготовке ученических конференций старшеклассников. Учащиеся, работая над своими докладами и сообщениями, обращаются к материалам музея, в том числе и к не включенным в экспозицию, демонстрируют отдельные музейные предметы и документы во время своих выступлений.
Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу включаются: исторические и литературно-музыкальные композиции, посещение школьного музея, осмотр специально подготовленной музейной выставки.
Школьный музей — широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связана с краеведением.
Можно выделить три уровня краеведческой работы школьников:
1. Получение учащимися готовых знаний о крае, сообщаемых учителем или учебным пособием.
2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной деятельности учащихся («переоткрытие» известных фактов, явлений, закономерностей окружающей жизни — «переоткрытие известного»). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в центральной и местной периодической печати, собственные наблюдения школьников, знакомство с материалами государственных музеев и т. д.
3. Изучение школьниками родного края в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.
Педагогу необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни школьного краеведения, видеть их единство и связи, пути перехода от элементарных форм к более сложным и совершенным. Это является важным условием правильной постановки поисковой и собирательской работы учащихся, эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.
Таким образом, урочная и внеклассная, внеучебная деятельность школьного музея — единое целое и вместе с тем часть, компонент системы воспитания учащихся, и в целом всей учебно-воспитательной работы школы. Весьма широк спектр методических приемов и форм деятельности музея. Разнообразны источники, к которым обращаются учащиеся в процессе этой работы, материалы основного и вспомогательного фондов школьного музея, учебная, научно-популярная, справочная, мемуарная и художественная литература. Музей открывает перед учителем новые возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом их подготовки, возраста, интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...
«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»
Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....
Роль школьных музеев в изучении истории родного края
В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....
Роль школьных музеев в изучении истории родного края.
В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....
Роль школьного музея в воспитательном процессе
Материал содержит два текста выступления на МО учителей истории о музейной педагогике...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...