Краеведческий кружок
проект по краеведению

Порозова Елена Владимировна

Студенческий краеведческий научный кружок "Троицк - памятник под открытым небом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет»

Троицкий аграрный техникум

ПЛАН

РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО

НАУЧНОГО КРУЖКА

«город Троицк – памятник под открытым небом»

Руководитель: Порозова Е.В., преподаватель ТАТ  Южно-Уральский ГАУ

        

                                                          Троицк 2018

РАССМОТРЕНО:

Предметно-цикловой методической комиссией

Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Председатель

_________________О.И. Домогалова

Протокол №___1___

_________27.09.2018г.

Составитель: Порозова Е.В., преподаватель ТАТ  Южно-Уральский ГАУ        

  1. Список членов кружка:

1. Матузюк Екатерина Владимировна

2. Шайхмурдина Дарья Руслановна

3. Агафонова Юлия Анатольевна

4. Бабинская Анастасия Сергеевна

5. Нашарова Карина Бакытбековна

6.  Шиловская Алёна Сергеевна

5.

2.Содержание работы кружка «г. Троицк – памятник под открытым небом»

Тема занятия

  Содержание работы

1.

Планирование работы кружка на год

1.Определение цели и задач работы научного кружка

2.Выборы председателя и секретаря кружка

3.Согласование режима работы кружка.

2.

Выбор тем индивидуальных исследований студентов

Определение тем индивидуальных исследований студентов. На темы : История и архитектура города Троицка;  Ровесники Троицкой крепости; Яркая страница летописи – Е.Пугачев; Перекресток торговых путей; Религия и наука – противостояние и гармония.

Обсуждение цели, плана работы над индивидуальным исследованием.

3.

НИР по подготовке рефератов  индивидуальных проектов и докладов.

  Помощь студентам при самостоятельной подготовке рефератов, статей, индивидуальных проектов.

4.

Участие членов кружка в олимпиадах, конференциях.

Обсуждение направлений исследований.

5.

Представление индивидуальных проектов  студентов

Заслушивание докладов по темам исследования.

6.

Анализ студенческих исследований

Определение качества выполненной работы. Обсуждение результатов исследования

7.

Обсуждение исполнения плана работы кружка.

Подведения итогов участия в олимпиадах, конференциях.

3.Участие в студенческих конференциях. 

1. Матузюк Екатерина Владимировна

2. Шайхмурдина Дарья Руслановна

3. Бабинская Анастасия Сергеевна

5. Нашарова Карина Бакытбековна

6.  Шиловская Алёна Сергеевна

4. Подготовка тематических презентаций

  1. Матузюк Екатерина Владимировна

2. Шайхмурдина Дарья Руслановна

3. Агафонова Юлия Анатольевна

4. Бабинская Анастасия Сергеевна

 

Преподаватель                                                                             Е.В.Порозова

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет»

Троицкий аграрный техникум

РЕЛИГИЯ И НАУКА:

ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ГАРМОНИЯ

Выполнили: Студенты группы 302 ТЭК

Шайхмурдина Д.Р., Агафонова Ю.А.

Руководитель: Порозова Е.В.

Троицк 2018 г

Содержание:

Введение ………………………………………………………….3

Глава 1……………………………………………………………..4

Глава 2……………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………….11

Литература………………………………………………………..12

Введение

История взаимоотношений религии и науки непроста и насыщена столкновениями. Это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия - враг науки». Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством.

Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии. Переосмысливая духовное наследие недавнего прошлого, обратимся к этому стереотипу.

http://nashaplaneta.su/_bl/237/40939048.jpg

Глава1

Вспомним, что главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Религия провозглашает непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как «Святая Троица». Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия. Наука же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Ее отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Наука низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно осмысленному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: «Чем больше верят, тем больше чудес».

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=799cb62138a0bc00992e434ac8a639f1&n=33&h=190&w=304

 Религиозная вера основана, прежде всего, на чувстве. Многое в ней от непосредственности, удивления перед мирозданием. Удивления, вызванного не плодами познания, но мистическим откровением. Научная деятельность основана на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы.

Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями. Научный опыт постепенно накапливается в ситуациях, которые не допускают даже невольное влияние эмоций и пристрастий ученого на ход его исследований. Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия вынуждает верующего искать Бога в себе, в своем духовном мире.

Наука обращена преимущественно к объективной сфере действительности и самого человека. Она обозревает действительность и человека как бы со стороны, намеренно очищая поиск знаний и его результаты от субъективной и тем более мистической окраски. Религия объясняет мир, опираясь на сказания «священных книг», каноны, догмы, свидетельства пророков, писания «святых отцов» и иных церковных авторитетов. Верующему не положено критиковать их, подвергать сомнению. Научное же объяснение мира - критично. Сомнение - долг ученого, а критичность - веление его профессиональной совести, его почерк, стиль мышления и деятельности на всех этапах исследования. Отмеченные различия и противоречия между религией и наукой еще более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания; религия не изучает мир, она объясняет его и ориентирует в нем, опираясь на верования.

Столкновения между Церковью и наукой были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и «священных книг».

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=78b10ac12ae57fc74f45bdf977e10495&n=33&h=190&w=285

Глава 2

Борьба Церкви против свободомыслия - явление, свойственное всем конфессиям. Так, в 1656 г. амстердамские раввины подвергли «великому отлучению» («херем») философа Б. Спинозу за научную критику Библии. Анафема гласила: «Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и встает; да будет проклят и при выходе и при входе! Предупреждаем вас, что никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, не оказывать ему какие-либо услуги, не проживать с ним под одной крышей, не стоять от него ближе, чем на четыре локтя, не читать ничего, им составленного или написанного!» Многочисленны примеры церковных противостояний науке во всех странах мира. Не следует замалчивать эти трагические реалии прошлого.

http://www.stihi.ru/pics/2010/08/25/3837.jpg

Вместе с тем не следует абсолютизировать это противостояние: здесь имел место конфликт не столько религии с наукой, сколько Церкви со свободомыслящими учеными. И жертвы церковных гонений отнюдь не всегда были последовательными атеистами. Как уже говорилось, сомнений в религиозности Н. Коперника и Г. Галилея нет. Что же до М. Сервета, то он, считая себя убежденным христианином, увлеченно пропагандировал астрологию. Ученый был казнен, разумеется, не за открытия в медицине, а за свободное толкование канонов религии, пропаганду веротерпимости и обличение религиозного фанатизма. Джордано Бруно в основном, следуя материализму, отдавал дань и пантеизму, разделял заимствованные из каббалы особые приемы колдовства и гадания. Пантеизм поддерживал и материалист Б. Спиноза. А великий М.В. Ломоносов сочинял пронизанные глубокой верой в Бога поэтические оды. В сознании едва ли не всех ученых прошлого научное мышление мирно уживалось с религиозной верой. Даже тогда, когда они признавали превосходство веры над разумом. Некоторые выдающиеся естествоиспытатели с глубоким интересом предавались богословским занятиям. Так, на склоне лет гениальный И. Ньютон занялся толкованиями Апокалипсиса. Немало естествоиспытателей (в том числе и один из основателей генетики Г. Мендель) были монахами. Но, обращаясь к научным занятиям, они игнорировали постулат о непознаваемости тайн бытия и упомянутые здесь церковные запреты и предписания духовенства. В своей профессиональной деятельности эти ученые руководствовались не догматами и канонами вероучений, а принципами и правилами научного поиска.

Вообще, пространство для веры, как таковой, в научной картине мира и на самом деле имеется. Дело в том, что, несмотря на строжайшие правила научного поиска, элементы веры в нем все же неустранимы. Ученые принимают на веру немалую часть научной информации от своих коллег, полагаясь на их авторитет и добросовестность. Момент веры включен в некоторые исходные аксиомы и во многие промежуточные звенья исследований. Вера и интуиция особенно пронизывают заключительную стадию деятельности ученого, где как раз и происходит само «таинство» научного творчества, где рождаются новые идеи, теории, объяснения и прогнозы.

http://img2.postila.ru/storage/9632000/9619991/9012a7d5832c0e93c099a30bf925bcca.jpg

Споры сторонников религии и приверженцев материализма по вопросам миропонимания, скорее всего, будут продолжаться и в будущем: слишком уж отличаются основания мистической веры и рационального знания, да и само видение мира чересчур различно. К тому же расширяющееся поле знания порождает все новые и новые проблемы, которые по-разному толкуют верующие и материалисты. В заключении скажем, что наука и религия как явления культуры на протяжении веков несли и внедряли прямо противоположные ценности, что приводило к мощному противостоянию между светским обществом и духовенством. Но невозможно полностью разделить эти факторы. Можно говорить лишь о преобладании одного над другим в определенных временных рамках, ибо только в их совокупности возможна гармония в социуме и культуре.

http://lomonosovskii.ru/image/55f0c89686bd2.jpg

 В настоящее время существует два необходимых критерия научного знания: верифицируемость (проверяемость) и фальсифицируемость (критерий Поппера, который означает принципиальную возможность опровержения). К фундаментальным характеристикам научного знания также относятся: объективность (соответствие действительности) и обоснованность (наличие необходимых и достаточных доказательств). Этим наука отличается от религии, требующей принятия своих догматов без доказательств (на веру). К тому же религиозное знание не отвечает признаку фальсифицируемости, то есть невозможно доказать, что Бога нет...

Зарождение науки совпало по времени с эпохой Великих географических открытий и Реформации. Западная Европа переживает переоценку ценностей и отказывается от тысячелетних устоев жизни. Умами людей овладевают стяжательство и тяга к удовольствиям вопреки запретам церкви; она становится препятствием на пути буржуазии своими высокими налогами и земельной собственностью. Всё это приводит к Великому расколу Католической церкви. В Европе столетие бушуют религиозные войны, во Франции католики в Варфоломеевскую ночь вырезают тысячи гугенотов (кальвинистов), на смену эпохи Возрождения приходит эпоха Просвещения, настают времена противостояния церкви и науки...

Католическая церковь поддерживала европейских монархов в их борьбе с протестантами, но лишь спустя сорок с лишним лет после выхода в свет "95 тезисов" Мартина Лютера начала давным-давно назревшие преобразования; Тридентский собор, что закрылся в 1563 году, осудил продажу церковных должностей и индульгенций. В дело борьбы с Реформацией в 1540 году вступил знаменитый орден Иисуса (иезуиты), основанный испанцем Игнатием Лойолой. Первые иезуиты проповедовали возвращение к апостольскому образу жизни, открывали учебные заведения, несли слово Божие в далёкие страны, но вскоре имя иезуитов стало нарицательным, символом двуличия и лицемерия...  

Начиная со 2 века н.э. общепринятой была геоцентрическая система мира, разработанная Птолемеем и провозглашавшая, что неподвижная Земля - центр мироздания, а Солнце вращается вокруг Земли. Коперник в своей книге привёл доказательства обратного и в центр мира поставил Солнце, а не Землю. Солнце неподвижно, а эффект его движения вызван суточным вращением Земли вокруг своей оси. То, что Солнце не является центром мира, впоследствии предположил Джордано Бруно. Первое время церковь будто не замечала учения Коперника и только в 1616 году, спохватившись, объявила коперниканство ересью. Книга польского учёного была внесена в Индекс запрещённых книг.

 

Заключение

В Европе не утихали религиозные войны, и церковь в борьбе с протестантами терпела одно поражение за другим, а учение Коперника привлекало всё новых сторонников.

17 февраля 1600 год - знаменательная и скорбная дата в истории науки, в этот день в Риме на площади Цветов был сожжён знаменитый мыслитель Джордано Бруно. Священник, монах-доминиканец, Джордано Бруно увлёкся учением Коперника и продолжил его дело, разработав теорию бесконечного множества миров (звёзды - далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты). В 1592 году в Венеции на него был написан донос в инквизицию. Его идеи были признаны богохульством, впрочем, так оно и было, если учесть, что Бруно отрицал основные догматы церкви, а Бога отождествлял с природой (пантеизм). Его перевезли в римскую тюрьму, в которой он провёл шесть долгих мучительных лет, пока папа не принял решение передать упорствующего еретика в руки светской власти. Последними словами Джордано Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

http://slavdelo.dn.ua/wp-content/plugins/wp-mobile-detector/timthumb.php?src=http://slavdelo.dn.ua/wp-content/uploads/2014/11/0c26b1916be85550916f1550c1edde8c.jpg&w=1000

Литература:

  1. Журнал «Вопросы философии» №7 за 1997г.
  2. Журнал «Вопросы философии» №8 за 1990г.
  3. В.Г. Горбачёв «Основы философии» курс лекций М.;1997г.
  4. В.П. Кохановский «Философия» М.;2000
  5. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин «О религии»
  6. Н.А. Бердяев «Новое религиозное сознание и общественность» М.;1999г.