Урок краеведения "Саратовские достопримечательности: Набережная Космонавтов»
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Лебедева Лилия Григорьевна

комбинированный урок с включением виртуальной экскурсии (15-20 мин.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_volzhskie_prostory_okonch.docx82.67 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Лилия Григорьевна

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №26» города Балаково

«Краеведческая работа в образовательном учреждении» ( из опыта работы педагога: формы, методики, результативность).

Тема урока: «Саратовские достопримечательности: Набережная Космонавтов».

Цель: Воспитывать у учащихся уважение и интерес к истории родного города, традициям народа, способствовать познанию уникальности культурно-исторические мест, средствами виртуальной экскурсии по достопримечательностям города -

Саратовской набережной.

Задачи:

П: Расширить знания учащихся о городе Саратове и уникальности Саратовской

Набережной.

Развивать умение использовать знакомую и осмысливать полученную информацию о Набережной.

Развивать   пространственную ориентировку, умение ориентироваться в он-лайн

Яндекс карте, Яндекс панораме.

Л: Воспитывать у учащихся уважение и интерес к истории родного города, традициям и обычаям народа, способствовать познанию уникальности культурно-исторические мест.

Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию города.

Формировать чувство удовлетворения, уверенности в своих возможностях.

МП: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы, интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Закреплять навык выполнения работы по заданному плану.

Развивать связную речь диалогической формы, через умение отвечать на поставленные вопросы.

Развивать умение взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать друг друга. (Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.)

Ожидаемые результаты урока:

Повысить интерес учащихся к изучению родного края, города.

Формировать убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.

Овладеть приёмом виртуальной экскурсии, самореализация.

Отдаленные результаты:

Развивать умение сбора краеведческого материала и отбора самого необходимого;

Создать презентацию «Саратовские достопримечательности: Набережная», для демонстрации учащимся 5-6 классов.

Совершать самостоятельные экскурсии по улицам, паркам, площадям и набережной города.

Форма проведения урока: комбинированный урок с включением виртуальной экскурсии (15-20 мин.)

  Оборудование:

1. Компьютер с мультимедийной установкой, персональные ПК у учащихся.

2.Презентация:

3.Карта экскурсии. (Яндекс карта в онлайн режиме).

4.  Мини-паспорта экскурсионных объектов:

Предварительная работа:

1. На предшествующем уроке проводится обзорное знакомство с Набережной Саратова.

2. Выбирается объект экскурсии.

3. Намечаются объекты осмотра:

4. Создается карта экскурсии.

5 . Создаются шаблоны паспортов экскурсионных объектов.

6. Проводится работа с литературой и интернет - ресурсами.

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. С улыбкой пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

II.Эпиграф к уроку.

Постановка темы урока.

Начать наш урок я хочу с Китайской народной мудрости: «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.»

-Как вы понимаете эти слова?

-Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, где может находится это живописное место, далеко за границей или у нас в России?

-Вам хотелось бы побывать там?

-На этой фотографии запечатлена река Волга в районе Саратова

Но чтобы увидеть Волгу не обязательно отправляться в Саратов.

- Как вы думаете почему?

-Значит не обязательно начинать путешествие издалека, можно и важно сначала познакомиться с тем, что находится рядом.

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по реке Волга и совершим виртуальную экскурсию по областной набережной.

Помните, что нужно быть внимательными, наблюдательными и любить свой город.

Ведь наш областной центр Саратов – это город с удивительно богатой природой и историей, в котором множество разнообразных достопримечательностей.

III. Актуализация знаний и определение темы экскурсии.

 Но сначала я хочу попросить вас объяснить значение слова достопримечательность.

Достопримечательность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

-Приведите примеры, что можно считать достопримечательностью.

(Примеры:

- места исторических событий, 

-зоопарки

-памятники

-музеи,  

-галереи,

-ботанические сады,

-здания и сооружения (например, замки,библиотеки, небоскрёбымосты), 

-национальные парки и заповедникилесапарки развлечений, и т.д.)

Анализ фотографий с изображением достопримечательностей.

-Много ли в Саратове достопримечательностей?

Давайте вспомним некоторые из них.(

Памятник Ю.Гагарину, Памятник Городовому

Стела Журавли.

Музей Радищева, Набережная Космонавтов)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Скажите, что на них изображено.

-Как вы думаете, что объединяет эти достопримечательности?

Объявление задач экскурсии.

Итак, экскурсия – это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Сегодня мы проведем совместную прогулку в которой я буду экскурсоводом, а вы, ребята, будете не наблюдателями, а активными участниками путешествия, потому, что вы самостоятельно будете работать за компьютером и находить информацию о расположенных на набережной уникальных объектах.

Наша экскурсия будет проходить по Набережной.

Составление плана проведения экскурсии.

Давайте вспомним из каких этапов состоит экскурсия?

1.Подготовительный. (Мы вспомним все что знали о Набережной и определим маршрут путешествия.)

2.Знакомство с       объектами экскурсии. (Совершим виртуальную экскурсию, познакомимся с памятниками и заполним паспорта экскурсионных объектов.

3.Обмен впечатлениями. (У вас будет возможность попробовать себя в роли экскурсовода, рассказав ребятам о памятнике на Набережной.)

IV. Подготовка к экскурсии.

1.Географическое положение.

-Итак, начнем подготовку к экскурсии.

-Что обозначает слово набережная?

Набережная – сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега.

-Где расположена Саратовская Набережная?

-Чем знаменита Саратовская Набережная?

С набережной открывается великолепный вид на волжские просторы. Я думаю, многие иногородние гости нам завидуют.

Назовите протяжённость Набережной. (более 1,5 км)

1. История

Гимназический взвоз

В XVIII и XIX веках набережной в Саратове не было. Это были задворки города, на которой располагались пристани. Прямо на берегу и в сараях был свален всевозможный груз, ждущий отправки на пароходах. Прибрежная часть Саратова представляла собой узкие улочки, где жили в своих домах грузчики и рабочий люд. Улица, тянувшаяся вдоль Волги, иронически именовалась миллионной[2].

Вопрос о строительстве набережной в Саратове ставился перед городской думой в 1902 году, затем в 1906 году, но средства на обустройство так и не были изысканы. С установлением в городе Советской власти вопрос вновь начинает подниматься вопрос о благоустройстве города, о необходимости планировки набережной и высадки зелёных насаждений.

В 1922 году на техническом совещании при Губкомунотделе состоялся доклад профессора А. М. Фролова «О сооружении в Саратове набережной». Согласно этому проекту предусматривалось строительство набережной в два яруса, при этом нижний ярус мог затапливаться водой при половодье. У берега должны быть дебаркадеры, далее улица шириной десять метров, предусматривалось место и для путей городской линии Рязано-Уральской железной дороги и для устройства временных складов. Верхний ярус - улица, застроенная жилыми домами. Эту улицу пересекали 12 взвозов. Линия причалов должна была пройти от Глебучева до Белоглинского оврага[2].

В 1926 году был предложен иной проект обустройства набережной. В этом проекте по верхнему ярус должна была пройти линия пассажирского трамвая. По нижнему ярусу должна была проходить линия грузового трамвая, линия железной дороги (от станции Ильинка). Предлагалось значительно расширить некоторые взвозы и приспособить их для движения грузового трамвая[2].

Обустройству набережной всегда мешали обстоятельства, находились более неотложные для города нужды. Наконец в 1947 году дело сдвинулось с мёртвой точки: была выполнена планировка отдельных спусков к Волге, на одном из взвозов была сделана деревянная лестница. Вдоль Волги, по линии будущей набережной было начато сооружение домов в стиле Сталинского ампира, которые на многие десятилетия станут визитной карточкой города[2].

Вид на автодорожный мост

Вид на ярусы набережной

В 1959 году институт Гипрогор получил заказ на разработку проекта набережной. Авторами проекта стали архитектор Э. М. Петрушенко и инженер В. С. Делиникайтес. Озеленение было поручено разработать проектно-сметной конторе облкомхоза[2].

Строительство набережной шло методом народной стройки. Каждому району города был отведён определённый участок строительных, дорожных, озеленительных и земляных работ. При выполнении проекта и работ учитывалось то, что одновременно строилась Волгоградская ГЭС, следовательно, должен был измениться уровень воды в Волге. Уже с 1958 года начаты были работы по инженерной защите набережной[2].

Набережная Космонавтов выполнена в 4 яруса от Бабушкиного до Обуховского взвоза, далее остаётся два яруса. Четвёртый ярус набережной граничит с жилой застройкой города. На третьем ярусе создан бульвар с тенистой аллеей. На втором ярусе террасы высажены многолетние цветы. Первый ярус — прогулочная аллея вдоль Волги[2].

В 1962 году набережной было присвоено новое имя — Набережная Космонавтов[1].

2. Достопримечательности

Памятник Федину

На примыкании к набережной Октябрьской улицы образована площадь Федина. На ней установлен памятник Константину Федину.

На примыкающей к набережной площади имени Ю. Гагарина установлен памятник Гагарину.

На набережной напротив Бабушкиного взвоза долгие годы существует клуб «Нептун» для любителей зимнего плавания. Традиционно, каждый год на крещенье здесь вырубается во льду большая прорубь и осуществляется массовое купание.

У Бабушкиного взвоза находится Ротонда и Памятник влюблённым. На набережной, рядом с речным вокзалом находится гостиница «Словакия».

С набережной открывается вид на автодорожный мост через Волгу, постройка которого была завершена в 1965 году.

На пересечении набережной и улицы Московская находится здание речного вокзала.

3. Протяжённость и ориентиры

От Бабушкина взвоза набережная Космонавтов тянется в сторону автодорожного моста через Волгу на полтора километра. К набережной примыкают улицы Некрасова, Октябрьская, Комсомольская, Валовая, Князевский взвоз, Обуховский взвоз, Троицкий взвоз.

Почти у въезда на мост через Волгу находится Бальнеологическая лечебница.

4.

Совместное «открытие» знаний.

Аналитическая беседа

Осмотр карты на интерактивной доске, определение маршрута экскурсии распределения заданий.  

Гости города, приезжающие в Саратов по Волге начинают осмотр с Речного вокзала. И это логично, ведь образование города начиналось именно здесь Поэтому путешествие мы начнем с этой очереди Набережной. Условно обозначив ее 1.

-Определить маршрут путешествия нам поможет карта.

-Итак, перед нами карта Саратова.

На карте мы видим   часть Набережной, где будет проходить экскурсия.

 В каком районе города мы сейчас находимся?

-Проложим маршрут путешествия: осмотр начнем с Речного вокзала и Сначала вам предстоит самостоятельно прогуляться по набережной и ознакомиться с достопримечательностями.

По пути следования вы сделаете остановки и ознакомитесь только с теми объектами, которые изображены в карточке вашего экскурсионного объекта, заполните его и при общем просмотре расскажите о нем, попробовав себя в роли экскурсовода.

Заготовки карточек с фотографиями находятся у вас на столе.

Оксана,Кирил,Дима работают самостоятельно.

Остальные работают в паре.

-На работу вам отводится 3 минуты.

 

Применение новых знаний.

Время прошло. Как вы справились с заданием мы узнаем

когда вместе с нашими гостями “пройдем” экскурсионный маршрут и познакомимся с архитектурными сооружениями набережной.

-Итак начинаем от речного вокзала

-Здесь мы видим Речной вокзал и гостиницу, которая будет служить в качестве ориентира, для того чтобы сориентироваться в направлении движения по стрелкам. (Стрелки указывают направление движения.)

-Первый архитектурный объект обозначенный знаком вопроса, о нем расскажет, тот у кого соответствующая карточка с изображением.

(Далее производится рассказ о всех объектах

экскурсии).

-Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Подведение итогов экскурсии, обмен впечатлениями.

Ученики задают друг другу вопросы. (Работа в парах)

Подведение итогов урока.

Ситуация рефлексии.

Завершить фразу, используя опорные слова.

А теперь вспомните китайскую пословицу которая прозвучала вначале урока.

Сегодня мы сделали этот шаг и нас ждут новые близкие и далекие путешествия.

Так как урок у нас был необычный и домашнее задание будет соответствовать ему. Вы попытаетесь (как запомнили) рассказать о путешествии своим друзьям или родителям.

Сейчас я предлагаю вам прочитать начало предложения и закончить, вспомнив о том, какие знания получили  на уроке.

Сегодня на уроке …

                  Я повторил…

                  Я научился...

                    Я понял, что могу...

                    Мне понравилось...

                    У меня получилось...

                     Мне захотелось...

Мы узнали много нового о своём городе, убедились, что в любом месте можно найти достопримечательности. Нужно только быть внимательными и любознательными, любить и беречь свой край, свой город.

Подведение итогов занятия.  

Оценки за урок.

Урок окончен.

Спасибо за внимание.

Используемые ресурсы.

Краеведческие и информационные ресурсы

1 Не за тридевять земель – сайт старейшей саратовской краеведческой телепередачи.

2 Фотографии старого Саратова – богатое собрание исторических фотографий Саратова.

3 Старый Саратов – авторский сайт Андрея Кумакова по истории Саратовского края.

4 Сад Сервье – история, улицы и архитектура Саратова.

5 Саратов. О городе с любовью – саратовский краеведческий портал.

6 Летопись Саратовской губернии – электронная летопись Саратова и Саратовской области.

7 Гидросистемы Саратовской области – информация о реках Саратовской области.

8 Saratov Green – cаратовский информационный эколого-краеведческий портал.

9 Wikipedia – cаратовский портал в Википедии.

10. Яндекс – Карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Лондон. Достопримечательности Лондона"

Данная презентация является приложением к уроку, состоит из 16 слайдов....

Урок-проект "Достопримечательности Парижа".

Урок посвящён достопримечательностям Парижа, а также увеличению объёма знаний об особенностях культуры Франции, развитию творческих способностей учащихся....

Видео начала урока о достопримечательностях Лондона

Использовала в 5 и 8 классе в теме Sights of London. Обвинять в плагиате нельзя, т.к. эту съемку сделал мой коллега Стуконог А.А. Полную версию урока можно посмотреть у рего на мони сайте....

Технологическая карта урока "Открываем достопримечательности Лондона"

Урок по теме "Лондон" в 5 классе по учебнику Биболетовой М. З. Unit 4.  Section 3, презентация к уроку....

Конспект урока "Главные достопримечательности Южного Урала", 7 класс. Автор: Сорокина Г.В.

7 классРаздел: НРЭО Россия в фокусе.Тема: Главные достопримечательности Южного Урала. Дата: 20.09.17Цели:1.     Развитие языковой компетенции:- введение новых лексических един...

Гагаринский урок «Юрий Гагарин- первый космонавт»

Классный час посвященный 12 апреля. В этот день мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Имя первого космонавта Земли - Юрия Гагари...