Квест как одна из форм проблемного обучения.
учебно-методический материал по краеведению (7 класс)

Какие формы проведения внеклассных мероприятий могут заинтересовать учащихся историей своего города? Может такие как квест, где используется городское пространство, погружаемся  в историю  через судьбы его жителей, архитектуру, культурное наследие предшествующих поколений. Познавать историю надо непосредственно в городской среде, музеях, библиотеках, используя библиотечные фонды, и интернет-ресурсы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_kak_odna_iz_form_problemnogo_obucheniya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Квест как одна из  форм проблемного обучения

В настоящее время вызывает интерес одна из новых форм обучения –проблемное -это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Ученик попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Для реализации идеи проблемного обучения, на мой взгляд , очень близок квест. В нем присутствует сценарий, и ученик оказывается вовлеченным в этот сюжет.

Квест-технология (англ. «quest»- поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающимися используется информация из интернет-источников. 

В педагогике квест пока еще сравнительно новое направление и не прошло стадию теоретического обоснования. Квест – это задания c элементами игры, для выполнения которого используются городское пространство, памятники архитектуры, символы и знаки, которые использовали архитекторы и скульпторы при создании своих творений.

Такая форма проведения внеклассного мероприятия дает возможность заинтересовать учащихся историей города. Необходимо знакомить детей с историей родного города, используя городское пространство, погружаясь в историю Петербурга через судьбы его жителей, архитектуру, культурное наследие предшествующих поколений. Познавать историю Петербурга надо непосредственно в городской среде, музеях, библиотеках. А если библиотека размещается в здании- памятнике с богатой историей, тогда предоставляется уникальная возможность сочетать и исторический интерьер, и библиотечные фонды, и интернет-ресурсы. Непосредственное присутствие книги дает игре новое наполнение, содержание, она сама становится объектом игры, интерактива. Такая форма работы библиотеки современна, интересна, востребована детьми.


При подготовки педагоги тесно сотрудничали с библиотекарями- проработали сценарий, по рекомендации специалистов подобрали книги для игры, составили список литературы для детей, чтобы подготовиться к данному мероприятию, заранее организовали интерактивные площадки(станции) с обязательным использованием книг. Такая форма работы позволила максимально использовать все ресурсы библиотеки: справочно-поисковый аппарат, в том числе электронные базы данных, знание и опыт библиотекарей.

Например:
По сценарию в начале мероприятия можно провести экскурсию по тому месту, где находится библиотека. Даже , если это современный квартал, то можно вспомнить, что раньше здесь было(а это могли быть пригород, старинные поселения), откуда появилось название этой улицы, где находится библиотека, в честь кого носит имя библиотека и т.д. Полученные знания учащиеся уже используют в игре.

У ученика есть возможность приложений знаний к практике, Одна из форм квеста подразумевает переход на следующий этап  с помощью «ключа», который и является правильным ответом на вопрос.

У учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение.

Воспитываются навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы , (так игра проходит не в привычной обстановке –и на улице , и в залах библиотеки, а вопросы  могут быть написаны от исторического или литературного персонажа).

«По случаю отъезда нашего приятеля  в прошлое воскресенье приглашали гостей. Незаметно пролетел вечер. Обсуждали новые театральные постановки, дети читали стихи, все вместе разгадывали ребусы. Вот один ребус сохранился. Там зашифровано название одной из книг, где лежит ключ к следующему ходу». Попробуйте его разгадать и переходите туда».

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Если вопрос вызывает затруднения, в квесте можно воспользоваться подсказкой , которая дается в виде дополнительной информации, подводящей к ответу. В зале где проходит  конкурс заранее разложены книги по данной теме, вольно или невольно дети обратят свой взор к ним, и, наверняка, кто-то заинтересуется, появится желание посмотреть , почитать.

В квесте вполне уместна , как и в проблемном обучении, постановка ранее решавшихся вопросов, задач в иной формулировке, обеспечивающей возможность творческой работы при повторении пройденного материала. Так задание соотнести события и даты даны в необычной форме.

Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления. Например такое задание-

«Уважаемые гости, к сожалению в 19 веке не было телевидения, и город мы можем только увидеть глазами художников того времени. Я думаю , Вы узнали эти места Петербурга. Но город сохранил свой голос, попробуйте узнать звуки города.»

Надо описать то место, где можно было услышать колокольный звон, шум прибоя. Богатое техническое оснащение библиотеки дает прекрасную возможность воспроизвести подобные звуки. Учащиеся, можно сказать экспромтом, дают зарисовку города 19 века по звукам. Подобные вопросы требуют большого творческого вклада .

Такая форма работы библиотеки прекрасно подходит для проведения урока - проблемного обучение , здесь присутствует то, что удивляет, изумляет. Все это вызывает интерес к теме.

В квесте имеет место и решение проблемных ситуаций, например –работа со справочным материалом, с электронными носителями . Задание :

«Готовится к отъезду наша гостья из Москвы. Уже несколько дней гуляем с ней по городу. Ее восхищению нет предела. Она купила открытки с видами Петербурга, но забыла что это за сооружения , кто их построил, когда они появились ,для чего предназначались и почему у них такие названия. Напишите эту информацию, она Вам будет очень благодарна».

Дети  находят нужную книгу и информацию о памятниках, т.е. решают задачи исследовательского характера.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что такая форма проведения  мероприятия в виде квеста , как и проблемный метод обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать. они втягиваются в процесс общения. Это способствует формированию гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способной систематизировать и накапливать знания.

Вывод: в процессе игры, использующей весь арсенал современных технических средств как на этапе подготовки, так и в самом процессе, у детей появляется возможность взаимодействия с живой книгой и библиотекой. Тем самым они получают важные навыки, к сожалению, у многих современных детей  утраченные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Веб-квест как одна из форм дистанционного обучения английскому языку

Авторы: Ачилдиева Татьяна Александровна, Соколова Валентина Алексеевна, Марушина Ольга Федоровна, ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языкаАннотацияЦелью работы является анализ и предста...

Веб-квест как одна из форм дистанционного обучения английскому языку

Авторы: Ачилдиева Татьяна Александровна, Соколова Валентина Алексеевна, Марушина Ольга Федоровна, ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языкаАннотацияЦелью работы является анализ и предста...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Проблемное обучение как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий

Проблемное обучение имеет практическую значимость в формировании личности. Учит детей добывать знания самостоятельно, прменять их в различных ситуациях. Является одним из наиболее эффективныхсредств а...

Проблемное обучение как одна из педагогических технологий образовательного процесса

В рамках ФГОС востребованы современные технологии в образовательном процессе. Одним из часто и эффективно используемых технологий является проблемное обучение. На каждом уроке математики перед обучающ...