Исследовательская работа "Наш музей"
творческая работа учащихся по краеведению

Сиркина Наталья Николаевна

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю.

        Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Мордовия

Атюрьевский муниципальный район

«Муниципальное бюджетное общеобразовавтельное учреждение

«Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

Всероссийская конференция учебно – исследовательских работ учащихся

«Живая культура: традиции и современность»

Исследовательская работа

«Школьный историко – краеведческий музей»

(Секция «краеведческая»)

                                                 

                                                   Автор: Ипполитова Маргарита Александровна,

                                                 ученица 8 класса МБОУ «Курташкинская СОШ»

                                                   Руководитель: Сиркина Наталья Николаевна,

                                                            учитель истории и обществознания

                                                                МБОУ «Курташкинская СОШ»

с. Курташки

2019г.

  1. Введение

        Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Именно музей является посредником между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводником истинной культуры и достижений человечества.

        Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю.

        Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Фото и видео съемка, описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края и актуальной задачей школьного музея.  Актуальность создания школьного краеведческого музея заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким пониманием особенностей его истории, культуры и их взаимосвязью с историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах, в приобщении к исследованию родного края в разных формах. Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое

2

воспитание и обучение учащихся на местном краеведческом материале. 

         Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

        Создание музея в Курташкинской средней общеобразовательной школе явилось результатом многолетнего труда учащихся, их родителей, учителей  школы и местного населения по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и техническому оформлению экспозиций. Заинтересовавшись прошлым своего народа, его богатой культурой и традициями, я решила провести исследовательскую работу о школьном историко – краеведческом музее.

        При написании исследовательской работы я  руководствовалась следующими целями и задачами:

Основные цели:

* Изучение истории малой родины на примере школьного музея как основного источника изучения родного края

     *   Создание информационного продукта  «Школьный историко –

          краеведческий музей»

 Основные задачи:

*   Изучить фонды школьного музея (документы, предметы, материалы)

*   Познакомиться с историей наиболее интересных экспонатов

* Способствовать знакомству гостей села, общественности  с местной достопримечательностью

3

         Предмет исследования – школьный историко – краеведческий музей

с. Курташки

        Моя исследовательская работа имеет актуальное значение, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Без прошлого нет будущего. Для возрождения  духовности подрастающего поколения,  воспитания патриотизма необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к прошлому своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

         Гипотеза – школьный музей способствует сохранению истории родного края и является эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

         Методы исследования – изучение специальной литературы, работа с  документами, наблюдение, фотографирование, экскурсия по школьному музею, сравнение и анализ результатов.

         Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учащимися, учителями, библиотекарями для проведения уроков краеведения. Также созданный информационный продукт (видео – экскурсия по школьному краеведческому музею) будет способствовать знакомству гостей села, общественности с местной достопримечательностью.

        Результат исследовательской деятельности – создание информационного продукта «Школьный историко – краеведческий музей в

 с. Курташки»

4

         Школьный историко-краеведческий музей находится в Курташкинской средней общеобразовательной школе на территории Курташкинского сельского поселения, что в 8-ми километрах от районного центра села Атюрьево. В настоящее время к  Курташкинскому сельскому поселению относится село Курташки, село Оброчное и село Вольно – Никольское. В прежние времена в состав нашего поселения входило село Оброчное, село Булдыга, деревня Уразовка. К сожалению, два последних населенных пункта в настоящее время уже не существуют, да и события прошлого начинают стираться из памяти. А ведь у наших предков очень интересная и богатая история.

        Открылся музей к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2015 году. Музей расположен на втором этаже здания школы. В нём собрано большое количество экспонатов и документов, рассказывающих о прошлом нашего села, нашего талантливого, трудолюбивого народа.

2. Экспозиции школьного  историко – краеведческого музея:

1.Из истории школы

2.Из истории села Оброчное

3.Село мое родное

4.Председатели колхоза

5. Герои Великой Отечественной войны На службе Отечеству.

6.На службе отечеству

7. Все для фронта, все для победы!

8. Вечная память павшим

9. Следы жилья ветрами размело…

10. Н. П. Мельников.

11. Нумизматика

12. Ремесло и быт мордовского народа

13. Награды тружеников села

5

        2.1. У стенда «Из истории школы» всегда задерживаются посетители. Ведь с этими фотографиями, которые здесь представлены, связаны их школьные годы. Здесь можно увидеть школу в разные периоды времени, директоров школ, которые внесли свою лепту в развитие школы. Но, конечно, особенно хочется отметить педагогов, ветеранов педагогического труда, воспитавших не одно поколение детей. Ведь именно они работали в школе «по зову сердца, по призванию», воспитывая в детях разумное, доброе, вечное. Среди них: Дорожкина Прасковья Ивановна, Сургаева Надежда Ивановна, Ионова Раиса Гавриловна. Они проработали в школе более 40 лет. Есть у нас и учительские династии - это Маскайкины, Сургаевы. Общий стаж их работы более 300 лет.

        2.2. На стенде, посвящённому селу Оброчное, представлены фотографии тех зданий и мест, которых сейчас уже, к сожалению, нет. К примеру, церковь Пресвятой Богородицы, которая была разрушена с приходом большевиков к власти, или здание почты, также на сегодняшний день не существующее.

        Село гордится своими достойными земляками: Карсоновым Николаем Яковлевичем - заслуженным работником сельского хозяйства Республики Мордовия, Пустырнаковой Варварой Степановной- участницей Великой Отечественной войны, заведующей Оброченской больницей с 1939 по 1953 год, долгожительницей Гуськовой Анной Фёдоровной, ветераном труда и многими другими.

        Школьной истории строки представляют фотографии Оброченской основной школы, а также её директоров и учителей, работающих в разные периоды. Хочется сказать, что Оброченская школа основана в 1881 году. К сожалению, в 2008 году она была закрыта.

        На витрине представлены фотографии села в прошлые годы.

6

        2.3. На верхней части стенда «Село моё родное» показаны основные достопримечательности села Курташки: церковь Николая Чудотворца, памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, фельдшерско-акушерский медицинский пункт. На этом же стенде  находятся фотографии людей, прославивших наше село. Эти люди по-настоящему вызывают уважение и гордость:

        Мурзайкина Анастасия Никифоровна- депутат Верховного Совета Мордовской АСССР 1959 года. За год она выработола 405 трудодней.

         Мурзайкин Василий Иванович- победитель социалистического соревнования. За самоотверженный труд в 1969 году был награждён орденом Ленина.

         Базаркин Виктор Семёнович- тракторист колхоза «Рассвет». Более 40 лет он проработал в родном колхозе. Даже на пенсии он продолжал работать. За свой труд он награждён орденом Трудового Красного Знамени.

        2.4. На стенде представлены председатели колхоза, которые возглавляли хозяйство в разное время - в военный и послевоенный период, когда вместо зарплаты были трудодни.

        Шульгин Андрей Антонович возглавлял объединённые колхозы трёх сёл с 1959 по 1969 год. Новое хозяйство стало называться «Рассвет». В этот период колхоз стал миллионером.

        Тюрин Василий Васильевич управлял хозяйством, когда колхозники стали получать гарантированную оплату труда.

         Своего расцвета колхоз достиг в период правления Енина Григория Григорьевича. 90% колхозников обновили свои дома.

         Сегодня, под руководством Кабанова Николая Ивановича хозяйство добивается хороших результатов. В подтверждение этому свидетельствует стеллаж с различными грамотами, оценивающими высокие достижения кооператива и его тружеников.

7

        2.5. Немало сделано нашим музеем для увековечивания памяти Героев Советского Союза - Алексея Григорьевича Махрова и Фёдора Федуловича Коновалова.

        Алексей Григорьевич Махров родился в 1919 году. В этом, 2019 году, будет отмечаться   100 -  летний юбилей со дня рождения Героя.  Во время Великой Отечественной войны он проявил беспримерное мужество и героизм. Его танковая рота принимала активное участие во всех боевых действиях 5-ой танковой Армии. В боях за Кривой Рог проявил мастерство ведения уличного боя. Его танк был подбит, но ценой героических усилий экипажа, отбивая атаки танков и автоматчиков, А. Г. Махров устранил неисправность машины, собрал раненых и погибших воинов, возвратился в свою часть, занял оборону и отражал беспрерывные атаки противника. Будучи раненым, Алексей Григорьевич не уходил с поля боя.  За беспримерный подвиг Алексею Григорьевичу Махрову 10 марта 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Хочется отметить, что среди жителей нашего района, принимавших участие в Великой Отечественной войне, Алексей Григорьевич один из первых получил это высокое звание.  Наш земляк со своим великим подразделением принимал участие в освобождении Украины, Румынии, Венгрии и Австрии. Его боевой путь закончился в мае 1945 года встречей с американцами.

        Алексей Григорьевич любил и не забывал свой родной край. В период отпусков приезжал к родителям в родное село Оброчное. Встречался со школьниками Оброченской и Атюрьевской школ. На доме, где родился герой, установлена мемориальная доска.

        Фёдор Федулович Коновалов родился в 1918 году в селе Булдыга. В годы войны командовал сапёрным взводом. Сапёры его взвода обезвредили тысячи различного рода мин противника, чем спасли жизни сотен советских солдат и офицеров. В конце июня 1944 года за  форсирование Западной Двины Указом Президиума Верховного Совета СССР Коновалову Фёдору

8

Федуловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

        Фёдор Федулович,  командир взвода,  отличался большой смелостью, находчивостью, мужеством. Даже раненым он не покинул поле боя.

         Коновалов Ф. Ф. жил и трудился в г. Ковдор и был его почётным гражданином. Одна из улиц города носит его имя.

         2.6. На  стенде «На службе Отечеству» представлены фотографии и биографии участников  Афганской и Чеченской войн, а также тех, кто в настоящее время несёт службу во благо Отечеству.

        Выполнили свой интернациональный долг в Афганистане и вернулись домой  Гужанков Степан Иванович, Алёшкин Анатолий Николаевич.

        Особо отличившиеся участники контртеррористической операции на Северном Кавказе:

        Яшкин Николай Иванович, разведчик. Неоднократно поощрялся командованием за проявленную храбрость.

        Кижапкин  Владислав Васильевич - служил в мотострелковом батальоне. Награждён знаками «Участник боевых действий», «За службу на Кавказе».

         Дорожкин Иван Григорьевич- участник боевых действий. За мужество и доблесть имеет  награды от командования части.

          Интересная военная биография у Ларина Ивана Николаевича - подполковника, начальника штаба Балашовского Военного Авиационного училища имени Новикова. Он участник локальных военных событий в Африке. Награждён многими орденами и медалями, среди которых «Орден Красного Знамени», медаль «За боевые заслуги».

           2.7. Всё для фронта, всё для победы!  Трудно было в военное время…

Забирали на фронт не только самых крепких работников, но и лошадей. Поэтому урожай убирать приходилось вручную. И старые женщины, и

9

школьники - все, кто мог работать, работали. На этом стенде представлены труженики тыла в годы войны. Это женщины, которые заменили мужчин. И косили, и садились за трактора, и работали на торфяных                 разработках. Возили убранный хлеб в Торбеево на элеватор, работали в кузнице молотобойцами.  Молодых девушек забирали рыть окопы под Москвой, строить дорогу жизни. Среди них: Чумарова Мария Лаврентьевна, Дорожкина Мария Яковлевна, Дорожкина Анна Алексеевна, Мелёшкина Пелагея Ивановна.

             Опытные трактористы получали «бронь», учили женщин и девушек управлять трактором. Это Дорожкин Андрей Гаврилович, Коновалов Иван Леонтьевич, Варфаламеев Иван Андреевич.

          2.8. На стенде «Вечная память павшим» представлены списки погибших в Великой Отечественной войне. Здесь фамилии воинов, ушедших и не вернувшихся из четырёх сёл нашего поселения: д. Уразовка, с. Курташки, с. Оброчное, с. Булдыга. Всего в списках погибших 485 человек. Глядя на этот стенд,  вспоминаются строки из стихотворения Твардовского:          «Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!».

            2.9. Исчезнувшему селу Булдыга посвящён стенд «Следы жилья ветрами размело…».

   Это село, село с 200-летней историей, на сегодняшний день не существует. Последний житель покинул его в 2001 году. От села осталась только разрушенная церковь, а также памятная плита с фамилиями его жителей, когда-то в нём живших.

            Мы хотим, чтобы память о селе Булдыга и людях, его населявших, навсегда оставалась живой в памяти поколений.

10

         2.10. Самая большая экспозиция нашего музея посвящена генералу-майору танковых войск Николаю Павловичу Мельникову.

          Николай Павлович Мельников уроженец села Оброчное. В октябре 1951 года, когда ему исполнилось 19 лет, его призвали на военную службу. Окончил курсы командиров танка, стал сержантом. С 1952 по 1961годы служил в ГДР. За это время им были освоены новые советские танки Т-62. Окончил в 1970 году академию бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского.

         В 1968 году батальон Николая Павловича участвовал в Чехословацких событиях. Его батальон заблокировал Чехословацкую парашютно-десантную бригаду под городом Простив.  За успешное выполнение боевой задачи он был награждён орденом Красной Звезды. В 1979 году он был назначен Алтайским краевым военным комиссаром и получает звание генерал-майора.

        Николай Павлович за добросовестную службу и выполнение своего долга награждён 21-ой правительственной наградой. Среди них орден «За службу Родине»- за успешное выполнение боевых задач на территории монгольской народной республики в 1975 году, орден «Мужество»- за ликвидацию последствий на Чернобыльской АЭС.

        Николай Павлович - яркий пример доблести для подрастающего поколения.

         2.11. Особый интерес вызывает витрина нумизматики. Здесь представлены монеты и денежные знаки разного временного периода. По этим денежным знакам можно проследить всю историю нашей страны.

 

         2.12. Стеклянные стеллажи и представленные экспонаты на них знакомят посетителей с дореволюционным хозяйством, ремеслом и бытом. Среди экспонатов детали ткацкого станка, прялки различной формы, веретёна.

11

        Отдельный стеллаж посвящён мордовскому национальному костюму и его элементам: кушак, кисти, бахрома, нагрудные украшения.

         Интересен стеллаж с предметами ремесла: глиняной игрушкой, лаптями и колодками для их изготовления, колодками для валенок.

         В большом ассортименте представлена глиняная посуда, имеющая различное предназначение.

          Следующие стеллажи посвящены предметам быта. На них мы видим фонари различной формы, ложкарницы, ковши, савки, берестяные кузовки.

          Представлены различные сельскохозяйственные орудия: серпы, грабли, цепы для обмолота.

           2.13.На витринах нашего музея представлены:

- Почётные грамоты ветеранов педагогического труда

-Пионерская атрибутика

-Награды и медали тружеников сельхозпредприятий в разные периоды времени.

-ордена и медали, а также наградные документы участников войны и тружеников тыла

-фотографии, грамоты, награды сегодняшних защитников Отечества.

-Ордена Трудовой славы 3 степени

         Эти награды говорят о трудолюбии жителей наших сёл, об их высоких достижениях (см. приложение «Экспозиции школьного историко – краеведческого музея»)

           На основе анализа всего собранного материала я решила показать модель структуры экспозиции школьного музея в виде видео – экскурсии, которая позволяет образно представить экспозицию музея в целом.

Информационный продукт – видео-экскурсия «Школьный историко – краеведческий музей» прилагается к работе на компакт – диске.

12

         Гипотеза подтвердилась: школьный музей  действительно позволяет сохранить историю прошлого нашего народа. Накопленный материал для экспозиции школьного музея вызывает необходимость его презентации,  предъявления общественности. Теперь мы можем показать и  рассказать  о наших замечательных людях,  об их подвигах, трудах и достижениях, о  важных и интересных событиях прошлого и настоящего. Музей, создаваемый школьниками совместно с учителями и родителями, является эффективным средством обучения и воспитания, формирования высокого духа патриотизма у подрастающего поколения.

13

3. Заключение

        Депутат Государственной Думы Ефимов Виталий Борисович дал высокую оценку нашему музею,  который посетил 20 декабря 2018 года. Он отметил, что школьный музей- это великое дело. Ведь на стенды и витрины музея каждый день устремлены сотни пытливых детских глаз, а их светлые души - лучшая благодатная почва, на которой прорастает доброта и память.

         Я считаю, что именно школьный музей играет огромную познавательную и воспитательную роль в формировании у нас, детей и подростков, любви к своему Отечеству, уважительного отношения к его прошлому, его культуре и традициям.

         Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Поэтому необходимо не только посещать музеи, но и быть продолжателями этого дела.

14

Список литературы

  1. «Родниковые истоки патриотизма», Саранск, типография  

          «Красный Октябрь», 2005

  1. «Путешествие  в Атюрьевский  край»  – Саранск: Издательство                  

           мордовского университета, 2013

  1. Исследовательская работа «Следы жилья ветрами размело…»,              

     Курташкинская школа, 2018г., автор - Кабанов М.

  1. Исследовательская работа «История села Курташки», Курташкинская средняя школа, 2016г., автор - Леванова В.
  2. Фотографии и документы из музейного фонда

15

Оглавление

  1. Введение_______________________________________с. 2-4
  2. Основная часть. Экспозиции школьного историко – краеведческого музея___________________________________________с.5- 13
  3. Заключение______________________________________с.14
  4. Список литературы_______________________________с.15
  5. Приложение

1

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на курсах повышения квалификации по теме "Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном музее"

В работе рассматриваются формы и методы работы по развитию научно- исследовательских навыков учащихся средней школы....

Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке «Музей истории школы».

Данная статья содержит обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся, концептуальные основы работы, цели изадачи а также описание опыта работы....

«Музей одного слова» Дождь. (Проектно-исследовательская работа)

Урок русского языка в 7 классе «Музей одного слова» Дождь.(Проектно-исследовательская работа)", по УМК С.И.Львовой...

Исследовательская работа "Удивительные и необычные музеи Германии и России»

Германия - страна с вековыми традициями,  однако  она  любит  все новое  и необычное.  В Германии  много необычных  музеев, посвященных  неожиданным...

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

Научно-исследовательская работа по английскому языку на тему "Музей мадам Тюссо"

 На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качес...