Судьба человека в судьбе моего города
учебно-методический материал по краеведению (5 класс)

 О деятельности необыкновенного пианиста Владимира Овчинникова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobyknovennyy_pianist_vladimir_ovchinnikov.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Судьба человека в судьбе моего города»

                   Необыкновенный пианист Владимир Овчинников

План

     I.  Введение.

    II. Основная часть:

1. Путь к славе.

2. Концертная деятельность.

3. Педагогическая деятельность.  

4. Благотворительная деятельность.

  III. Заключение.

                                                                                                         Эпиграф  

                                                                     «Ничего прекраснее Музыки нет!

                                                                                                               

Владимир Павлович Овчинников у инструмента

                                                                                                 

Введение.          

 В России и  Башкортостане столько знаменитостей в различных областях нашей жизни, особенно в области культуры, столько профессионалов и самородков: художников, поэтов и писателей, композиторов, талантливых певцов и танцоров, столько наших земляков, прославивших Башкортостан и  Россию на весь мир! Одним из таких знаменитостей, сильных личностей является пианист Владимир Овчинников. К высоким достижениям каждая личность, как и наш земляк,  пришла благодаря труду и самозабвению, колоссальной работе над собой.

Анализируя и  исследуя всевозможные источники: литературные, средства массовой информации, интернет - газету «Столетие», воспоминания старожилов и молодых белебеевцев, материалы историко-краеведческого музея, архивы редакции газеты «Белебеевские известия», Башкирскую энциклопедию приходишь к мнению, что Владимир Овчинников на музыкальном олимпе величина высочайшая.

«Виртуозность игры Овчинникова граничит с невозможным. Его игра неизменно удивляет публику, заставляет ее восхищаться многогранным блеском каждой ноты. Музыканту оказываются по плечу самые технически сложные произведения. Каждая его концертная программа – настоящее музыкальное чудо, сплав виртуозной техники и искренней теплоты игры. Одна итальянская газета определила талант Овчинникова как «дар «простоты», которым обладают мастера самого высокого класса». Отыскивать простое в сложном, раскрывать публике удивительный мир, кроющийся за фортепианными пассажами – вот музыкальная миссия Владимира Овчинникова.

Основная часть.

Путь к славе.

Семейная легенда гласит, что играть на фортепиано двумя руками Володя начал раньше, чем говорить. Бабушка рассказала об этом маме Володи. Взрослые всполошились и отвели мальчика к местным врачам. Белебеевские специалисты пожали плечами и посоветовали показать трехлетнего пианиста медикам республиканского центра в Уфе. Приговор уфимских врачей стал для Володи судьбоносным: «Мальчика музыке надо учить, а не от музыки»! Четырехлетнего вундеркинда привезли в Москву. Москва была выбрана не случайно. Ведь мама, Нина Павловна, сама училась в Москве, закончила на отлично музыкально – педагогическое училище имени Октябрьской революции. Ей предлагали работу в одном из Московских ансамблей, но в 1950 году  умер папа, маме одной было трудно и она вернулась в Белебей, а в Москве остались друзья, педагоги, которые могли бы помочь Вове, у которых можно было остановиться. В Уфе таких условий не было. Обучаться фортепианной игре начал в Центральной музыкальной школе у легендарной Анны Артоболевской, автора канонического для многих первого учебника игры на фортепиано. 

В течение трех лет, как и было спланировано, по два раза в год Вову возили к Артоболевской. Анна Даниловна была бесподобным педагогом, настоящей

волшебницей. Она умела сухие, скучные теоретические занятия превращать в

увлекательную игру. Между поездками Вова занимался у своей мамы. В 7 лет

он пошел в Белебее в первый класс, средней школы №1 и закончил его. А дальше мама и бабушка приняли решение ехать в Москву, жить и учиться там.

Сняли в Москве угол, взяли в долг пианино. Бабушка, Елена Федоровна, уже в возрасте, каждый день возила внука в школу и обратно, готовила, стирала, ходила по магазинам. Вова с бабушкой прожили в Москве 11 лет. Владимиру повезло с педагогами. Анна Даниловна Артоболевская не только любила детей, не только сама очень много трудилась, главное она могла сплотить всех и вся вокруг себя ради искусства. «В ее классе я созрел технически и музыкально» - рассказывает Володя Овчинников. Вскоре вся школа гордилась мной, мой портрет повесили в ряду портретов выдающихся выпускников ЦМШ – Растоповича, Рождественского, Плетнева, Спивакова…

«На уроках Артоболевской мы не редко играли в четыре руки и в два рояля с такими известными пианистами, как Любимов, Тимофеева, Ралынин, Королев. На одном из этих общих занятий я познакомился с Алексеем Наседкиным, заслуженным артистом России, доцентом Московской консерватории. Алексей Аркадьевич был великолепным мастером фортепьянного звука, являл собой пример честного и преданного отношения к музыке, к людям. На сцене он, казалось, непостижимым образом умел выразить удивительную гармонию между разумом и чувствами. И я решил: обязательно буду учиться в консерватории, - вспоминает Владимир Павлович. 

В 1981 г. окончил с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (педагог — проф. А. А. Наседкин), в 1982–1985 гг. там же проходил ассистентуру-стажировку.

Еще будучи студентом, Овчинников получил лауреатство на Международном конкурсе пианистов, проходившем в Монреале. А почти сразу после окончания консерватории он принял участие в одном из крупнейших мероприятий – Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, став обладателем второй премии.

Концертная деятельность

После Международного конкурса пианистов в Лидсе Овчинников с триумфом дебютировал в Лондоне, куда был приглашен для выступления перед Ее Величеством королевой. В прессе отмечалось: «... Трудно было поверить, что не целый оркестр находится на сцене. То было исполнение, которым мог бы гордиться сам Лист!» («Глазго Джералд», Шотландия); «... Необыкновенный пианист, воспитанный прекрасной русской школой и устремленный к самым высоким вершинам виртуозности» («Коррьере делла сера»).

Пианист неоднократно выступал в городах Европы и США с сольными программами и с крупнейшими оркестрами: Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром, Государственным Академическим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова; Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром ВВС, Шотландским Королевским оркестром, Оркестром Гевандхауза, Национальным оркестром Польского радио, Гаагским Президент-оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга (ныне Сянган). Работал с дирижерами: Р. Б. Баршаем, А. Н. Лазаревым, Г. Н. Рождественским, В. И. Федосеевым, Г. Шолти, В. Веллером, А. С. Дмитриевым, Я. Крайцбергом и др. Принимал участие в фестивалях Карнеги-Холл и Болливуд-Боул (США), Эдинбургском и Челтенхемском фестивалях (Великобритания), земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), «Стреза» (Италия), «Би-би-си Промс» (Лондон), Вана Клиберна (Форт-Уэрт, США).

 «Совершенно ясно, что Овчинников имеет ту трансцендентальную виртуозность, которой сам Прокофьев, как пианист, удивлял публику Санкт-Петербурга в начале века» - отмечал «Дейли телеграф» из  Великобритания.

Одна из лондонских газет так отзывается о его исполнительстве: «Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект».                                 Владимир Павлович Овчинников имеет звания заслуженного и народного артиста России. Очень  памятным и значительными были его  концерты в мае 1985 года в дни 40-летия Великой победы. Он играет своего любимого Рахманинова в малом зале Московской консерватории, потом принимает участие в Рахманиновских днях над Тамбовщине, где играет первый концерт для фортепиано с оркестром. Параллельно идет работа над записью двенадцати этюдов Листа. В 1985 году Венгрия, на концерты, посвященные 40-летию Победы, собрала лучших музыкантов из социалистических стран  в симфонический оркестр, а солистом был приглашен Владимир. Всего десять дней репетиций и концерты по всем этим странам в течение месяца! Это большое испытание, которое давало колоссальную закалку – с различными музыкантами, в короткий срок слиться в единый творческий союз!

Наконец и родной Белебей дождался его приезда в 1986 году, тогда он дал концерт из произведений АН Скрябина. Белебеевцы по достоинству оценили искусство своего выдающегося земляка и сделали ему памятный подарок - добились для него звания « Заслуженный артист РБ». Через 11 лет, в 1997 году Владимир Овчинников получает звание « Заслуженный артист России», к нему он шел дорогой бесконечных выступлений, творческих поисков, конкурсов, работой за рубежом.

А  раннее,  в 1987 году он получает первую премию и Золотую медаль, победив в конкурсе в Лидсе (Англии). В1993 году Овчиникову предлагают поработать в Англии, где он пробыл до 1995 года. Вернувшись в Москву, он набирает класс из четырех учеников. И среди его учеников самая талантливая Екатерина Мечетина. Со своим учителем она познакомилась на конкурсе в Италии в 1994 г. Когда Катя узнала, что Владимир Павлович набирает учеников, с радостью записалась в его класс. В 1998 году он участвует в Международном Кольманском фестивале, посвященным Федору Шаляпину, художественным руководителем был Владимир Спиваков, уроженец города Уфы. Так, оба наши земляка встретились на Французской земле, представляя русскую исполнительную школу. Владимир Овчинников исполнил концерт №2 для фортепиано с оркестром «Памяти великого артиста».

Педагогическая деятельность

Прошло время, и Владимир Овчинников стал одним из самых известных в мире пианистов. Концертную деятельность он совмещает с педагогической: пять лет он возглавлял фабрику мировых звезд классической музыки - Центральную музыкальную школу (ЦМШ) при Московской консерватории имени Чайковского.

Овчинников ведет активную педагогическую деятельность

 В середине девяностых годов он был педагогом по фортепиано в английском Королевском Северном музыкальном колледже, а сразу после этого начал свою педагогическую деятельность в стенах родной консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой в Москве. Было время, когда Овчинников преподавал в Японии, кроме того, уже десять лет он является приглашенным профессором на факультете искусств МГУ. Последние несколько лет Владимир Павлович Овчинников занимает пост директора Центральной музыкальной школы. Овчинникова часто можно видеть в жюри престижных музыкальных конкурсов. Он слушает молодых музыкантов на московском конкурсе имени П.И.Чайковского, на конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, на конкурсе имени Бузони, проходящем в Италии.

 Благотворительная деятельность.

Находясь на пике славы, при большой занятности, Овчинников находит время   занимается благотворительностью. Благотворительный концерт состоялся  в г. Уфа, где участвуют лауреат международных конкурсов Екатерина Мечетина и Владимир Овчинников. Концерт был оптимистически, жизнеутверждающий по своей сути. Он был посвящен детям. Авторские гонорары от концерта выдающийся музыкант передал Республиканскому фонду. По словам руководителя данного фонда, Нины Федоровны Федяниной деньги пошли на стипендии одаренным детям, в рамках программы «Юные таланты». Трогательным  получилось общение маэстро с поднявшимся к нему на сцену ребятами. Он с благодарностью принял от них сувениры, а сам в ответ вместе с Екатериной Мечетиной сыграл «Русский сувенир» Иоганна Брамса. В Белебее, где он дал концерт, сбор средств пошел на восстановление церкви. В Москве два года шла благотворительная акции – фестиваль музыки, средства от всех концертов выдающихся музыкантов, окончивших ЦДМШ, пошли на реставрацию этого здания. Пианист продолжает заниматься благотворительностью.

Заключение.

          Через воспитание музыкой, причем в раннем возрасте, должны проходить все дети. Это делает их не просто счастливыми - они погружаются в другой мир. Это как горизонт - он манит загадкой, тайной, ты к нему приближаешься, уже протянул руку, чтобы коснуться, а он отдаляется, тайн не становится меньше...
   Музыка больше, чем слово. Она глубже и серьезнее. Слово человек понять способен, а музыку еще никому не удалось постичь. Даже Бах, Моцарт и другие гении смотрели на Ее Величество Музыку снизу вверх. Иначе им не открылось бы в ней что-то божественное… Учить детей музыке просто необходимо. Это как прививка от недуга серости. Нет, не точно... Это как причастие музыкой.
 Это высказывание  самого пианиста. И жители города вправе гордится  своим талантливым земляком и сильной личностью. 

 

Литература:

  1. Башкирская энциклопедия: В 7 томах / гл. редактор М. А. Ильгамов. –

      4 том. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2016. - 536 с.

  1. Белебей: от века XVIII - к веку XXI: городу Белебею - 225 лет / [Т. И. Аминев и др.]; Администрация муниципального р-на Белебеевский р-н Респ. Башкортостан. - Уфа : Тау, 2006 (Уфа : Уфимский полиграфический комбинат). - 430,[1] с. : ил., цв. ил., портр., цв. портр.; 25 см.; ISBN 5-85051-386-8 (В пер.)

  1. Ресурсы газеты  «Белебеевские известия»

  1. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Методическая разработка урока "Судьба человека - воплощение судьбы народа"

Урок литературы с элементами интеграции с предметом истории построен по технологии творческой мастерской. Урок имеет оргоромное воспитательное значение....