Исследовательская работа Уклад жизни Краснинской средней школы в 1944-1947 годах. Секция краеведение. https://cloud.mail.ru/public/kopH/Zz2pusn5t https://cloud.mail.ru/public/3KgR/2MQYD9BAZ https://cloud.mail.ru/public/w7kY/C41nrx4Zm
проект по краеведению (7 класс)

Маргольф Валентина Валериевна

Исследовательская работа описывает уклад жизни нашей школы в 1944-1947 годах. Почему выбран этот период времени? Дело в том, что в архивах школы сохранилась книга приказов за эти годы. Она представляет собой бесценный документ, свуидетельствующий о тяжелом, героическим времени, которое прожили наши предки. Отцифрованный документ можете прочесть, пройдя по ссылке. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uklad_zhizni_krasninskoy_sredney_shkoly.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт профессиональной ориентации

ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ «Сириус. Кузбасс»

Областная научно-практическая конференция «ДИАЛОГ»

краеведение

Уклад  жизни Краснинской средней школы

в 1944-1947 годах.

По страницам книги приказов Краснинской средней школы

 1944-1947 годов

Автор:

Зоркальцева Валерия Витальевна, 7  класс

МБОУ «Краснинская средняя

 общеобразовательная школа» село Красное

Научный руководитель:

Маргольф Валентина Валериевна,

учитель русского языка и литературы 

Кемерово 2020

Оглавление

Введение.

Глава 1.  История становления системы образования в селе Красном.

1.1. История возникновения школы.

1.2. Учителя у истоков образования.

Глава 2. Жизнь школы в 1944-1947 годах.

2.1. Педагогический коллектив и технический персонал Краснинской школы.

2.2. Количество учащихся   и успеваемость в школе.

2.3. Трудовая и учебная дисциплина.

2.4. Производственная деятельность школы.

2.5  Краснинская школа в послевоенное время.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

  История старинного села Красного (Брюханово до установления советской власти) богата событиями, традициями. Особенное место здесь занимает история становления школьного образования. В Музее истории крестьянского быта и Музее школьной истории хранится множество документов, фотографий, воспоминаний и писем, которые являются ценными источниками знаний. Среди них мы обнаружили книгу  приказов Краснинской средней школы  1944-1947 годов. Этот документ до настоящего времени не был серьезно изучен. Но он является объективным и правдивым свидетелем тяжелого военного времени. Именно на изучении книги приказов и строится наша исследовательская работа.

Таким образом, в данной исследовательской работе мы детально изучим небольшой отрезок времени, который расскажет нам о дисциплине, материальном состоянии,  быте школы и успеваемости учеников. Так же мы исследуем исторические предпосылки развития сельского образования, педагогический состав Краснинской школы  в 1944-1947 годов.

 Объект исследования: Краснинская средняя школа в разные исторические периоды.

Предмет исследования: особенности уклада жизни Краснинской средней школы в военные и послевоенные годы.

Цель исследования: Изучить особенности уклада жизни школы в 1944-1947  годах через анализ книги приказов Краснинской средней школы.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю становления системы образования в селе Красном.

2.  Исследовать книгу приказов Краснинской средней школы 1944- 1947 годов.

3.Выявить особенности уклада жизни школы в военное и послевоенное время.

Основным источником при написании исследовательской работы был Музей истории крестьянского быта, Музей школьной истории и книга приказов 1944-1947 годов.  Непосредственно изучались материалы музеев, и проводился анализ источников документов и предметного комплекса в Музее истории крестьянского быта.  

Ожидаемый результат: результатом данного исследования станет  анализ развития образования в селе Красном и объективная картина уклада школьный жизни 1944-1947 годов.

Глава1. История становления системы образования в селе Красном.

  1. История возникновения школы.

История Краснинской школы начинается с 1872 года. В 1887 году в ней обучалось 29 мальчиков и 8 девочек, а перед революцией до 100 детей ежегодно. В начале декабря  1909 года в школу приехал директор народных училищ  Рамзевич, он был приятно удивлен хорошими знаниями учащихся. После его отъезда в школу  направили    учителя Е.Н. Худолееву, а школа была преобразована в высшую начальную  с пятигодичным курсом  обучения.

В 1913 Брюхановское училище стало одним из крупнейших в Кузнецком уезде.

 Первое здание Брюхановской школы было построено в 1911 году братьями Кузьмиными Михаилом и Василием. Одна из выпускниц Некрасова Ирина в дальнейшем работала учителем этой школы.

После установления советской власти высшее начальное училище было преобразовано в две начальные школы, создавались пункты ликвидации неграмотности. В начале 30-х годов в Красном была создана школа крестьянской молодежи.

Перед началом Великой Отечественной войны в селе Красном школа располагалась в двух зданиях. Начальная школа находилась в высоком просторном  деревянном доме рядом с памятником Павшим за советскую власть и складом зерна (преобразованном из Храма Святой Живоначальной Троицы).  Учащиеся старших классов обучались в школе, которая располагалась рядом с местом, где сейчас находится современное здание школы. Неподалеку находился интернат для учеников из соседних сел.

1.2. Учителя у истоков образования.

В 1909 году в Брюхановскую школу приехал из города Кузнецка – Порфирий Гаврилович Зенков. Глубокие знания, особая сердечность  в отношениях с детьми сделали его любимым учителем, уважаемым человеком. Не довольствуясь учебным временем  Порфирий Гаврилович организовывал драматический кружок, где вместе с учениками участвовал  в постановках. Проработал он 11 лет в Брюхановском, в 1920 году возглавил волостной отдел народного образования (приложение 1).

В документах Музея крестьянского быта хранятся упоминания об учителях Голубцове Константине Сергеевиче (приложение 2), Малыгине, Мухиной Екатерине Григорьевне.  Они работали в школе в период становления советской власти. Учителя проводили политические агитации, разъяснительные беседы с населением. Именно они организовали первый детский дом для детей погибших партизан во время «колчаковщины».

В 20-е годы в Красном начали создавать детские площадки. Воспитателем на детской площадке работала Варвара Носарева. В Красном она закончила 7 классов, затем педагогические курсы  и с 30-х годов работала в школе.

Серафима Георгиевна Бокова – с имя этого педагога знакомо каждому жителю села Красного (приложение 3). В 1931 году Серафима Георгиевна поступила в Барнаульский педагогический техникум, окончив учебное заведение, вернулась в родное село. В 1942 году в Красном был создан второй детский дом для детей, эвакуированных из Ленинграда. Сохранилась выписка из приказа «Бокову С. Г. назначить уполномоченной Краснинского эвакуированного детского дома №2». Сама Серафима Георгиевна кроме учебной работы выполняла большую общественную работу. Была женоргом, то есть  заботилась о семьях офицеров, ушедших на фронт. В ее архиве сохранились списки членов этих семей с их потребностями и нуждами (приложение 4), пропуск в Дом Красной армии на совещание военных Комисаров Новосибирской области. В 1946 году получила медаль «За доблестный труд в ВОВ». В 1949 году «За трудовую доблесть». С 1939 года постоянно выбиралась депутатом сельского совета. Более 30 лет проработала Серафима Георгиевна учительницей начальных классов.

У истоков Краснинской школы стояло немало прекрасных педагогов, верных своему делу, любящих детей. К сожалению, информация о многих из них не сохранилась. Но то, что осталось бережно храниться  в архивах музея.

Глава 2. Жизнь школы в 1944-1947 годах.

Для школы война стала таким же суровым испытанием, как и для сельского хозяйства, производственных предприятий и медицины.

Среди архивных материалов в Музее истории крестьянского быта села Красного хранятся воспоминания неизвестного автора о школе сороковых годов: «Плохо было с питанием, не было необходимой одежды, обуви, мало было письменных принадлежностей. Под роспись учителю выдавалось по перу, полтетрадки на ученика и пол-литра разведенных чернил на класс. Всем этим ученик должен пользоваться бережно, экономно, но все равно этого было мало. Учащиеся старших классов и учителя делали тетради из старых газет, журналов, линовали их, писали между строк. Чернила делали из сажи, свекольного сока»(приложение 5).

Но даже в таких тяжелых условиях учителя продолжали самоотверженно трудиться, а ученики стремились к новым знаниям.

2.1. Педагогический коллектив и технический персонал Краснинской школы.

До того как приступить к данной исследовательской работе, я считала что обучение во время ВОВ должно отойти на задний план. Но книга приказов говорит об обратном. Педагогический коллектив подвергался строжайшей дисциплине. За малейшее опоздание учителя получали выговор. А ученики оставались обычными детьми даже в таких тяжелых условиях. Так же шалили, дрались, нарушали дисциплину.

Директором школы до 26 сентября 1946 года был Степан Дмитриевич Суровцев (приложение 6). После него на эту должность вступил Кадоркин Николай Андреевич.

Уровень заработной платы можно отследить только у части работников.

В 1944 году уборщица получала 80 рублей в месяц. В конце 1947го года 190 рублей.

Рабочий в 1944 году получал 200 рублей.

Сторож по охране дров – 160 рублей.

Учитель музыки (преподававший 4 часа в неделю) 250 рублей.

Учитель начальных классов 425 рублей.

Библиотекарь – 300 рублей.

Изучая книгу приказов, мы смогли составить список педагогического коллектива Краснинской школы (приложение 12) и технического персонала (приложение 13). Так же мы сделали пометки о заработной плате работников и нареканиях, записанных в книгу приказов.

2.2. Количество учащихся   и успеваемость в школе.

В военные годы преподаватели не переставали писать учебные планы и планы воспитательной работы. По итогам каждого учебного года проводились педсоветы. По итогам педсоветов издавались приказы о переводе в следующий класс, допусках к экзаменационным испытаниям, или оставлении на второй год обучения. Благодаря этим приказам мы можем определить точное количество учащихся и процент успеваемости.

В 1944-1945 учебном году в Краснинской школе обучалось 613 учеников 22,8% учащихся неуспевающие (приложение7). Стоит отметить, что в этом учебном году не было 10 класса. Сначала мы предположили, что старшие учащиеся либо работали, либо были на фронте. Но затем, благодаря воспоминаниям знаменитого выпускника Краснинской школы Бориса Ильича Берлинтейгера (приложение 8) удалось выяснить, что 10 класс в этом году находился в поселке Христиновский, что находится недалеко от Красного. Краснинские ребята заканчивали школу в этом поселке.

В 1945-1946 учебном году в Краснинской школе обучалось 520 учеников (приложение7). 28,5% неуспевающие ученики. В списках по прежнему отсутствует 10 класс.

В 1946-1947 учебном году в Краснинской школе обучалось 556 учеников. Процент неуспеваемости в этом году самый низкий - 20,8% (приложение7).

Абсолютное большинство жителей села находилось в  бедственном материальном положении.  Поэтому и успеваемость многих учеников была невысокой.

Приказ №9 от 10.11.44 года о личном составе учащихся (приложение 7). В Краснинскую школу прибыло 6 учеников: Шпак Юрий, Нехаева Тамара, Китаев Володя, Лухонович Валя, Ситникова Валя, Мальцев Володя. Выбыло 23 ученика.  6 из них не смогли больше посещать школу из за того, что им нечего было одеть и обуть;  трое по болезни, один ребенок – Сурпунова Зоя - умерла. Соколов Дмитрий вышел на работу. У четверых ребят в графе стоит отметка Ф-30, у остальных - переезд.

По рассказам учеников того времени, одной из главных проблем были вши и блохи. Они одолевали и детей и взрослых. Приказ №48 от 2.10.1945 года. «приказываю всем ученикам (мальчикам) 5-7 классов не позднее 5.10 остричь волосы под машинку «00» и №1, а классным руководителям проследить за выполнением приказа».

Особое внимание нужно обратить на выпускников  1947 года. Из 8 учеников трое вошли в историю не только нашего села, но и района и области.

Мальцев Александр Васильевич связал свою жизнь с родным селом. С 1967 года являлся председателем колхоза «Победа». В его бытность была достигнута рекордная для того времени урожайность – 26 центнеров с гектара. При правлении Александра Васильевича на средства колхоза был построен детский сад «Колосок» и Дом культуры. За свой труд этот замечательный человек удостоин множеством наград: серебряная медаль ВСХВ 1956 года, медаль «За освоение целинных земель», орденом «Знак почета» и «Трудового Красного знамени».

Воробьева Ида Александровна,  будучи ученицей 10 класса, стала работать библиотекарем и секретарем в школе. В 1974 году Ида Александровна стала доктором филологических наук, а в 1976 году ей присвоили звание профессора. Позже она возглавила кафедру русского языка Алтайского государственного университета, автор 62 печатных трудов.

Берлинтейгер Борис Ильич после окончания исторического факультета Кемеровского педагогического института работал учителем. Защитило кандидатскую диссертацию. Работал заведующим кафедры философии научного коммунизма в Кемеровском медицинском институте.

Так же в 1947 году 9 классов окончила Антонина Тихоновна Невежина. Окончив Кемеровское педагогическое училище, она вернулась в родное село. Всю жизнь она проработала в детском доме, заменив маму многим детям. И это не просто громкие слова. В семейном архиве педагога хранится множество писем бывших воспитанников из самых разных уголков страны. В 1980 году Антонина Тихоновна Невежина была удостоена высокого звания «Заслуженный учитель РСФСР».

2.3. Трудовая и учебная дисциплина.

Во время Великой Отечественной войны действовала очень строгая трудовая  дисциплина. Малейшее опоздание фиксировалось в книге приказов. За невыход на работы дело могли передать в народный суд. Несмотря на это работники школы систематически допускали опоздания на работу.  Директор школы написал множество приказов о предупреждениях, дисциплинарных взысканиях, строгих выговорах для педагогов.  О причинах опозданий ничего не известно, но, возможно, это были бытовые трудности, которые испытывал каждый в это сложное время. За нарушения трудовой дисциплины педагогам объявлялись строгие выговоры с предупреждением. Но до народного суда  дела учителей не доходили. Поразительным для меня оказался тот факт, что во время войну учителя продолжали писать учебные планы, планы воспитательных работ и конспекты уроков. Один из таких конспектов сохранился в архивах музея. К сожалению, мы не можем определить,  кем он написан, но на конспекте указана дата проведения урока (приложение 9).

Часто взысканиям подвергались уборщицы  за опоздания и плохое исполнение своих обязанностей. В годы войны уборщицей  работала Макарова Татьяна. Вот, что рассказывает об этом времени ее дочь Христофорова Валентина Трофимовна: «Жили мы очень бедно. Мама и нас четверо. Нас даже хотели забрать в детский дом, потому что есть было совсем нечего. Но мы не пошли туда. Нам было жалко маму одну  оставлять. Младший брат Федя умер в три годика. А я была старшая. Когда мама была на заготовке дров, я помогала ей полы мыть. Но сил совсем не было ни у нее, ни у меня. Она уставшая после тяжелой работы, а я просто слабая. Даже в обморок падала. Вот начну в кабинете мыть. А стулья поднять еле получается. Тогда мама говорит: «Ты помой в коридоре, а здесь уж я сама».

Примеры приказов о передаче дела в народный суд.

Приказ № 50 от 2.11.1945 года.

За систематические опоздания и невыход на работу дело на уборщицу Сизикову С.М. передано в народный суд.

Приказ №8 от 31.01.1946 года.

К народному суду привлекли Нужину Анну Герасимовну за самовольный уход с работы по заготовке дров.

Учащиеся школы и учителя активно принимали участие в уборке урожая.

Приказ №41 от 17.09.1945 года.  «Во исполнение решения РайИсполкома всем классным руководителям обеспечить явку учащихся на колхозные работы, руководить ими во время работ, одновременно проводить агитационно  массовую работу среди колхозников. За невыход классные руководители будут   подвергаться к ответственности, как за невыход на работу».

Самым серьезным нарушением было не выход на колхозные работы.  Так в приказе №47 от 22.09.1945 года дисциплинарное наказание получил ученик 3 «С» класса Замков Иван. За невыход на колхозные работы по уборке картофеля ученика исключили из школы.

Учеников часто наказывали и объявляли выговор за недостойное поведение. Так 25.10.44 года строгий выговор получил ученики 4 «б» класса Орлов Геннадий, Боков Виктор, Терехин Д. и Чалдин Георгий  за то, что вырвали спицы с вешалки класса.  За это с каждого родителя взыскали по 25 рублей.

14.11.44 года строгий выговор за появление в пьяном виде на улице и курение получили два ученика  Алексей Карелин (9класс) и Коврижных Иван (4класс). Так же ученики получали выговор за драки и уход с уроков.

16.01.1645 года был объявлен строгий выговор ученику 8 класса Тамбовцеву Сергею «За варварское отношение к учебнику русская литература». В наказание учитель Казанцева Агния Петровна должна была лишить ученика книги.

Ученик 5 «В» Долгих Иван 17.02.1945 года добрался до классно журнала и стер отметку учителя по естествознанию 2 (двойку).

Гораздо реже встречаются приказы о поощрениях.

В приказе №48 от 02.10.1945 года директор школы объявляет благодарность  «за активное участие и добросовестное отношение к работе по уборке урожая» и награждает каждого тремя тетрадками: Воробьеву Иру, Миронову Анну, Карелину Клару, Балыкину Антониду, Чалдину Веру.

Двумя тетрадями каждого:  Быстрову Марию, Перенину Лидию и Зубареву Т.

Как правило, приказы подробно описывают проступки и учеников, и работников школы.  Благодаря этому между строк можно разглядеть настроение директора школы, личностные взаимоотношения, степень тяжести проступка.

 

2.4. Производственная деятельность школы.

В книге приказов много внимания уделяется производственной деятельности школы. Анализ этих приказов  выявил следующее.   Школа отапливалась обыкновенными  печами, которые стояли в классах. Сторожа и уборщицы топили печи дровами. В обязанности уборщицы входила топка печей с 4 часов утра  до 7.30. Заготовкой дров так же занимались технические работники. Распиловка дров оплачивалась дополнительно по особому тарифу. Дрова заготавливались на специальной школьной лесосеке. Нередко местные жители воровали их, и тогда сторожа получали выговор, либо были уволены с работы.

28.04.1945 года началась распиловка дров. На эту работу были направлены рабочие школы. Елохова К., Зуева И., Тихонова, Кузьмина Н, Сизикова С., Макарова Т. Стоимость распиловки каждого кубометра (с распиловкой, укладкой, уборкой и сжиганием хвои) – 8 рублей. Ежедневная норма на пару пильщиков  3 кубометра в день. Дополнительно пильщикам выдавалось 500грамм хлеба и  200грамм крупы. Эта норма снижалась, если план не выполнялся. И, наоборот, повышался при перевыполнении плана.

Обеспечивать жизнедеятельность школы помогали быки и лошади. За скотом ухаживали круглосуточно специальные рабочие. Первое кормление скота производилось в 5 часов утра. Последнее – в 12 часов ночи.

В книге приказов имеется приказ о распорядке дня работников, который наглядно демонстрирует все рабочие моменты этого времени.

  1. Краснинская школа в послевоенное время.

Послевоенные 1946-1947 годы мало отличатся от 1944-1945 годов. Такая же строгая дисциплина, те же хозяйственные заботы. Но все же одно существенное изменение появилось. В книге приказов Краснинской школы стали появляться приказы о подготовке к праздникам.

В 1947 году директор издает приказ о подготовке к праздникам 7 ноября и 1 мая. Во время зимних каникул физруку Вершинину В.П. было поручено обеспечить 3 зимних вылазки на лыжах  и катание на коньках с ребятами, организовав соревнования.

Заканчивается книга приказами о подготовке к радостному событию  -празднованию Нового года.

Заботы об украшении зала и новогодней елки директор возложил на учителя физкультуры, завхоза и классного руководителя.

Вечер маскарад для 5-9 классов планировали провести  31.12.1947 года в 8-00 вечера.

Утренники для 1 – 4 классов 2 января 1948 года с 10.00 до 15.00.

Завершается 1947 год приказом  №59 от 31.12.1947 года.

«П.В. Вершинину приказываю пойти в колхоз «1 мая» с отношением к правлению о помощи  организации подарков к Новогодней елке. Выполнить 31 декабря к 2 часам дня».

Стоит отметить, что война, голод и разруха не стали препятствием образованию.

Приказ №56 от 17.12.1945 года.

Директор Краснинской средней школы приказывает  к 30.12 окончить отчетность по своим классам учителям заочникам.

В Сталинском пединституте  и Учительском институте обучались:

Колесников М.

Коротченко Р.С

Баранцева А.Ф.

В Кемеровском педучилище:

Букалова К.С.

Матяж А.С.

Коньевская Н.А.

Скороделова А.Н.

Дергунова Е.И.

Кытманова Н.Н.

Кузинская В.В.

Заключение.

Изучение книги приказов  позволило представить целостную и объективную картину жизненного уклада Краснинской средней школы.

 Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что история школы – это главная составляющая истории Малой Родины.

   Результатом    нашей исследовательской работы стало обобщение большого количества информации. Мы собрали воедино воспоминания, фотографии, документы, выяснили имена педагогов и рабочих Краснинской школы. Абсолютное большинство изучаемых документов, фотографий, хранилось в фондах музея в бумажном варианте.  Отцифровка этих документов (в особенности главного из них – книги приказов Краснинской школы 1944-1947 года) является очень важным результатом нашей работы (приложение 10, 11). Каждая запись книги приказов является важной для изучения истории. Сейчас каждый желающий может прочесть его, и, возможно, добыть информацию о жизни родственников.

       Список литературы.

  1. Архив МБУК «Музей истории крестьянского быта»
  2. Книга париказов Краснинской средней школы 1944-1947 годов

3. Илюшин А. М., Калиничева Н. И., Красильников Л. И., Ткаченко К. И.,  Хорошевский  С. Н. 60 лет Ленинск-Кузнецкому району. Очерки истории. – Кемерово: Кузбассвузизад. – 1999. 216 с.: ил.

 4. Кимеев В.М.  Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы

В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...

«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства,...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ РЕКЛАМЫ НА ВЫБОР ЧЕЛОВЕКОМ ПРОДУКЦИИ" секция экономика.

работа выполнена в рамках 7 городской межшкольной конференции "Я - ОССЛЕДОВАТЕЛЬ"...

Средняя школа № 2 в годы войны

Средняя школа № 2 в годы войны...

Статья «Из опыта организации и реализации индивидуальной проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной средней школе по предмету "Изобразительное искусство"

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны мотивировать обучающегося к узнаванию нового, должны научить ученика планировать свои действия, сотрудничать со сверстника...