Историко-краеведческий квест "История одного возвращения"
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Цель данной публикации -создание условий для изучения учащимися страниц истории страны, своего города, своего района, расширения знаний о событиях, происходивших в18-21 веках в пространстве Московской заставы. В занимательной игровой форме представлена история небольшого уголка Петербурга, района,получившего название-Средняя рогатка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района

отдел гуманитарных программ

Историко-краеведческая игра-ориентирование «Истории Средней Рогатки»

Историю, которую мы хотим вам рассказать произошла (или могла бы произойти😊) с одним молодым немцем, жителем города N*…

Однажды утром Максимилиан проснулся, ощущая какую-то внутреннюю тревогу. Вчера, разбирая электронную почту, он обнаружил письмо, в котором было написано: «Вы обращались к нам в надежде узнать что-либо о своих родственниках, проживавших в XVIII-XX веках на территории России. Сообщаем, что в настоящее время в нашем архиве стажируется выпускник Геттингенского университета Пауль Шмидт, который собирает материалы и пишет работу на тему, которая могла бы заинтересовать и Вас. Вот его электронный адрес...»

Макс (с вашего разрешения мы будем называть его так) действительно с недавнего времени (они с женой ожидали прибавления в своем семействе) стал интересоваться историей своих предков. От деда он слышал, что среди его предков были выходцы из России. В кабинете деда на столе стояла модель корабля «Надежда», а на стене висел портрет строгого старца в морской форме. После свадьбы Макс стал больше интересоваться своими корнями, а уж когда они с Анной поняли, что ждут ребенка, стал задумываться о том, что будет рассказывать ему о Семье.

Впереди были три недели ежегодного отпуска и возможность наконец заняться чем-то по-настоящему осмысленным и душевным (Макс работал в финансовой компании и с утра до вечера считал чужие деньги:)))

Он решительно связался с нужным человеком в архиве, получил необходимую информацию и, купив недельный тур в Петербург, стал готовиться к отъезду….

Вот таким образом 30 мая 2019 года гражданин Германии Максимилиан Шеффер оказался в Санкт-Петербурге, где его встретил представитель общества русско-германской дружбы и передал новые материалы, столь необходимые в его поисках… Приключения начинались…

Добравшись до отеля _________________________________ который находился по адресу площадь Победы дом 1 он с нетерпением открыл папку с документами и погрузился в чтение…

Пункт №1. Часть первая.  Среднерогатский дворец.

Смотри кейс № 1

«Конечно, любопытно было бы своими глазами увидеть, как выглядело это место в 18 веке, когда сюда только приехали мои далекие предки. Понятно, что самым впечатляющим должен был быть _______________________ дворец, построенный известным итальянским зодчим ________________________________________»-подумал Максимилиан.

  1. Рассмотрите, используя кейс№1, изображения и описание Среднерогатского дворца, фотографии 20 века и карты Средней рогатки 18-19 века. Попробуйте обнаружить местоположение исчезнувшего дворца на местности.  Что сейчас находится там, где он раньше стоял? (перечислите все возможные существующие ныне ориентиры. Что вы обнаружили на местности вокруг, что слева, что справа, что сейчас находится перед тем местом, куда ранее выходил главный фасад) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сделайте фото команды со спины, чтоб все развернулись ЛИЦОМ к магистрали, на которой он раньше стоял, так, чтоб были  видны ориентиры (при отправке заданий назовите его фото №1)
  2. Рассмотрите изображение дворца в то время, когда он был приспособлен под фабрику красок (изображения №4 и 5). Можете ли вы по изображению узнать кому принадлежала фабрика? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Рассмотрите изображения № 6 и 7. Как вы думаете, к какому историческому времени они относятся? Докажите. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. *Чем отличается Дворец на изображении № 7 от его изображения на фотографии №4? В тексте  кейса №1   найдите, когда произошли эти изменения.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. **Посмотрите на проект воссоздания Среднерогатского дворца (изображение № 8). Скажите, его осуществили? ________________________________________________________________________

Если нет, то, как вы думаете, почему? ____________________________________________________________________

6.        «Установите» на месте бывшего Трактира «У четырех рук» указатель, используя «подручные средства» и свою фантазию (при отправке ответов назовите ее фото №2)

         7.** Можно ли сегодня в реальности где-либо увидеть хотя бы фрагмент дворца? ___________________________________________________________________________

Пункт № 1. Часть вторая. Следы Великой Отечественной войны.

Смотри кейс №1 вторая часть

К разговорам о второй мировой войне Макс старался не прислушиваться, ведь это было так давно…. Но однажды, когда он гостил у своей бабушки Эльзы, он случайно, вместе с ней сидя у телевизора, услышал речь одного русского писателя - бывшего фронтовика, которого пригласили в Рейхстаг 27 января 2014 года для выступления в «Час памяти» жертв национал-социализма, который ежегодно отмечают в Германии. Простые тихие слова вдруг дошли до самого сердца Макса, тихо всхлипнула его старая бабушка, потерявшая на войне брата Георга. Макс нежно обнял ее и, впервые, представил, что все ЭТО реально могло бы произойти с ним, его семьей, его женой Анной…Вторжение врага, голод, разруха, смерти… «Какое счастье, что мы живем в мирное время» - подумал Максимилиан.

Задание: найдите следы ВОВ в этой части парка. Что это?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Чтоб узнать фамилию писателя-фронтовика, выступавшего в рейхстаге, внимательно обследуйте найденные объекты.

ФИО писателя___________________________________________________________ Процитируйте обнаруженную надпись ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Объясните, как вы ее понимаете______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

**Какие произведения этого писателя вы знаете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте фотографию на фоне обнаруженной надписи. (при отправке ответов обозначьте ее как фото №3)

Макс положил букет цветов рядом с памятной табличкой и низко поклонился, вспомнив слова писателя о том, что «в конечном итоге всегда торжествует не сила, а справедливость и правда».

Пункт №2. Берег Среднерогатского пруда

Макс подошел к берегу довольно большого водоема-на карте он прочел его название -«Среднерогатский пруд». «Кто бы сомневался…)))-подумал он.»  Хотя на самых старых картах, выданных архивом, этот пруд в начале 18 века был частью больших заболоченных пространств на юге Петербурга, называемых «Кикерикексен». Путеводитель утверждал, что это слово в переводе с финского означало «лягушачье болото». «Странно, - подумал Максимилиан, - нет ли здесь ошибки?»

Жена Макса была родом из_____________________ и Макс немного говорил на ________________ языке.  Ведь «kikker» означает «лягушка» именно на _____________ языке.

В паре километров отсюда даже существовал одноименный дворец (в нем сейчас размещено высшее учебное заведение), поставленный, кстати, по проекту архитектора немецкого происхождения. Так что этот пруд - все, что осталось от так называемого Лягушачьего болота….

Узнайте, как называется дворец, ранее носивший имя Кикерикексенский______________________________________________________________

Что в нем сейчас находится? ______________________________________________________________________________

Архитектор, строивший его______________________________________________________

Узнайте, как по-фински звучит «Лягушачье болото»( google вам в помощь:))) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сев на скамейку неподалеку от пристани, Макс погрузился в изучение материалов, выданных ему (Кейс №2)

Пожалуйста, изучите материалы и вы. Посмотрите на старые фотографии. Для этих людей Средняя рогатка была домом.

Макс полюбовался отражением в воде пруда куполов нескольких православных церквей, живописно расположенных по его берегам. «А ведь раньше здесь была лютеранская кирха, куда ходили по воскресеньям на службу мои прадеды. Увы, ничего не осталось…»

Сделайте   фотографию команды в пункте №2 на фоне одного из храмов так, чтобы все члены команды смотрели на север (при отправке ответов назовите ее фото №4)

Назовите храмы, которые украшают сейчас берега Среднерогатского (Кикерикексенского) пруда. На карте они обозначены буквами. Подойдите к ним, узнайте их названия и подпишите  на карте: А_____________________________________________________________________________ Б ______________________________________________________________________________В___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К сожалению, изображение лютеранской кирхи Среднерогатской колонии не сохранилось. Сравните внешний вид лютеранской кирхи в Колонии Гражданка (смотри кейс №2) и храма, обозначенного на карте буквой B.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не более, чем в 100 метрах от пункта №2, найдите изображения герба Санкт-Петербурга. Сделайте фотографию команды на ее фоне (при отправке ответа назовите ее фото №5).

О чем говорит надпись рядом с изображением герба?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные баллы вы сможете получить, если по пути к пункту №3 обнаружите еще одно изображение герба нашего города (опишите как выглядит и где изображен этот герб)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт №3. «По морям, по волнам…»

Максимилиан знал, что среди его предков был морской офицер, который участвовал в первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806гг под командованием ______________________________ (тоже немца по происхождению)). Модель корабля «Надежда», на котором он служил, хранилась в семье как реликвия. Маленький Макс однажды чуть не сломал ее, играя в кабинете деда…В папке с документами, полученной Максом, были копии писем, неотправленных лейтенантом Шеффером. Молодой человек представил, как они всей семьей будут читать эти удивительные послания из 19 века в бывшем кабинете деда.

***Кейс №3 Отрывки из дневника лейтенанта «Надежды».

Познакомьтесь с дневником лейтенанта Левенштерна, чтоб проникнуться духом первой русской кругосветной экспедиции. Хотели ли бы вы в будущем принять участие в чем-то подобном? Свой ответ поясните. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макс с удивлением остановился перед глыбой серого гранита, заметив на нем главный символ российского флота. Что это? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте фотографию команды с найденным объектом (при отправке назовите ее фото №6)

Во флоте Российской империи традиционно последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и ________________»

Вас ждет пункт №4.

Место, которые вы должны отыскать укажет вам символ, который вы нашли в предыдущем пункте.

Если вы правильно обнаружили место, то для вас не составит труда назвать всех морских обитателей, собранных здесь. Внимание: при ответе необходимо назвать всех обитателей и их количество.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимилиан наблюдал за самостоятельными малышами, отважно расположившимися на головокружительной для них высоте и представляющих себя капитанами…. Он снова вспомнил о том, что вскоре станет отцом и …улыбнулся). Он решил купить своему будущему малышу книгу с русскими народными сказками.

Кстати, а вы знаете, по какому адресу «живет» Баба Яга??? Нет? А обитатели подъездов 9 и 10 знают:)))))

Адрес Бабы Яги__________________________________________________________________

Перечисли героев русских народных сказок, которые «населяют» это место___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите  виды транспорта, представленные здесь___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя «волшебные» цифры этого места составь магический шифр

213

548

789

Сделайте фотографию команды около этого шифра и при отправке назови фото №7

**

Максимилиан, еще собираясь в поездку, мечтал посетить могилы предков, хотя понимал, что надеяться на то, что то-то сохранилось, не приходится….

 

 

Недалеко от дома, расположенного по адресу Среднерогатская улица дом 9, еще в послевоенное время находилось Среднерогатское лютеранское кладбище (обведено красным кружком). После его снесения там располагались теплицы фирмы «Лето». Сейчас территория застраивается.

**Воспользуйтесь, например, яндекс-картой и, сопоставив две карты, скажите, что сейчас отделяет эту территорию от места, где вы сейчас находитесь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максу вдруг стало ясно, что, уехав, он очень будет сожалеть о том, что не увидел НИЧЕГО из того, что когда-то каждый день видели его предки-жители Колонии. Он задумался: «Ведь не могло же ВСЕ исчезнуть бесследно»?

Пункт №5.

Вам предстоит обнаружить этот сохранившийся памятник екатерининской эпохи, если известно, что:

-сделан он из мрамора и гранита

-его украшают два числа.

Что это?  ____________________________________ Что означают эти два числа? _____________________________________________________________________________

Сделайте фотографию пункта, не нарушая правил дорожного движения!!!Назовите ее при отправке фото №8

Позже, прогуливаясь после экскурсии в Эрмитаж по Невскому проспекту, Максимилиан навестил еще один объект, ранее украшавший дорогу в Среднерогатской колонии.

«Ну, я же говорил, что ВСЕ не может бесследно исчезнуть» - произнес себе под нос почти счастливый Макс.

Начало 20 века

Наше время

* **Узнайте, где сегодня располагается этот фонтан?  ___________________________________________________________________________

 

Прощание

Конец мая в Петербурге - удивительное время. Время вечернего золотого неба, время прозрачных теней и ошеломительных белых ночей. Макс, конечно, читал о белых ночах, но не представлял, что это может быть так красиво… Зимний дворец и Мойка, тенистый Летний сад и загадочный Михайловский замок, острова и так пленившая его панорама Финского залива с Лахта-центром, шпиль которого  почему-то раздражал его петербургских знакомых… «Нет, я точно еще раз должен сюда приехать, привезти Анну и сына»-он почему-то был уверен, что родится именно сын.

Перед тем, как покинуть Петербург и отправиться в аэропорт Пулково, Максимилиан решил еще раз пройтись по Средней рогатке. Был удивительно теплый вечер. В Пулковском парке гуляли мамы с малышами, катались велосипедисты, группа веселых школьников пронеслась мимо, выполняя задания какого-то краеведческого квеста. До Макса донесся аромат цветущих яблонь. «А ведь здесь всегда росли яблони» - подумал он.

Макс Шеффер -выходец из семьи вюртембергских немцев Шефферов-Шульцев, приехавших в Россию по приглашению Екатерины Второй, дед которого служил в войсках Вермахта и был ранен на Пулковских высотах, родственники которого когда-то жили на Средней рогатке и были высланы в Северный Казахстан в годы сталинских репрессий стоял и, улыбаясь, никак не мог оторвать взгляд от осыпающихся снежно-белых деревьев. И только, увидев в небе белую черту, оставленную самолетом, он подумал: «Пора домой».

Рассмотрите карту середины XX века.

Найдите остатки яблоневого сада, который обустроили немцы совхоза Тельмана, который был создан из оставшихся к этому времени жителей Среднерогатской колонии (вспомните топографический знак «фруктовый сад»).

Сделайте фотографию команды на фоне остатков яблоневого сада и при отправке ответов назовите ее фото №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"

Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...

Историко-краеведческий клуб "Поиск"

Прграмма дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому воспитанию, программа расчитана на 5 лет. Программа была представлена на всероссийском конкурсе "Профессиональный успех XXI", д...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности

Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать школьника изучением истории своего села, малой Родины? Ведь без добровольности поисковая работа не смо...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Доклад "Историко - краеведческая работа как одно из направлений патриотического воспитания школы"

Краеведение – это такой раздел истории, который открывает большие возможности для человека в области исследования, поиска, сбора интересного материала. Это  та деятельность, которой очень легко у...