Надбитов Р.К. Богатыри эпоса "Джангар"
занимательные факты по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Надбитов Руслан Константинович

Краеведческие заметки о калмыцком эпосе "Джангар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri_eposa_dzhangar.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Надбитов Р.К., методист РЦДЮТ и К

Образы богатырей в эпосе «Джангар»

   В работе юного краеведа Бембеевой Валентины интересно раскрывается сюжетная линия калмыцкого героического эпоса «Джангар». Из песен, запсианных Номто Очировым у Ээлян Овла мы узнаём, что Джангар своими героическими подвигами в боях с врагами заслужил доверие народа и стал правителем Бумбы, предводителем 6012 богатырей. А джангарчи Мукебюн Басангов пел о том, как на страну, которой управлял отец Джангара, обрушились враги. Тогда 12 - летний Джангар и 3 - летний Хонгор скрываются в горах. Но их со всех сторон окружают неприятели. Вопреки желанию Джангара сдаться мирно, Хонгор решил вступить с ними в бой, но прежде он должен провозгласить Джангара государем. Соорудил престол из деревьев, прикрепил знамя к древку его и, воткнув в землю, произнёс:

В этот день этого

Месяца, этого года

На этой высокой горе Мангхан-Цаган

Славный Джангар ханом стал!-

Имя «Славный Джангар»

Трижды произнёс.

Трижды «Да будет благословенно!»-

Хонгор благопожелание произнёс.

   Несмотря на то, что в песнях сказителей различных направлений по-разному дана история возведения Джангара на престол, везде он изображён миролюбивым. Ему не свойственны намерения напасть на какие-либо страны, захватить территории чужих ханств, и в военные походы он выступает со своими богатырями или отправляет гонцом кого-либо из воинов своей дружины в страну чужеземного хана тогда, когда надвигается опасность с их стороны, или когда неприятель угнал табун коней. В некоторых песнях со злостными намерениями прибывает в его стан вражеский посол и требует выдать Хонгора, коня, супругу Шавдал, златое (стремя) знамя страны и т.д. Джангар славился воинской доблестью. Из видов оружия предпочитает копьё (арн).

   Хонгор - лучший из 12 - ти богатырей Джангара. Он отличается смелостью, отвагой, богатырской мощью, поэтому - то и назван Арслангином. Эти черты сохраняются в версиях песен разных сказителей. В песне о победе над Мангна-ханом (версия М.Басангова) повествуется, что само рождение его для утверждения всего благородного на земле, победы над злом: «нескончаемых десяти тысяч бесов страну опустошить Улан Хонгор».

   Хонгор - главный герой многих песен эпоса. В вариантах Овла и Лиджиева его подвигам посвящено четыре песни: о сватовстве, об угоне вражеским богатырём Аля - Монхля 18000 коней Джангара, о поединке Хонгора с Мангна - ханом, о поединке с Хара - Джалганом. Храбрость Хонгора такова, что:

От разом пущенных ста тысяч пик

Даже ногу с места не сдвинет

Таковы богатырские качества Хонгора:

От страданий ста лет

Хонгор не охал.

Хотя в течение шести лет

Бесперебойно плетью избивали,

И трёх слов он не проронил.

Отвага и богатырская мощь таковы,

Что на 600000 вражеских войск

Смело пешим наступает…

Пятнадцатисаженное

Могучее сандаловое дерево

С корнем вырвав,

Пешим на врага наступает.

Если с разгону бьёт неприятеля,

50 богатырей

Раз за разом валит.

Если без натуги бьёт,

25 богатырей

Наземь валит и истязает.

Когда сандаловые деревья кончаются

И острия ровно восьми тысяч пик

Вот - вот сразят его,

Хонгор прыгает, не задевая ногами кончики

И на вершине высокой горы

Оказывается…

В битвах семи лет

Бесперебойно «рубится»,

Доспехи военные изнашиваются,

Прекрасное лицо,

Как луна пятнадцатого числа месяца

Цвет золы приобрело,

Когда остриями ста коней толкали его,

Сдвинуть Хонгора

С седла не могли.

   Хонгор изображён непримиримым с врагами. Какими бы грозными они ни были, он не страшится их, вступает в сражение и почти всегда одерживает победу. В песнях Хонгор наделяется качествами, неприсущими обыкновенному человеку: он сражается с силами магии и одерживает победу. «На лбу Хонгора сила Маха - Галы воплощена, на темени сила Зунквы воплощена, на голове сила Очир - Вани воплощена». Хонгор - гроза врагов, известный в чужих ханствах. Например, вражеский богатырь Кюрюл-Эрдни. Опасаясь появления Хонгора, исчезает с поля битвы.

   Хонгор честен и благороден, но он не непобедим. Его сражает богатырь Мангна - хан («О поединке Хонгора с Мангна - ханом»), Беке - Цаган (песня, записанная от Н.Болдырева), из поэмы «О Хара-Кинесе». В Хонгоре сочетаются высокие богатырские качества и низкие человеческие черты: бахвальство, хотя затем он раскаивается.

   Савар - богатырь, наделенный могущественной силой. Он «любого мужчину, как бы ни был он храбр, сбрасывал с седла». Ударом руки он ставил клеймо на правой щеке врага (вероятно, отсюда и имя тяжелорукий). Савар, спасая Хонгора от шулмусок, сажает его в седло своего коня одной рукой. Все сказители подчёркивают силу Савара, который с четырёх лет терпит нападения мангасов, бесчинствовавших на его родине. Вспомним отцовский совет, он решил отправиться к Шара – Мангас - хану. О чём ясновидец Алтн - Чээджи сообщает на пиру богатырям Джангара и предлагает взять Савара в свою дружину ибо он может стать грозным противником. Действительно, с Саваром мог справится только Хонгор. Савар – это, прежде всего, могучий воин, потрясающий врагов, для Савара честь и благородство занимают важную роль.

   Гюзян - Гюмбе – наиболее пассивный из основных богатырей. В его честь не сложили ни одной песни, не описали битвы, в которой бы он проявил свою силу. Только лишь иногда Гюзян - Гюмбе упоминается в сражениях и рассказывается о его воинской славе: «Холодной черной пикой в Бумбайской стране свое богатырское имя прославил», «В ста странах прославился». О нем сказано, что искусно владеет шпагой: «От одного взмаха семи стран шулмусы-бесы на месте замертво падают».

   Алтн - Чээджи – ясновидец, мудрец, советник, воин. Он – правая рука Джангара. Его совет в принятии важного решения имеет огромное значение. Именно Алтн - Чээджи увидел в Джангаре будущего государя Бумбы, именно он возглавляет богатырей на пиру. Его образ присутствует во всех песнях. Но Алтн-Чээджи не только советник, но могущественный воин, знаток военной тактики. «Песня о поединке с Монхуля» - совет соорудить укрепление, чтобы устоять в битве.

   Мингийан – один из лучших воинов Бумбы, но оно уступает своими богатырскими качествами соратникам: Джангару, Хонгору, Савару. Он совершает подвиги с помощью эпических персонажей или коня. В другой песне девушка снимает с шеи Кюрнин - хана талисман, таящий силу. Если бы эта девушка не сразила врага, Барс - Мэнгэна, догоняющего Мингийана, последний был бы пленен. Мингийан – один из тех воинов, кто вступил в дружину Джангара добровольно. Но он не только умелый воин, но и удивительно красивый юноша. Он идеал мужской красоты, прекраснейший во вселенной. Он – воплощение «99 доблестей», человек высоких побуждений, но и на этом его достоинства не кончаются. Мингийан – прекрасный певец. Он настолько искусен в пении, что, не сбиваясь, вторит к иголосой мелодии хуура (смычковый инструмент), на которой играет Шавдал.

   Санал – могучий богатырь, владеющий всеми видами оружия. Ему посвящены две песни, в которых рассказывается о его подвигах. Героические подвиги свершает Санал в битве с бесчисленной мангасовской ратью. Он прячет своего коня Лыско во рву, а восемнадцать тысяч черно - лысых коней, угнанных у врагов, загнать по склонам горы. Сам же во что бы то ни стало пытается остаться в живых и выполнить поручение Джангара. Это указывает на его ответственность, преданность, благородство. Он не отчаивается, а сражается далее. Выстоять до конца, не уронить честь и другие доблести, коих великое множество, - вот основа подлинного героизма Санала.

   В создании образа богатыря сказителями используется общий фонд эпической поэтики: приемы героизации образов, изобразительно-выразительные средства традиционные для изображения героев, схемы развития сюжетов и битвы.

   Мотив героического детства присутствует во многих песнях. Джангар на седьмом году жизни Шара - Мангаса подчинил, а в песне о победе Хонгора над Шара - Мангасом Джангар провел детство в борьбе с Дюнгсер – Гэрэл – Мангас - ханом. Одна из песен - «О Хошун - Улане, богатыре Джилгане и об Аля - Шонхоре» - посвящена подвигам трех юношей. Это новое поколение, следующее по стопам отцов. В песне о том, как Джангар впервые стал править государством, записанной от Н. Басангова, Хонгор сам в трехлетнем возрасте отвоевывает у врагов страну Бумбу, а затем семьдесят вражеских ханств Джангару подчинил.

   Подобными эпизодами в песнях эпоса сказители утверждают идею неиссякаемости патриотических сил в бумбайской стране. Предсказывается герой, подвиги которого будут во имя народа и благополучия страны.

   В песнях Ээлян Овла имеются эпизоды о том, как воин Джангара, будучи в чужих землях, смело вступает в переговоры с противником. В чем же особенность этих мотивов? Для чего они? Наверное, этим пытались показать всю отвагу воинов Джангара, этим как бы противопоставляли две силы: силу добра и силу зла. То есть силы добра не страшатся злых сил, противостоят им.

   Используется прием уподобления богатырей хищным животным. Хонгор носит прозвище Храбрый Лев, как самый отважный и смелый богатырь. Также Хонгор сравнивается с Волком («на стотысячное стадо овец нападает разъяренный красный волк»).

   В некоторых песнях имеются эпизоды о пытках, перенесенных богатырями на чужбине. Хонгор в стане Кара - Кинеса выдержал избиение плетью в течение четырех месяцев и не проронил ни звука, в горло ему впивали раскаленное железо, в руки вбивают копья.

   Джангар в образе плешивого мальчика в поединке с огромным Беке-Цаганом, одерживает победу. Народ наделил своих героев силой непобедимости даже тогда, когда смерть неминуема.

   В дальнем путешествии в чужеземные страны также проявляется доблестность богатырей. Например, Санал вступает в борьбу со стальноклювой шулмуской, Мингийан – с небесным верблюдом, изрыгающим огонь.

   В некоторых песнях в военный поход выступают все богатыри, и при этом каждый из них имел своё определённое место в дружине. Так из песни о том, как Аля - Мюнхля угнал 18000 коней Джангара известно, что когда воины оседлали коней, впереди всех был знаменосец – богатырь Догшин – Шонхор, и в песне о поединке Хонгора с Мангна Ханом того же сказителя – Боро - Мангна, а в поэме «О Хара – Кинесе – 15-летний Эрке – Шонхор.

   Изображение приближения войск (богатыря) к месту битвы подчинено цели настроить слушателей на восприятие грозной сечи богатыря (войска) с противниками. Богатыри, получив разрешение вождя, всегда спешили первыми начать бой. Такими богатырями являются Савар, Санал.

   Начать битву первым считалось большой честью. Так, Хонгор из опасений, что Джангар откажется послать его, напоминал о предыдущих заслугах перед ним:

Если ты приказывал ловить, ловил же я

Если ты приказывал терзать, терзал же я

Если неприятель наступал, не твоею ли крепостью был,

Так разреши же этого Аля – Мюнхля

Коснуться рукой!

   Образы богатырей одинаково величественны. Исполнители создали различные типы богатырей. Но тот или иной образ богатыря дополняется новыми героическими качествами через поступки и действия, совершаемые ими в разных эпических ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»....

Надбитов Р.К. Готовимся к олимпиадам по истории и культуре родного края. 2016 г.

Книга «Готовимся к олимпиаде по истории и культуре родного края» состоит из двух частей. В части первой - «Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии» - читатель ознакомится с ра...

Надбитов Р.К. Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии. Элиста, 2012 г.

 В книге «Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии» читатель ознакомится с различными сведениями о природе и климате Калмыкии, истории и культуре калмыцкого народа, его обычаях...

Надбитов Р.К.О трагической судьбе калмыцкого народа в годы депортации. Лекция на конференции в г.Ярославле 2020 г.

28 декабря — памятный день жертв депортации калмыцкого народа, на территории Калмыкии является нерабочим днем. В этот день Калмыкия поминает тех, кто погиб, скорбит вместе с теми, чья жиз...