Программа кружка по краеведению
рабочая программа по краеведению

Мирзаева Наида Назимовна

Программа направлена на формирование патриотизма и любви к родному краю. Программа предполагает  эффективную образовательную технологию  поиска и применения новых методов и приемов. Раскрыто сочетание научно-просветительской  деятельности музея с образовательным  процессом школы  формирующее  научное мировоззрение уч-ся,  становлении их гражданственности,  воспитание  нравственных качеств и эстетических вкусов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Программа кружковой деятельности

  социального – образовательного проекта

«Я – гражданин России, Я-дагестанец»

  1. классы

                                        Пояснительная записка

Эффективная образовательная технология предполагает поиск и применение новых методов и приемов. Одним из них является умелое сочетание научно-просветительской  деятельности музея с образовательным  процессом школы в формировании научного мировоззрения уч-ся, в становлении их гражданственности, в воспитании высоких нравственных форм и эстетических вкусов.

    Одна из задач гимназии – помочь ребенку почувствовать себя жителем своего края,    причастным к его духовной культуре, к ее сохранению и развитию. Взаимодействие ребенка с городом, в котором он живет, с республикой должно быть организовано так, чтобы оно определяло его предоставление о мире, характере мышления и стиле поведения цивилизованного человека. Знание культуры города, республики должно содействовать формированию образа своей малой родины. Участие в эколого-краеведческой деятельности, в исследованиях и оценке состояния перспектив развития города, республики, что предусматривается данной программой, поможет сформировать у подростков реалистичные взгляды на окружающую жизнь.

Реализация программы в целом – шаг к тому, чтобы и учителя, и уч-ся, и родители стали полноправными субъектами воспитания. Программа имеет следующие направления:

-эколого-краеведческое

-музейно-экскурсионное

-культурное

-научное-исследовательское

- учебное (дисциплина «музейное краеведение» 5-6 классы)


Часть 1.

Эколого-краеведческое направление.

Цель: Сформировать дополнительные культурологические, картографические, экологические, краеведческие знания, умения, навыки, выходящие за страницы учебников.

Организовать информационно – просветительское и эмоционально – поведенческое пространство.

Помочь ученикам сформировать  интерес к изучению родного края.

Темы мероприятий:

1.Путешествие по туристско-краеведческим тропам Дагестана.

2.Пешеходные экспедиции по Южному Дагестану.

3.Маршруты: «археологические», «этнографические»

4. Дербент архитектурный.

5.Фотовыставка «Край родной мой, навеки любимый»

6.Выставка символики «Мой Дагестан»

7.Творческий диалог «История Дагестана»

8.Классный час размышление

«Что значит быть дагестанцем»

9.Краеведческая викторина «Наследники»

10.Экологический турнир «Экоград»

11.Практикум по естествознанию и экологии.

12.Выездные эколого – краеведческие экспедиции-практикумы в различные районы Дагестана.


Часть 2.

Музейно-экскурсионное направление

Цель: помочь  гимназистам ощутить и пережить единение с городом, который для каждого свой и неповторимый, но для всех уникальный.

Темы мероприятий

1.Этническое исследование: «Дербентские азербайджанцы – кто они?»

2.Пешеходная экскурсия по магалам.

3.Архитектура оборонительных сооружений города.

4.Брейн – ринг «Каменная летопись Дербента»

5.Посещение историко-архитектурного ансамбля крепости «Нарын – Кала».

6.Посещение музеев города.

7.Конкурс знатоков «Где эта улица, где этот дом»

8.Выпуск иллюстрированного журнала «Дербент – город музей» «Семь чудес Дербента».

9.Конкурс сочинений «Я – гид» (создание новых экскурсионных маршрутов)

10.Создание иллюстрированного альбома «Боевые страницы доблести Дербента»

11.Участие в городских, республиканских,  краеведческих  олимпиадах.

12.Форум «Содружество музеев города»


Часть3.

Культурное направление

Цель: содействовать героико-патриотическому нравственному -  эстетическому воспитанию обучающихся.

Темы мероприятий.

1.Республиканский музей изобразительного искусства. Новое и традиции.

2.Страницы дагестанской живописи (Мусаясул)

3.Дагестанское народное декоративно -  прикладное искусство. (Экскурсии на фабрики и комбинаты народных ремесел: кубачинские златомастера, дагестанские ковровщицы, балхарская керамика, унцукульское гончарное ремесло и т.д.)

4. Посещение с целью изучения  декоративно-прикладного  Музея искусств.

5.Дербент литературный. Экскурсия  в дом-Бестужева – Марлинского. Встречи с дербентскими писателями и поэтами. (Ругия Касумова, Ренеханум, Айдын Ханмирзоев и др)

6.Дербент театральный. Посещение азербайджанского, лезгинского, татского  театров города. Знакомство с театральной элитой.

7.Театральные профессии. Круглый стол с участием  представителей  

Института Культуры и Искусств, а также видных театральных деятелей.

8.Издание сборника стихов юных поэтов – гимназистов «Мой город» с иллюстрациями юных художников.

9.Фестиваль искусств  народов Дагестана.

10.Танцы гор. Известные  танцевальные, музыкальные ансамбли. Традиции  и видные представители национального  танцевального  искусства. Творчество дагестанских композиторов.

11.Выпуск иллюстрированного журнала «Видные деятели искусства Дербента» (Асаф Зейналлы, Г. Гасанов)

12.Создание учениками гимназии сайта «У нас в гостях побывали»


Часть 4.

Научное-исследовательское направление.

1.Организация научно-практических экспедиций по изучению экологии, этнографии, краеведения, археологии своего города и республики.

2.Создание волонтерской группы по изучению общественного мнения микрорайона и оказанию  агитационной «тимуровской» работы. (Выступления перед ветеранами, помощь престарелым, детскому дому)

3.Поисковая работа «Люди моей улицы», «Люди моего города».

4.Акции «Оставь свой след», «Чистый бор», «Город будущего»

5.Классный час «Что значит под охраной Юнеско? (встречи с работниками по охране памятников и исторических мест)

6.Вузы Дагестана. Традиции учебных заведений Дагестана.

(Встречи с учеными Дербента, Дагестана.)

7. «Науки юношей питают» Фотовыставка по следам встреч.

8.Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

9.Встречи – брифинги с представителями правоохранительных органов, депутатами Госсовета Республики, видными деятелями и меценатами.

10.Разработка совместного проекта «Кавказская Албания», предполагающая обмен опытом эколого-краеведческой работы со школами Азербайджана.

11.Ежегодные Дни Наук в школьном НОУ  «Алые паруса» с выходом в школы и гимназии города и республики.

Программа учебной  дисциплины «Музейное краеведение»

                                            5-6 классы

Школьные музеи разнообразного профиля: краеведческие, военно-исторические культуры и быта, истории школы и т.п. имеются во многих общеобразовательных учреждениях.

Однако не все они стали неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса в школе и не в полной мере  используют свой потенциал в системе дополнительного образования.  

Основной целью предлагаемой программы и является создание школьного музея, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования на базе школьного музея. Основными задачами проекта являются:

  • формирование исторического сознания  и гражданской идентичности «дагестанец-россиянин»
  • воспитание музейной культуры: традиции посещения музеев; способности к восприятию музейной информации, музейных коллекций; умения выделять из окружающего мира предметы музейного знамения, имеющих историческую ценность;
  • расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей у учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"

Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации....

Рабочая программа кружка «Историческое краеведение»

Рабочая  программа кружка «Историческое краеведение»...

Программа кружка "Левшата" (краеведение)

этот материал будет полезен только жителям пряничной столицы и её окрестностей ...

Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"

Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"...

Программа кружка по краеведению: "Моя малая Родина"

  Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения...