рабочая программа "Эколог-краевед"
рабочая программа по краеведению

Давыдова Екатерина Васильевна

рабочая программа "Эколог-краевед"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Эколог-краевед»

Возраст обучающихся: 8 – 16 лет

Срок реализации: 1 года

Составители:

Пояснительная записка

Актуальность программы.

         В современном мире наши дети перегружены информацией глобального характера, есть доступ к ресурсам всех уровней, нам же хочется показать ребятам, что много полезной и интересной информации рядом и о местах где мы живем. Наша Республика уникальный субъект и как экологического исследования, так и исторического. Краеведение это одно из важнейших составляющих комплексного воспитания гармонической личности. Нам хочется, чтобы наши дети были достойными гражданами своей страны, чтобы все они прожили яркую красивую и достойную жизнь, чтобы в моменты трудностей они не сомневались в любви и верности к Отечеству. И здесь изучение истории в векторе  истории своего края позволит воспитать в ребенке любовь к своей малой родине, объяснение и понятие исторических процессов, закономерностей, почему был выбран такой, а не иной путь развития региона, позволит ребятам понимать прошлое своего региона и страны, делать правильные выводы, и самое главное, в будущем учитывая полученные знания, улучшать свою жизнь,  и жизнь страны в целом.

В программе мы решили совместить краеведение и основы экологических проблем в одной теме неслучайно, как выше сказано, наша Республика Бурятия уникальна не только историей, уникальны ее природные богатства, горы реки, озеро Байкал. Мы живем, можно сказать, в естественном природном заповеднике, и видим как губительно для этой экосистемы многое,  что делается человеком. Ребятам хочется же донести проблемы каждодневные, такие как утилизация отходов, мусор, значение того, насколько важно делить мусор по категориям. Вред природе оказываем мы ежеминутно и если каждый из нас задумается, начнет с себя, и каждый день в своей жизни будет исключать хоть один фактор, загрязняющий природу, то это будет большой шаг для нашего родного края.

Работа школьного кружка «Эколог-краеевед» организуется и ведётся   в соответствии с действующим законодательством:

  1. Федеральным законом  от 29 декабря 2012 года № 12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
  2. "Конвенция о правах ребенка" (принята 20 ноября 1989 года резолюцией 44/25);

  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
  4. Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия";
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  6. Приказ Министерства просвещения Российской от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  7. Приказ МОиН РБ №693 от 09.04.13 г. «Об утверждении стандарта качества предоставления государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в республиканских государственных учреждениях дополнительного образования детей»;
  8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 года №09-3242.

Программа на четыре года обучения рассчитана по 72часа на один год: занятия 2 раза в неделю по 1 часу.

Цель: формирование базовых знаний в области краеведения, экологии и других естественных наук, направленных на воспитание ценностного отношения к истории и историческим ценностям нашего региона и бережного отношения к природе и мотивацию для экологического поведения в повседневной жизни .

Задачи:

Обучающие:

- изучение экологических, археологических, историко-культурных, искусствоведческих, экономических особенностей Республики Бурятии;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально-значимых качеств;

Изучение основ практической экологии

Развивающие:

- совершенствовать умения практической работы и основ учебно-исследовательской деятельности;

- развивать познавательные интересы о своем родном крае;

- развивать умение проводить разъяснительную работу среди учащихся о пользе бережного отношения к природе родного края, к культурному наследию.

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию региона.

- формировать экологическую культуру, воспитать у подростков ценностное отношение к природе и жизни в целом;

- научить навыкам безопасного поведения в окружающей среде; 

- сплотить коллектив, развивать взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, научить коллективно-групповым формам работы.

Здоровьесберегающие:

- приобщать к здоровому образу жизни;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- укреплять психическое и физическое здоровье воспитанников.

Организационные условия

Программа рассчитана на учащихся 8 – 16 лет.

Срок  реализации – 4 года.

Общее количество часов – 72 часа на один год.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.

Норма наполнения группы – 10 – 15 человек.

Теоретические знания подкрепляются экскурсиями, практическими работами исторического и экологического исследования. Обязательно участие подростков в природоохранной и просветительской деятельности, в соревнованиях и конкурсах.

Формы занятий.

1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы,  игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИТК,).

2. Практические занятия (исследовательская деятельность, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, КВНы).

3. Экскурсии (в музеи города Улан-Удэ, выставки, в ресурсный центр)

4. Занятия по созданию коллективных проектов.

Содержание работы детского объединения определяется задачами патриотического, исторического и экологического воспитания,  направленностью научно-исследовательской работы, и другими мероприятиями направленными на качественное усвоение материала курса.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Программы курса:

Личностные УУД:

- сформированность патриотической, гражданской и правовой позиций;

- знание истории и особенностей развития Республики Бурятии;

- знание основных принципов и правил экологии, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение родного края;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- уметь самостоятельно контролировать своё время;

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- вести диалог с учителем и с учащимися группы;

- задавать вопросы;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в группе.

Познавательные УУД:

- анализировать информацию, полученную из разных источников, в том числе через Интернет;

- изучить историю региона;

- соблюдать правила по технике безопасности;

Предметными результатами изучения  Программы является формирование следующих знаний и умений.

Знать:

  • цели и задачи школьного краеведения и основ экологического образования;
  • знать основные этапы развития региона;
  • периодизацию этих этапов;
  • знать исторические памятники региона;
  • знать и применять правила экологического поведения;
  • выработать практические навыки, которые помогут жить по «зеленым» принципам;

Уметь:

  • использовать изученный материал в межпредметных связях;
  • уметь проанализировать изученный материал во времени в пространстве, и сравнить с современным периодом;
  • уметь провести анализ исторического развития региона в сравнении с другими регионами страны, выделить особенности развития;
  • использовать полученные знания в дальнейшей научно-практической деятельности;
  • использовать полученные знания и навыки по экологии в дальнейшей жизни;
  • уметь передать информацию и основные правила экологического воспитания другим ребятам;  
  • - использовать различные способы экологоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование разделов,

модулей

Общее кол-во часов

Количество часов теории

Количество часов практических работ и экскурсий

1

Водное занятие по краеведению

2

2

-

2

Вводное занятие по экологии

2

2

-

3

Буряты и Золотая орда

4

2

2

4

Практическая экология, «зеленые» правила

8

4

4

4.1

Правила сбора и утилизации различного вида мусора

4

2

2

4.2

Правила пользования природными ресурсами

4

2

2

5

Наш регион в период сXV – по XIXвв.

8

4

4

6

Озеро Байкал

4

2

2

7

Памятники Республики Бурятии

4

2

2

8

Театральная студия, поэтический клуб.

10

10

Итого

44

18

28

Содержание Программы 1 года обучения

Раздел 1. Водное занятие по краеведению (2 часа)

Тема 1.1. Что такое краеведение, понятие, предмет, задачи  (1 ч.).

Знать: Понятие «Краеведения», цели и задачи, направления деятельности данного кружка.

Уметь: Знать определение и основные понятия.

Тема 1.2. Основные направления курса

Знать: Краткое описание курса, история Бурятии с древних времен до нашего времени, периоды, значимые события. Бурятия сегодня

Уметь: Анализировать и систематизировать материал по периодам в рамках курса.

Раздел 2. Вводное занятие по экологии  (2 часов).

Тема: Значение изучения основ экологии в жизни человека и в мире (2 часа).

Знать: Значение применения правил экологического поведения  для природы, значение экологии для сохранение окружающей среды.

Уметь: Беречь и сохранять  природу и мир на Земле.

Раздел 3. Буряты и Золотая Орда (2 часа)

Тема 3.1. Образование монгольского государства Чингисханом  

Знать: Дату образования Золотой Орды, дату присоединения бурятов к монгольскому государству. Краткое описание жизни и особенностей экономического и политического развития.

Уметь: Применять полученные знания при изучении истории других государств, уметь провести общее и выделить различия в развитие.

Практические работы и экскурсии  (2 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов,  разрабатываются руководителями школьного кружка, директором школы и председателем ТОС «Звездный».

Раздел 4. Практическая экология, «зеленые» правила (4часа).  

Тема 4.1. Правила сбора и утилизации различного вида мусора (2 часа)

Знать: Классификация мусора. Основные правила сбора мусора. Значение раздельного сбора мусора, для экологии.

Уметь: На практике применять изученные правила.

Тема 4.2 Правила пользования природными ресурсами

Знать: Классификация природных ресурсов. Основные правила пользования и умения разумно экономить ресурсы.

Уметь: На практике применять изученные правила.

Практические работы и экскурсии  (4 ч.)

Практическая работа «Памятка для ответственных ребят». Ребята разрабатывают, памятки, буклеты где указаны «зеленые» правила

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов,  разрабатываются руководителями школьного кружка, директором школы и председателем ТОС «Звездный».

      Раздел 5. Наш регион в период сXV – по XIXвв. (4 часа)

      Знать: Основные периоды исторического развития Республики Бурятия и России, их значение в указанный период

Уметь: Пользоваться изученным материалом.

Практические работы и экскурсии  (4 ч.)

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов,  разрабатываются руководителями школьного кружка, директором школы и председателем ТОС «Звездный».

Раздел 6. Озеро Байкал (2 часа)

Практические работы и экскурсии  (2 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов,  разрабатываются руководителями школьного кружка, директором школы и председателем ТОС «Звездный».

Раздел 7. Памятники Республики Бурятии (2 часа)

Практические работы и экскурсии  (2 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов,  разрабатываются руководителями школьного кружка, директором школы и председателем ТОС «Звездный».

Список литературы:

  1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Документы и материалы с древнейших времен до 1917г. Улан-Удэ, 1986г.
  3. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М, 2000.
  4. Хрестоматия по истории Бурятии
  5.  Арустамов Э.А., Левакова И. В. , Баркалова Н. В. Экологические основы природопользования: учебник для средне специальных учебных заведений - Москва «Дашков и К », 2003.
  6. Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 1996г.
  7. Конституция Российской Федерации.
  8. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII в. М.: Просвещение, 1990г.
  9. Дамбуев И.А., Манжуева Ю.Ф., Ринчинова А.В. Топонимический словарь этнической Бурятии. Улан-Удэ, центр стратегических востоковедных исследований БГУ, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...