Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу"
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Каменева Елена Евгеньевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу" для 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_peshkom_po_sankt-peterburgu_5klass.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №531 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Разработано и принято

Педагогическим советом

протокол №

от «---»________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ГБОУ СОШ №531

№ -----

от «---»________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Пешком по Санкт-Петербургу»

Направление: общеинтеллектуальное

для учащихся 5 классов

на 2020/2021 учебный год

34 часа

Педагог:

Каменева Елена Евгеньевна

Санкт-Петербург

20___ год


Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса на 2020-21 учебный год по истории и культуре Санкт-Петербурга разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт- Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Законодательная база.

Рабочая программа создана в соответствии с

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897;
  • Учебным планом ГБОУ СОШ №531 на 2020-2021 учебный год, утверждённым приказом № 89-14 от 15.05.2020;
  • Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ №531 на 2020-2021 учебный год;
  • Уставом ГБОУ СОШ №531;
  •  Положением о разработке, утверждении и хранении рабочих программ в ГБОУ СОШ  №531(протокол № 33), утверждённом приказом № 83-14 от 27 .08.2020.

Цели программы:

  • воспитание эстетического восприятия;
  • расширение эмоционально- чувственной сферы учащихся;
  • пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Основные задачи программы:

Образовательные:

формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;

формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;

формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

Воспитательные:

воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;

воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;

воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

В курсе для 5 класса включены темы, дающие школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Темы выстроены таким образом, чтобы учителям или родителям можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось во внеурочном курсе.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю.

Планируемые результаты.

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, младшие школьники получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • Основы становления личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Метапредметных результатов Регулятивные УУД Обучающиеся научаться:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану;
  • Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • Проявлять инициативу в межличностном сотрудничестве;
  • Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • Повысить творческую активность и самостоятельность;

Познавательные УУД Обучающиеся научаться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе и в контролируемом пространстве интернета;
  • Осуществлять запись выбранной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•Использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • Строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его устройстве, свойствах и связях;
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • Устанавливать аналогии;

Обучающиеся получат возможность:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД Обучающиеся научаться

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и проходить к общему мнению в совместной деятельности;
  • Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Контролировать действия партнёра;
  • Использовать речь для регуляции своего действия;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Обучающиеся получат возможность:

  • Владеть монологической и диалогической формами речи;
  • Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • Аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

Предметных результатов

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

  • Расширение знаний о городе при работе с дополнительными источниками информации, при посещении музеев, театров, библиотек, выставок, на прогулках, экскурсиях, в исследовательской деятельности, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания « делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам;

Учащиеся научаться:

  • Находить информацию о городе, памятниках, петербургских традициях, а также о различных учреждениях в справочниках, научно- популярной литературе, интернете, карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Санкт-Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т. д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятников наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия: «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Пешком по Санкт-Петербургу» (34 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Наш город Санкт – Петербург

1

2.

Наш город Санкт – Петербург

1

3

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева.

1

4.

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева.

1

5.

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

1

6.

Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость.

1

7.

Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость.

1

8.

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

9.

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

10.

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

1

11.

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

12.

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

13.

Адмиралтейство.

1

14.

Летний сад.Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история.

1

15.

Летний сад, скульптуры, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

16.

Невский проспект

1

17.

Казанский собор. Памятники героям- полководцам возле Казанского собора.

1

18.

Дворцовая площадь, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

19.

Дворцовая площадь - главная площадь города. Зимний дворец.

1

20.

Площадь Декабристов, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

21.

Исаакиевская площадь, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

23.

Река Мойка, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

24.

Канал Грибоедова, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

25.

Река Фонтанка, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение.

1

26.

Храмы.

1

27.

Дворцы.

1

28.

Дворцы.

1

29.

Музеи.

1

30.

Музеи.

1

31.

Театры.

1

32.

Театры, детские театры.

1

33.

Знаешь ли ты свой город? Викторина.

1

34.

Знаешь ли ты свой город? Викторина.

1

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",2018 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2013 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2015 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2014 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город- СПб.: Химия, 2016 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО "Норинт", 2004г.
  7. Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
  • видеофильм "Санкт-Петербург"
  • видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный гид-переводчик по Санкт-Петербургу» для 6-х классов

Данный курс предназначается для учащихся 6 классов, проявляющих особый  интерес к изучению английского языка и краеведению. Курс может использоваться в группах детей, мотивированных на изучение а...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...