Программа дополнительного образования "Истоки"
рабочая программа по краеведению (5, 6 класс)

Клочкова Ирина Викторовна

Программа дополнительного образования "Истоки" туристско- краеведческой направленности для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-лет Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН  1023600847269, ИНН  3612005709, ОКПО 49759251

Принята на заседании

методического совета      

от « 28» августа  2021

протокол № 1

       Утверждаю:

       директор      

       МКОУ Смаглеевской СОШ

______________Квитко О.О..

«  31 » августа  2021 г.

Приказ №   54 от 31.08.2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 туристско-краеведческой  направленности

«ИСТОКИ»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Вид: модифицированная

Уровень: стартовый

Автор-составитель:

Клочкова Ирина Викторовна,

учитель истории

                                              с. Смаглеевка, 2021 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая программа «Истоки»  МКОУ Смаглеевской СОШ  Кантемировского муниципального района Воронежской области разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)4

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242);

- «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Уставом МКОУ Смаглеевской СОШ  Кантемировского муниципального района Воронежской области.

Программа «Истоки»    по содержательной направленности является туристско-краеведческой.   Программа нацелена на формирование у обучающихся интереса к своему родному краю, уважения к народным традициям.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

          Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом  воспитании, является  интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5 класс), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

         Рабочая программа краеведческого кружка «Край родной» разработана на основе ФГОС,   «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

                                             Задачи программы

обучающие:  

  • формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, об истории,   культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие: 

  • развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
  • сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;   способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

  •  воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;  
  •  воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

 

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

                                                   Методы работы

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.    Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

                             Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;  
  • слушать и понимать речь других;.
  • вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Край родной» является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • оценивать правильность поведения людей в природе.

Отличительные особенности

Весь курс программы представляет собой единую систему тем-блоков. Каждый блок представляет собой логически завершённую, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Материал расположен в порядке его прохождения от выполнения простых форм до сложных композиций. В программе выделены 7 блоков:

1 блок «Введение»;

2 блок «Моя Родина»;

3 блок «Моя семья»;

4 блок «Наша школа»;

5 блок «Природа родного края»;

6 блок «Культура и быт родного края »;

7 блок «Реки и водоемы родного края»;

                      Организация учебного процесса

На обучение принимаются дети  5-6 класса (11-12 лет).

Данная программа предусматривает одногодичный курс обучения: 35 часов, 1 час  в неделю.

Уровень (стартовый) – обучающиеся получают  знания об истории родного края, природе края.  Значительное внимание уделяется развитию наглядно-образного, пространственного мышления,  а также творческих способностей, творческого воображения, самостоятельности.

                           Учебно- тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Тема занятия

Всего

Практических

Теоретических

1

Ведение

2

1

Краеведение –наука о родном крае

2

1

Источники краеведческих знаний. Виды источников.

3

Моя Родина

11

1

Изучение страны – России. Работа с географической картой России

4

1

Изучение Воронежской  области. Работа с географической картой  области.

5

1

Кантемировский район на карте Воронежской области.  Герб Кантемировского района

6

1

Моя малая родина – Смаглеевка

7

1

История села Смаглеевка, (происхождение названия, легенды, предания  и сказания )

8

1

Верования, религии, история Покровской  церкви

9

1

История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда.

10

1

1

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти.

Голод 1921-1922 гг.

11

1

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.

12

1

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

13

1

Экскурсия по селу. Изучение улиц села. Фотографирование.

14

1

Экскурсия по селу. Изучение достопримечательностей. Фотографирование.

15

1

Составление коллажа улиц села

(на выбор Проект «История моей улицы»)

16

1

Составление коллажа достопримечательностей села.

17

Моя семья

2

1

Я и мое имя. Корни моей семьи.

18

Моя родословная. Составление генеалогического древа

19

Наша школа

3

1

Знакомство с историей  школы

20

1

Школьный архив. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы

21

Традиции моей школы

22

Природа родного края

6

1

Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода».

23

1

Знакомство с Красной книгой России и Воронежской  области. Экскурсия в сельскую библиотеку.

24

1

Животный  и растительный мир Воронежской области и нашего поселка.

25

1

Составление проектов (на выбор) «Животные нашего края», «Растения нашего края»

26

1

Ядовитые и лекарственные растения нашего края. Составление коллажа «Внимание - ядовитые растения!» (рисунки)

27

1

1

Изображение в творчестве писателей и  художников природы родного края.

Изготовление поделок из местного природного материала.

28

Культура и быт родного края

2

1

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников родного края

29

1

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

30

Реки и водоемы родного края

4

1

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище».

31

Изучение рек и водоемов Воронежской области. Работа   с картой

32

1

Экскурсия на речку Богучарка. Фотографирование. Изучение обитателей  и растительного мира реки.

33

1

Составление проекта «Милая сердцу речушка» ( или конкурс рисунков).

34

Итоговое занятие

1

1

Подведение итогов и обобщение.

Содержание  курса

Раздел  I. Введение. (1ч.)

Содержание и задачи работы  на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях .

Раздел II «Моя Родина» (11 ч.)

История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма.

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.

История создания и развития школы.

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки,  встречи с интересными людьми малой родины. Изучение родной школы, села, области (края), страны – России., экскурсия в краеведческий (исторический) музей., экскурсия по селу., работа с географической картой России.

Раздел III. «Моя семья» (2 ч.)

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.

 

Раздел IV «Наша школа» (3 ч)

История школы. Изучение архива. Выпускники школы

Раздел V Природа родного края (6 ч)

Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края.

Раздел VI  Культура и быт родного края (2ч)

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников родного края. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

Раздел VII Реки и водоемы родного края (4 ч)

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек  Воронежской  области и родного села

Итоговое занятие (1 ч.)

Ожидаемые результаты и способы их проверки

                        К концу года обучения учащиеся

должны знать:

историю родного края;

о  народах, заселявших родной край;

административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;

историю основания села  Алексеевка и первых ее жителях;

краткую историю близлежащих деревень;

историю религии родного края;

о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;

о семейных традициях, о своей родословной;

историю создания и развития школы;

о развитии сельского хозяйства в районе;

о растительном и животном мире степей;

о земляках, участниках и тружениках тыла  Великой Отечественной войны.

Должны уметь и овладеть:

основами исследовательской работы;

навыками работы на персональном компьютере;

бережно обращаться с музейными экспонатами;

навыками интервьюирования.

Способы проверки: наблюдения педагога, ведение личных карт достижений обучающихся, выполнение итоговых работ, творческие проекты, выставки, участие в конкурсах, тестирование.

Критерии оценки деятельности обучающихся на занятиях

- знание содержания материала, использование дополнительной информации по изучаемой теме;

- активность обучающихся в практической деятельности;

- творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;

- самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;

- умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи;

- правильное изложение мыслей, четкая формулировка.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы  осуществляется учителем истории образования Первой  КК, прохождение курса повышения квалификации 27.02.2020 г. по теме: «Развитие мотивации  к творчеству и познанию одаренных детей ресурсами дополнительного образования».

Материально-техническое обеспечение программы

- Учебный кабинет: помещение хорошо проветривается, светлое и отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам(«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)

                                             Оборудование

- - Канцелярские принадлежности;

-  Фотоаппарат;

-  Видеокамера;

-  Магнитофон;

-  Компьютер;

-  Ксерокс.

Средства обучения

Дидактический материал, используемый на занятиях: схемы, алгоритмы выполнения, технологические карты, рисунки, иллюстрации, презентации по темам, таблицы, шаблоны

Методическое обеспечение программы

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;
  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, викторин, экскурсий, рассказов с привлечением иллюстративного материала, опросов.

Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовление творческих работ для выставок, для участия в конкурсах разного уровня; проведение экскурсий, творческих проектов.

Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:

- объяснительно-иллюстративного (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- репродуктивного (воспроизводящий);

- проблемного (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);

-информационно-коммуникативного;

- беседы, диалоги.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- по источнику передачи и восприятия образовательной деятельности (словесные, наглядные, практические);

- по степени самостоятельности мышления (репродуктивные, проблемно-поисковые);

- по степени управления образовательной работой (под руководством педагога, самостоятельная работа обучающихся).

Применятся разнообразные формы проведения занятий:

 – вводное, практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные методы и виды деятельности;

- коллективное творчество, сотрудничество, индивидуальная работа, экскурсии, праздники.

Форма деятельности – творческая мастерская, творческий проект.

Стимулирует интерес к обучению проведение нетрадиционных форм учебных занятий:

- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины;

- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение;

- занятия, основанные на методах общественной практики: изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, презентация и т. д.

С целью проверки усвоения понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры. Предлагаются специально составленные кроссворды, мини-викторины, используются словесные игры и различные жанры устного народного творчества.

В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.

Особый акцент делается на коллективной работе. Коллективная работа способствует не только разностороннему развитию обучающихся, но и формированию нравственных качеств ребят.

Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие обучающих в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Принципы обучения

- наглядности;

- доступности;

- поэтапное введение лексики;

- системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;

- формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка.

Контрольно-измерительные материалы

Начальная диагностика проводится в начале года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень теоретических знаний и нравственного состояния. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Промежуточная  диагностика проводится в течение учебного года по мере прохождения тем-блоков и позволяет проследить результат усвоения.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (диагностическое исследование, анализ творческой активности: участие в выставках, конкурсах, фестивалях). Творческие работы являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладения программным материалом.

            Используются формы аттестации и контроля

1. Тестовые, контрольные (устный опрос, тестирование).

2. Демонстрационные (организация выставок, конкурсов, презентация).

3. Анкетирование.

4. Проект.

5. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

6. Групповая оценка работ.

7. Деловые игры.

8. Творческий отчёт.

9. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

10. Карта индивидуальных достижений

 Литература:

 

  1. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
  2. Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник / сост. В.Мочаев. - Йошкар-Ола, 2002.
  3. ВоронцоваО.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2002.
  4. Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие: Сборник  материалов. Вып.1. - Йошкар-Ола, 2003.
  5. Муравьев А.В. Этнографическая мозаика  Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2003.
  6. Акцорин В.А. Прошлое марийского народа в его эпосе. - Саров: Альфа, 2000.
  7. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. Йошкар-Ола, 1973.
  8. Китиков  А.Е. Марийкие народные приметы: Сборник текстов с предисловием. - 2-е изд., испр. и доп. - Йошкар-Ола, 1989.
  9. Марийские народные сказки /сост.и предисловие В.А.Акцорина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1984.
  10. Товаров-Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978.
  11.  Меджитова Э. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1985.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...