Методическое пособие. "Календарь знаменательных и памятных дат. Методика создания"
методическая разработка по краеведению

Лодысева Юлия Алексеевна

Данный материал раскрвает методику работы над школьным Календарём знаменательных дат,  осуществляемую творческой группой в составе педагогов и воспитанников Академии ледовых видов спорта "Динамо СПб", которые активно занимаются изучением истории Санкт-Петербурга. Цель ежегодника - распространение знаний об истории города. Поэтому создаётся он, прежде всего, для педагогв и может использоваться при планировании воспитательной работы на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКАДЕМИЯ ЛЕДОВЫХ ВИДОВ СПОРТА «ДИНАМО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского 2 б, тел./факс 350-78-82

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ:

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ

Методическое пособие

                                                                                                                          Составила:

                                                                                                                             воспитатель

Ю.А. Лодысева

г. Санкт-Петербург

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие «Календарь знаменательных и памятных дат» раскрывает методику работы над школьным Календарём знаменательных и памятных дат (далее – Календарь).

Календарь данного вида – это ежегодное историко-петербурговедческое, справочно-библиографическое издание универсального по тематике содержания. Оно включает информацию о государственных праздниках, памятных датах и событиях, связанных с историей и современной жизнью Санкт-Петербурга, а также об известных персонах, чья жизнь и деятельность связаны с историей города. Также в Календаре отражены памятные и значительные события спортивной жизни города.  Кроме самих дат, ежегодник содержит текстовые справки и статьи к датам, иллюстрации. Подготовкой Календаря занимается творческая группа в составе педагогов и воспитанников Академии ледовых видов спорта «Динамо СПб», которые активно занимаются изучением истории Санкт-Петербурга,  биографий знаменитых петербуржцев и пропагандой достижений в области спорта. Ежегодное издание школьного Календаря – одна из возможностей упорядочить работу по ознакомлению детей с историей и культурой города.  Календарь позволит сосредоточить внимание учителей и воспитателей на различных событиях из жизни города. Главная цель ежегодника – распространение знаний об истории Петербурга. Поэтому создается он, прежде всего, для педагогов и может использоваться при планировании воспитательной работы на год.

                       ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для подготовки ежегодного Календаря знаменательных и памятных дат из истории города нужно, прежде всего, создать авторский коллектив. Организатор  обращается к директору Академии с предложением участвовать в создании ежегодника и с просьбой о создании творческой группы. Определяются составители из числа педагогов и обучающихся которые готовят предварительные списки дат. Каждый использует свои источники информации: литературу, Интернет ресурсы и т. д. По окончании этой работы составители и их руководитель собираются для обсуждения результатов и принятия решения по каждой дате и составления общего списка (так называемого «Плана издания»).

План издания включает в себя:

• выявление знаменательных и памятных дат;

• формирование фактографической базы данных в карточном или электронном виде;

• отбор основных юбилейных дат для Календаря;

• установление достоверности представленных дат;

• отбор библиографии к датам;

• написание статей;

• подготовка справочного аппарата;

• подготовка предисловия;

• оформление издания.

ОТБОР ДАТ И СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СПИСКОВ

 Для регулярного издания Календаря знаменательных и памятных дат города необходимо создать и постоянно пополнять календарную базу данных, которая по мере расширения станет главным средством в подборе дат для ежегодника. Информация о дате знаменательного события в базе данных состоит из следующих элементов: – календарная дата, краткое содержание события, наглядная иллюстрация и ссылка на источники.

Начинать создание базы данных по знаменательным и памятным датам  необходимо с составления списка источников.

 Источники:

• энциклопедии, словари, справочные издания;

• хроники событий;

           • сборники документов;

• научные и учебные издания о Петербурге;

• сборники биографических очерков;

 • календари;

• Интернет-ресурсы;

 

Главным и непременным условием полноты календарной базы данных является систематичность ее пополнения. В своей повседневной работе члены творческой группы, всегда должны помнить о пополнении базы данных (картотеки) новыми датами. Для выявления знаменательных дат целесообразен сплошной просмотр газет, литературы, новостной ленты. Участникам издания Календаря знаменательных и памятных дат города есть смысл составить список  культурных, образовательных, спортивных объектов района и использовать его при работе над календарной базой данных.  

В карточной базе данных (картотеке дат) возможны два способа группировки записей. Первый способ подразумевает обратнохронологический порядок. Внутри года карточки следует располагать в последовательности месяцев и чисел, т. е. от 1 января до 31 декабря. Каждая дата записывается на отдельной карточке, которая условно делится на три части. В первой указывается год, во второй – число, месяц и описывается само событие (дата), в третьей – источник, откуда взята дата. Информацию о датах можно фиксировать и с помощью электронных программ. Например, в программе Microsoft Office Word нужно для этого сделать папку и вести в них записи в виде таблиц. В один столбец таблицы заносятся сами даты, во второй – сведения о соответствующих им памятных событиях, в третий – данные об источниках выявления информации. Расположение записей в пределах одного файла – хронологическое. Используя систему маркеров  и поисковые возможности программы, можно подбирать даты по году, теме, по географическому названию, по имени персоны и т. д.

Отбор дат требует системного подхода, должны приниматься во внимание основные критерии отбора: – значимость для истории, общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни Санкт-Петербурга.

К наиболее значимым датам относятся годовщины:

 • исторических событий на территории города;

 • географических открытий;

             • событий культурной жизни,

 • образования местных организаций, учреждений науки и культуры,

 • связанные с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей, пребывание которых в городе оставило заметный след в его истории и оказало влияние на его развитие;

• юбилеи ученых, писателей, знаменитых полководцев, героев войн, известных спортсменов;

• значимых спортивных событий в истории страны и города.

При подборе материала необходимо учитывать достоверность и полноту информации о событии – ее отражение в литературных и документальных источниках и тщательное сопоставление фактов; актуальность, историческая объективность; системность в отборе дат.

В начале работы над Календарем знаменательных и памятных дат города необходимо принять решение о таком параметре отбираемых для ежегодника дат, как число лет, прошедших со времени памятного события. Как правило, в календарь включаются «круглые» даты, кратные 5 и 10: 5-летие, 10-летие, 25-летие, 50-летие, 60-летие, 75-летие, 100-летие и т. д. При использовании модели № 1 Календаря не все эти даты следует относить в разряд основных, не нужно давать текстовые справки, списки литературы и т. д. к таким датам и юбилеям, как 35, 45, 55, 65, 85, 95, 105. Они могут найти отражение в хронике. Персональные юбилеи включаются в Календарь с 50 лет. Даты, относящиеся к дореволюционной истории края, записываются по новому и старому (в скобках) календарному стилю. В тех случаях, когда стиль не установлен, указывается известная в литературе дата. Для отбора основных юбилейных дат для Календаря применяются следующие рекомендации:

– приоритет отдается актуальным, новым темам, ранее неизвестным и  малоизвестным событиям, именам;

 – к подготовке информационной справки привлекаются участники творческой группы, учителя истории, обществознания, а при необходимости, сотрудники научных учреждений, музеев, общественных и творческих организаций,

– информация о справках Календаря должна отражаться в традиционном и электронном каталогах.

 При создании первого выпуска Календаря следует учитывать, на какой стадии находится работа по созданию базы хронологических данных. Может оказаться, что она включает очень небольшое количество дат. Поэтому, чтобы заполнить хотя бы несколькими датами каждый из месяцев Календаря, может потребоваться расширить круг дат, отбираемых в качестве юбилейных.

Ежегодные выпуски Календарей создают историческую картину развития города. История  промышленности,  образования, науки, религии, культуры, спорта, общественно-политической деятельности раскрывается через историю отдельных предприятий, организаций, учебных заведений, через биографии наиболее известных их представителей. В свою очередь, история каждой из названных отраслей и сфер жизни должна раскрываться с разных сторон. История культуры включает даты событий музыкальной, театральной, художественной жизни.

НАПИСАНИЕ СПРАВКИ

При составлении календарных справок важно соблюдать единообразие в подборе приводимых фактов. Текст справок должен быть официальным, насыщенным фактами. Следует избегать излишнего красноречия и эмоциональности; необходимо отражать современный взгляд на историческое событие, современную оценку того или иного деятеля. В то же время стиль изложения фактов не должен быть сухим, сугубо справочным. Желательно, чтобы текст, несмотря на краткость, был  достаточно свободным, популярным, чтобы вызывал у читателя желание узнать больше, чем написано в календарной справке.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 Иллюстрации к датам Календаря знаменательных и памятных дат будут помещаться на отдельных вкладных листах или на страницах с текстами статей. Иллюстрациями могут служить фотографии видов Санкт-Петербурга, исторических событий, зданий, памятников, музейных экспозиций, концертных залов, известных людей, коллективов, сцен из спектаклей; портреты, карты и схемы, репродукции картин, обложки книг и журналов, рекламные материалы.

Основными источниками выявления иллюстраций для Календаря являются книги и журналы, Интернет ресурсы.

Изобразительные материалы краеведческих Календарей знаменательных и памятных дат помогают привлечь внимание читателей к описываемому событию. Подборки иллюстраций должны быть не просто формальным изобразительным материалом, но, по возможности, иметь самостоятельную художественную, историческую ценность.

ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ

Особенностью оформления Календаря является широкое использование выделения частей текста с помощью различных шрифтов, отступов и т. п. для лучшего восприятия и ориентирования в пособии.

        В качестве общего результата работы творческой группы является печатное издание «Календарь знаменательных дат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совещание при завуче " Методика создания рабочей программы педагога"

Алгоритм создания рабочей программы, методика оформления....

Знаменательные и памятные даты 2012 года в истории России

Презентация Знаменательные и памятные даты 2012 года в истории России...

Методическая разработка тематического вечера "Эти памятные даты"

Данная разработка включает в себя игровые задания....

Дидактическое пособие "Календарь Победы"

Дидактическое пособие для школьников "Календарь Победы". Формат работы: плакат А3. В календаре на 2020 год отмечены все значимые события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также их...

Методические рекомендации для учителей-предметников "Методика создания тестов, игр, опросов с помощью веб-сервисов"

В данной разработке подробно изложен механизм работы с веб-сервисами для использования учителями как еще один способ создания различных контрольных материалов и вовлечения учащихся в современный стиль...

Дидактическое пособие "Календарь природы"

Данное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3–7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.Пособие может быть использовано в с...

Учебно-методическое пособие "Календарь погоды".

Многофункциональное методическое пособие "Календарь погоды", с помощью которого формируются и закрепляются у детей знания и представления о временных и сезонных изменениях в природе. Расширя...