Развитие промышленности на Кубани в начале 20 века
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Шахлович Анна Николаевна

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

Тема урока:  Развитие промышленности на Кубани в начале 20 века

Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

 

Цель урока: сформировать представление об особенностях развития промышленности на Кубани в начале 20 века, развивать познавательный интерес к истории родного края, акцентировать внимание на вкладе кубанцев в развитие экономики страны

 

  Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

 Вид используемых на уроке средств ИКТ   презентация к уроку

Планируемые результаты:

Личностные: уметь анализировать опыт предшествующих поколений в соответствии с актуальным уровнем развития исторической науки и общественной практики.

Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи, правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстрировать умение прослеживать причинно-следственные связи.

Предметные: характеризовать особенности развития промышленности на Кубани в начале 20 века; объяснять значение терминов и понятий, определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Кубани.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

1. Ф.И.О. автора

2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

3. Тема урока:  Развитие промышленности

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

5. Цель урока: сформировать представление об особенностях развития промышленности на Кубани в начале 20 века, развивать познавательный интерес к истории родного края, акцентировать внимание на вкладе кубанцев в развитие экономики страны

 6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

 7. Вид используемых на уроке средств ИКТ   презентация к уроку

8. Планируемые результаты:

Личностные: уметь анализировать опыт предшествующих поколений в соответствии с актуальным уровнем развития исторической науки и общественной практики.

Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи, правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстрировать умение прослеживать причинно-следственные связи.

Предметные: характеризовать особенности развития промышленности на Кубани в начале 20 века; объяснять значение терминов и понятий, определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Кубани.

Работа с терминами и понятиями: торговый дом, паровой кожевенный завод, «майкопский нефтяной бум», нефтеперегонный завод

Ход урока

  1. Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:

Проверка готовности к уроку; Создает условия для включения в учебную деятельность.

Проверка домашнего задания:  

Выслушивание сообщений учащихся о том, какая сельскохозяйственная продукция кубанских производителей пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынке в настоящее время.

  1. Фаза урока вызов. Актуализация знаний.

Ответь на вопросы:

  1. С какого времени земледелие стало приоритетной отраслью на Кубани? В чем это выражалось? Назовите факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства края.
  2. Каковы были причины и последствия бурного роста посевных площадей?
  3. Было ли сельское хозяйство в начале 20 века товарным?  Охарактеризуйте товарную структуру экспорта и импорта кубанского региона.
  4. Перечислите важнейшие зерновые культуры края, Где в крае распространено садоводство и виноградарство. Какие технические культуры возделывали.
  5. Укажите особенности развития животноводства на Кубани в начале 20 века.

На доске

-записаны прилагательные в сопровождении соответствующих иллюстраций: цементная, пивоваренная, нефтяная. Легкая, мукомольная, кожевенная, маслобойная…

- цитата « Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» ( Френсис Бэкон). Проанализируйте цитату, объедините прилагательные обобщающим словом и сделайте предположение о теме урока.

III. Фаза урока осмысление.  Организация познавательной деятельности.

Рассказ учителя: В начале 20 века начался мировой экономический кризис, который поразил и российскую экономику. В стране отчетливо проявилось противоречие между интенсивно развивающейся промышленностью и отсталым сельским хозяйством. В меньшей степени кризис затронул Кубань, особенно отрасли промышленного производства, которые базировались на переработке местного  сельскохозяйственного сырья.

Задание: ознакомиться самостоятельно с текстом параграфа 27, подготовить пересказ, разделившись на четыре группы:

- развитие мукомольного и маслобойного производства

-развитие пивоваренного  и кожевенного производства, металлообработка

- развитие кирпичного производства и цементной промышленности

- развитие нефтяной промышленности

По мере прочтения информации  и прослушивания выступлений других учащихся, заполнить таблицу:

Промышленность. Основные черты

Основатель, крупные предприятия

Выпускаемая продукция

Закрепление:

Решить кроссворд «наоборот» или проверка понимания терминов.

  1. Фаза урока рефлексия.  Проанализировать свою учебную деятельность  и ответить на вопросы:

- как я работал?    - Как мы работали?

V.        Домашнее задание: Прочитать параграф 27. Подготовить сообщения об элеваторе ст.Полтавской и АО «Сад-Гигант» Славянского района,  истории  создания и современной деятельностью.

Дидактическая структура урока[1]

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет  к достижению планируемых результатов (пример)

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные

УУД

Организационный момент или:

Приветствуют учителя. Включаются в учебную деятельность. Анализируют задание. Принимают участие в беседе, совершенствуют умение давать краткий но точный ответ на поставленный вопрос, подкрепляют его аргументами и фактами.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает условия для включения в учебную деятельность.

Проверка письменного домашнего задания,

Развитие мотивов учебной деятельности

Строить логически обоснованные рассуждения. Развитие навыков поиска информации

Проверка домашнего задания или:

Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Слушают и анализируют выступления одноклассников

Выслушивает ответы

Назовите факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства края.

Каковы были причины и последствия бурного роста посевных площадей?

Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений;

Излагать свою точку зрения;

Излагать свою позицию, аргументировать свои суждения, определять понятия

Изучение нового материала или:

Слушают рассказ учителя, формулируют тему урока.

Самостоятельно

работают с текстом. Заполняют таблицу в тетради, выписывают определения

выслушивают пересказ друг друга.

Обсуждают результаты выполнения заданий.

Проводит вводную беседу по теме урока.

Предлагает прочитать текст параграфа, изучить его,  разделив класс на группы.

- развитие мукомольного и маслобойного производства

-развитие пивоваренного  и кожевенного производства, металлообработка

- развитие кирпичного производства и цементной промышленности

- развитие нефтяной промышленности

Способность определять свою позицию.

Определять понятия

Понимать смысл прочитанного

Умение осознанно использовать речевые средства  для выражения своих чувств, мыслей,

Овладение монологической речью

Умение слушать

Излагать свою точку зрения, анализировать и аргументировать свои суждения

Закрепление нового материала или:

Выполняют задание, закрепляют изученный материал

Определить понятия

торговый дом, паровой кожевенный завод, «майкопский нефтяной бум», нефтеперегонный завод

Формирование целостного мировоззрения

Понимать специфику развития промышленности на Кубани

Контроль или:

Рефлексия или:

Анализируют и оценивают эффективность своей учебной деятельности

Предлагает учащимся проанализировать свою учебную деятельность и завершить предложения

Как я ( мы) работал?

Формирование ответственного отношения к учению, оценивать свои знания. Уважать мнение других

Домашнее задание или:

Записывают задание

Контролирует запись домашнего задания

Прочитать параграф 27.  Выполнить письменное задание

Формирование осознанного отношения к учебе, готовности к саморазвитию

Понимать специфику промышленности в прошлом и в настоящее время.


[1]Вариативно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Кроссворд 9 класс "Кубань в начале ХХ века"

Предлагается кроссворд "Кубань в начале ХХ века (190-1916)"...

кубань в начале 20 века

Презентация к уроку кубановедения в 9 классе...

Реферат на тему "Политические партии на Кубани в начале 20 века"

Актуальность темы исследования. Изучение деятельности политических партий и общественно-политических движений начала ХХ в. в в Черноморской губернии становится необходимым сейчас, когда классический л...

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Общественная ситуация и революционное движение на Кубани в начале 20 века

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___Тема урока:  Общественная ситуация и революционное движениеМесто и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новы...