Методическая разработка урока УГДД «Освобождение Донбасса»
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)

Ратуш Оксана Юрьевна

Данная методическая разработка подготовлена для использования в работе учителей истории, краеведения.Цель разработки-познакомить с историей освобождения Донбасса, с особенностями оккупационного режима на Донбассе, продолжить развивать познавательный интерес к истории родного края; формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ и героические страницы её истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Освобождение Донбасса272.25 КБ
Файл konkurs_po._litsey_no_47.docx272.25 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

Дистанционный конкурс

методических разработок уроков,

внеклассных мероприятий для учителей общественных дисциплин

«Профессиональное ориентирование»

Методическая разработка урока УГДД

«Освобождение Донбасса»

Автор :

учитель  УГДД

МОУ г. Горловки

«Лицей № 47 «Старт»

Ратуш О.Ю.

Данные об авторе разработки

ФИО конкурсанта

Ратуш Оксана Юрьевна

Место работы

МОУ г. Горловки «Лицей № 47 «Старт»

Должность

Учитель английского языка, УГДД

Педагогический стаж

14 лет

Квалификационная категория

Специалист первой категории

Предмет, по которому разработан материал

Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Тема разработки на конкурс

Освобождение Донбасса

Разработка для класса

6

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

По урокам гражданственности и духовности Донбасса

Класс 6 

Урок № 25 в тематическом модуле «Спецкурс «Уроки Победы» № 9

Тема. Освобождение Донбасса

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:  познакомить с историей освобождения Донбасса, с особенностями оккупационного режима на Донбассе, продолжить развивать познавательный интерес к истории родного края; формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ и героические страницы её истории.

Задачи урока:

- способствовать осмыслению обучающимися таких духовно-нравственных категорий, как Родина, верность традициям, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

− на примере изучения различных аспектов истории освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу соотечественников, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, уважение к исторической памяти народов Донбасса в связи с пережитой войной;

− обеспечить формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, развитие морального сознания и компетентности в решении дилемм нравственного характера на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;

− способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

УУД: предметные: ознакомление учащихся с важнейшими событиями, происходившими на Донбассе в годы ВОВ; характеризовать события на Донбассе в годы ВОВ; умение работать с исторической картой;

личностные:  осознают необходимость и значимость уважительного отношения к ветеранам, событиям ВОВ;

 регулятивные: осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

 познавательные: обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; ориентируются по исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

 коммуникативные: осуществляют смысловое чтение; сотрудничают в парах;

выслушивают мнение одноклассников.

Планируемые методы, приемы, технологии: эвристическая беседа, работа с картой, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос, самопроверка, ИКТ-технологии.

Ключевые дефиниции, даты, личности: оккупация, партизаны, «новый порядок», 8 сентября 1943, Ф. Толбухин, Р.Малиновский.

         Домашнее задание: выучить основные даты, составить синквейн к теме.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Мотивация

Учитель.  700 дней и ночей .За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей.

Американский писатель и философ  Джордж Сантаян когда-то сказал: "Тот, кто пожелает забыть свое прошлое, обречен пережить его вновь", вот поэтому  на сегодняшнем уроке мы вспомним страшные страницы истории Донбасса 1941- 1943 годов. 

Сообщение темы урока: "Освобождение Донбасса"

III. Актуализация знаний 

Ученик . Мы помним 43-ий год,
Когда израненный народ 
Ночами не смыкая глаз,
Боролся за родной Донбасс.
Шла жесточайшая война,
На битву встала вся страна.
Прошло с тех пор немало лет-

Событиям тем забвенья – нет!»

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=kcnG2TwVvpE (до 1 мин 18 сек.)

Эвристическая беседа

1. Когда началась оккупация Донбасса?

В сводках Советского информбюро прозвучало сообщение об оккупации Донбасса 26 октября 1941г., хотя некоторые историки утверждают, что на самом деле фашисты вошли в Донецк 20 октября.

2. Почему одной из приоритетных задач для гитлеровцев стало овладение Донбассом?  (Промышленный потенциал Донбасса (уголь, металл)).

3. Сколько длилась оккупация Донбасса? ( 700 дней)

IV. Изучение нового материала

Битва за Донбасс имеет 2 периода: первый - оборона Донбасса, второй -  освобождение Донбасса.

Работа с картой

Рассмотрим первый период. Перед вами карта Донбасской оборонительной операции. Рассмотрите её внимательно и выполните следующие задания:

C:\Users\Admin\Downloads\vovo248.jpg

1. Заштрихуйте желтым цветом территорию, которую удалось захватить немецко-фашистским захватчикам в период с 28 сентября по 04 ноября.

2. Какие города были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками?

3. Заштрихуйте красным цветом расположение советских войск ( Юго-западный и Южный фронт)

Проверка выполненного задания

Учитель.  Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3-4 раза. Первая авиабомба упала на Сталино уже 31 августа 1941 года. А через месяц 6-я немецкая армия из 14 дивизий (250 000 человек) и танковая группа генерал-полковника фон Клейста уже брали город. Из столицы Донбасса полным ходом шла эвакуация. Что не могли спасти – уничтожали. 9 октября металлургический завод выпустил последнюю партию чугуна, которым залили все ковши, печи и подъездные пути. Город окончательно сдали фашистам 21 октября 1941 года. Как свидетельствуют данные архивов, за время почти двухлетней оккупации жизнь в «немецком» Донецке изменилась полностью.

Перед вами "шаблон" исторической справки. Просмотрев видео и поработав с дополнительной информацией (прил. 1), заполните пропуски, впишите факты.

Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом.

Оккупационный режим на Донбассе

Исторические факты

1. Для того, чтобы люди забыли о коммунистическом режиме оккупанты___

2. Оккупировав Донбасс, немцы приступили к созданию_________________

3. Новые власти приступили к восстановлению_________________________

4. За год оккупации им удалось восстановить только_____________________

5."Новый порядок" означал ________________________ против населения.

6. Полной ликвидации подлежали____________________________________

7. Только в ночь  с 3 0 апреля на 1 мая 1 9 4 2 г. в районе зловещей для всех дончан неработающей шахты 4-4 бис «Калиновка» в шурф было сброшено более _____ евреев, помещенных оккупационными властями в гетто, созданном в так называемом Белом карьере.

Всего же в шурф шахты за время оккупации 1941-1943 гг. были сброшены тела __________  советских граждан разных национальностей.

8. Все  жители  городов  и рабочих  поселков , начиная  с 10-летнего возраста, были  обязан ы регистрироваться н а бирже труда и носить ___________________________________ . За нарушение  этого тре бования ______________.

9. Макеевский приют "Призрение" был создан для ________________________________________________________________

 Просмотр видео

https://www.youtube.com/watch?v=kcnG2TwVvpE ( 1 мин 18 сек.-2 мин 21 сек.)

Проверка выполненного задания

Учитель. В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.

После разгрома фашистских войск под Сталинградом, советское командование предприняло попытку освободить Донбасс. В январе-феврале 1943 г. Красная Армия овладела 40 населенными пунктами области, в том числе городами Славянск, Красноармейск, Краматорск. Однако вскоре немцам удалось оттеснить советские войска. После разгрома фашистов летом 1943 г. на Курской дуге вновь сложились Ф. Толбухин Р.Малиновский благоприятные условия для освобождения нашего края от захватчиков. Советское командование сосредоточило необходимые силы и средства для наступления. Донбасская наступательная операция продолжалась с 13 августа по 22 сентября 1943 г.

Пользуясь дополнительной информацией (приложение 2), заполните таблицу

Работа в парах

"Донбасская наступательная операция в датах"

Дата

Событие

Войска Юго - Западного фронта (командующий генерал Родион Малиновский ) начали штурм обороны противника на Северском Донце.

Освобождение Константиновки

Освобождение Красноармейска

Освобождение Саур-Могилы

3 сентября

4 сентября

6 сентября

8 сентября

Проверка выполненного задания

Учитель. С тех пор 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.  

Просмотр видео  https://www.youtube.com/watch?v=yP-TTvpnonE

Учитель.  В освободительных боях за Донбасс погибло около 150 тысяч воинов Советской Армии, более 1200 партизан и подпольщиков. За образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и героизм, 80 воинов-освободителей были удостоены звания Героя Советского Союза.

V.  Обобщение и систематизация материала

Фронтальный опрос

  1. В каком году немецко-фашистские войска оккупировали Донбасс?
  2. Почему для немцев Донбасс был стратегически важным объектом?
  3. Удалось ли оккупантам восстановить Донбасс? Почему?
  4. Как проявлялся «новый порядок» на территории Донбасса?
  5. В каком году советские войска полностью освободили Донбасс от оккупантов?
  6. Когда мы празднуем День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков?

Учитель.  Ну а закончить сегодняшний урок мне бы хотелось словами легендарного Павла Беспощадного:

«Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано!»

              Подведение итогов. Выставление отметок.

          VI. Домашнее задание.  Выучить основные даты, составить синквейн к теме.

Используемая литература

  1. Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края/ Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – Донецк, 2015. – 208 с.

Приложение 1

Дополнительная информация

Оккупация Донбасса

Оккупировав Донбасс, немцы приступили к созданию органов администрации и управления, а также карательных отрядов и полиция. Согласно планов руководства Германии регион должен был снабжать рейх продовольствием и ресурсами, в первую очередь металлом и углем. Поэтому практически сразу же новые власти приступили к восстановлению промышленных предприятий, разрушенных в ходе боев. Планировалось, что уже в 1943 г. бассейн даст 1 млн., а в 1944 г. — 2 млн. тонн металла.

 На предприятиях был введен 14-16 часовой рабочий день. Работы выполнялись под постоянным надзором солдат и полицейских, часто применялись телесные наказания. Однако местные рабочие отказывались выходить на работу или выполняли её медленно, портили оборудование и материалы, совершали диверсии. Гитлеровцы так и не получили необходимые металл, уголь, не смогли наладить ремонт и выпуск машин немцы. За год оккупации им удалось восстановить только 40 угольных шахт.  

А вот свой пресловутый « новый порядок » на территории края нацисты начали устанавливать куда радикальнее. Он означал физический и моральный террор против населения. В первую очередь предусматривалось уничтожение коммунистов и комсомольцев, их в области было убито больше тысячи. Полной ликвидации подлежали так называемые расово-неполноценные народы - евреи и цыгане. Только вночь с 30 апреля на 1 мая 1942 г. в районе зловещей для всех дончан неработающей шахты 4-4 бис «Калиновка» в шурф было сброшено более 5 тыс. евреев, помещенных оккупационными властями в гетто, созданном в так называемом Белом карьере. Всего же в шурф шахты за время оккупации 1941-1943 гг. были сброшены тела 75-100 тыс. советских граждан разных национальностей. В 1983 году возле этой самой большой братской могилы г. Донецка, был открыт Мемориальный комплекс.

 Все жители городов и рабочих поселков, начиная с 10-летнего возраста, были обязаны регистрироваться  на бирже  труда и носить на рукавную повязку с определенным номером . За нарушение этого требования полагался расстрел.

Часто население использовали в медицинских целях. Так, комендант Макеевки Мюллер распорядился создать в городе детский приют                     « Призрение». Ребят  из  приюта использовали в качестве доноров крови для раненых немецких солдат. Впоследствии выяснилось , что дети , попавшие в « Призрение» , оттуда больше не выходили .

Приложение 2

Дополнительная информация

Освобождение Донбасса

13 августа войска Юго - Западного фронта (командующий генерал Родион Малиновский ) начали штурм обороны противника на Северском Донце. Бои вела 3-я гвардейская армия под командованием генерала Дмитрия Лелюшенко. Она форсировала реку в районе Лисичанска, и, разгромив крупную группировку противника, освободила Артемовск.  К 6 сентября 1943г. наши войска овладели Константиновкой, 8 сентября - Красноармейском.

18 августа перешел в наступление Южный фронт (командующий гене рал Ф. Толбухин ), нанеся врагу удары под Горловкой, Макеевкой, Сталино. В первый же день наступления подразделения фронта форсировали реку Миус и прорвали оборону противника. Упорные бои развернулись за Чистяково, Снежное, Саур-Могилу, которая вместе с окружающими ее укреплениями представляла собой основу системы гитлеровского «Миус-фронта». В ночь на 30 августа советские войска овладели Саур -Могилой . В ознаменование этого подвига советских воинов в 1967 г. на Саур-Могиле сооружен памятник освободителям Донбасса. Развивая наступление, 3 сентября советские войска освободили Дебальцево и Енакиево, 4 сентября Никитовку и Горловку, 6 сентября Макеевку. 7 сентября части 230-й и 301-й стрелковых и 50-й гвардейской дивизии завязали бои за освобождение г. Сталино. 8 сентября город был полностью очищен от оккупантов. С тех пор 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.  К 14 сентября освобождена вся Сталинская область.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

Дистанционный конкурс

методических разработок уроков,

внеклассных мероприятий для учителей общественных дисциплин

«Профессиональное ориентирование»

Методическая разработка урока УГДД

«Освобождение Донбасса»

Автор :

учитель  УГДД

МОУ г. Горловки

«Лицей № 47 «Старт»

Ратуш О.Ю.

Данные об авторе разработки

ФИО конкурсанта

Ратуш Оксана Юрьевна

Место работы

МОУ г. Горловки «Лицей № 47 «Старт»

Должность

Учитель английского языка, УГДД

Педагогический стаж

14 лет

Квалификационная категория

Специалист первой категории

Предмет, по которому разработан материал

Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Тема разработки на конкурс

Освобождение Донбасса

Разработка для класса

6

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

По урокам гражданственности и духовности Донбасса

Класс 6 

Урок № 25 в тематическом модуле «Спецкурс «Уроки Победы» № 9

Тема. Освобождение Донбасса

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:  познакомить с историей освобождения Донбасса, с особенностями оккупационного режима на Донбассе, продолжить развивать познавательный интерес к истории родного края; формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ и героические страницы её истории.

Задачи урока:

- способствовать осмыслению обучающимися таких духовно-нравственных категорий, как Родина, верность традициям, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

− на примере изучения различных аспектов истории освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу соотечественников, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, уважение к исторической памяти народов Донбасса в связи с пережитой войной;

− обеспечить формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, развитие морального сознания и компетентности в решении дилемм нравственного характера на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;

− способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

УУД: предметные: ознакомление учащихся с важнейшими событиями, происходившими на Донбассе в годы ВОВ; характеризовать события на Донбассе в годы ВОВ; умение работать с исторической картой;

личностные:  осознают необходимость и значимость уважительного отношения к ветеранам, событиям ВОВ;

 регулятивные: осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

 познавательные: обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; ориентируются по исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

 коммуникативные: осуществляют смысловое чтение; сотрудничают в парах;

выслушивают мнение одноклассников.

Планируемые методы, приемы, технологии: эвристическая беседа, работа с картой, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос, самопроверка, ИКТ-технологии.

Ключевые дефиниции, даты, личности: оккупация, партизаны, «новый порядок», 8 сентября 1943, Ф. Толбухин, Р.Малиновский.

         Домашнее задание: выучить основные даты, составить синквейн к теме.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Мотивация

Учитель.  700 дней и ночей .За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей.

Американский писатель и философ  Джордж Сантаян когда-то сказал: "Тот, кто пожелает забыть свое прошлое, обречен пережить его вновь", вот поэтому  на сегодняшнем уроке мы вспомним страшные страницы истории Донбасса 1941- 1943 годов. 

Сообщение темы урока: "Освобождение Донбасса"

III. Актуализация знаний 

Ученик . Мы помним 43-ий год,
Когда израненный народ 
Ночами не смыкая глаз,
Боролся за родной Донбасс.
Шла жесточайшая война,
На битву встала вся страна.
Прошло с тех пор немало лет-

Событиям тем забвенья – нет!»

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=kcnG2TwVvpE (до 1 мин 18 сек.)

Эвристическая беседа

1. Когда началась оккупация Донбасса?

В сводках Советского информбюро прозвучало сообщение об оккупации Донбасса 26 октября 1941г., хотя некоторые историки утверждают, что на самом деле фашисты вошли в Донецк 20 октября.

2. Почему одной из приоритетных задач для гитлеровцев стало овладение Донбассом?  (Промышленный потенциал Донбасса (уголь, металл)).

3. Сколько длилась оккупация Донбасса? ( 700 дней)

IV. Изучение нового материала

Битва за Донбасс имеет 2 периода: первый - оборона Донбасса, второй -  освобождение Донбасса.

Работа с картой

Рассмотрим первый период. Перед вами карта Донбасской оборонительной операции. Рассмотрите её внимательно и выполните следующие задания:

C:\Users\Admin\Downloads\vovo248.jpg

1. Заштрихуйте желтым цветом территорию, которую удалось захватить немецко-фашистским захватчикам в период с 28 сентября по 04 ноября.

2. Какие города были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками?

3. Заштрихуйте красным цветом расположение советских войск ( Юго-западный и Южный фронт)

Проверка выполненного задания

Учитель.  Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3-4 раза. Первая авиабомба упала на Сталино уже 31 августа 1941 года. А через месяц 6-я немецкая армия из 14 дивизий (250 000 человек) и танковая группа генерал-полковника фон Клейста уже брали город. Из столицы Донбасса полным ходом шла эвакуация. Что не могли спасти – уничтожали. 9 октября металлургический завод выпустил последнюю партию чугуна, которым залили все ковши, печи и подъездные пути. Город окончательно сдали фашистам 21 октября 1941 года. Как свидетельствуют данные архивов, за время почти двухлетней оккупации жизнь в «немецком» Донецке изменилась полностью.

Перед вами "шаблон" исторической справки. Просмотрев видео и поработав с дополнительной информацией (прил. 1), заполните пропуски, впишите факты.

Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом.

Оккупационный режим на Донбассе

Исторические факты

1. Для того, чтобы люди забыли о коммунистическом режиме оккупанты___

2. Оккупировав Донбасс, немцы приступили к созданию_________________

3. Новые власти приступили к восстановлению_________________________

4. За год оккупации им удалось восстановить только_____________________

5."Новый порядок" означал ________________________ против населения.

6. Полной ликвидации подлежали____________________________________

7. Только в ночь  с 3 0 апреля на 1 мая 1 9 4 2 г. в районе зловещей для всех дончан неработающей шахты 4-4 бис «Калиновка» в шурф было сброшено более _____ евреев, помещенных оккупационными властями в гетто, созданном в так называемом Белом карьере.

Всего же в шурф шахты за время оккупации 1941-1943 гг. были сброшены тела __________  советских граждан разных национальностей.

8. Все  жители  городов  и рабочих  поселков , начиная  с 10-летнего возраста, были  обязан ы регистрироваться н а бирже труда и носить ___________________________________ . За нарушение  этого тре бования ______________.

9. Макеевский приют "Призрение" был создан для ________________________________________________________________

 Просмотр видео

https://www.youtube.com/watch?v=kcnG2TwVvpE ( 1 мин 18 сек.-2 мин 21 сек.)

Проверка выполненного задания

Учитель. В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.

После разгрома фашистских войск под Сталинградом, советское командование предприняло попытку освободить Донбасс. В январе-феврале 1943 г. Красная Армия овладела 40 населенными пунктами области, в том числе городами Славянск, Красноармейск, Краматорск. Однако вскоре немцам удалось оттеснить советские войска. После разгрома фашистов летом 1943 г. на Курской дуге вновь сложились Ф. Толбухин Р.Малиновский благоприятные условия для освобождения нашего края от захватчиков. Советское командование сосредоточило необходимые силы и средства для наступления. Донбасская наступательная операция продолжалась с 13 августа по 22 сентября 1943 г.

Пользуясь дополнительной информацией (приложение 2), заполните таблицу

Работа в парах

"Донбасская наступательная операция в датах"

Дата

Событие

Войска Юго - Западного фронта (командующий генерал Родион Малиновский ) начали штурм обороны противника на Северском Донце.

Освобождение Константиновки

Освобождение Красноармейска

Освобождение Саур-Могилы

3 сентября

4 сентября

6 сентября

8 сентября

Проверка выполненного задания

Учитель. С тех пор 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.  

Просмотр видео  https://www.youtube.com/watch?v=yP-TTvpnonE

Учитель.  В освободительных боях за Донбасс погибло около 150 тысяч воинов Советской Армии, более 1200 партизан и подпольщиков. За образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и героизм, 80 воинов-освободителей были удостоены звания Героя Советского Союза.

V.  Обобщение и систематизация материала

Фронтальный опрос

  1. В каком году немецко-фашистские войска оккупировали Донбасс?
  2. Почему для немцев Донбасс был стратегически важным объектом?
  3. Удалось ли оккупантам восстановить Донбасс? Почему?
  4. Как проявлялся «новый порядок» на территории Донбасса?
  5. В каком году советские войска полностью освободили Донбасс от оккупантов?
  6. Когда мы празднуем День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков?

Учитель.  Ну а закончить сегодняшний урок мне бы хотелось словами легендарного Павла Беспощадного:

«Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано!»

              Подведение итогов. Выставление отметок.

          VI. Домашнее задание.  Выучить основные даты, составить синквейн к теме.

Используемая литература

  1. Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края/ Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – Донецк, 2015. – 208 с.

Приложение 1

Дополнительная информация

Оккупация Донбасса

Оккупировав Донбасс, немцы приступили к созданию органов администрации и управления, а также карательных отрядов и полиция. Согласно планов руководства Германии регион должен был снабжать рейх продовольствием и ресурсами, в первую очередь металлом и углем. Поэтому практически сразу же новые власти приступили к восстановлению промышленных предприятий, разрушенных в ходе боев. Планировалось, что уже в 1943 г. бассейн даст 1 млн., а в 1944 г. — 2 млн. тонн металла.

 На предприятиях был введен 14-16 часовой рабочий день. Работы выполнялись под постоянным надзором солдат и полицейских, часто применялись телесные наказания. Однако местные рабочие отказывались выходить на работу или выполняли её медленно, портили оборудование и материалы, совершали диверсии. Гитлеровцы так и не получили необходимые металл, уголь, не смогли наладить ремонт и выпуск машин немцы. За год оккупации им удалось восстановить только 40 угольных шахт.  

А вот свой пресловутый « новый порядок » на территории края нацисты начали устанавливать куда радикальнее. Он означал физический и моральный террор против населения. В первую очередь предусматривалось уничтожение коммунистов и комсомольцев, их в области было убито больше тысячи. Полной ликвидации подлежали так называемые расово-неполноценные народы - евреи и цыгане. Только вночь с 30 апреля на 1 мая 1942 г. в районе зловещей для всех дончан неработающей шахты 4-4 бис «Калиновка» в шурф было сброшено более 5 тыс. евреев, помещенных оккупационными властями в гетто, созданном в так называемом Белом карьере. Всего же в шурф шахты за время оккупации 1941-1943 гг. были сброшены тела 75-100 тыс. советских граждан разных национальностей. В 1983 году возле этой самой большой братской могилы г. Донецка, был открыт Мемориальный комплекс.

 Все жители городов и рабочих поселков, начиная с 10-летнего возраста, были обязаны регистрироваться  на бирже  труда и носить на рукавную повязку с определенным номером . За нарушение этого требования полагался расстрел.

Часто население использовали в медицинских целях. Так, комендант Макеевки Мюллер распорядился создать в городе детский приют                     « Призрение». Ребят  из  приюта использовали в качестве доноров крови для раненых немецких солдат. Впоследствии выяснилось , что дети , попавшие в « Призрение» , оттуда больше не выходили .

Приложение 2

Дополнительная информация

Освобождение Донбасса

13 августа войска Юго - Западного фронта (командующий генерал Родион Малиновский ) начали штурм обороны противника на Северском Донце. Бои вела 3-я гвардейская армия под командованием генерала Дмитрия Лелюшенко. Она форсировала реку в районе Лисичанска, и, разгромив крупную группировку противника, освободила Артемовск.  К 6 сентября 1943г. наши войска овладели Константиновкой, 8 сентября - Красноармейском.

18 августа перешел в наступление Южный фронт (командующий гене рал Ф. Толбухин ), нанеся врагу удары под Горловкой, Макеевкой, Сталино. В первый же день наступления подразделения фронта форсировали реку Миус и прорвали оборону противника. Упорные бои развернулись за Чистяково, Снежное, Саур-Могилу, которая вместе с окружающими ее укреплениями представляла собой основу системы гитлеровского «Миус-фронта». В ночь на 30 августа советские войска овладели Саур -Могилой . В ознаменование этого подвига советских воинов в 1967 г. на Саур-Могиле сооружен памятник освободителям Донбасса. Развивая наступление, 3 сентября советские войска освободили Дебальцево и Енакиево, 4 сентября Никитовку и Горловку, 6 сентября Макеевку. 7 сентября части 230-й и 301-й стрелковых и 50-й гвардейской дивизии завязали бои за освобождение г. Сталино. 8 сентября город был полностью очищен от оккупантов. С тех пор 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.  К 14 сентября освобождена вся Сталинская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...