Открытое занятие на ненецком языке "Части лица и тела"
план-конспект по краеведению

                                                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

 

 

                                                          

 

Непосредственно - образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе «Рябинка»

«Человек. Части тела и лица». «Ненэць».

 

 

Воспитатель первой квалификационной категории:

Рогалева Оксана Георгиевна

 

 

                                                                                       Панаевск 2022 г

 

Группа: подготовительная к школе группа (5-6лет)

Количество детей: 10

Открытое занятие

 

Тема:  «Человек. Части тела и лица». «Ненэць».

Цель: Продолжать знакомить детей со строением тела человека. Закрепить названия частей тела. Научить употреблять формы имён существительных двойственного числа, называть себя по имени. Расширить словарный запас детей за счёт слов: лэмбара (грудь), паду (щека), пэя (лоб), ӈэва'тар"(волосы), пыя'сихи (ноздри), ик (шея), глаз- сэв, ресницы- сэв'вар' тар", брови – нирць, губы - нявар,  зубы - тив, тибя, язык- нямю,  уши- ха", подбородок- няӈу.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение отвечать по–ненецки на поставленные вопросы. 
  • Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
  • Загадки на ненецком языке о человеке.
  • Игры  

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
      -   развивать коммуникативные умения учащихся;

      -   развивать инициативу и творчество детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы:

Методы: словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

наглядный (изображение человека ).               

                                                                  

 

 

 

 

                                                                               Ход занятия:

 

Этапы

Время

Задача

Метод

     Деятельность педагога

Деятельность детей

Орг.момент

 

 

Словесный

- Здравствуйте дети! “Ӈани торова!”Давайте поздороваемся по-ненецки! (дословно переводится “И снова Здравствуйте!”)

Дети здороваются по ненецки:

- Здравствуйте! Ӈани торова!

Мотивационно-побудительный этап

 

 

 

-Мань нюми Оксана Георгиевна. Меня зовут Оксана Георгиевна.

Воспитатель по одному вызывает двух-трёх детей и спрашивает:

- Пыдар нюмл ӈамгэ? Как тебя зовут?

Воспитатель поочерёдно показывает картинки и спрашивает:

  • Тюку хибя"?Это кто?
  • Ӈацекы" ӈамгэм' пэрӈа"?Что делают дети?
  • Не ӈамды?...Женщина сидит?

Отвечают дети.

 

 

 

 

Каждый ребёнок называет себя по имени.

Мань нюми Иван. Меня зовут Степан.

 

 

 

- Ненэця"-Люди

 

- Ӈацекы" лаханакурӈа".

 

- Не ӈамды.

 

 

 

 

-  Скажите мне пожалуйста, о ком мы только, что говорили ? О ком идёт речь? Хибям' ваде"ӈа"?

Всё правильно- человек, сегодня мы с вами познакомимся с человеком и с его строением тела и лица.

Воспитанники отвечают на вопрос.

 

  • О человеке.

 

 

 

 

- Сегодня к нам в гости пришла в гости кукла Неко. Давайте поздороваемся. “Ӈани Торова Несэйне!”

Педагог берёт большую куклу в национальной одежде. Проверяет детей о частях тела человека.

 Тюку ӈамгэ? Это что?

 

паду (щека),

пэя(лоб),

ӈэва'тар"(волосы), пыя'сихи(ноздри),

ик( шея),

глаз- сэв,

ресницы-сэв'вар' тар",

брови – нирць,

губы- нявар, 

зубы- тив, тибя,

язык- нямю, 

уши- ха",

подбородок-няӈу

лэмбара (грудь),.

 

- Тюку ӈамгэ? Это что?

 

  •  

 

 

 

 

  • Вы не устали? Давайте с вами немного поиграем.

Воспитатель читает потешку “Икоця!”, дети повторяют.

Икоця!Икоця!

Сями халта

Падуни няръя”,

Cэвни парчнея”!

(Водичка!Водичка! Лицо моё умой! Щёчки мои красные! Глазки мои чёрные!)

-Дети отвечают на вопрос.

 

 Дети повторяют слова  на русском и на ненецком языке.

 

 

 

 

Немного размялись, теперь можно продолжить.

-Ӈухуко Неко сян сэвда (ӈудада, ӈэда, хада)? Сколько у куклы Неко глаз (рук, ног, ушей)?

 

 

 

Ӈопой

Сидя

 

 

 

 

 

 Если вы были внимательны на занятии, то  сможете ответить на мои загадки.  Хобцокоми хода”.      

 1).Тарцавэй лахаць’ ниня си”ив сидя.  На мохнатой кочке семь нор.(ӈэва-голова, хаха’-два уха, сэвха’-два глаза, пыя’сихи’-две ноздри, нянзи-рот.)

 2)Ябтако саля’ малхана сидя ваӈгота. На конце узкого мыса две норы (ноздри).

Я хочу вас попросить, чтобы вы эти загадки загадали своим родителям.

 

Отвечают на загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель показывая на себе и на кукле произносит фразы и просит детей продолжить:

  • Два глаза смотрят (Сэвха’ сырӈаха’);
  • Два уха слушают(хаха’ инзелеӈаха’(два уха слушают) ;

         - Две руки работают (ӈудаха’ манзараӈаха’).

- Фразы на ненецком языке следует повторить с детьми хором, подгруппами и индивидуально.

 

 

 Дети выполняют задание.

 

 

 

 

Кукла Неко приготовила для вас небольшое задание. Нужно собрать картинку.

Воспитатель расдаёт иллюстрации на каждого ребёнка.

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая игра «Мань мя"ни тер- Моя семья»

Тюку ирими

Тюку хадами

Тюку нисями

Тюку небями

Тюку хобатна ӈацекы

Тюку мал"мяни тер".

 

 

 

 

 

А сейчас ребята мы с вами немного порисуем. Теда паднангуда! Я вам раздам готовые раскраски, на них изображены лица людей. Ваша задача, дорисовать части лица- глаза, уши, нос, губы, щёки. А затем вы должны назвать все части лица (на русском и ненецком).

Дети выполняют задание

Итог:

 

 

 

Ну, что-ж, ребята вы все справились с заданием.

Скажите, пожалуйста,

Чем мы сегодня с вами занимались?

Что вы больше всего запомнили?

  Что интересного узнали? Кто сегодня к нам приходил в гости?

 Воспитанники вместе с педагогом делают выводы.

Рефлексия

 

 

 

 У вас ребята на столе лежат смайлики (весёлый, грустный).

Если вы хорошо работали то веселый смайлик, если вам было трудно грустный. Какой смайлик себе выбираете, оцените себя? Как вы сегодня поработали.

Я вместе с куклой Неко с вами прощаюсь.

 До свидания! Лакамбой!

Воспитанники оценивают себя с помощью смайлов!

 

 

 

 

До свидания! Лакамбой!

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.       Кокорева Н.Я. “Лахана тохолкудм”(Учусь говорить)., стр.40. Яр-сале, 2001г.

2.       Кокорева Н.Я. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.

3.       Окотэтто Е.Н. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_litsa_i_tela.docx115.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

                                                           

Непосредственно - образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе «Рябинка»

«Человек. Части тела и лица». «Ненэць».

Воспитатель первой квалификационной категории:

Рогалева Оксана Георгиевна

                                                                                       Панаевск 2022 г

Группа: подготовительная к школе группа (5-6лет)

Количество детей: 10

Открытое занятие

Тема:  «Человек. Части тела и лица». «Ненэць».

Цель: Продолжать знакомить детей со строением тела человека. Закрепить названия частей тела. Научить употреблять формы имён существительных двойственного числа, называть себя по имени. Расширить словарный запас детей за счёт слов: лэмбара (грудь), паду (щека), пэя (лоб), ӈэва'тар"(волосы), пыя'сихи (ноздри), ик (шея), глаз- сэв, ресницы- сэв'вар' тар", брови – нирць, губы - нявар,  зубы - тив, тибя, язык- нямю,  уши- ха", подбородок- няӈу.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение отвечать по–ненецки на поставленные вопросы.  
  • Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
  • Загадки на ненецком языке о человеке.
  • Игры  

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
     -   развивать коммуникативные умения учащихся;

      -   развивать инициативу и творчество детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы: 

Методы: словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

наглядный (изображение человека ).              

                                                                   

                                                                               Ход занятия:

Этапы

Время

Задача

Метод

     Деятельность педагога

Деятельность детей

Орг.момент

Словесный

- Здравствуйте дети! “Ӈани торова!”Давайте поздороваемся по-ненецки! (дословно переводится “И снова Здравствуйте!”)

Дети здороваются по ненецки:

- Здравствуйте! Ӈани торова!

Мотивационно-побудительный этап

-Мань нюми Оксана Георгиевна. Меня зовут Оксана Георгиевна.

Воспитатель по одному вызывает двух-трёх детей и спрашивает:

- Пыдар нюмл ӈамгэ? Как тебя зовут?

Воспитатель поочерёдно показывает картинки и спрашивает:

  • Тюку хибя"?Это кто?
  • Ӈацекы" ӈамгэм' пэрӈа"?Что делают дети?
  • Не ӈамды?...Женщина сидит?

Отвечают дети.

Каждый ребёнок называет себя по имени.

Мань нюми Иван. Меня зовут Степан.

- Ненэця"-Люди

- Ӈацекы" лаханакурӈа".

- Не ӈамды.

-  Скажите мне пожалуйста, о ком мы только, что говорили ? О ком идёт речь? Хибям' ваде"ӈа"?

Всё правильно- человек, сегодня мы с вами познакомимся с человеком и с его строением тела и лица.

Воспитанники отвечают на вопрос.

  • О человеке.

- Сегодня к нам в гости пришла в гости кукла Неко. Давайте поздороваемся. “Ӈани Торова Несэйне!”

Педагог берёт большую куклу в национальной одежде. Проверяет детей о частях тела человека.

 Тюку ӈамгэ? Это что?

паду (щека),

пэя(лоб),

ӈэва'тар"(волосы), пыя'сихи(ноздри),

ик( шея), 

глаз- сэв,

ресницы-сэв'вар' тар",

брови – нирць, 

губы- нявар,  

зубы- тив, тибя,

язык- нямю,  

уши- ха",

подбородок-няӈу

лэмбара (грудь),.

- Тюку ӈамгэ? Это что?

  • Вы не устали? Давайте с вами немного поиграем.

Воспитатель читает потешку “Икоця!”, дети повторяют.

Икоця!Икоця!

Сями халта

Падуни няръя”,

Cэвни парчнея”!

(Водичка!Водичка! Лицо моё умой! Щёчки мои красные! Глазки мои чёрные!)

-Дети отвечают на вопрос.

 Дети повторяют слова  на русском и на ненецком языке.

Немного размялись, теперь можно продолжить.

-Ӈухуко Неко сян сэвда (ӈудада, ӈэда, хада)? Сколько у куклы Неко глаз (рук, ног, ушей)?

Ӈопой

Сидя

 Если вы были внимательны на занятии, то  сможете ответить на мои загадки.  Хобцокоми хода”.      

 1).Тарцавэй лахаць’ ниня си”ив сидя.  На мохнатой кочке семь нор.(ӈэва-голова, хаха’-два уха, сэвха’-два глаза, пыя’сихи’-две ноздри, нянзи-рот.)

 2)Ябтако саля’ малхана сидя ваӈгота. На конце узкого мыса две норы (ноздри).

Я хочу вас попросить, чтобы вы эти загадки загадали своим родителям.

Отвечают на загадки.

Воспитатель показывая на себе и на кукле произносит фразы и просит детей продолжить:

  • Два глаза смотрят (Сэвха’ сырӈаха’);
  • Два уха слушают(хаха’ инзелеӈаха’(два уха слушают) ;

         - Две руки работают (ӈудаха’ манзараӈаха’).

- Фразы на ненецком языке следует повторить с детьми хором, подгруппами и индивидуально.

 Дети выполняют задание.

Кукла Неко приготовила для вас небольшое задание. Нужно собрать картинку.

Воспитатель расдаёт иллюстрации на каждого ребёнка.

Дети выполняют задание.

Пальчиковая игра «Мань мя"ни тер- Моя семья»

Тюку ирими

Тюку хадами

Тюку нисями

Тюку небями

Тюку хобатна ӈацекы

Тюку мал"мяни тер".

А сейчас ребята мы с вами немного порисуем. Теда паднангуда! Я вам раздам готовые раскраски, на них изображены лица людей. Ваша задача, дорисовать части лица- глаза, уши, нос, губы, щёки. А затем вы должны назвать все части лица (на русском и ненецком).

Дети выполняют задание

Итог:

Ну, что-ж, ребята вы все справились с заданием.

Скажите, пожалуйста,

Чем мы сегодня с вами занимались?

Что вы больше всего запомнили?

  Что интересного узнали? Кто сегодня к нам приходил в гости?

 Воспитанники вместе с педагогом делают выводы.

Рефлексия

 У вас ребята на столе лежат смайлики (весёлый, грустный).

Если вы хорошо работали то веселый смайлик, если вам было трудно грустный. Какой смайлик себе выбираете, оцените себя? Как вы сегодня поработали.

Я вместе с куклой Неко с вами прощаюсь.

 До свидания! Лакамбой!

Воспитанники оценивают себя с помощью смайлов!

До свидания! Лакамбой!

                         

Список использованной литературы:

1.        Кокорева Н.Я. “Лахана тохолкудм”(Учусь говорить)., стр.40. Яр-сале, 2001г.

2.        Кокорева Н.Я. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.

3.        Окотэтто Е.Н. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.

Самоанализ открытого занятия по теме:  «Человек. Части тела и лица». «Ненэць».

Цель: Продолжать знакомить детей со строением тела человека. Закрепить названия частей тела. Научить употреблять формы имён существительных двойственного числа, называть себя по имени. Расширить словарный запас детей за счёт слов: лэмбара (грудь), паду (щека), пэя (лоб), ӈэва'тар"(волосы), пыя'сихи (ноздри), ик (шея), глаз- сэв, ресницы- сэв'вар' тар", брови – нирць, губы - нявар,  зубы - тив, тибя, язык- нямю,  уши- ха", подбородок- няӈу.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение отвечать по–ненецки на поставленные вопросы.  
  • Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
  • Загадки на ненецком языке о человеке.
  • Игры 

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
     -   развивать коммуникативные умения учащихся;

      -   развивать инициативу и творчество детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы:  

Методы: словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

наглядный (изображение человека ).              

                                                                   

Группа, с которой я работаю – это воспитанники подготовительной группы группы. Им по 5-6 лет. При планировании занятия учитывались их возрастные, психологические, языковые особенности. У обучающихся моей группы словарный запас еще не сформирован, хотя они понимают ненецкую речь, но сформировать правильно предложения ещё затрудняются.

При проведении занятия я ориентировалась на принципы обучения: наглядность, доступность, учёт возрастных особенностей, самостоятельности при руководящей роли педагога, последовательности.

На первом этапе – организационный момент, мотивирование к учебной деятельности применены  УУД – личностные: самоопределение, умение правильно вести себя в кабинете, в коллективе ; коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и с другими воспитанниками, слушать и понимать речь педагога.

На втором этапе - актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (проверка усвоения знаний прошлых  занятий) применены  УУД - коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися; оформлять свои мысли в устной  форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других;

познавательные: анализ объектов с целью выделения ведущих признаков.  

        На третьем этапе - постановка учебной цели и задач (проблемная ситуация, подготовка к восприятию нового, восприятие нового) применены УУД - регулятивные: целеполагание

        На последнем этапе – рефлексия - познавательные: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание,

Материал занятия оказался интересным для воспитанников.

Данное занятие проведено в форме интегрированного занятия.

       Использовала такие методы обучения:

Словесный, наглядный, практический.

Подведение итогов самостоятельной работы, и рефлексия – метод контроля.

В ходе занятия на этапе самостоятельной работы использована индивидуальная работа.

Мне  удалось уложиться по времени, потому что всё было распределено по минутам.

      Цель занятия можно считать достигнутым, план занятия выполнен, материал пройден,  все закрепили слова на ненецком языке.

Поставленные задачи удалось выполнить, перегрузки воспитанников не было, потому что на занятии  использовались подвижные игры, помещение было до занятия проветрено.

Общая самооценка – хорошая. Занятие содержательное, воспитывающее.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                     Вопитатель: РОГАЛЕВА О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему «: «Узнаю эмоцию по лицу».

Открытое занятие на тему «: «Узнаю эмоцию по лицу».Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике.Задачи: 1) развитие умения разл...

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Конспект коррекционного занятия "Части тела и лица".

Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью по ознакомлению с окружающим: "Части тела и лица"....

Учебное занятие" Ты любишь путешествовать? "Лицей № 6

ХОД УРОКАВводная часть – (2-3 мин)Teacher:  Good morning! Take your seats, please, and get ready for the lesson. Let\'s me introduce myself. My name is Anna Andreevna. And I\'ll be your teacher tod...

Конспект открытого занятия "Части тела и лица"

Южное Окружное Управление ОбразованияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Центр инклюзивного образования «Южный»    Конспект открытого коррекционно-разв...

Открытое занятие "Лицо без маски"

Расширить знания о  различных типах кожи, об уходе за кожей лица. Занятие - практикум для детей 11 - 13 лет....