методическая разработка по истории родного края в 6 кл
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Разработка урока "Великие бунтовщики Саратовского Поволжья "прослеживается связ между крупнейшими восстаниями на территории нашего края:С Разина, К  Булавина,Е Пугачева. Раскрывается проблема ,почему именно Поволжье явилось местом притяжения бунтовщиков. работа с картой позволяет сравнить масштаб театра военных действий этих выступлени. Как саратовцы чтут память о этих народных героях. Использование архивного краеведческого материала о нашей местности в годы Пугачевского восстания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урока по истории родного края в 6 классе  

Володина Ирина Николаевна МАОУ « СОШ р.п Соколовый»

Великие бунтовщики на территории Саратовского края.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: Комбинированный урок с элементами проблемного диалога, работы в группах и проектной деятельности.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли Саратовского края в народных восстаниях под предводительством С.Т. Разина и Е.И Пугачева

Задачи урока:

Личностные: Формирование интереса к истории родного края; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; воспитание уважения к историческому прошлому своей малой Родины

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять цель урока , планировать свои действия для достижения результата.

Познавательные: Развивать навыки работы с картой, историческими документами, умение анализировать и сравнивать.

Коммуникативные: Умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • Познакомить учащихся ходом восстаний С. Разина и Е Пугачева на территории Саратовского края.
  • Выявить причины, по которым Саратовский край стал центром народных выступлений.
  • Запомнить ключевые даты и географические названия  связанные с этими событиями в нашем крае

Основные понятие: Восстание, бунтовщик, казачество, крестьянская война, манифест.

Оборудование   Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: фрагменты исторических документов отрывки из манифеста Пугачева, карты-схемы походов Разина и Пугачева, контурная карта, народные песни о Разине. Презентация

Межпредметные связи: Литература, география

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап Прием проблемный вопрос. Учитель: «Ребята, посмотрите на слайд (На слайде-изображение памятника С.Разину и фрагмент мемориальной доски на ул Пугачева ) Что объединяет эти два памятника? Ученики высказывают предположения (оба связаны с Саратовским краем, оба казаки, оба поднимали восстания.

Учитель: Верно. И Разин и Пугачев вошли в историю как бунтовщики. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться почему именно наш край стал одним из главных центром этих крупнейших восстаний.         Учитель записывает тему урока на доске

3.Актуализация знаний:

какое время происходили эти восстания.?

-Кто такие казаки Где живут?

-Показать на карте Волгу, какое значение она тогда имела?

4.Этап открытия нового знания

Работа в группах.

Класс делится на 2 группы –одна эксперты по С Разину, вторая –Е Пугачеву

1.работа с картой. Каждая группа получает задание отметить на карте (1- Разин –Дон,, Царицын, ,Саратов, Самара отметить путь Разина) вторая (Пугачев –Яик ,Оренбург, Саратов, Царицын ,отметить путь Пугачева.

Совместно обсудить, почему восставшие двигались по Волге.

2.Работа с информацией.

Для экспертов по Разину:

-Текст о походе Разина 1870то о взятии Саратова

-Отрывок из народной песни «Как по волге по реке, по широкой…..

Вопрос: Как относилось местное население к Разину?  Почему?

Для экспертов по Пугачеву

-текст о осаде Саратова войсками Пугачева 1774

-Отрывок из манифеста Пугачева «Жалуем всех…..

Вопрос: Что Пугачев обещал народу? почему его поддержали?

3Обмен информацией Выступление экспертов. Обмен информация по проработанным источникам                                                                                                                                             Выводы, которые должны сделать ученики.

1: Наш край был стратегически важным регионом (Волга-главная транспортная и торговая артерия)

2.Здесь жило много недовольного населения (Беглые крестьяне, казаки, народы Поволжья)

3.Разин и Пугачев имели здесь поддержку, выступали защитниками народа от царской власти и помещиков.

Учитель: Еще один знаменитый бунтарь был связан с нашим краем К.Булавин 1707-1709Поволжье оказалось в зоне действия восставших казаков по его предводительством. Один из отрядов осадил город, но Саратов не сдался .

4.Физкульт минутка.

5.Первичное закрепление (тест)

1.В каком веке произошло восстание С Разина

А)16в Б)17в в)18

2.Какой город на Волге был взят обоими «бунтовщиками»

А ) Саратов Б)Астрахань в) Нижний новгород

3.за кого выдавал себя Е Пугачев

А) Ивана Грозного Б) царя Петра3   В) царевича Дмитрия

4.Почему народы Поволжья поддержали Восставших.

А) им платили   б) хотели получить свободу и землю в) их заставляли силой

Учитель: Русское государственное село Разбойщина (Разбоевщина), наш современный посёлок Соколовый, было основано в последней четверти XVIII века как деревня Горелый Буерак (сведения о первом упоминание датированное 1775 годом мы нашли в «Ревизских сказках»). Располагалась она изначально севернее, но к началу XIX века жители переселились на нынешнее место поближе к родникам. По распространённому мнению, название Разбойщина поселение получило из-за того, что в этих местах стоял отряд разбойников Емельяна Пугачёва.  Существует еще краеведческая версия названия от дореволюционного саратовского краеведа и историка Гераклитова, от его сведений о том, что некогда гулял в наших саратовских краях разбойник Соколов. И, будто – именно на Соколовой горе, отчего мол, и пошло её название. А может не на горе, а на теперешней окраине Саратова, прозванной Разбойщиной?                                                                               Наши земли были ареной крупнейших народных выступлений. Память об известных бунтовщиках жива в названиях улиц, преданиях и песнях

6.Рефлексия

А теперь составим синквейн, и вы выразите свое отношение к этому человеку.

Степан Разин, Емельян Пугачев (по выбору)

Смелый энергичный

Воюет защищает обещает

Борется за правду и справедливость

Герой

Прием «незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал….

Было интересно……

Мне захотелось узнать больше о……

Домашнее задание

Творческое: Нарисовать комикс на тему «Взятие Саратова пугачевцами» или «Степан Разин на Волге»      Исследовательское: Подготовить сообщение о месте связанном с событиями восстаний на территории нашего края

Приложение

Раздаточный материал.

Для группы «Разин»

Текст «Летом 1670 года флотилия Степана Разина двинулась вверх по Волге. Царицын сдался без боя 15 августа разинцы подошли к Саратову. Жители города сами открыли ворота и встретили Разина Хлебом -солью. В Саратове восставшие провели неделю, пополняя свои ряды новыми сторонниками из числа горожан и окрестных крестьян.

Фрагмент народной песни

Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.

 Для группы «Пугачев»

Текст «6 августа 1774 года многотысячное войско Емельяна Пугачёва подошло к Саратову. После непродолжительного штурма крепость пала. Пугачев открыл амбары с хлебом и солью и раздал их народу. В городе зачитали манифесты «императора Петра 3 «, в которых он жаловал народу волю и землю»

 Манифест

Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим
милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и
в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами
собственной нашей короне; и награждаем древним крестом
и молитвою, головами и бородами, вольности и свободою
и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных
и прочих денежных податей, владением землями, лесными,
сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами
без покупки и без оброку; и освобождаем всех от прежде чинимых
от злодеев дворян и градских мздоимцев-судей крестьянам и всему
народу налагаемых податей и отягощение. И желаем вам спасения душ
и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели
от прописанных злодеев-дворян странствие и немалые бедствии.

памятник С.Разину

 утес С. Разина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История родного края: "Саратов - мой город родной"

Презентация : "Саратов - мой город родной"...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"

Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знан...

неделя истории на тему "История Родного края"

содержит план и разработки мероприятий недели истории...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....