Алтай в годы Великой Отечественной войны (проектная деятельность)
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Лоза Анна Юрьевна

Занятие "Алтай в годы Великой Отечественной войны" представляет собой проектную деятельность, направленную на глубокое и самостоятельное исследование вклада Алтайского края в Победу. Учащиеся будут активно работать с различными историческими источниками, изучая героизм земляков на фронте и трудовой подвиг жителей тыла. Кульминацией станет создание и публичная защита проекта (папки), посвященного значимым событиям и личностям региона периода ВОВ. Цель занятия – не только расширить исторические знания о своей малой родине, но и способствовать формированию чувства гордости, патриотизма, а также развитию исследовательских навыков и умения работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instruktsii.doc32.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt801.5 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx22 КБ
Файл prilozhenie_no2.docx19.31 КБ
Файл vov_plan.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Группа №1 (инструкция)

Работа группы направлена на оформление папки.

  1. Члены группы принимают участие в выборе названия папки. После принятия решения оформляют титульный лист (его можно разнообразить иллюстрациями, соответствующими тематике), на котором указывают:
  • Название;
  • Класс (группу), который(ая) работала над составление папки;
  • Дату создания.
  1. Завершив работу над титульным листом, группа приступает к оформлению титульных страниц каждого раздела:
  • Герои- земляки (лист содержит название и эпиграф[1]; приветствуется красочное оформление);
  • Героизм тружеников Алтая (лист содержит название и эпиграф; приветствуется красочное оформление);
  • Для меня День Победы- это… (лист содержит лишь название, красочное оформление приветствуется, эпиграф отсутствует).

Время работы 10- 12 минут.

  1. После окончания работы над сбором папки, Группа №1 презентует ее всему классу (группе), указывая названия ее разделов и количество страниц в каждом из них. Представление папки- 2-3 минуты.

Группа №2 (инструкция)

Работа группы направлена на оформление раздела «Герои- земляки».

  1. Члены группы принимают участие в выборе названия папки. После принятия решения приступают к оформлению страниц, содержащих информацию о Героях Советского Союза Алтайского края.
  2. При оформлении, группа руководствуется материалами, предоставленными учителем (см. Приложение №1).
  3. Страницы должны сочетать в себе красочное оформление и  содержательность (имена, даты, события). Приветствуются зарисовки, иллюстрирующие описанные подвиги, награды.
  4. Члены группы сами выбирают Героев, чьи судьбы будут отражены в папке. Это может быть подробное описание 1-2 героев, представленное на нескольких листах. Возможно краткое представление 5-6 героев (1 лист- 1 человек).

Время работы 10- 12 минут.

  1. Закончив работу над разделом, Группа №2 презентует его всему классу (группе), после чего передает материалы Группе №1. Представление раздела- 2-3 минуты.

Группа №3 (инструкция)

Работа группы направлена на оформление раздела «Героизм тружеников Алтая».

1)        Члены группы принимают участие в выборе названия папки. После принятия решения приступают к оформлению страниц, содержащих информацию о героизме тружеников тыла Алтайского края.

2)        При оформлении, группа руководствуется материалами, предоставленными учителем (см. Приложение №2).

3)        Страницы должны сочетать в себе красочное оформление и  содержательность (имена, даты, события, показатели). Приветствуются зарисовки, иллюстрирующие лозунги.

4)        Члены группы сами выбирают для представления эпизоды из жизни тружеников тыла. Рекомендуется обращать внимание на сведения, выделенные в тексте, и на лозунги, которые побуждали тыл к действиям! Это может быть подробное описание 1-2 сфер жизни, представленное на нескольких листах. Возможно краткое представление всех достижений тружеников Алтайского края, отраженных в Приложении №2.

Время работы 10- 12 минут.

5)        Закончив работу над разделом, Группа №3 презентует его всему классу (группе), после чего передает материалы Группе №1. Представление раздела- 2-3 минуты.


[1] Для подбора эпиграфов группа получает книгу «Поэты Алтая о Великой Отечественной войне»/ Авторский альманах «Август».- Барнаул. 1994. Эпиграфом служит подходяще по смыслу стихотворение или его часть; обязательно указывается автор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

80-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается...

Слайд 2

На Алтайский край по статистике приходится в три раза больше Героев Советского Союза, чем в среднем по стране. В военном комиссариате Алтайского края были уточнены данные на всех Героев Советского Союза, чьи биографии связаны с Алтайским краем. На сегодняшний день можно аргументировано утверждать, что их 293 человека.

Слайд 3

Герои- земляки Героизм тружеников Алтая Название- ?

Слайд 4

Для меня День Победы- это…



Предварительный просмотр:

Приложение №1

На Алтай по статистике приходится в три раза больше Героев Советского Союза, чем в среднем по стране.

В военном комиссариате Алтайского края были уточнены данные практически на всех Героев Советского Союза, чьи биографии связаны так или иначе с Алтайским краем. На сегодняшний день мы можем аргументировано утверждать, что их 293 человека[1].

Герои Советского Союза, в честь которых названы улицы Алтайского края

Улица Балабанова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Анатолий Иванович Балабанов родился 1 января 1912 года в г.Ленинграде. Неполную среднюю школу окончил в г.Барнауле. Работал инструктором производственного обучения при Барнаульской детской комиссии. В действующей армии с июня 1941 года. Командир эскадрильи 135-го гвардейского батальона, гвардии майор. К апрелю 1945 года совершил 322 боевых вылета.

29 июня 1945 года А.И.Балабанову присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и столько же – Красной Звезды, Суворова III степени и Александра Невского, Отечественной войны II степени, множеством медалей.

Улица Георгия Исакова - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Исаков Георгий Семенович родился в 1919 году в п.Касмала Павловского района Алтайского края.

На фронте с июня 1942 года командир 929 стрелкового полка, младший лейтенант практически повторил подвиг А.Матросова.

В начале войны попал в плен, разоружив охрану, бежал, воевал в партизанском отряде, за что впоследствии получил прозвище «партизан». Позже, когда отряд соединился с Красной Армией служил в первом стрелковом батальоне 929-го полка 254-ой Черкасской Краснознаменной дивизии. В бою 30 марта 1944 года у деревни Кырпици (Румыния) уничтожил вражеский пулемет, препятствовавший продвижению роты. 7 апреля 1944 года у населенного пункта Стынка, подобравшись к вражеской противотанковой пушке, вывел ее из строя вместе с расчетом и при этом погиб.

13 сентября 1944 году Г.С.Исакову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Улица Веры Кащеевой.

Кащеева Вера Сергеевна родилась 15 сентября 1922 года в с.Петровка Троицкого района Алтайского края.

В Великую Отечественную войну была санинструктором стрелкового батальона 39-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовала в Сталинградской битве, в боях за освобождение Донбаса, Левобережной Украины.

В августе 1943 года удостоена медали «За отвагу» за оказание первой помощи раненным под огнем противника. В бою при освобождении г.Запорожье перевязала и вынесла с поля боя 25 раненых, за что была награждена орденом Красной Звезды. В октябре 1943 года в составе батальона первого эшелона участвовала в форсировании Днепра в районе Днепропетровска. При отражении контратак противника была тяжело ранена.

Герой Советского Союза, одна из первых женщин СССР, удостоенных медали Международного комитета Красного Креста за спасение раненых.

Улица Малахова - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

МалаховаМалахов Николай Михайлович родился 14 ноября 1921 года в с.Шелаболиха Павловского района Алтайского края. Окончил 7 классов, аэроклуб,. Работал монтером на телефонной станции в г.Барнауле.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года. Заместитель командира эскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка, гвардии лейтенант. К апрелю 1945 года совершил 122 боевых вылета. Едва ли ни с первых боевых вылетов его штурмовик враги окрестили черной смертью.

Самолет Малахова бомбил оборону немцев на Сиваше ,неотступно преследовал фашистов при освобождении Крыма, города-героя Севастополя. Его боевой путь пролег от Орши до Восточной Пруссии.

Пришлось Николаю Малахову повоевать и на земле. Под Таганрогом он был сбит. Приземлился за линией фронта, где встретился с партизанами и принимал участие в их вылазках.

Звание Героя Советского Союза присвоено Н.М.Малахову 29 июня 1945 года. Имеет орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Его именем названы улицы в Ленинском районе г.Барнаула и г.Павловске.

Улица Маркелова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Маркелов Николай Данилович родился 20 июня 1920 года в городе Барнауле.

В действующей армии с 1942 года. Командир звена 806 штурмового авиаполка, лейтенант. К сентябрю 1944 года совершил 105 боевых вылетов. Погиб 16 ноября 1945 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года. Награжден: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.

Улица Панкратова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Панкратов Василий Никитович родился 20 апреля 1913 года в селе Барановка ныне Змеиногорского района Алтайского края. Работал бригадиром, председателем колхоза. В 1932 году окончил совпартшколу, работал инструктором Змеиногорского райкома комсомола. В действующей армии — с июня 1941 года.

Гвардии старший лейтенант Панкратов В. Н. будучи заместителем командира 3-го стрелкового батальона по политической части в составе передового отряда 17-го гвардейского стрелкового полка, одним из первых 25 апреля 1945 года форсировал на автомобилях-амфибиях пролив Зеетиф, соединяющий Балтийское море с заливом Фришес-Хафф. Принял участие в отражении четырех контратак противника и обеспечил высадку главных сил 5-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Г. Б. Петерса.

За героический бой на плацдарме к званию Герой Советского Союза были представлены девять военнослужащих 3-го батальона 17-го гвардейского стрелкового полка, в том числе В.Н.Панкратов.

Награжден: орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Улица Антона Петрова - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Петров Антон Васильевич родился 20 августа 1909 года в г.Барнауле. В 1929 году по комсомольской путевке едет в Красноярский техникум физкультуры, по окончании которого возвращается домой и поступает на работу на Барнаульский вагоноремонтный завод инструктором физкультуры. Потом армия. По возвращении Антон Петров возглавляет краевой совет спортивного общества «Спартак».

С первых дней войны он в рядах 107 стрелковой дивизии, сформированной на Алтае. 26 апреля 1945 года гвардии капитан Петров, преодолев с передовым отрядом пролив у г.Пилау, огнем батареи обеспечил высадку десанта на косу Фрише-Неруг, после чего поднял бойцов в рукопашную схватку и удержал рубеж. На его груди рядом с Золотой Звездой Героя и орденом Ленина - ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной звезды, медали.

Улица Рубусина расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Рубусин Сергей Михайлович родился 25 января 1924 года в городе Барнауле.

В действующей армии с августа 1943 года. Огнеметчик 47-го отдельного батальона ранцевых огнеметов рядовой С.Рубусин 2 февраля 1945 года умело и мужественно проявил себя при ликвидации опорных пунктов противника в г.Штейнау (Сьцинава, Польша). Огнеметом, автоматом и гранатами уничтожил 20 гитлеровцев и сам погиб в бою.

Звание Героя Советского Союза С.Рубусину присвоено 10 апреля 1945 года посмертно.

Улица Халманова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула и в с.Гоньба.

Халманов Иосиф Васильевич родился 23 марта 1906 года в селе Гоньба Ленинского района г.Барнаула.

В начале войны был мобилизован в ряды Красной Армии и принимал участие в обороне г.Калинина. после тяжелого ранения в боях, окончил краткосрочные курсы санинструкторов, в составе 634-го стрелкового полка отправлен на фронт. Вторично ранен при форсировании Днепра. Был в числе первых, кто захватил плацдарм. После боя в живых осталось только 9 человек, среди них - санинструктор И.Халманов. 24 марта 1945 года все они были удостоены звания Героев Советского Союза.

При штурме деревни Буйничи на правом берегу Днепра И.Халманов первым водрузил красный флаг на одном из занятых домов, чем вызвал панику в стане врагов. За время боев вынес 190 раненых бойцов и командиров.

Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

Иосиф Васильевич Халманов закончил войну в Берлине, участвовал в Параде Победы в Москве в 1945 году.

Улица Юрина - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Юрин Алексей Николаевич родился 5 марта 1905 года в г.Трубчевск Орловской области. В 14 лет вынужден пойти работать, в 16 остается круглым сиротой. Пытается поступить на курсы красных командиров в городе Витебске, но безуспешно. Вторая попытка была более удачной и А.Юрин становится курсантом. В 1923 году заканчивает курсы, получив звание красного командира. С этого момента его жизнь неразрывно связана с Красной Армией.

В 1938 году А.Юрин заочно оканчивает Военную академию им. М.В.Фрунзе.

Свой боевой путь в годы войны начал в должности заместителя начальника штаба дивизии на Западном фронте. Участник битвы за Москву. Принимал участие в разработке многих наступлений и операций, форсировал Днепр.

21 июля 1944 года полковнику Юрину было присвоено звание Героя Советского Союза, а 26 июля 1944 года он погиб. Именем Героя названы улицы в городах Барнаул и Трубчевск.

Улица Кавалерийская.

87-я Кавалерийская дивизия была сформирована на Алтае в августе 1941 года. Воевала в составе частей Волховского фронта. Прорвав оборону противника, прошла с боями по его тылам в январе 1942года. В январе 1943 года была преобразована в 64-ю гвардейскую стрелковую дивизию. При прорыве блокады Ленинграда наступала на главном направлении - от Пулковских высот. Получила наименование Красносельской.

Всего более 50 тысяч алтайских солдат в составе трех сибирских дивизий, специально переброшенных на Ленинградский и Волховский фронты, принимали участие в обороне Ленинграда.

Улица 42-ой Краснознаменной Бригады.

Начало войны. Враг рвется к Москве. В тылу в ускоренном порядке готовятся резервные соединения для помощи фронту. Одно из них - 42-я отдельная стрелковая бригада. Ее личный состав в основном сформирован из жителей Алтая. Командир - Герой Советского Союза полковник Матвей Степанович Батраков. Золотую звезду героя он получил за мужество и отвагу, проявленные в боях за город Ельню, где командовал 765-м стрелковым полком в 107-й стрелковой дивизии, сформированной также на Алтае.

Бригада прибыла под Москву, где была поставлена на стыке двух армий. Вскоре она была переброшена на Калининский, а затем на Северо-Западный фронт. Пройдя через линию фронта, батраковцы действовали в тылу врага. Стояли сильные морозы, было трудно с продовольствием и не было связи ни с одной из наших частей. И даже в этих тяжелых условиях сибиряки-алтайцы громили врага, освобождали десятки населенных пунктов.С сентября 1942 года начинается сталинградская страница в истории бригады.

Особенно отличилась бригада в боях на высоте 133,4. Личный состав второго батальона почти весь погиб, но высоты не отдал. Бригада оказалась отрезанной от Волги и от других частей. Была прервана связь, бригада считалась погибшей. Но батраковцы прорвались, вошли в город и заняли оборону на новом рубеже. За доблесть и мужество бригада была награждена орденом Красного Знамени[2].


[1] Информация предоставлена военным комиссариатом Алтайского края.

[2] Алтайский край. Универсальные энциклопедии и энциклопедические справочники. Энциклопедия Алтайского края в 2 т. //Т. 2/ [редкол.: Мищенко В. Т. (гл. ред.) и др.]. — Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1996



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Народное хозяйство перестраивается для нужд фронта

Война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства, перевода подавляющего большинства гражданских предприятий на выпуск продукции для нужд фронта, перераспределения людских, материальных и финансовых ресурсов. Перестройка проходила в сложных условиях. В отличие от центральных районов страны на Алтае и в предвоенные годы не хватало рабочих рук. Количество их сократилось после военных мобилизаций. За годы войны край дал фронту в общей сложности 611245 человек. Кроме того, по трудовым мобилизациям было привлечено в промышленное производство из сел 117 тыс. человек. Народное хозяйство края лишилось многих опытных руководителей, которые ушли в действующую армию.

Эвакуированные заводы вступают в строй

Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Предстояло не только в короткие сроки наладить их работу, но изменить профиль, организовать серийное производство военной продукции. Оборудование предприятий поступало неравномерно, разрозненно, некомплектно, не хватало рабочей силы, производственных площадей, электроэнергии, отсутствовали подъездные пути. Часть оборудования монтировали на действующих промышленных мощностях, большинство их создавали заново.

Новые предприятия возникали в невиданно короткие сроки, уже через несколько месяцев их продукция шла на фронт. Всего за годы войны в крае было построено 51 крупное промышленное предприятие, из них 14 — в Барнауле. Так, на базе оборудования, эвакуированного из Харькова, Сталинграда, возник Барнаульский завод транспортного машиностроения, на базе ленинградского Невского завода — котельный завод. Был восстановлен завод механических прессов из Одессы, начали действовать Барнаульский станкостроительный завод, аппаратурно-механический. Оборудование Харьковского тракторного завода было размещено в Рубцовске, положив начало Алтайскому тракторному заводу. В годы войны он был единственным в стране предприятием, выпускающим тракторы и запасные части к ним. В  октябре 1941 г. в Новоалтайск прибыл первый эшелон с людьми и оборудованием Днепродзержинского вагоностроительного завода. Всего через месяц с небольшим отсюда пошла продукция фронту.

Кадры готовятся непосредственно на производстве

Остро стояла проблема обеспечения народного хозяйства, прежде всего промышленности и транспорта, рабочей силой, особенно квалифицированными кадрами. Был проведен ряд чрезвычайных мер: увеличен рабочий день, узаконены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, прошла мобилизация трудоспособного населения для работы в промышленности и на транспорте. Рабочие и служащие оборонной промышленности закреплялись за своими предприятиями.

Важным источником пополнения квалифицированными кадрами стали школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища системы трудовых резервов. В 1940 г. на Алтае имелось всего 2 училища и 1 школа, где обучалось 1050 человек, в 1944 г. — 17 училищ и 12 школ. За военный период они подготовили более 28 тыс. человек для промышленности и транспорта. Большая часть рабочих массовых профессий готовилась непосредственно на производстве через стахановские школы, кружки техминимума, краткосрочные курсы, бригадно-индивидуальное ученичество. Во время войны среди рабочих значительно возросла доля молодежи. На многих предприятиях края она составляла 70-80% к общему числу.

Продукция — фронту, населению — минимум

Население городов испытывало огромные материальные трудности. Рабочие предприятия получали по карточкам 500-600 г, служащие и иждивенцы — 400 г и дети — 300 г хлеба в день. Минимальным было снабжение мясом, жирами, сахаром, другими продуктами, а также предметами первой необходимости. Государственная легкая промышленность работала на нужды фронта. Продукции, изготовленной местной и кооперативной промышленностью в 1944 г., приходилось: одна пара кожаной обуви на 7 человек, пара валенок — на 4 человека, один метр хлопчатобумажной ткани, пара чулок и носков — на 10 человек и 215 г хозяйственного мыла — на 1 человека. Но и эта продукция не вся шла населению края, часть ее отправлялась в другие регионы.

Жители края проявляют небывалый трудовой патриотизм

Многообразны были формы трудового патриотизма: массовые воскресники, движения двухсотников, тысячников, за совмещение профессий, за создание особого фонда Главного командования Красной Армии, соревнование за овладение смежными профессиями.

Движение двухсотников (выполнение производственного задания на 200%). Участники его трудились под девизом «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Уже в начале июля 1941 г. они появились на Барнаульском меланжевом комбинате, в Рубцовском и Барнаульском паровозных депо, на вагоноремонтном и чугунолитейном заводах, в коллективе текстильстроевцев и на других предприятиях края. В 1942— 1943 гг. целые участки и цехи многих предприятий стали участниками этого патриотического движения.

Стремление активно помогать фронту породило движение тысячников, которые выполняли производственные задания на 1000 и более процентов. Инициатором его явился токарь комсомолец Барнаульского станкостроительного завода Иван Фомичев. За счет высокого профессионального мастерства и четко продуманной организации труда он довел норму выработки до 1560%. Его пример увлек сотни рабочих. Тысячниками стали Анна Доненко, Тихон Поцелуев, Александр Демидов, Татьяна Баранова, Яков Мороз и многие другие. 23 августа 1943 г. инструментальщик станкостроительного завода И. А. Тужилкин выполнил норму на 2336%. В 1943 г. 23 тыс. молодых рабочих краевого центра были заняты на производстве, из них 11500 являлись ударниками, 4133 — стахановцами, 1990 — двухсотниками, трехсотниками, тысячниками.

Хлеб — фронту!

Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дала мощный импульс развитию его промышленности. В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов. Военные мобилизации вызвали резкое сокращение рабочей силы в деревне, число трудоспособных там сократилось в 2,5 раза. В некоторых районах на фронт были призваны почти все механизаторы-мужчины. Средняя обеспеченность МТС края запасными частями в 1942 г. составила 28% потребности. Фронт поглощал горюче-смазочные материалы. Заметно возросли доля конно-ручных работ и нагрузка на каждого колхозника. К 1943 г. она достигла 7,4 га посевных площадей на человека.

Но — нехватки людей и техники колхозы и совхозы края собрали в 1942 г. меньше половины объемов зерна от довоенного уровня. Самым тяжелым оказался 1943 год: произошло сокращение посевных площадей, снизился валовой сбор зерна, план хлебозаготовок оказался сорванным, большой урон понесло и животноводство.

        Коренной перелом в ходе войны, наступивший в 1944 г., создал благоприятные предпосылки для развития не только военной экономики. Алтаю была оказана помощь запасными частями, выделено 150 гусеничных тракторов, создано 5 новых МТС. В крае расширились посевы яровой пшеницы, колхозы и совхозы распахали 333 тыс. га новых земель. В 1944 г. Алтай поставил государству 34,5 млн. пуд.зерна, впервые за время войны был выполнен план заготовок мяса и картофеля.

За четыре военных года колхозы и совхозы Алтая поставили около 160 млн. пуд.хлеба, свыше 9,4 млн. — мяса, почти 10 млн. — картофеля и овощей, более 3 млн. — сахара, 2,2 млн. — животного масла, свыше 736 тыс. пуд. сыра, 2 млрд. л молока. Промышленность получила для переработки более 3,5 млн. кож, 900 тыс. пуд.шерсти[1].


[1] «Энциклопедия Алтайского края»: статья Н.С.Гаврилова; «Хронология истории Алтая» — электронная версия издательства «Ирбис» АлтГУ http://evdokimov.ru/22/history.html 



Предварительный просмотр:

Урок- проект

«80-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается...»

Участники: учащиеся 7 класса.

Актуальность: Вероятно, немного найдется в России семей, которых не коснулась война. Унеся миллионы жизней, оставив взамен разруху и слезы, навсегда осталась она в людской памяти как величайшее горе. В народном сознании долгожданный День Победы стал самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн. Этот великий праздник, «праздник со слезами на глазах», и в наше время остается одним из главных для граждан России. Сегодня, в преддверии 80-летия победы в ВОВ, ребятам представился шанс проявить свои исследовательские и творческие способности, приняв участие в создании проекта для школьного музея.

Образовательные цели:

  1. Создать представление о роли личности в победе над врагом.
  2. Систематизировать знания о  топонимах нашего края, связанных с ВОВ.
  3. Подвести к пониманию значимости нашего края в истории страны, через краткую характеристику достижений его жителей в годы ВОВ.

Развивающие цели:

  1. Развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся.
  2. Развивать память: слуховую, механическую.
  3. Развивать произвольное и непроизвольное внимание.
  4. Прививать интерес к краеведению.

Воспитательные цели:

  1. Формировать навыки работы в коллективе.
  2. Воспитывать патриотические взгляды.
  3. Развивать волевую сферу школьников (усидчивость, собранность, ответственность)

Средства обучения: официальный сайт Алтайского края, интерактивная доска, материалы собранные учителем, книга «Поэты Алтая о Великой Отечественной войне»/ Авторский альманах «Август».- Барнаул. 1994; папка, бумага, фломастеры, карандаши.

I этап. Подготовительный.

После завершения изучения параграфов учебника, посвященных Великой Отечественной войне, перед учащимися была поставлена цель локального изучения данной темы. Результаты было решено оформить в виде папки, которая будет передана в музей школы. Школьникам предстоит обратиться не к самим военным годам, а к тому, с чем мы подходим к 80- летию Победы. Данный проект направлен на анализ восприятия школьниками подвигов наших земляков и самого Дня Победы.

На данном этапе учителем была продумана структура папки и собраны теоретические сведения, отраженные в Приложении №№1-2.

II этап. Вводная беседа (10 минут)

Каждая годовщина победы в Великой Отечественной войне – повод аккумулировать и обнародовать данные по количеству ветеранов и тружеников тыла.

В военном комиссариате Алтайского края были уточнены данные практически на всех Героев Советского Союза, чьи биографии связаны так или иначе с Алтайским краем. На сегодняшний день мы можем аргументировано утверждать, что их 293 человека.

Именно нашим землякам, которые были удостоены звания Герой Советского Союза, будет посвящен первый раздел нашей папки- «Герои- земляки». Работой над ним займется Группа №2.  

Однако, не меньшего уважения заслуживают и труженики тыла, которые тоже внесли свой вклад в Победу. Им мы посвятим второй раздел папки- «Героизм тружеников Алтая», оформлением которого займется Группа №3.

Группе №1 предстоит собрать материалы 2 и 3 групп в единый проект (папку) и представить законченный вариант. Особенностью их работы является то, что к каждому разделу необходимо подобрать эпиграф, которым может выступать стихотворение (или его часть), автором которого является поэт Алтайского края. Для этого Группа №1 получает книгу «Поэты Алтая о Великой Отечественной войне»/ Авторский альманах «Август».- Барнаул. 1994.

III этап. Работа над проектом (10- 12 минут)

Прежде чем группы приступят к работе, нам предстоит подобрать название для нашей папки. (Ребята предлагают варианты названий и утверждают одно из них. В случае затруднений учитель предлагает свои варианты:«80-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается...», «Альбом войны. Алтайский край» и т.д.)

Название дано. Теперь группы могут приступать к работе. Каждая группа получает инструкцию и необходимые для работы материалы. На работу отводится 10-12 минут.

IV этап. Презентация разделов папки (6- 8 минут)

Следующим этапом работы над проектом является представление группами своих разделов. Осуществляется оно в следующей последовательности:

  1. Группа №1 оглашает название первого раздела и зачитывает подобранный к нему эпиграф (указывая автора);
  2. Группа №2 представляет результат своей работы в произвольной форме. Затем передает материалы Группе №1;
  3. Группа №1 оглашает название второго раздела и зачитывает подобранный к нему эпиграф (указывая автора);
  4. Группа №3 представляет результат своей работы в произвольной форме. Затем передает материалы Группе №1.

V этап. Письма- треугольники (6- 8 минут)

Работой над третьим разделом папки мы займемся независимо от принадлежности участников к группам. Каждому из учащихся предстоит продолжить предложение «Для меня День Победы- это…». Сделать это нужно в письменном виде. Объем 4-6 предложений, форма произвольная. Допускается анонимность. Приветствуется описание чувств, которые у Вас вызывает этот праздник, традиции его празднования в Вашей семье. На работу над мини-сочинением отводится 3-5 минут.

Чем сильнее мы отдаляемся от 1945 года, тем меньше становится ветеранов этой страшной войны. Пройдет еще несколько лет и среди нас не останется ни одного очевидца событий 1941-1945 гг. А это значит, что будущие поколения будут лишены возможности общения с ними и будут изучать Великую Отечественную войну лишь по материалам учебников. Но ни один учебник не способен передать чувства, эмоции, страдания так, как их передает живой человек. Значит, те подвиги, которые мы сегодня рассмотрели, лозунги, да и сам День Победы будут восприниматься будущими поколениями совершенно иначе. Т.о. папка, которую мы сегодня составили, является отражением отношения молодежи к героизму своих земляков и Дню Победы в преддверии празднования его 80-летнего юбилея и может служить историческим источником. Те сочинения, которые вы только что написали, я предлагаю оформить как письма потомкам. Раз уж речь идет о войне, то и письма должны быть оформлены так, как это делали воины. Речь идет об известных всем письмах- треугольниках.

Следуя инструкции учителя, ребята сворачивают листы с сочинениями в треугольники и передают их Группе №1.

VI этап. Презентация папки (2- 3 минуты)

Папка готова. Слово предоставляется Группе №1 для ее презентации. Группа представляет папку, следуя требованиям, указанным в инструкции.

VII этап. Подведение итогов (2 минуты)

Результат Вашей работы станет частью музея нашей школы. Я благодарю всех, кто принял участие в создании этого проекта. Надеюсь, что при работе над этой папкой вы получили не только знания о роль нашего края в достижении победы, но и массу положительных эмоций, таких как гордость, патриотизм и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны

Статья о деятельности Русской православной церкви в годы ВО....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Дети Великой Отечественной войны. Проектная деятельность по истории.

Проект (коллективный) по истории, посвящен детям Великой Отечественной войны. 7 класс. Материал можно использовать для внеклассных мероприятий....

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...