Разработка урока кубановедения "Мифология скифов, меотов и сарматов"
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Перова Юлия Сергеевна

Разработка урока кубановедения "Мифология скифов, меотов и сарматов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kubanovedeniya_perova_yu.s.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока кубановедения «Мифология скифов, меотов, сарматов»

Подготовила:  Перова Юлия Сергеевна, учитель истории

Цели: рассказать о вкладе Геродота в изучение народов Прикубанья; научить отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев – от реальных исторических лиц; формировать представление об обрядах и культах предков скифов, меотов, сарматов.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание положительных качеств на примере образов героев легенд (смелость, трудолюбие, смекалка).

Метапредметные: самостоятельно приобретать знания на основе предлагаемых источников; уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, принимать участие в коллективной работе.

Предметные: знать легенды о происхождении скифов; называть особенности религии скифов; уметь сравнивать верования скифов и эллинов; приводить аргументы в пользу того, что скифы и близкие им кочевые народы переживали период появления социального неравенства.

Образовательные ресурсы: 

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-мультимедийное оборудование: (ЭОР презентация к уроку «Мифология скифов, меотов, сарматов»); видеоролик «Во что верили скифы?»

https://www.youtube.com/watch?v=2sfUbATQ_PQ

Работа с терминами. 

Основные понятия: миф, легенда, обряд, культ, ритон. 

Обязательный минимум содержания: формирование  навыка воспроизведения исторического краеведческого материала на основе мифов и легенд.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

Электронно-образовательный ресурс

I. Входная диагностика. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Задание № 1

Решить тест, выбрав правильный ответ:

1.Как назывались племена, жившие по восточному побережью Азовского моря в период раннего железа?

а) меоты    б) скифы   в) сарматы

2.Как называется период в истории Кубани с 8 в. до н.э. по 4 в. н.э.?

а) бронзовый век  б) медный век  в) раннего железа

3.Как назывались поселения меотов?

а) деревня б) стоянка    в) городище

4.С кем торговали меоты?

а) с греками б) с итальянцами в) с турками

5.Из чего строили свои дома меоты?

а) из камыша и  глины б) из дерева в) из камня

6.Назовите главное занятие меотов?  

а) скотоводство б) земледелие в) рыболовство

7.Чем торговали меоты?

а) тканями  б) зерном в) посудой

8.Как называлась центральная часть посёлка?

а) цитадель б) городище в) бойница

9. Какой формы были дома у меотов?

а) прямоугольной б) круглой в) квадратной

10. Сколько комнат было в доме у меотов?

а) 1    б) 2 в) 3

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, определять понятия;

II. Подводящий диалог к теме урока.

Формулировка

проблемы.

1. Предлагает ответить на вопросы:

-О каких отношениях между племенами меотов и жителями Боспора свидетельствуют рассказы?                                        2. Исходя из темы урока, предположить учащимся ответить на вопросы:

- о каких событиях из жизни племён сарматов, меотов и скифов пойдёт речь в мифах?

3. Проработка понятия «миф» Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

1. Формулируют вопрос (учебную задачу)

 на урок  в разных вариантах.

2. Дают определение понятию «миф» (примерные ответы):

Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Познавательные УУД: - строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

-  определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).

-выдвигать версии.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации):

-рассказ учителя с опорой на материал и ЭОР к уроку:

Мифы и легенды народов Кубани дошли до нас лишь в пересказе античных авторов. Наиболее ценным источником сведений о происхождении, истории и обычаев скифов и их соседей по праву считают труд греческого ученого Геродота «История». Образ жизни, обычаи, легенды и мифы, описанные Геродотом, дают много информации о народах Прикубанья, которые были близки скифам по языку и занятиям.

Просмотр видеоролика «Во что верили скифы?» (7 мин.18 сек.)

https://www.youtube.com/watch?v=2sfUbATQ_PQ

2. Предлагает учащимся изучение нового материала по плану:

1. Легенды о происхождении скифов.

2. Верования скифов.

3. Обряды. Культ предков.

Прорабатывают п.1 параграфа на стр. 64,65

Первичная проверка понимания. Беседа по вопросам:

-Как Геродот объяснял происхождение скифов?

-Как звали первого человека у скифов?

-От кого произошли скифы?

-Откуда произошел обычай у скифов носить чаши на поясах?

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

презентация к уроку «Мифология скифов, меотов, сарматов»

видеоролик «Во что верили скифы?»

https://www.youtube.com/watch?v=2sfUbATQ_PQ

IV. Выражение решения проблемы.

Роль учителя – координатор деятельности учащихся при выполнении различных заданий:

- первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые);

- первичное закрепление в изменённой ситуации;

- творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Выполнение творческих заданий № 2-3 с опорой на  текст параграфа.

Задание № 2

Работа с текстом учебника (заполнить таблицу) по п.2 стр.65-67. Заполни пропуски в таблице.

«Верования скифов и их связь с греческой мифологией»

Скифские боги

Греческие боги

Что олицетворяли и чему (кому) покровительствовали

Табити

Зевс

Апи

Бог моря, покровитель лошадей

Таргитай

Бог войны

Афродита

Задание № 3

Проанализируйте пункт 3 учебника, стр. 67 – 68 и выполните задание. Указать верный вариант продолжения фразы:

1. Величественны огромные изваяния, найденные в станицы Преградной____________________________________________________

А) женское – в виде фигуры в длинном складчатом одеянии и плаще, наброшенном на плече.

Б) воин в металлическом панцире до пояса.

2. О существовании культа плодородия и почитании очага говорят находки______

____________________

А) женские статуэтки с отпечатками зерен пшеницы и ячменя.

Б) сосуды – курильницы.

3. На золотых бляшках часто изображали_____

__________________________________________

А) чудовищ с клыками и шерстью.

Б) сидящих богинь с магическим зеркалом в руке.

Ответить на вопросы № 1, 3, 4 стр. 69 учебника

Задание № 4

Определите значение терминов. Выпишите слова, вызвавшие затруднения при изучении материалов параграфа. Определите их значение.

Культ - религиозное почитание каких-либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры), святых отцов, Бога или богов; религиозная обрядность.

Ритон - широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. 

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, обобщать полученную информацию);

- доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

V. Применение.

Рефлексия/саморефлексия учащихся 

Познавательные УУД:

-обобщать и делать выводы

Подведение итогов урока.

Учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку - заполнить таблицу, поставив знак «+» в соответствующей графе.

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё

VI.  Домашнее       задание

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

   1.Прочитать параграф №10 (стр. 64-69)

   2. Выполнить задание №5

             Задание № 5

Заполнить сравнительную таблицу

 «Верование скифов и эллинов»

Название племени

Верования

Скифы

Эллины

Коммуникативные УУД:

-излагать своё мнение, аргументируя его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...

Мифология скифов, меотов, сарматов. конспект урока кубановедения в 5 классе

Мифология скифов, меотов, сарматов. Конспект урока в 5 классе....