Главные вкладки
Краеведческий проект «Моя малая Родина: Истоки, Традиции Республики Бурятия»
методическая разработка по краеведению
Инноваицонная деятельность педагога.На данной странице представлен материал по краеведческому направлению.
Моя инновационная деятельность сосредоточена на стимулировании интереса к родному краю и формировании у детей начальной школы навыков финансовой грамотности, что играет важную роль в их будущем. В рамках данного опыта, я использую новые подходы, методы и технологии, такие как игровые, проектные, исследовательские формы, интеграцию предметов и цифровые инструменты.
Главная задача — модернизировать образовательный процесс и развить у детей интерес к родной земле, местному бизнесу и экономики региона в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пословицы про Байкал
Небольшой дождь каждый день заполняет Байкал до краев.
Не выбрасывай старого ведра, пока не проверишь, держит ли воду новое. Вся вода впадает в Байкал или в кошелек богатых.
Считалки про Байкал
На Байкале люди жили, По-байкальски говорили: Об охоте и рыбалке,
О здоровье и закалке, О животных и о птицах
Ты чем хочешь поделиться? Выходи поскорей,
Выбирай себе друзей!
Мы живём в Иркутске, На речке Ангаре.
Сейчас я посчитаю,
В игре водить тебе.
Мы сидели, мы мечтали,
Камушки на берегу считали,
На Байкале отдыхаем
В игры разные играем. Посчитаем мы опять
Кто с мячом будет играть.
Скороговорки про Байкал
Наш Полкан из Байкала лакал.
Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
Загадки
Сколько рек из Байкала вытекает? (Одна Ангара) В Байкале много, в Лене и Витиме нет (Омуль) Седой старичок век живет (Байкал)
В снежном логове родятся. Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять, шубки белые менять.
Если очень повезёт – лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)
Бледно-розова, нежна, Студена ей вода нужна. Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички? А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта... (Голомянка)
Древен род его в природе, кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем,
как его мы назовем? (Байкал)
Начинается на «о», Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
И девчонки и мальчишки Все иметь хотели б шишки – На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский…(Кедр)
Отложил икру в песок, Речки горной уголок. Красный хвост дугой согнул. Вы растите детки сами
Не до вас огромной маме Нет в Байкале рыб быстрей Терпеливей и мудрей
На охоте круглый день Рыба древняя … (Таймень)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ
Как рыба в воде!
Пословица означает следующее: вести себя уверенно, легко в определенной обстановке. Одно из самых популярных устойчивых выражений.
Тихие воды глубоки.
Так говорится о внешне спокойных и рассудительных людях, у которых в внутри бушуют глубокие чувства и переживания.
Вода камень точит.
Даже если действовать слабыми усилиями, идти к цели мелкими шажками, но постоянно и упорно – можно добиться многого. Есть похожая пословица: и тихая вода крутые берега подмывает.
Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
Говорится как предостережение от недальновидного поведения по отношению к кому-либо или о совершении необдуманного поступка. О том, что плохое возвращается бумерангом.
Пролитую воду не соберешь.
Что сделано, уже нельзя изменить, повернуть вспять.
Как с гуся вода.
О человеке, которому все легко сходит с рук, кто выходит победителем из любых ситуаций.
Под лежачий камень вода не течет.
У того, кто не прилагает усилий, ленится, ничего и не получится.
Воду в ступе толочь – вода и будет.
Заниматься бесполезным, бессмысленным делом. Похожая пословица: в решете воду не носят.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не предпринимайте что-либо без знания дела. Говорится тому, кто, делая что-то, из-за неосведомленности может потерпеть неудачу. Выражение может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.
Это вилами на воде писано.
Употребляется в случаях, когда осуществление желаемого маловероятно или не известно, произойдет ли вообще.
На сердитых воду возят.
Это выражение говорят тем людям, которые понапрасну гневаются, чтобы быстрее их успокоить.
12. Жди большой беды от лихой воды.
О непоследовательном, вспыльчивом, недальновидном человеке либо о принятии поспешных решений.
13. Хлеб да вода – молодецкая еда.
Простая и здоровая пища – самая полезная. Похожая пословица: вода вымоет, а хлеб выкормит.
14. Чужую беду на воде разведу, а к своей – ума не приложу.
Давать советы всегда проще, чем разбираться в собственных проблемах и находить правильные решения.
15. И в хорошей воде утонуть можно.
Никто не застрахован от неудач.
16. Как в воду глядел.
Словно знал заранее, предугадал.
17. Ловить рыбу в мутной воде.
Извлекать выгоду из неясной обстановки. Использовать сложную для кого-то ситуацию, стремиться к получению личной выгоды.
18. Пройти огонь, воду и медные трубы.
Преодолеть испытания, получить жизненный опыт.
19. Вода с ледком в зиму не в диво.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ
МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ
Олимпиада
по краеведению 3 класс
Составила:
учит. нач. кл.
Тришина О.П.
г. Улан-Удэ
2023г
Олимпиада
по краеведению 3 класс
Ф.И.______________________
Дата проведения:____________
Задание 1: Один из этих животных не мог оказаться среди друзей, отметь его крестиком в. Напиши почему?
Ответ:__________________________________
Задание: 2. «В центре города, на площади Советов памятник вождю у нас стоит».
Напишите название памятника и почему он занесён в книгу: «Книга рекордов Гиннесса»? («Книга рекордов Гиннесса» - это книга- справочник, раскрывающая информацию о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях, выдающихся достижениях культуры, … и т.д.)
Задание 3: Памятники бывают разные: историческим личностям, знаменательным событиям и политическим деятелям и даже героям кинофильмов и мультфильмов.
а) Подпишите названия памятников, установленных в г. Улан-Удэ.
1. 2. 3. 4.
1.________________________ 2.___________________
3.________________________ 4. ____________________
б) Определи, каких статуй в нашем городе больше, выбери ответ и отметь крестиком :
героям мультфильмов; историческим личностям;
статуй с изображением лошади; знаменательным событиям.
Задание 4:
а) Собери из букв названия этих растений, выбери из них лишнее и подчеркни:
БУНКРСИА - __________________ АИАМЛН - ________________
ЮКАЛКВ - ____________________ ЛЬТПАЮН - ________________
б) Что общего у остальных растений?
в) Зачем им могли понадобиться эти растения? Напиши:
Задание 5: В Байкале водится огромное количество видов рыб. Мудрые люди пытаются защитить и сохранить этих замечательных рыб. Некоторых из них они записали в «Красную книгу». Впрочем, запрет не смущает многих людей, в том числе и браконьеров.
Ну, и слово бра-КОНЬ-ер! «Конь» что ли? Пришлось поинтересоваться. Оказалось, что слово в переводе с французского языка первоначально означало «псовый охотник». Владимир Даль определил значение этого слова просто: это тот кто «занимается воровскою охотою». Теперь браконьерами называют всех, кто ловит рыбу, добывает зверей, рубит деревья, нарушая Законы охраны природы (т.е. делает это в неположенных местах, в огромных количествах, истребляя «краснокнижных животных»).
А вот теперь сам, попробуй отгадать, от каких слов произошли такие рыбы как
ЖЕЛТОКРЫЛКА________________________________________________
ШИРОКОЛОБКА_________________________________________________
ШИПОВКА_____________________________________________________
ПЕСЧАНКА_____________________________________________________
КАМЕНКА_____________________________________________________
Кстати, это все виды такой рыбы как БАЙКАЛЬСКИЕ БЫЧКИ, так их называют в народе.
Задание 6: Надеюсь, ты многое узнал о моей жизни, о Байкале и что задача человека стоит в том, чтобы сберечь и сохранить природу. А теперь ты с легкостью ответишь на вопросы, представленные ниже, и расшифруешь полученное слово.
1. Глубина Байкала составляет: б-1639м; о-1575м; м-1637м;
2. Байкал это: а – река; о – озеро; б- море;
3. Нерпа это: б - рыба; в - птица; л - млекопитающее;
4. Какая из рыб не мечет икру, а производит живых личинок:
д - омуль; о - голомянка; г - осетр;
5. Сколько рек впадает в озеро Байкал:
д - 336; е - 350; у - 380;
6. Какая река вытекает из Байкала: и - Селенга; е - Ангара;
7. Выбери правильный ответ:
а – экология - наука об озерах;
ц – лимнология - наука об озерах.
Задание 7: Какой из следующих национальных парков находится на территории Бурятии?
а) Прибайкальский б) Лаго-Наки
в) Альтайский г) Бурятия
Задание 8: Какой язык является одним из официальных языков Республики Бурятия?
а) Тувинский б) Бурятский
в) Якутский г) Татарский
Задание 9: Какой природный объект является символом Бурятии и считается священным для бурятского народа?
а) Байкал б) Эльбрус
в) Урал с) Саян
Задание 10: Какой известный писатель родился в Бурятии?
а) Михаил Шолохов б) Чингиз Айтматов
в) Валентин Распутин г) Анатолий Приставкин
Задание 11: Как называется традиционное бурятское жилище? Напиши название и отметь в
Ответ_______________________________
а) б) в)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
Пояснительная записка
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Поэтому предлагается в системе занятий начальной школы ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связь с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.
По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.
Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 11 лет.
Актуальность программы.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.
Цель программы: приобщить учащихся к материальному и духовному наследию бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- изучать историю родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;
- формировать гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства;
- способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
- вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Нормативно-правовая и документальная основа
В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Специфика, требования и целесообразность направлений внеурочной деятельности:
Под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им
Программа внеурочной деятельности позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При достижении личностных результатов у школьника сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
- Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. Курс внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитан на 135 часов.
В 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Во 2 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В 3 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
Тематическое планирование 1 класс
Наименование разделов и тем урока | Всего часов | Дата проведения | ||
по плану | фактически | |||
История Бурятии (7 ч) | ||||
1 | История заселения и освоения края | 1 |
| |
2 | Образование Республики Бурятия | 1 |
| |
3 | Улан-Удэ- столица Бурятии. | 1 |
| |
4 | История возникновения города Улан – Удэ | 1 |
| |
5-7 | Символы Бурятии. Гимн Бурятии. Экскурсия в Иволгинский дацан. | 3 | ||
Материальная культура бурят | ||||
8 | Пища как часть культуры народа | 1 | 26.10. | |
9-10 | Составление меню из бурятской кухни | 2 | ||
11 | Устное народное творчество | 1 | ||
12 | Подобрать сказки и пословицы о доброте. | 1 | ||
13-14 | Инсценировка бурятской народной сказки | 2 | ||
15 | Символика орнаментов | 1 | ||
16 | Рисунок народного орнамента | 1 | ||
17 | Виды орнаментов | 1 | ||
18 | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента | 1 | ||
19 | Бурятский сундук | 1 | ||
20 | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом | 1 | ||
21 | Головные уборы бурят | 1 | ||
22 | Мужской дэгэл | 1 | ||
23 | Женский дэгэл | 1 | ||
24 | Бурятские ичиги | 1 | ||
25 | Женские ювелирные украшения | 1 | ||
26 | Бурятское жилище – юрта | 1 | ||
Духовная культура бурят | ||||
27 | Лошадь в традиционной культуре бурят | 1 | ||
28 | Традиционные праздники | 1 | ||
29-30 | Обычаи и обряды | 2 | ||
31-32 | Моя семья | 2 | ||
33 | Народный календарь | 1 | ||
Тематическое планирование 2 класс
Тематическое планирование 3 класс
Тематическое планирование 4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание тем и разделов
1 класс (33 часа)
История Бурятии (7 часов)
Занятие 1.
Тема: Введение.
Знакомство с курсом. Кто мы, откуда мы?
Занятие 2.
Тема: Образование Республики Бурятия. История заселения и освоения края.
Цель: познакомить с историей края, историей Бурятии.
Понятие о крае, Республике, родине.
Занятие 3.
Тема: Улан-Удэ- столица Бурятии.
Цель: знакомство с городом Улан-Удэ, достопримечательностями столицы.
Понятие о столице, карте города, памятниках и культурных ценностях.
Занятие 4.
Тема: История возникновения города Улан – Удэ
Цель: знакомство с историей города. Приобщение к духовной культуре народа.
Занятие 5.
Тема: Символы Бурятии.
Гимн Бурятии.
Цель: знакомство с символами и гимном Бурятии.
Материальная культура бурят (19 ч)
Юрта. Из чего они построены? Интерьер. Хозяйственные постройки. Магическая охранительная роль украшений интерьера. Символика украшений. Женская и мужская одежда эвенков и бурят. Обувь. Головные уборы. Праздничная одежда. Праздничная одежда. Орнамент на одежде и обуви. Рисуем орнамент.
Духовная культура бурят (8 ч)
Традиции и обычаи бурятского народа. Рождение ребёнка и связанные с этим семейно- бытовые обряды. Выбор имени. Что обозначают имена. Охранительная магия для детей. Обучаем седлать и объезжать коня. Связанные с ним ритуалы. Бытовые приметы и поверья. Времена года, их значение в жизнедеятельности бурят. Народные приметы о погоде.
Планируемые результаты: первый год обучения
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с историей родного края, с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях, памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
2 класс (34 часа)
Занятие 1.
Тема: Введение.
Знакомство с основными видами деятельности.
Занятие 2.
Тема: Клуб «Поиск». Что такое проекты.
Цель: создание клуба «Поиск», выбор актива клуба, девиза. Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов и знакомства детей с интересными историческими фактами о Бурятии.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 3.
Тема: Что такое проблема.
Цель: познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение вырабатывать собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир прошлого».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 4.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт, источник информации, музей, экскурсия, библиотека.
Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, краеведческий музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Экскурсии в школьный музей, музей города.
Занятие 5.
Тема: Исторические науки
Цель: знакомство с различными историческими науками
Понятия: лингвистика, этнография, народы, топонимика, археология, находки.
Знакомство с различными исследованиями выше названных исторических дисциплин в Байкальском регионе.
Игра «Что значат наши имена?»
Занятие 6.
Тема: Символы РФ и Республики Бурятия
Цель: знакомство с понятием герба, флага.
Понятие о символах Республики и страны, геральдика, герб, флаг.
Принципы создания герба и флага. Практическое занятие по моделированию герба школы, семьи. Обзорная экскурсия по городу.
Занятие 7
Тема: Гимн РФ и Республики Бурятия
Цель: Знакомство с гимнами РФ и Республики Бурятия
История создания гимнов, анализ текстов гимнов, правила прослушивание этих текстов, принцип подбора текста и музыки для такого рода произведений. Поиск наиболее удачных произведений для гимна города, школы из произведений наших поэтов.
Понятия: гимн, музыкальное сопровождение
Занятие 8
Тема: Символы РФ и Республики Бурятия
Цель: Знакомство с архитектурно-историческими, словесными, природными и архитектурными символами
Архитектурные памятники РФ и Республики Бурятия. Проблемы, связанные
с ними, выразить отношение к вандалам, которые разрушают памятники.
Понятия: Символ, архитектура.
Занятие 9
Тема: Почему мы любим встречать новый год. Сагаалган- Белый месяц.
Цель: прививать любовь к традициям русского и бурятского народов, формировать умение работать в группе иоценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки друзьями и близким. Новый год по Восточному календарю. Традиция дарить белую пищу. Дружба народов в новогодние праздники.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка, национальные традиции
Занятия 10
Тема: «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов, населяющих Республику. Игры прошлого. Встреча со старшими родственниками, мастер-класс.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятие 11
Тема: Растения моей Родины как часть символов.
Цель: обобщение знаний о символах, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Проблемы, связанные с охраной растений. Проект рисунка заповедных территорий. Баргузинский заповедник- история создания. Рисование багульника, как символа Забайкалья.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, эндемики, условия жизни растений, заповедник, национальный парк, заказник.
Занятие 12
Тема: Проект «Наш Байкал»
Цель: познакомить с географическим и геологическим описанием Байкала, уникальностью природного региона.
Понятия: источник питьевой воды, притоки, водораздел, восточная и западная сторона Байкала.
Сказания, легенды о Байкале. Белый старец. Почему нужно беречь Байкал. Выставка рисунков. Любимые места на Байкале, самое запоминающееся путешествие.
Занятие 13
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Клуб Поиск»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ.
Занятие 14
Тема: Моя лучшая работа.
Цель: подведение итогов года, поощрение лучших исследователей, активных ребят.
Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
3 класс
Занятия 1-3
Тема: Что такое исследование? Кого можно называть исследователями? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?
Цель: дать общее представление об исследовании и об исследователях Бурятии и Забайкалья. Как добывают знания историки, географы, биологи. Почему важны знания.
Признаки исследования. По основным признакам определять, кто из представленных людей является исследователем, а кто просто сыграл большую роль в жизни региона. Выбор тем «исследования-открытия» родного края.
Понятия: исследование, исследователь, объект исследования, методы исследования.
Занятие 4-6
Тема: Этнографический музей г. Улан-Удэ музей как результат исследования. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия- средство стимуляции юных исследователей.
Цель: познакомить ребят с одним из способов представления своего исследования.
Посещение этнографического музея, знакомство с историей Республики на наглядном материале музея. Активная игра «Экскурсия- мой район». Дети готовят и проводят экскурсию по памятным местам своего района, улицы, школы.
Понятия: музей, экспонат, панорама, выставка.
Занятие 7
Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.
Цель: Учить наблюдать и видеть необычное в обычном.
Экскурсия в ближайший парк, лесную зону, где можно проследить изменения в неживой и живой природе по временам года. Наблюдать за поведением птиц и животных. Дома наблюдение продолжить за домашними животными. Дневник наблюдений представить на занятии, выявив проблемы содержания животных.
Занятия 8
Тема: Люди, сделавшие историю нашего края.
Цель: познакомить ребят с наиболее значимыми личностями в истории Бурятии и города г. Улан-Удэ.
Просмотр фильмов по личностям наиболее значимым в истории малой Родины. Организация выставки-галереи портретов знаменитых личностей в Республике и городе по различным направлениям. Составление кроссвордов с изученными именами и их коллективное разгадывание. Посещение библиотеки, знакомство с земляками-писателями.
Занятия 9
Тема: Заповедные места и древние люди на территории Забайкалья.
Цель: познакомить с заповедными местами края и людьми, которые могу называть себя коренными жителями.
Заповедники, национальные парки области. Посещение стоянки древнего человека в с. Санный Мыс, открытой ленинградским профессором А.Я. Окладниковым.. Эпоха палеолита. Знакомство с творчеством древних людей.
Занятия 10
Тема: Мы помним ваши имена. От хуннов к бурятам.
Цель: познакомит учащихся с историей коренных народов Забайкалья.
Понятие: коренные и пришлые народы. Скотоводство. Завоевания. Родственные народы.
Занятие 11
Тема: Исторические очерки, рисунки и фотографии памятных мест.
Цель: Учить презентовать свои работы.
Рассказы о близких людях, которые сыграли какую-либо роль в истории малой Родины. Издание альманаха клуба «Поиск», брошюрование печатного материала, оформление обложки для совместного сборника. Создание папки электронных материалов.
Понятия: брошюра, переплет, ламинат, гребешок, обложка и титульный лист. Выставка рисунков и фотографий. Определение способов хранения информации для будущих поколений.
Планируемые результаты: второй и третий год обучения.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
4 класс
Занятие 1-2
Тема: Времена года и народные приметы. Скотоводы и землепашцы нашей Родины. Старообрядцы в истории Бурятии.
Цель: Определение основных черт, характерных для разных времен года во время экскурсии на природу.
Систематизация знаний о временах года и поиск информации по народным приметам. Различие календаря скотоводов и землепашцев. Создание брошюры по народным приметам. Экскурсия в старообрядческое село Десятниково.
Занятия 3-4
Тема: Геология родного края
Цель: Познакомить с историей формирования земных недр нашего края и основными закономерностями размещения горных пород на примере Байкальского региона. Собрать образцы, подтверждающие органическое происхождение некоторых полезных ископаемых. Экскурсия на берег Байкала, с Горячинск.Экскурсия на гору: Омулевку или Спящий Лев. Физическая карта Республики. режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.
Занятия 5-8
Тема: Водные ресурсы. Почвы и природные зоны. Растительный и животный мир.
Цель: Дать понятие о водный ресурсах, почвах, природных зонах, способах их образования. Познакомить с понятием эндемик. Использование их человеком.
Заочное путешествие по районам Республики. Многообразие природных зон. Знакомство с легендами о р.Селенге. Экологическое равновесие. Режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.
Занятие 9
Тема: Герои Великой Отечественной Войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.
Цель: Познакомить с понятиями начало войны, повод к войне, причины войн, итоги войны.
Подготовка и презентация проектов. «Герои войны в моей семье», «Их именами названы улицы», «Герой СССР Г.А.Гармаев».
Занятие 10
Тема: Краеведческая игра – «Знаешь ли ты свой край?»
Цель: Подвести итоги за год
Форма подведения итогов может быть разной. (Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе края)
Планируемые результаты: четвертый год обучения.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: 1. формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
2. формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.
Учебно-методическое сопровождение:
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006;
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие. - Улан-Удэ, 2004;
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002;
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 2001
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Г.А.Кулагина «100 игр по истории» , М., Просвещение, 2007 г.
- Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова « Твоя Россия», Обнинск, Духовное возрождение, 2016;
- А.О.Ишимова « История России в рассказах для детей», М, ТКО АСТ, 1996;
- Т.П.Карелина «Забайкалье в 19 веке», Чита, 2004 ;
- Г.Граубин « На берегах таинственной Силькари», Иркутск, 2008 г.;
- Г.Граубин «Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению» , Чита, 2004
- Народы внутренне Азии. Материалы международной научно-практической конференции «Егуновские чтения», Улан-Удэ, 2006;
- Научный потенциал Байкальского региона глазами молодежи. Материалы научной Конференции, Улан-Удэ, БГУ, 2004;
- Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук, Улан-Удэ, БГСХА, 2005;
- Стефани Н. «Герои Бурятии», Улан-Удэ, 2015.
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
В условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий особенно важно сохранять и передавать подрастающемому поколению культурное наследие, историческую память и духовные ценности своего народа. Республика Бурятия — уникальный регион, где гармонично сочетаются традиции бурятского, русского и других народов, живущих на её территории. Знакомство младших школьников с историей, природой, обычаями и бытом родного края способствует формированию чувства патриотизма, уважения к культурному многообразию и бережного отношения к окружающему миру.
Цель проекта
Формирование у младших школьников целостного представления о малой Родине как части Республики Бурятия через познание её исторических истоков, природных богатств, культурных и духовных традиций.
Задачи проекта
Образовательные:
Познакомить учащихся с географическим положением, природой, историей и культурой Республики Бурятия и своего населённого пункта (района, села, города).
Расширить знания о традициях, быте, праздниках, ремёслах и языке коренных народов Бурятии (в первую очередь — бурятского народа).
Развивать навыки исследовательской деятельности: наблюдение, сбор информации, работа с источниками.
Развивающие:
Формировать умение работать в команде, высказывать собственное мнение, проявлять инициативу.
Развивать творческие способности через участие в выставках, конкурсах, театральных постановках, мастер-классах по народным ремёслам.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к малой Родине, её людям, истории и культуре.
Формировать толерантность, уважение к межкультурному разнообразию.
Прививать бережное отношение к природе родного края.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД
Формирование гражданской идентичности: чувство гордости за свою малую Родину, уважение к культуре и истории народов Бурятии.
Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Осознание ответственности за сохранение природы и культурного наследия.
Регулятивные УУД
Умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность (в ходе мини-проектов, экскурсий).
Осуществление контроля и оценки своих действий и результатов.
Следование инструкциям, работа по образцу и плану.
Познавательные УУД
Поиск, сбор, обработка и представление информации из разных источников (книги, рассказы старших, интернет, музейные экспонаты).
Наблюдение, сравнение, классификация объектов природы и культуры.
Осмысление причинно-следственных связей (почему возникли те или иные традиции).
Коммуникативные УУД
Участие в диалоге, умение слушать и слышать собеседника.
Совместная работа в парах и группах: распределение ролей, взаимопомощь.
Публичное выступление: защита проектов, презентация творческих работ.
Формы итоговой работы по проекту
Выставка «Моя малая Родина» (рисунки, поделки, фотоальбомы)
Мини-проекты: «Гора Олени», «Генеалогическое древо моей семьи», «Сказочный герой моего края».
Конкурсы чтецов, викторины, тематические праздники
Основные направления проекта
«Природа родного края»
– Изучение природных зон Бурятии, озера Байкал, растительного и животного мира.
– Экскурсии, экологические акции, наблюдения за сезонными изменениями.
«История и герои земли бурятской»
– Знакомство с историей своего села/города, выдающимися личностями, героями Великой Отечественной войны, деятелями культуры и науки.
«Традиции и обычаи народов Бурятии»
– Празднование национальных праздников (Сурхарбан, Сагаалган, День Бурятии и др.).
– Изучение народных игр, песен, танцев, сказок, легенд.
– Мастер-классы по изготовлению национальных украшений, национальной одежды, бурятской кухне.
«Моя семья — часть истории родного края»
– Создание «дерева семьи», сбор воспоминаний старших поколений, интервью с бабушками и дедушками.
Формы реализации проекта
Тематические уроки и внеклассные занятия
Выставки рисунков, поделок, фоторабот
Классные часы и литературные гостиные
Недели краеведения в школе
Участие в республиканских и муниципальных конкурсах и фестивалях
Ожидаемые результаты
Повышение уровня знаний учащихся о родном крае.
Формирование устойчивого интереса к истории и культуре Республики Бурятия.
Развитие патриотических чувств и гражданской идентичности.
Активизация творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Укрепление связей между семьёй, школой и местным сообществом.
Продолжительность проекта
Проект может реализовываться в течение учебного года или как долгосрочный — в рамках четырёх лет начальной школы с постепенным усложнением содержания и форм работы в зависимости от возраста учащихся.
Тематическое планирование по классам
(с ориентацией на возрастные особенности и формирование универсальных учебных действий)
1 класс
Тема: «Мой дом – моя улица – моё село (город)»
(Ближайшее окружение: семья, дом, улица, школа, природа вокруг)
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | УУД |
1 | Моя семья – моя опора | Беседа, рисунок «Моя семья», рассказ о близких | Личностные: уважение к семье. Коммуникативные: умение рассказывать о близких |
2 | Мой дом и моя улица | Фото/рисунок «Мой дом», экскурсия по улице | Познавательные: наблюдение. Регулятивные: планирование маршрута |
3 | Природа вокруг нас (времена года в родном крае) | Наблюдения, сбор природного материала, аппликации | Познавательные: сравнение, классификация Личностные: бережное отношение к природе |
4 | Моя школа – мой второй дом | Экскурсия по школе, создание «Карты школы» | Коммуникативные: работа в паре Регулятивные: следование инструкции |
2 класс
Тема: «Моё село (город) – часть Бурятии»
(География, символы, достопримечательности, первые сведения о Бурятии)
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | УУД |
1 | Где я живу? (Родной край на карте Бурятии) | Работа с контурной картой, игра «Найди свой район» | Познавательные: работа с картой Коммуникативные: объяснение своего выбора |
2 | Символы моего села (города) и Республики Бурятия | Изучение флага, герба, гимна; рисование герба класса | Личностные: гордость за родной край Познавательные: анализ символов |
3 | Достопримечательности родного края | Создание «Путеводителя по селу», мини-проект | Регулятивные: постановка цели проекта Коммуникативные: презентация |
4 | Животные и растения Бурятии | Викторина, поделки из природного материала | Познавательные: классификация Личностные: ответственность за природу |
3 класс
Тема: « История и люди родной земли»
(История села/района, герои, ремёсла, быт)
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | УУД |
1 | История моего села (города) | Беседа с местными краеведами, работа с архивами | Познавательные: поиск информации Коммуникативные: интервью |
2 | Герои земли бурятской | Подготовка докладов, создание стенгазеты | Регулятивные: планирование работы Личностные: уважение к подвигу |
3 | Традиционные ремёсла Бурятии (вышивка, кожа, юрта) | Мастер-классы, изготовление поделок | Познавательные: анализ образцов Регулятивные: выполнение по образцу |
4 | Быт и жилище народов Бурятии | Моделирование юрты/избы, игра-инсценировка | Коммуникативные: распределение ролей Познавательные: сравнение культур |
4 класс
Тема: « Культура и традиции народов Бурятии»
(Праздники, язык, фольклор, духовные ценности, межкультурное взаимодействие)
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | УУД |
1 | Национальные праздники Бурятии (Сагаалган, Сурхарбан) | Подготовка к празднику, народные игры | Личностные: уважение к традициям Коммуникативные: участие в коллективном действии |
2 | Сказки, легенды и предания народов Бурятии | Чтение, инсценировка, создание книги сказок | Познавательные: выделение главного Коммуникативные: выразительное чтение |
3 | Язык как сокровище народа | Знакомство с бурятским языком, пословицы, песни | Познавательные: сравнение языков Личностные: интерес к многоязычию |
4 | Моя малая Родина – часть великой России | Проект «Карта дружбы народов Бурятии», защита проектов | Регулятивные: самооценка Коммуникативные: публичная презентация |

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о районной эколого-краеведческой конференции "Моя малая Родина"
Ежегодно в Подольском муниципальном районе проводятся эколого-краеведческие конференции "Моя малая Родина", призванные активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся при изучении и...
Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...

Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...

ПРОГРАММА осенней смены краеведческой направленности «Моя малая Родина. Ковров – город воинской славы» пришкольного оздоровительного лагеря МБОУ СОШ №22.
Программа создана руководителем школьного музея для проведения профильной краеведческой смены во время осенних каникул на базе школы, реализована в 2012 году. Осенняя смена краеведческой направленност...

Проект краеведческой деятельности "Моя малая Родина"
Организация познавательной деятельности учащихся через различные формы внеклассной работы по географии....

Краеведческая викторина Моя малая родина
В викторине использованы вопросы, связанные с историей и географией Рязанской области и своей местности....
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...































