Одаренные дети
статья по литературе (9 класс) по теме

Антосюк Любовь Михайловна
Системное описание методов работы с особо одаренными учащимися в урочное и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Odarennye_deti_Dokument_Microsoft_Word.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Системное описание  методов работы

 педагогического коллектива  МОУ «Лицей №1»

 п.Тюльган Оренбургской области

с особо одаренными учащимися

в урочное и внеурочное время

Автор: учитель русского языка и литературы

                                                            МОУ «Лицей №1»  п.Тюльган

                                                                         Оренбургской области

Антосюк Любовь Михайловна

Тюльган

2010

Системное описание  методов работы  педагогического коллектива  МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Оренбургской области с особо одаренными учащимися в урочное и внеурочное время

Детская одаренность – интересное и до конца не изученное явление. Дети с высоким интеллектуальным потенциалом всегда есть в классах. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  И задача педагогов  нашего лицея – вести работу с такими детьми.

Актуальность  данной работы  в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Кроме того, в нашем лицее есть одаренные дети, с которыми работа велась несистематично.

 В  лицее сегодня сформирована методика работы с одаренными детьми, накоплен некоторый опыт, создается программа работы с одаренными детьми.

Цель: определить стратегию педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Задачи:

систематизировать понятие «одаренность»,

совершенствовать диагностику одаренных детей,

создать базу данных одаренных детей,

определить оптимальные формы и методы работы с одаренными детьми,

создать условия для поддержания и развития одаренности детей.

Ожидаемый результат:

Определив стратегию педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми, составим базу данных, построим индивидуальный образовательный маршрут  творческой деятельности каждого одаренного ребенка, зафиксируем результаты.

  1. Диагностика одаренности детей.        

Работа начинается с диагностики. Данную диагностику проводим  в начальной школе и в среднем звене. Она основана на изучении учебной, мотивационной, творческой и лидерской характеристиках личности школьников (эта методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей).

                                    Характеристика одаренности детей

Характеристики

Да

Нет

Учебная

1.Имеет необычно большой запас слов…

2.Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

3.Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

4.Является живым наблюдателем. Видит «больше» или берет «больше» из рассказов, фильмов, деятельности.

5.Поступил в класс, имея способности читать больше, чем требуется в данном классе.

6.Показал быстрое понимание математики.

Мотивационная

1.Настойчив в поисках решения задачи

2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3.Обычно прерывает других.

4.Прилагает усилия для завершения действия.

5.Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.

6.Упорный в отстаивании своего мнения.

7.Чувствителен к мнению других.

8.Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9.Склонен влиять на других, часто руководит другими, может быть лидером.

Творческая

1.Любопытен и любознателен. Задает много вопросов.

2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям.

3.Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4.С увлечением стремится рассказать другим об открытиях.

5.Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов.

6.Не склонен принимать на веру официальное решение без критического исследования. Может потребовать выводы и доказательства.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерская

1.Берет на себя ответственность.

2.Его любят одноклассники.

3.Лидер в нескольких видах деятельности.

На мой взгляд, данная методика достаточно объективно характеризует одаренного ребенка. В наше литературное объединение «Тюльганские родники» ходит четвероклассник Петров Дима с незаурядными способностями. У него уже выпущены две книжки. По данной диагностике он имеет все плюсы, т.е. совершенно соответствует данным показателям. (Приложение 1)

Методика «Интеллектуальный портрет»

Характеристики

Балл

Познавательная сфера

Оригинальность мышления

Гибкость мышления

Продуктивность мышления

Способность к анализу синтезу

Классификация и категоризация

Высокая концентрация внимания

Память 

Сфера личностного развития

Увлеченность содержанием задачи

Перфекционизм

Социальная автономность

Лидерство

Соревновательность

Широта интересов

Юмор

5-балльная шкала:

«5» - оцениваемое качество личности развито хорошо, четко выражен, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении,

«4» - свойство заметно выражено, но проявляется  непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко,

«3» - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга,

«2» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому,

«1» - четко выражено и четко проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности,

«0» - сведений для оценки данного качества нет.

  Для получения более объективных оценок воспользуемся методом экспертных оценок, т.е. баллы выставляют несколько педагогов, работающих с данным учеником. Выставленные баллы ( среднеарифметическое) представляем графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Чаще получается звездочка сложной конфигурации. (Приложение 2)

  Кроме предложенных диагностик обязательным является наблюдение за школьником, фиксация успехов и других проявлений личности.

В результате  диагностики создается картотека моделей одаренных детей с целью определения методов и приемов работы  с каждым ребенком, т.к. обучение таких детей должно быть индивидуальным, дифференцированным. Кроме того, составляется индивидуальный образовательный маршрут  творческой деятельности каждого учащегося.

Образец модели творчески одаренного школьника: (Приложение 3)

Характеристика

Особенность психических процессов

Направленность личности на творчество

      2. Условия развития творческой одаренной личности школьника.  

  Для того, чтобы ребенок мог оптимально проявить себя, необходимы определенные условия в школе и дома. Это такие условия:

Психологические:

- создание творческой атмосферы как в школе, так и дома. К сожалению, не всегда это получается у детей дома. Поэтому необходима работа с родителями такого ребенка.

- правильное отношение учителя к ребенку. Часто бывает, что такие дети неусидчивы, активны, иногда даже неадекватны, необходимо понимание учителем особенности таких детей.

- создание условий для высказывания ребенком оригинальных  идей, гипотез и т.д., так как в классе бывает недоброжелательное отношение к такому ребенку, высмеивание его. Необходимо создавать доброжелательную обстановку в классе.

- заинтересованность самого учителя в деятельности ребенка. А для этого сам учитель должен быть творческим, участвовать в инновациях, конкурсах и т.д., показывать пример.

Педагогические:

- включение ребенка в творческую группу заинтересованных детей, где наиболее благоприятная творческая атмосфера

- обеспечение ребенка необходимыми материалами для творчества

- использование в работе приемов и методов проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интеграционных идей.

- принятие учителем позиции консультанта.

Культурологические:

- формирование чувства гражданина и патриота своей страны, имеющего целью служить Отчизне.

- привлечение к использованию культурного наследия в процессе творческой деятельности.

   3. Формы и методы работы с одаренными детьми.

Если ребенка по причине одаренности все же не переводят на класс выше, не используют менторство (как используют в некоторых школах), то на уроке нужно обязательно обращать внимание на таких детей и использовать опережение или углубление в обучении.  Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. С одаренными детьми нужно меньше говорить, меньше давать информации, но ставить проблемные вопросы, предлагать найти свой вариант решения проблемы. При ответах на вопросы не следует реагировать на каждое высказывание и оценивать его, нужно его принимать. Тогда творческие дети больше взаимодействуют друг с другом, меньше зависят от учителя, свободнее проявляют свои действия.                                                                             Именно с целью наблюдения за творческими детьми, их деятельностью я часто провожу на уроках русского языка и литературы в 5 классе так называемые творческие уроки. Например, после изучения имени прилагательного проводим такой творческий урок: дети описывают любимый цветок, рисуют его. А творческие дети придумывают свой цветок и историю о нем или стихотворение.  

Поддерживать творческое начало учеников интересно на интегрированных уроках.  Например, на интегрированном уроке по внеклассному чтению рассказа К. Воробьева «Немец в валенках» одна ученица должна была составить адвокатскую речь в защиту немца Вилли Броде, пожалевшего русского пленного. А для этого нужно было изучить документы.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка  рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, ребенок учится  ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Поэтому методы и формы работы учителя как на уроке, так во внеурочное время должны способствовать дальнейшему развитию способностей детей.   Для этой категории учащихся  предпочтительны

методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проектный;

формы работы:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах с   разноуровневыми е заданиями, творческими заданиями);

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5. игры, в том числе ролевые;

6.предметные олимпиады;

7.интеллектуальные марафоны;

8.различные конкурсы и викторины;

       9.  проекты по различной тематике;

    10. занятия в профильных классах;

    11. творческие уроки;

    12 интегрированные уроки.

  Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие  виды творческой деятельности.

В интернете существуют сайты для педагогов и для одаренных учащихся, например:

http://www.hoagiesgifted.org/home_school.htm,

 http://www.ri.net/gifted_talented/parents.html 

http://www.cagifted.org/.

http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index

 

 4. Результативность работы с одаренными детьми.

В нашем лицее с целью развития одаренных детей есть широкие возможности. Создан интегрированный  клуб «Истоки»,  литобъединение «Тюльганские родники», журналистский кружок «Школьник», интегрированный спецкурс «Человек и экосистема»,

Работает клуб «Что? Где? Когда?», научное общество «ЗОНД», кружки по интересам, профильные группы, курсы проектно-исследовательской деятельности, элективные курсы по разным направлениям, школа «Дар», ресурсный профильный центр.

  Кроме того, работая с учениками индивидуально по собственному образовательному маршруту, учителя лицея привлекают ребят к участию в областных, Всероссийских конкурсах. Например,

Гуманитарные науки:

Буробина Света - русский язык, литература. В 2009-2010 уч.г. победитель школьной, районной, областной олимпиад по русскому языку. Участница Всероссийской олимпиады, которая состоялась в г.Орле, участница Международного конкурса "Эрудиты планеты".

 Аминова Венера - изобразительное искусство, литература. Участница конкурсов сочинений, посвященных 65-летию Победы. Отмечена Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ как участница Всероссийского литературно-художественного конкурса "Я помню! Я горжусь!". Награждена дипломом 1 степени в областном конкурсе плакатов "Мы за здоровое поколение". Участница Международного конкурса "Эрудиты планеты", имеет сертификат. Участница конкурса «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Луганская Маша - русский язык, литература, журналистика. Победительница школьной и районной олимпиады по русскому языку и литературе. Участница Международного литературного конкурса сочинений по произведениям А.Костюнина. Постоянный корреспондент школьной газеты "Школьник". Печаталась в областной детской газете "ДОГ". Участница областного журналистского конкурса "Патриот России". Награждена поездкой во Всероссийский лагерь "Орленок".

Суркова Марина - литературное творчество. Обладательница Аксаковской областной литературной премии 2009 года за сборник рассказов "Волшебный веник". Имеет диплом лауреата Всероссийского конкурса "Рукописная книга" 2010 года.

Участница конкурса сочинений о войне от "Единой партии". Участница Международного литературного конкурса сочинений по произведениям А.Костюнина. Имеет Благодарственное письмо Московского литературного института им.М.Горького за участие в VI Международном совещании юных литературных дарований. Печатается в школьной газете "Школьник", "Пионерской правде", районной газете "Прогресс".

 Петров Дмитрий - литературное творчество. Член школьного литературного объединения "Тюльганские родники". Его победы:

 Областной конкурс творческих работ "Светофорик" от ГИБДД. Диплом 1 степени.

 Международный конкурс "Музыкальная радуга", Сочи, номинации "Эстрадный вокал", "Художественное слово". Лауреат 1 степени

 Всероссийский литературно-художественный конкурс творческих работ "Я помню! Я горжусь!"

Всероссийский заочный литературный конкурс "Золотая строфа". Стихи вошли в сборник.

Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ "Первые шаги в науке". Поездка в Москву. Диплом 1 степени, нагрудный знак.

 Выпущена книга стихов и рассказов "Край мой тюльганский"

Печатается в школьной газете "Школьник", "Пионерская правда", районной газете "Прогресс".

 Наши одаренные ученики уже имеют выпущенные собственные книги, они печатаются в областных литературных журналах и сборниках. На различных российских конкурсах учащиеся занимали призовые места, есть обладатели президентского гранта 30 тыс. руб., стипендиаты мэра нашего поселка. Лицей активно сотрудничает с социумом. В ЦДОД  - широкий спектр кружков, в ДЮСШ наши ученики получают разряды по различным спортивным дисциплинам, в том числе по плаванию и батуту.  В ледовом дворце «Олимп», который работает только два года, ребята уже получают разряды по фигурному катанию, играют в составе районной хоккейной команды. Из школы искусств дети поступают в театральное, музыкальное  училища, участвуют в серьезных музыкальных конкурсах. Некоторые наши ученики входят в российскую энциклопедию «Одаренные дети».

В лицее создан банк личностных достижений одаренных детей. Семьи ведут портфолио. В лицее ежегодно проводится  конкурс «Ученик года» на основе собранных портфолио.  В педагогическом коллективе периодически проводятся семинары по работе с одаренными детьми.  В Приложении 4 и Приложении 5,  как пример, показаны результаты творческой деятельности ученика 4 класса Петрова Дмитрия.

                                                                                     

  1. Проблемы и перспективы.

Работа, которая сегодня проводится с одаренными детьми в нашем и других образовательных учреждениях  поселка, не исчерпывает всех возможностей. Например, не все учителя в своих классах занимаются талантливыми детьми. Но  видится главная проблема: педагогам необходимо научиться работать с одаренными детьми. Нужно знать их психологию, педагогические приемы работы, уметь построить индивидуальную образовательную траекторию с каждым ребенком.                                                                                                           Ещё одна существенная проблема – материальные затраты. А они всегда есть. Наши дети, к примеру, не могут съездить на российский конкурс, победив в региональном. В поселке ни у кого из родителей нет приличной зарплаты. Нет средств для этой цели и в районном отделе образования.               В  перспективе в поселковом центре дополнительного образования создается районный центр «Одаренные дети», который к следующему учебному году будет готовить программу. Наш лицей будет сотрудничать с этим центром.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

«Словарь иностранных слов» - М.: «Русский язык», 1981.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2007.

Антосюк Любовь Михайловна, МОУ «Лицей№1» п.Тюльган Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...


 

Комментарии

Грязнова Валентина Сергеевна

Да, Любовь Михайловна, таланты может воспитать учитель, если сам талантлив!