Кавказский пленник в русской литературе
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Краснова Олеся Анатольевна

обрах кавказского пленника в литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kavkazskiy_plennik.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ кавказского пленника в русской литературе.

 Для исследования я выбрала следующие произведения: поэма «Кавказский пленник» А.С. Пушкина  и рассказ  - быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого.

На сегодняшний день тема  очень актуальна. Поэтому она мне показалась интересной. Я решил выяснить, как в произведениях Пушкина  и Толстого толкуется образ кавказского пленника.

Цель исследования:

раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей

Задачи исследования:

1) прочитать произведения по данной тематике;

2) провести анализ описания образа кавказского пленника в каждом из произведений;

3) выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений;

4) сделать сравнительную характеристику образа кавказского пленника на примере произведений трёх русских писателей.

Кавказский пленник» А.С. Пушкина.

Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой и составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. С целью обретения свободы путешественник отправляется в область диких и естественных нравов, но там оказывается в положении раба.

Пленник холоден и предан другой – навсегда единственной возлюбленной свободе.Он – не может любить, сердце его навсегда остыло. В диалогах пленника с черкешенкой читатель видит лишь душевную пустоту героя. Пленнику нечем ответить на глубокое чувство молодой черкешенки, ведь он потерял способность любить.

Пушкинский герой остаётся жив и обретает свободу благодаря молодой

черкешенки. Она, понимая то, что её любовь к пленнику безответна, бросается в воду и тонет. Герой же проявляет поразительное равнодушие.

Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце. Позже, отводя упрёки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку – да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках,  тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблён в черкешенку – он прав, что не утопился» (Письмо П.А. Вяземскому от 6 февраля 1823 года).

«Кавказский пленник» М.Ю. Лермонтова.

На первых страницах поэмы Лермонтова «Кавказский пленник» читатель видит образ пленников. Но, в конечном счёте, нас привлекает образ одного русского пленника, который и является главным героем поэмы.

Как и у А.С. Пушкина, лермонтовский герой безымянный. Перед нами морально подавленный молодой человек, который не может смириться с тем, что потерял свободу. Пленник не мог сдерживать слёзы, он нуждался в поддержке. Лермонтовского героя мучают сомнения: то были моменты, когда он смирялся со своим положением, то возникало огромное желание убежать. Пленник не верит в своё спасение, он тоскует по родине и свободе. Лермонтовский герой не может взаимностью ответить на любовь своей спасительницы черкешенки. Пленник ждал её именно как спасительницу, но никак не в роли возлюбленной. У черкешенки Лермонтова более решительный характер, нежели у пушкинской, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также и драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Но пленник не то, что не способен любить, он не хочет любви. Пленник гибнет от выстрела старого черкеса.

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой всю жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми  разных национальностей он выразил в рассказе: «Кавказский пленник».

Жилин (главный герой этого произведения) смелый человек, понимая то, что в любой момент он может оказаться в плену или быть убитым, он всё же решается ехать к матери. Вместе с Жилиным Толстой отправляет героя, совершенно противоположного по своим качествам. Костылин неуклюж, пуглив, труслив, и с помощью создаваемого контраста Толстому более ярко удаётся показать фигуру Жилина. Жилин и Костылин попадают в засаду. Сцена противостояния Жилина татарам показывает, что наш герой не паникует, не боится, готов бороться до последнего.

В плену Жилин держится достойно. Он не падает духом, очень внимателен ко всему, что его окружает. Читатель чувствует, что Жилин не со злобой относится к врагу, а с интересом. Особо затрагивает момент, когда Жилину удаётся найти контакт с детьми татарчатами. Жилин проявляет смекалку: мастерит, чинит, лечит, чтобы найти подход к местному населению. Все его умения и способности ярко выражаются и спасают его от уныния, тоски и грусти. Костылина татары тоже ловят и сажают его вместе с Жилиным в сарай. И опять читатель видит, насколько подавлен, напуган Костылин, и насколько силён духом и спокоен Жилин.

Побег пленников не удачен. Ожесточаются условия их существования. Мастеря куклы, Жилин завоёвывает симпатию татарской девочки,  дочери своего хозяина. Чисто из - за жалости Дина помогает выбраться нашему герою из плена. Помощь татарской девочки ещё раз даёт Жилину шанс обрести свободу. Он бежит один, так и не сумев уговорить Костылина бежать вместе.

В плену Жилин проявил силу характера, силу воли, огромную веру в спасение. Ему удалось выбраться из плена. Остался Жилин служить дальше на Кавказе. Рассказ написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Б.М. Эйхенбаум писал: «По своему заглавию и сюжету рассказ кажется демонстрацией против пушкинской поэмы; романтический пленник превратился в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой - татаркой, которая не питает к пленнику никаких чувств, кроме обыкновенной жалости; вместо взволнованного поэтического стихотворного  повествования – спокойная сжатая речь простого рассказчика».Заключение.

В своей работе я проанализировала и сравнила образ кавказского пленника в творчестве трёх русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Задачи, которые я ставила перед собой, последовательно выполняла и тем самым достигла поставленной цели: раскрыла образ кавказского пленника. Образ кавказского пленника многопланов, философски глубок, интересен, неоднозначен, побуждает к размышлению.

Мне более понятен и близок по своим поступкам, рассуждениям пленник Толстого Л.Н. Активная жизненная позиция его героя меня впечатляет и воодушевляет. На сегодняшний день именно такой человек с такими волевыми качествами жизнеспособен.

Работать над темой было интересно, так как пришлось читать и  произведения, которые мы еще  не проходили. У меня появилась возможность сравнить свои нынешние впечатления с впечатлениями прошлых лет.

Результатом моего исследования стала таблица, в которой я даю сравнительную характеристику образа кавказского пленника каждого рассмотренного мною произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Образ кавказского пленника в русской литературе

Раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)

Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...

Образ кавказского пленника в русской литературе

Образ кавказского пленника в русской литературе.  Для исследования я выбрала следующие произведения: поэма «Кавказский пленник» А.С. Пушкина  и рассказ  - быль «К...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...