Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (11 класс) по теме:
    Рабочая программа по литературе 11 класс

    Рабочая программа для учащихся 11 класса  разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lit11.doc300 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования администрации г.Братска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №35»

    Рассмотрено:                 Рекомендовано:                                             Утверждаю:

    протокол №                   НМС МОУ «СОШ №35»                              приказ №____    

    от «__» ___2011г          от «__»___2011г.                                              от «__»____2011г.                

    Руководитель ШМО    Заместитель директора по НМР                  Директор МОУ«СОШ №35»  

    _________________      __________________________                    _________________________      

    Рабочая программа

    «литература»

    для учащихся 11 классов

    Образовательная область: русский язык и литература

    Разработала:  Скворцова В.М.

    учитель  русского языка и литературы ,

    1квалификационной категории.

    2011 г.

    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа для учащихся 11 класса  разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2008), рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом  образовательного  учреждения.

    Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).

    Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

    1. учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.

    Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

    1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
    3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
    4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

    Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных   позиций,   эстетического вкуса, совершенному владению речью.

    Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

    Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»).  Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан  на основе читательских пристрастий учащихся,  индивидуальных  особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении  произведения.

    Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя  целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Литература XX века

    Введение

    Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

    Литература первой половины XX века

    Обзор русской литературы первой половины XX века

    Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

    Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

    И. А. Бунин

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

    Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

    А. И. Куприн

    Жизнь и творчество (обзор).

    Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

    М. Горький

    Жизнь и творчество (обзор).

    Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

    Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

    Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

    Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

    Символизм

    Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

    В. Я. Брюсов

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

    К. Д. Бальмонт

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

    А. Белый

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

     А. А. Блок

    Жизнь и творчество(обзор)

    Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

    Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

    Поэма «Двенадцать».  

    История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

    Акмеизм

    Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

    Н. С. Гумилев

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

    Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

    Футуризм

    Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

    Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

    И. Северянин

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

    Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

    В. В. Хлебников

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

    Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

    В. В. Маяковский

    Жизнь и творчество(обзор)

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

    Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

    «Облако в штанах». 

    Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

    Крестьянская поэзия

    Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

    Н. А. Клюев.
    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

    Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

    С. А. Есенин

    Жизнь и творчество.

    Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

    Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

    «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

    Русская литература 20-40-х годов(обзор)

    Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

    А.Н.Толстой.

            Жизнь и творчество(обзор)

            "Петр Первый".

    Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

    А.А.Фадеев.

            Жизнь и творчество(обзор)

            "Разгром".

     Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

    М.И.Цветаева.

    Жизнь и творчество(обзор)

    "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

    О.Э.Мандельштам.

    Жизнь и творчество(обзор)

    «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

    Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

    А.А.Ахматова.

    Жизнь и творчество (обзор)

    «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

    Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

    «Реквием».

    Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

    Б.Л.Пастернак.

    Жизнь и творчество (обзор).

    «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

    Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                            "Доктор Живаго" (обзор). 

    Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

    М.А.Булгаков.

            Жизнь и творчество(обзор).

            "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

    "Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

    "Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

    А.П.Платонов.

            Жизнь и творчество(обзор).

            "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

    М.А.Шолохов.

            Жизнь и творчество писателя(обзор).

            "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

    Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

    Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

    И.С.Шмелев.

             «Солнце мертвых». 

    Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

    М.А.Алданов.

     «Чертов мост».

    Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

    В.В.Набоков.

     «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

    Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

    Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

    "Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

    "Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

    "Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

    Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

    Великая Отечественная война в литературе

    Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

    Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

    Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

    Русская литература 50- 90-х годов XX века

    обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

    Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

    А.Т.Твардовский.

    «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

    Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

    «За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

    Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

    И.А.Бродский.

     Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

    Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

    А.И.Солженицын.

    «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

    В. Т. Шаламов

    Жизнь и творчество (обзор).

    Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

    История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

    В.П.Астафьев.

            "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

    "Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

    Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

    В.Г. Распутин.

            "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

    Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

    Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

    Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

    В. М. Шукшин

    Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

    Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

    А. В. Вампилов

    Пьеса «Утиная охота».

    Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

    Зарубежная XX века

    Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

    Дж.Лондон.

            "Любовь к жизни".

    Название произведения и его герой, который не сдается.

    Б.Шоу.

            "Пигмалион".

     Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

    Г.Аполлинер.

             Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

    Экспериментальная направленность лирики.

    Э. Хемингуэй

    Жизнь и творчество (обзор).

    Повесть «Старик и море».

    Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема

    Дата

    Тексты

    Контрольные,

    диагностика

    Планируемый результат

    1

    Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.

    Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

    Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике

    Русская литература рубежа 19-20 веков (37 часов)

    2

    Бунин.

    Жизнь и творчество.

    Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений.

    Вечер»,

    «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель»,

    «Одиночество»

    «Родина»,

    «Слово»

    Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, выразительно читать произведение

    3

    Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

    Изображение мирового зла в рассказе.Символика бунинской прозы.

    «Господин из Сан-Франциско»

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей,  анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    4-5

    Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

    «Тёмные аллеи»

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    6

    Куприн.

    Жизнь и творчество. Основные  темы и проблемы.

    Письменный ответ на вопрос

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    7-8

    Талант любви в  рассказе «Гранатовый браслет».

    «Гранатовый браслет»

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    9

    Горький.

    Жизнь и творчество.

    Наизусть отрывок, тест по произведениям , домашнее сочинение

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    10

    Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького.

    Старуха Изергиль»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    11

    Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы.

    Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения.

    «На дне»

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям

    12

    Роль Луки в пьесе.

    «На дне»

    Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    13

    Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

    «На дне»

    Давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

    14

    Русский символизм и его истоки.

    Знать основные  литературоведческие понятия

    15

    В.Брюсов.

    Жизнь и творчество.

    Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта.

    «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»

    Наизусть по выбору обучающегося

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    16

    К. Бальмонт. 

    Основные темы и мотивы лирики.

    «Безглагольность» «Я мечтою ловил ...»

    «Я в этот мир пришёл...»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    17

    А. Белый. 

    Тема Родины в творчестве поэта

    «Раздумье», «Русь», «Родине»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    18

     А.Блок.

    Жизнь и творчество. Блок и символисты.

    Наизусть, контрольные вопросы, анализ стихотворения

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    19

    Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

    «Стихи о Прекрасной Даме»

    («Вхожу я в тёмные храмы...»)

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения

    20

    Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе.

    «Незнакомка» «Ночь, улица, фонарь…»

     «В ресторане»

    «Фабрика»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    21

    Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений.

    «Россия»,

     «Река раскинулась…», «На железной дороге»

    «Скифы»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинения на литературную тему, выразительно читать произведение

    22-23

    Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Идейное содержание произведения.

    «Двенадцать»

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание;объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    24

    Акмеизм как национальная форма неоромантизма

    Знать основные  литературоведческие понятия

    25

    Н.Гумилёв.

    Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики.

    «Жираф»,

    «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

    «Капитаны»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    26

    Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

    Знать основные  литературоведческие понятия

    27

     Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова.

    Северянин:

    «Интродукция»

    «Эпилог» («Я, гений, Игорь Северянин»)

    «Двусмысленная слава»

    Хлебников:

    «Заклятие смехом», «Ещё раз...»

    «Бобэоби...»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    28

    В.Маяковский.

    Жизнь и творчество

    Наизусть по выбору  обучающегося, тест по творчеству, письменный ответ на вопрос

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    29

    Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений

    «А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно» «Послушайте»

    «Прозаседав

    шиеся»

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    30

    Своеобразие любовной лирики Маяковского. Чтение и анализ произведений.

    «Лиличка!» «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

    «Письмо Татьяне Яковлевой»

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    31

    Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и анализ стихотворений».

    «Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии» «Сергею Есенину»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    32

    В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности.

    «Баня» «Клоп»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты

    33

    Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор).

    «Осинушка»

     «Я люблю цыганские кочевья...»

    «Из подвалов, из тёмных углов...»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение

    34

    С.Есенин. 

    Жизнь и творчество.

    Наизусть, контрольное домашнее сочинение

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    35

    Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

    «Гой ты, Русь…»

    «Письмо матери»

    «Я покинул родимый дом…»

    «Русь Советская», «Спит ковыль…»

    «Неуютная жидкая лунность...»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    36

    Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

     «Не бродить, не мять…» «Собаке Качалова» «Шаганэ…»

    «Письмо женщине»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    37

    Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Чтение и анализ стихотворений.

    «Не жалею, не зову, не плачу…»  «Мы теперь уходим понемногу…»

    Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    38

    «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.

    «Анна Снегина»

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    Русская литература 20-40 годов (34 часа)

    39

    Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет

    Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии

    40

    А.Толстой.

    «Петр Первый» - первый советский исторический роман.

    «Петр Первый»

    Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению

    41

    А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Знакомство с романом «Разгром».

    «Разгром»

    Знать основные факты из жизни писателя

    42

    Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции.

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия

    43-44

    М.Цветаева.

    Жизнь и творчество.

    Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений.

    Своеобразие поэтического стиля.

    «Моим стихам, написанным так рано…» «Имя твоё…» «Кто создан из камня…» «Стихи Пушкину»

    «Тоска по Родине!» «Стихи о Москве»

    Наизусть по выбору обучающегося

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    45

    О.Мандельштам.

    Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ стихотворений.

    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

     «За гремучую доблесть грядущих веков…»

    «Я вернулся в мой город…» «Notre Dame»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    46

    А.Ахматова.

    Жизнь и творчество.

    «Я научилась просто, мудро жить...»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    47

    Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Чтение и анализ стихотворений

    «Песня последней встречи»

    «Сжала руки под тёмной вуалью» «Мне ни к чесу одические рати…»

     «Мне голос был…» «Родная земля»

    «Бывает так: какая-то истома...»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    48

    Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции.

    «Реквием»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    49

    Б.Пастернак.

    Страницы жизни и творчества.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    50

    Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.

    «Февраль. Достать чернил и плакать…» «Определение поэзии»

     «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

     «Гамлет»

     «Зимняя ночь»

     «Снег идёт» «Быть знаменитым некрасиво...»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты

    51

    Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

    Человек, история и природа в произведении.

    «Доктор Живаго»

    Наизусть по выбору, анализ эпизода

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание ; дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    52

    Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

    53

    Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.

    54

    М.Булгаков.

    Жизнь и творчество.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    55

    История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения.

    «Мастер и Маргарита»

    Тест по произведению, классное сочинение

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям

    56-57

    Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

    58

    Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    59

    Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

    60-61

    Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

    62

    А.Платонов.

    Жизнь и творчество.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    63

    Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.

    «Котлован»

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению

    64

    М.Шолохов.

    Жизнь и творчество.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя,

    65

    История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

    «Тихий Дон»

    Тест по произведению, контрольная работа

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

    66-67

    Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

    68-69

    «Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

    70

    Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

    71

    Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

    72

    Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

    Уметь письменно излагать свои мысли

    Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час)

    73

    Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

    Знать основных писателей, поэтов того времени

    Великая Отечественная война в литературе (3 часа)

    74

    Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.

    Наизусть по выбору обучающегося

    Знать жанровое разнообразие , уметь анализировать произведение

    75-76

    Проект «Человек на войне и правда о нем». Защита проектов.

    Развитие монологической речи, умение давать оценку произведению

    Русская литература 50-90 годов 20 века(17 часов)

    77

    Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы.

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

    78

    А.Твардовский.

    Страницы жизни и творчества.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    79

    Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений

    «Вся суть в одном – единственном завете…» «Памяти матери»

     «Я знаю, никакой моей вины…» «Дробится рваный цоколь монумента...» «О сущем»

    Наизусть по выбору обучающегося

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    80

    Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

    «За далью-даль»

    81

    И.Бродский.

    Слово о поэте.

    Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений.

    «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

    «Воротишься на родину...»

    Анализировать   произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    82

    А.Солженицын. 

    Жизнь и творчество.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    83-84

    Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

    «Один день Ивана Денисовича»

    Письменный ответ на вопрос

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    85-86

    В.Шаламов.

    Жизнь и творчество.

     Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

    «Последний замер»

    «Шоковая терапия»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать  произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

    87

    В.Астафьев

    Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

    Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя

    88-89

    В.Распутин.

    Нравственная проблематика повестей писателя

    «Прощание с Матёрой» «Живи и помни» «Пожар» «Последний срок» и т.д.

    Анализ эпизода

    Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    90-91

    В.Шукшин.

    Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

    «Верую!», «Алеша Бесконвойный» и другие

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    92-93

    А.Вампилов.

    Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

    «Утиная охота»

    Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

    Зарубежная литература 20 века

    94

    Общий обзор европейской литературы 20 века

    95

    Д.Лондон.

    Раздумья писателя о человеке и его жизненно пути.

    «Любовь к жизни»

    Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

    96

    Б. Шоу.

    Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии

    «Пигмалион»

    Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

    97

    Г.Аполлинер.

    Экспериментальная направленность лирики.

    98-99

     Э.Хемингуэй.

     Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

    «Старик и море»

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание

    100-102

    Резервные уроки

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    знать/понимать:

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия;

    уметь:

    • воспроизводить содержание литературного произведения;

    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

    • определять род и жанр произведения;

    • сопоставлять литературные произведения;

    • выявлять авторскую позицию;

    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    • участия в диалоге или дискуссии;

    • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

    • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

    1. Тесты (типа ЕГЭ).
    2. Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
    3. Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
    4. Изложения с творческим заданием.

    Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

    Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

    Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

    Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

    Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1. учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.

    Дополнительная литература:

    1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
    2. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
    3. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
    4. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
    5. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

    Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

    Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

    Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса  и рассчитана на базовый уровень....

    Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной.

    Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....

    Рабочая программа по литературе 11 класс,по В.Я. Коровиной

    В программе имеется пояснительная записка,тематическое планирование,список учебно-методической литературы....

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

    В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

    Рабочая программа по литературе 11 класс (авторская программа В.Я.Коровиной )

    Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень)  под редакцией В.Я.Коро...

    Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной.

    Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной....