Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"
материал по литературе (11 класс) по теме

Шафигуллина Наиля Наилевна

Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"  посвящена известному ученому, автору фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы Д.С.Лихачеву. Выставка раскрывает перед учащимися огромный вклад Д.С.Лихачева в духовно-нравствееное воспитание страны, в развитие ее культуры и науки. Предназначена для учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_bez_kotorogo_nevozmozhna_rossiya.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия" (к 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева)

Ведущий:

В холодном зале Пушкинского Дома

Докладчик – в шубе, не прикрывшей грудь.

Пронзая мыслью, с твёрдостью знакомой

Ведёт нас сквозь грядущие разломы –

В конце столетья видит трудным путь.

В те дни, когда о плясках злобы, мести,

Ему известных на большом веку,

Ползли в бандитском Петербурге вести, -

Звучал его негромкий голос чести,

Напоминал про “Слово о полку”...

Взывал к рассудку в половодье новом

Неравнодушных, памятливых рать:

Сберечь, как факел, пушкинское слово,

Не рушить храмы.

Камни собирать.

Он находил во всех краях России

Радетелей науки, школ и книг,

Чтоб с бременем, - ох! –

“неудобь носимом”

Подвижником стал каждый ученик.

Как те студенты, что, прервав ученье,

Остались в строгом выборе правы:

Кто в сорок первом влился в ополченье,

Кто рыл противотанковые рвы.

Теперь беда не танковою лавой

На Русь пошла, не ливнями свинца –

Разруха нависала над державой,

Сжимая в гневе честные сердца.

Просили о защите и спасеньи

Творенья духа и родная речь...

Нам выпал жребий:

Юным поколеньям

Богатство мира книжного сберечь.

Он русской мысли и моря, и реки

Познав, сказал про грозный год:

“Беда пройдет.

Разруха – не навеки.

Пока не сожжены библиотеки, -

Жива страна.

И значит, жив народ”.

Страна привыкла видеть Лихачёва

Не на броне,

без шашки и погон.

Сильней приказа сплачивало слово

Учителей, творцов былых и новых,

Крутых, пока неведомых, времён.

Он, свято веря в лучший день России,

В бореньях и трудах презрев покой,

Соратников сбирая, стал всесильной

И неподкупной совестью людской.

В январский день, что горечью помечен,

Он с нами шёл.

Мороз слегка крепчал.

Сменили мы профессорские речи

На тишину и снег у Чёрной речки

И дом на Мойке – гения причал.

Конюшенная церковь, оживая,

Впустила нас.

Стоим плечо в плечо,

На стены полуголые взирая,

Дыханьем их, молитвой согревая...

Свечу возжёг он первым –

Лихачёв.

Ведущий:

2006 год был объявлен ЮНЕСКО “Годом Д.С. Лихачёва” – это был год столетнего юбилея великого ученого, академика, члена Австрийской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, Кавалера Ордена Св. Константина Великого, Человека с большой буквы – Дмитрия Сергеевича Лихачёва. И это далеко не полный перечень его званий, наград и орденов.

Родился Д.С.Лихачев 28 ноября 1906 года в Санкт - Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета. В 1928 – 1932 гг. был незаконно репрессирован и находился в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. С 1938 года – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1954 года – заведующий сектором, в настоящее время – отделом древнерусской литературы. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века», в 1047 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук – «Очерки по истории литературных форм летописания XI – XVI веков» с 1953 года – член-корреспондент АН СССР, с 1970 года – действительный член (академик) АН СССР (в настоящее время – РАН).

Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе десятков книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.

Иностранный член Академии наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года – председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974года – председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия». С 1071по 1993 год возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники», с 1987 года является членом редколлегии журнала «Новый мир», а с 1988 года – журнала «Наше наследие». В 1986 году организовал Светский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийская библиотеки в Египте. Избирался депутатом Ленинградского городского Совета.

Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт - Петербурга. Народный депутат СССР от Советского Фонда культуры. Герой Социалистического труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени и медалями. Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств «Янтарный крест». Награжден почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт – Петербурга.

Первый Почетный гражданин Санкт – Петербурга, почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо.

Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877

Масштаб данного юбилея определился той уникальной ролью, которую выпало сыграть этому известному ученому в нашей стране. В России не было, пожалуй, человека более уважаемого во всех слоях нашего сложного общества, авторитетного в вопросах морали и нравственности, более известного защитника культуры. Если бы было в нашей стране такое звание – Почетный гражданин России, - то, вне всякого сомнения, первым это почётное звание получил бы именно Д.С. Лихачёв!

100-летию со дня рождения великого философа XX века, гуманиста, гражданина, патриота своей Родины посвящается наша персональная книжная выставка “Имя, без которого невозможна Россия”.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв относился к тому типу людей, которые меняют лицо своей эпохи. Стоило услышать его тихий голос, увидеть благородное лицо, и на душе становилось спокойно и ясно. Дмитрий Сергеевич был для России гарантом нравственности и порядочности, образцом интеллигентности. Его мнение становилось негласным законом. Можно было спрятаться за спасительным “Так сказал академик Лихачёв”, и уже не беспокоиться о том, что какой-то спорный тезис нуждается в чьем-то утверждении.

Он был велик и прост, он не думал, что стал пророком в своём Отечестве, он просто жил и размышлял о нашей жизни, о наших же поступках и деяниях, никому не навязывая своих мыслей и мнений.

Имя академика Лихачева относится к разряду говорящих имен, причем говорящих много и в разных областях: литературоведение, история, искусствоведение, философия… Круг интересов ученого был разнообразен, работы значительны, но широкую, что называется, всенародную известность Дмитрий Сергеевич приобрел на волне политической активности в так называемые перестроечные годы.роль защитника памятников культуры, музеев, библиотек была для Дмитрия Сергеевича не Нова. Знаток и ценитель всего, что связано с наследием древности и старины, он просто не мог молчать там, где прекрасное подвергалось опасности со стороны неосмотрительных потомков.

Дмитрий Сергеевич не только выдающийся ученый, но еще и великий гражданин нашей страны, который всю жизнь стремился к тому, чтобы достижения отечественной культуры стали достоянием нашего народа, а также, чтобы они стали известны далеко за пределами нашей страны. Научная деятельность Дмитрия Сергеевича была тесно сплетена с общественной и общественно-политической деятельностью и сегодня мы, к сожалению, слишком часто чувствуем отсутствие Дмитрия Сергеевича, потому что при его жизни многие вопросы решались очень просто и быстро. Хоть решались они  не так, как они должны решаться в демократичном обществе, к стандартам которого мы движемся… Например, если какой-то памятник культуры надо было спасти или требовалась еще какая-то помощь, можно было бесконечно стучаться в разные очень высокие инстанции, а можно было попросить Дмитрия Сергеевича.  Дмитрий Сергеевич звонил первому лицу государства или еще куда-то обращался, накладывалась соответствующая резолюция – и все решалось

 Трудно перечислит все объекты культуры, вызывавшие у Лихачёва тревогу, в защиту которых раздавался его на съездах и на телевидении, в газетах и журналах, в самых высоких правительственных кабинетах и т.д. Как-то сам Дмитрий Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его: “Это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные усадьбы, парки в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске...”. Десятки церквей и архитектурных памятников были спасены благодаря его вмешательству. В феврале 1990 года Дмитрий Сергеевич обратился к Депутатам Московского совета, к Народному депутату СССР С.Б. Станкевичу о передаче Православной Церкви храма Большое Вознесение у Никитских Ворот, на месте которого собирались построить Концертный зал.

Обращение Дмитрия Сергеевича, направленное депутатам и позже опубликованное (в газете “Мир Пушкина”, июнь 1990 г.), безусловно, повлияло на судьбу храма Вознесения Господня у Никитских ворот. 23 сентября 1990 г., после 60-летнего перерыва, здесь была совершена первая Божественная литургия. В течение нескольких лет храм реставрировался с помощью Московского правительства, и в 1998 г., в день Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма Большое Вознесение, который, по мысли Его Святейшества, знаменует собой связь Церкви и русской культуры.

В России на сегодня сложились уже общественно-научные центры по изучению, осмыслению  и распространению научного и нравственного наследия Дмитрия Сергеевича Лихачева. Первым в этом отношении надо назвать, безусловно, Пушкинский дом, где Дмитрий Сергеевич проработал почти всю свою жизнь. Второе место занимает Международный фонд имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, его возглавляет Даниил Александрович грани, с которым связаны очень многие известные и авторитетные деятели науки и культуры не только в Петербурге, но и в Москве. Этот фонд проводит большую работу по популяризации наследия Дмитрия Сергеевича.

Россия интуитивно чувствует, кто такой Лихачев. И весь народ, и чиновники чувствуют. Но мы должны его еще узнать. У нас существует колоссальная общественная потребность в осмыслении наследия Дмитрия Сергеевича. Есть подспудное ощущение, что Лихачев – это именно та фигура, которая нужна нам сегодня для самоидентификации российского общества. В его работах очень много ответов на вопросы «кто мы? Откуда мы? Зачем мы?», и в самой личности Лихачева мы находим ответы на эти вопросы.

Какая-то особая, изысканная и вместе с тем очень простая интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом слове, улыбке, жесте, прежед всего поражали, пленяли в нем. Жизнь отдавалась служению высокой науке и культуре, изучению ее, защите – словом и делом. Ибо «счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем языке».

Задушевной любовью всегда оставалась, конечно, русская литература, особенно древняя. Свой патриотизм Дмитрий Сергеевич доказал многими делами: книгой «Оборона древнерусских городов», создавшейся в условиях блокады; «Заметками о русском», всеми исследованиями в области древнерусского искусства; председательством в правлении отечественного Фонда культуры.

Главным при этом было убеждение: «Культура – это нравственность прежде всего». Так устанавливалась преемственная связь между стариной и литературой нового времени – например, воинскими повестями начиная с XIII века и толстовской «Войной и миром».

Тихий голос, милая улыбка, какой-то детский искренний смех – и одновременно стойкость, гражданское мужество, умение терпеть, бороться и защищать.

Мудрость Дмитрия Сергеевича Лихачева утешала, ободряла, давала надежду. Поразительна в этом смысле одна из последних его книг «Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет». Это как бы завещание всем нам…

Вот что сказал Д.С.Лихачев накануне своего 90-летия: «Главной заботой государства должна быть культура. Наше будущее – в открытости всему миру и просвещенности».

А вот как выглядят Десять заповедей человечества Д.С.Лихачева:

1.        Не убий и не начинай войны.

2.        Не помысли народ свой врагам других народов.

3.        Не укради и не присваивай труда брата своего.

4.        Не ищи в науке только истину и не пользуйся еюво зло или ради корысти.

5.        Уважай мысли и чувства братьев своих.

6.        Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7.        Чти природу как матерь свою и помощницу.

8.        Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9.        Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10.        Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным

«Воспоминания»

Во второй половине нашего бурного и трагического века Россия была одарена присутствием на нашей земле трех праведников: Андрея Дмитриевича Сахарова, отца Александра Меня, Дмитрия Сергеевича Лихачева. Их отличало одно общее свойство – все они говорили тихими голосами, но при этом были несгибаемыми. А потому их тихие голоса звучали в нашей стране, да и в мире в целом – набатом. Другое дело, что многие накрепко закрывали окна и двери, чтобы их не слышать. Символично и то, что Дмитрий Сергеевич ушел от нас на исходе  XX века. Он воистину вобрал в себя весь век.

Когда он в Кремле получил свою первую высшую государственную награду – орден Андрея Первозванного, Борис Николаевич Ельцин спросил его, что бы он хотел посмотреть в Москве. Своим тихим голосом Дмитрий Сергеевич сказал: «Я бы поехал в Библиотеку». «В Ленинку?» - спросил кто-то из окружения Бориса Николаевича. «Нет, - ответил Дмитрий Сергеевич, - в Иностранку».

В Библиотеке читателе не знали, что их посетит такой высокий гость. Но, когда Дмитрий Сергеевич, так и не сняв Орден, пошел своей, уже не слишком уверенной походкой по залам, в зале искусства, который был переполнен (было время сессии), студенты, осознав, что перед ними стоит Дмитрий Сергеевич, которого чаще всего они видят на экране телевизора, встали и зааплодировали – и аплодировали до тех пор, пока он все тем же тихим голосом сказал: «Спасибо».

Мало кто даже из взрослых людей знает, что Лихачев замечательный учитель. Все считают, что он автор целой серии трудов по древнерусской литературе, человек академического склада. Причем тут дет? однако еще при жизни Дмитрий Сергеевич выпустил книгу «Письма о добром и прекрасном», адресованную именно молодежи.

Известный советский ученый, академик Д.С.Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.

Сейчас мы услышим некоторые из писем Дмитрия Сергеевича.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в одном из своих интервью сказал: “Я думаю, что, дожив до восьмидесяти лет, человек должен благодарить жизнь! У меня, во всяком случае, есть за что её благодарить. Жизнь! А в какое необыкновенное время я “посетил” свою страну. Я застал все роковые её годы, видел множество людей всех возрастов, всех социальных слоёв, всех степеней образования, всех психологических типов. В чём-то осуществились мои мечты. Многое ещё осуществится и в будущем. Благодарю тебя, Жизнь!”

Видимо, нужно обладать необычайным великодушием, чтобы, достигнув столь преклонного возраста, благодарить жизнь, как бы она ни сложилась.

Письмо о том, что “Самая большая ценность – жизнь” прочитает

Письмо Д.С. Лихачёва “Самая большая ценность – жизнь”:

“”Вдох – выдох, выдох!” Я слышу голос инструктора гимнастики: “Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от “отработанного воздуха””.

Жизнь – это прежде всего дыхание. “Душа”, “дух”! А умер – прежде всего – “перестал дышать”. Так думали исстари. “Дух вон!” – это значит “умер”.

“Душно” бывает в доме, “душно” и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто “хорошее”, “заслоненную красоту” обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: “Надо расширять границы жизни”, – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – “окоем”. Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы “предчувствие” открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью”.

О том, что “ Молодость – вся жизнь” нам расскажет, обратившись к ещё одному письму Д.С. Лихачёва.

Письмо Д.С. Лихачёва “В чем смысл жизни”:

“Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя “взрослая жизнь” будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: “Береги честь смолоду”. В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!”

Лихачев обладал удивительным для нашего времени свойством – ощущением новизны жизни, каждого её мига. И поэтому все её мелкие пакости казались ему чепухой и не мешали быть счастливым.

Советы Лихачёва молодым “Когда следует обижаться” воспроизведёт

Письмо Д.С. Лихачёва “Когда следует обижаться”:

“Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, н а м е р е н н о обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому “забывчивому” человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

Это если “обижают” вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера”.

Дмитрий Сергеевич говорил о том, что “следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен”. Письмо “Путями доброты” прочитает ученик (имя, фамилия):

6 ученик читает письмо Д.С. Лихачёва “Путями доброты”:

“Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

Письмо Д.С. Лихачёва “О доброте”:

“А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией (“Германия превыше всего” – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости!

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: “Большое в малом”, “Молодость – всегда” и “Самое большое”? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: “Верность”. Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости”.

И ещё один мудрый совет доброжелательного учителя – “Любите читать!”. Это письмо Дмитрия Сергеевича прочитает

Письмо Д.С. Лихачёва “Любите читать!”:

“Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к “диагональному” просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

“Скоростное чтение” создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. “Бескорыстному” чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из “Войны и мира”, “Капитанской дочки”, несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами.

Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

“Незаинтересованное”, но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время”.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми…»

25 января 1999 г. академик Д.С. Лихачев и писатель Д.А.Гранин обратились с призывом к землякам – жителям Петербурга и области с призывом поделиться с сельскими читателями книгами  из домашних библиотек.

В сентябре этого же года в сельские библиотеки Ленинградской области была передана книга Лихачева «Письма о добром», которая была издана в рамках Мегапроекта «Пушкинская библиотека» Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) при поддержке Санкт-Петербургского общественного фонда культуры.

Необъяснимая, но очень искренняя дружба объединяла Дмитрия Сергеевича и Джорджа Сороса. Дмитрий Сергеевич помог в свое время ДЖ.Соросу открыть отделение Фонда в СССР (Институт «Открытое общество»), а позже многие особенно яркие программы Института – «Пушкинская библиотека», «Малые города России» родились при его участии. О Дж. Соросе Дмитрий Сергеевич говорил: «Он умеет помогать, не унижая».

Фрагмент письма Дж. Сороса семье Д.С.Лихачева:

«Я благодарен судьбе, что сводила меня не раз с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Для меня он самое яркое воплощение идеи человеческой открытости, терпимости, высокого гражданского сознания.

Я равнодушен к знакам отличия. Но «Золотая медаль» Пушкинского Дома, которую я получил от Дмитрия Сергеевича Лихачева в этом году, я буду хранить особо.

Мои встречи и беседы с Дмитрием Сергеевичем и особенно последняя – в июне 1999 года – лишь укрепили меня в постоянном стремлении помогать России.

Если бы меня сегодня спросили, что бы я хотел пожелать своим детям, я бы ответил: встретить на своем жизненном пути такого человека, каким был и остается Дмитрий Сергеевич».

Заинтересованность всего российского общества в педагогическом наследии Лихачева показали и минувшие Лихачевские чтения. Там наглядно было показано, насколько сегодняшний сельский учитель лишен подготовленного и для него самого и для ребенка текста, который мог бы быть использован.

Благодаря полученному на чтениях импульсу издательством Детского фонда была выпущена книга «Заветное», которую мы, к счастью, имеем и в нашей библиотеке. Она сделана специально для детей и для учителей и состоит из коротких текстов, которые как бы выкристаллизованы из разных сочинений Дмитрия Сергеевича, из его статей, из академических сочинений, из писем. Книга сделана так, чтобы она воспринималась детьми – слова сопровождаются картинками. И когда эту книгу читаешь от начала до конца, то получаешь как бы неформальный ответ на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Например, о том, как дружелюбно относиться друг к другу, как вообще ценить культуру, что такое настоящая интеллигентность. Книга сопровождена специально подготовленными методическими рекомендациями для учителя. Эти рекомендации выдержаны в тоне советов, они подсказывают учителю, кА провести тот или иной урок, как обсудить ту или иную тему из тех, которые Дмитрий         Сергеевич здесь затрагивает.

А кто подумает о сущности, о том, что сегодня с детьми происходит? Детский мир сегодня – это страждущий мир. И эта книга как раз  есть скромное, но лекарство от того, что сегодня происходит, от детских бед, от детских печалей.

И еще одно письмо.

«…Уход из жизни Дмитрия Сергеевича невосполнимая потеря и для меня лично. Он был особенно близким другом и наставником для меня со дня нашей встречи в конце 1950 – годов. Он помог мне открыть для себя и оценить всю глубину и богатство культуры и духовности России. Я бесконечно ему за это признателен.

… Мы всегда храним память о нем в наших сердцах и молитвах…

С глубоким сочуствием,

Джеймс Х. Биллингтон,

Директор Библиотеки Конгресса США»

Ведущий:

В заключение уместным будет вспомнить известное утверждение о том, что большой человек имеет право быть отраженным в ста зеркалах, и каждое из этих отражений существенно. Пусть наша выставка – только одно из ста зеркал. Зато как велик человек, отразившийся в нем!

Список использованной литературы:

1.        Геннадий Гоц. Рядом с академиком.//Литературная газета. – 2006. – № 47 (22 - 28 ноября). С. 7.Лихачев Д.С. Книга беспокойств / Статьи, беседы, воспоминания/. – М.: Издательство “Новости”, 1998.

2.        Котомина Г.В. Дмитрий Сергеевич Лихачев – хранитель русской культуры(к 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева)//ШБ. – 2006. - № 8. – С.55 – 63.

3.        Лихачёв Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре/Составление, подготовка текста и вступительная статья Д.Н. Бакунина. – М.: Российский Фонд Культуры, 2006.

4.        Лихачев Д.С. Любите читать! / Библиотека в школе. – 2006. - № 10 (16-31 мая). С. 39-40.

5.        Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. –. Изд. 2-е, доп. – М.: Дет. лит., 1988.

6.        Лихачев Д.С. Раздумья о России//Крылья. – 2006. - № 5. – С. 5 – 7

7.        Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000.

8.        Пивоваров Б. Духовно-культурное наследие академика Д.С. Лихачева и его значение для воспитания учащихся Российской школы//ШБ. – 2007. - № 2. – С. 21-25.

9.        Пижурина Н. Последний луч Серебряного века//УГ. – 2006. - № 11-12. – С. 21.

10.        Русское Возрождение. Независимый русский православный национальный журнал. – Нью-Йорк – Москва – Париж. – 2000. – 77/78.

11.        Шеваров Д. «Давайте будем людьми счастливыми…»//Библиотека в школе. – 2006. - №7 (1-15 апреля). С. 38-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжная выставка «РОССИЯ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ»

В начале 2014 г. в России стартовал Год Культуры, объявленный еще в апреле 2013 г. Указом Президента. Правительство страны считает, что пришло время, реально, не для красного словца, принять стратегию...

Урок по литературе на тему: "Петербург Достоевского- "город, в котором невозможно быть".

Это урок литературы  в 10 классе по теме : "Петербург Достоевского- " город, в котором невозможно быть". Урок сообщения новых знаний. Предлагаются различные формы работы; текстуальный анализ важн...

«Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ»

Центр книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В данной статье даны советы воспитатлям разных возрастных групп по оформлению и содержа...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»

Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...

Интегрированный урок "Бабий Яр – трагедия, которую невозможно замолчать…"

Интегрированный урок по русскому языку и литературе, цель которого - привлечь внимание к жертвам Холокоста в годы ВОВ....

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс...

Интерактивная книжная выставка "Край, в котором я живу"

Выставка книг о культуре и традициях народов, проживающих на территории Нефтеюганского района и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры....