Урок по литературе на тему: "Петербург Достоевского- "город, в котором невозможно быть".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Лысинская Юлия Александровна

Это урок литературы  в 10 классе по теме : "Петербург Достоевского- " город, в котором невозможно быть". Урок сообщения новых знаний. Предлагаются различные формы работы; текстуальный анализ важных эпизодов; эвристическая  беседа; индивидуальные сообщения. Рефлексия, составление синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_po_literature_10_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Петербург Достоевского-«город, в котором невозможно быть»

Цель урока: показать роль Петербурга в раскрытии темы романа.

Задачи урока:

обучающие:

 -учащиеся должны получить  представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей , а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

развивающие:

- сформировать навыки  создания целостного видения проблемы

воспитательные: 

- уметь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием;

Тип урока: проблемное изложение

Форма урока: урок сообщения новых знаний

Методы: проблемное обсуждение, эвристическая беседа

Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, компьютер для демонстрации презентации по теме урока           

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.  

Мы приступили к изучению творчества русского писателя Ф.М.Достоевского, cила ,глубина таланта которого потрясли весь мир, заставили обратить внимание изумленного читателя не только на творчество писателя, но и на гениальность русской литературы в целом.

 - Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад - "Онегина" глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский...

(Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака)

- Как Вы думаете, ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?

                   

 Сегодня наш урок посвящен уникальному городу, построенному в начале XVIII века по замыслу Петра I.  Перечислите, пожалуйста, какие названия этого города вам известны.

Ответы учащихся.

II. Актуализация опорных знаний (просмотр ролика о Санкт-Петербурге) Пока идет фильм, учитель читает текст.

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, вновь Санкт-Петербург … В этих названиях одного города  - его история.

Северная Венеция, Северная столица - эти названия, безусловно, говорят о его значимости и красоте.

В 1703 году Пётр I заложил в устье Невы город Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.  Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох..

Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.

Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.

Тема Петербурга традиционна для русской литературы.

Вспомните, какие писатели и поэты обращались к теме Петербурга.

(ответы учащихся)

 Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.

Сообщения учеников: индивидуальные сообщения

а) Петербург в творчестве А. С. Пушкина

 б) Петербург в творчестве Гоголя;

  в) Петербург в творчестве Некрасова

А.С.Пушкин -  Город величавый, однако красота носит отпечаток трагизма

Н.В.Гоголь -  Город мистический, полный загадок

Н.А.Некрасов - Город чердаков, тружеников, бедноты

Как вы думаете, с какой целью мы говорили о Петербурге этих писателей?11 слайд

На протяжении полутора столетий образ города менялся, менялись и чувства авторов к этому городу- от восхищения к презрению.

III. Создание учебно-проблемной ситуации:

 Тема нашего урока - Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть»

Эпиграф к уроку:

 Город- трагическая судьба человека. Город  Петербург,который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве.

                                                                                                      Н.Бердяев

Как вы понимаете смысл эпиграфа? ( Петербург Достоевского- это прежде всего город ,связанный с трагическими судьбами его героев.)

Но таким ли мы видим Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

IV. Работа по теме урока.  

1). Работа со схемой  

Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

Чтобы полностью восстановить образ города, вам было дано задание  разделиться на три группы,  и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.

Задания для групповой работы (проверка домашнего задания)

1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)  (15 слайд

2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)

3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 4 – комната Сони.)

2). Анализ эпизодов романа

а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)

- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)

- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

Слайд №

Описание улиц:  

 «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Описание летнего Петербурга,  Сенная площадь:

 «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

 «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

  «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…

Описание берега Невы:

«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в  котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».

- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

Как эта атмосфера влияет на героя? (герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие.  Городской пейзаж-пейзаж психологический. Он связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире

б) сцены уличной жизни  (работа с учащимися 2 группы)

- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми

Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком

ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту

- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)  От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно, с недоверчивостью-безразличие, насмешки, звериное любопытство)

Расскажите о внешнем облике людей, встречающихся на улицах?

От встреч с  людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

-Зачем Достоевский так часто выносит действие на улицу,площадь..?

 На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)

- Что мы видим внутри домов?

Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова  «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик». 24 слайд

Ч.1, гл.2 – кабак,  где Раскольников встретился с Мармеладовым   « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется,  от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…» 25 слайд

Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых  «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони

- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)

- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди) Интерьеры «петербургских углов»не похожи на человеческое жилье.

Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Чтение наизусть  стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург» (Павлюченко А.)

 

3) Работа по усвоению содержания романа    

  • Подумай и ответь!

- Какой цвет преобладает  в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?  Желтый- цвет болезни (обои,цвет лица… недаром прижилось выражение желтый дом,т.е.сумасшедший дом). Достоевский, как тонкий психолог,не мог случайно выбрать этот цвет для создания атмосферы города.

- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?

  • Ученик  читает наизусть стихотворение Н.М.Коншина “Жалобы на Петербург”:

 В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нём убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе – пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучу,

Кверху кинулись домы;

Есть там мех, да не радость,

Всё блестит, но бездушно…

Слушай, бледная младость,

В дымном городе душно.

IV. Формулирование выводов и обобщений 

Время основного действия в романе 2 недели.

Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?

(Возможно,  Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)

  • Какой же Петербург  у Достоевского?  ( чтение наизусть)

-Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон…

Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько в них завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М.Достоевский.

(ответы учащихся)

- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

- Петербург Достоевского – город равнодушия

- Петербург Достоевского – это город одиночества

- Петербург Достоевского – это город разврата и порока

- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

 Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город  «униженных и оскорбленных». 

Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают  мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в.

Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников

V. Обобщение по уроку (запись в тетради)

Петербург Достоевского -  это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Рефлексия:

достиг ли урок цели, ответили ли мы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

Работа по составлению синквейна

Выставление оценок за урок.

  • Итоговое слово учителя

Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.

Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.

VI. Домашнее задание

1/Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

2 Перечитать разговор студента с офицером(1ч.6гл.)

3 Перечитать исповедь Мармеладова(1ч. 2гл.)

                                               Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"

Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"  посвящена известному ученому, автору фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы Д.С.Лихачеву. Выставка рас...

Открытый урок в 10 классе тема"Петербург Достоевского"

Данный материал поможет молодому учителю в проведении урока по теие"Петербург Достоевского".Работа направлена на анализ художественного текста, развитие устной и письменной речи....

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого ру...

Презентация к уроку литературы на тему "Петербург Ф.М.Достоевского"

Работу подготовила ученица 10Б класса Бульдяева Олеся. (2013г.) Презентация сделана ученицей после экскурсии в Санкт-Петербург. Особое внимание было обращено на литературные места  города. Большо...

Интегрированный урок "Бабий Яр – трагедия, которую невозможно замолчать…"

Интегрированный урок по русскому языку и литературе, цель которого - привлечь внимание к жертвам Холокоста в годы ВОВ....


 

Комментарии

Очень интересный урок. Читала с удовольствием. Вы просто замечательный учитель!