Открытый урок в 10 классе тема"Петербург Достоевского"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Данный материал поможет молодому учителю в проведении урока по теие"Петербург Достоевского".Работа направлена на анализ художественного текста, развитие устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с иллюстрациями.

Слайд 4презентация

ОБОБЩЕНИЕ

Связь с высказываниями Ч. Айтматова и  А. Эйнштейна .

Роман заставляет задуматься о ЧЕЛОВЕКЕ. На страницах романа дана «энциклопедия» нищеты. Мы увидим не только мастерство писателя, но и мастерство философа, мыслителя, художника. Яркие эпитеты, метафоры, сравнения делают роман кинематографичным.

Открытый урок в 10б классе.

Ф. М. Достоевский.

Роман «Преступление и наказание».

Тема. Петербург Достоевского.

Цель урока: 1) показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои романа;

                     2)как изображает писатель жизнь «униженных и оскорблённых»;

                     3)условия, в которых рождается чудовищная «теория» деления людей на «тварей  

                         дрожащих» и «сильных мира сего».

 

Оформление.

1-я доска

Портрет Ф. М..Достоевского.

Эпиграф урока.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

                                                                                                                      Свод небес зелёно- бледный,

                                                                                                              Сказка, холод и гранит.

                  А.С. Пушкин.

2-я доска

Живопись скорби.

Репродукции картин В. Перова.

  1. «Утопленница».
  2. «Тройка»
  3. «Проводы покойника».
  4. «Трактир у заставы».

                   

3-я доска.

  1. « В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму» (Ч. Айтматов).
  2. «Он даёт мне больше, чем «любой мыслитель» (А. Эйнштейн).

Пояснение.

Класс разделён на 4 группы с соответствующими заданиями по тексту

1-я группа         Пейзаж Петербурга

2-я группа         Интерьер

3-я группа          Сцены на улице

4-я группа         Судьба детей

    Задача, поставленная перед учащимися:

  1. провести исследование по содержанию романа, сделав соответствующие выводы и обобщения;
  2. доказать правомерность высказывания Ч. Айтматова;
  3. подумать, что дал нам этот урок, чем мы обогатили себя, свои знания, свою душу, как А. Эйнштейн;
  4. провести параллель между строками романа и содержанием репродукций В. Перова.

Слово учителя.

            Во 2-й половине 19-го века отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы являлось стремление к постановке коренных философских мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, с поиском смысла жизни. Обращалось пристальное внимание на духовные искания личности, на сферу духовной свободы человека.. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, Бог, бессмертие, совесть.

             Достоевский не даёт никаких оснований говорить о прогрессивном значении капитализма для изображаемого исторического момента, капитализм показан в своей мрачной, разрушительной стихии.

            В романе более 90 действующих лиц, на фоне которых выделяется фигура Родиона Раскольникова. Почему же у этого интеллигентного, образованного человека родилась страшная идея деления людей? На этот вопрос вы сможете ответить после проведения исследовательской работы.

           Итак, мы вместе с героями романа наблюдаем за пейзажем-задание 1-й группы.

Работа учащихся

Анализируются сцены

  1. «…отвратительный и грустный колорит» городского дня;
  2. «великолепная панорама Петербурга»;
  3. вечерний Петербург;
  4. вид из комнаты Раскольникова;
  5. грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова.

                

  Учащиеся зачитывают текст, комментируя по ходу чтения. Сравнивают пейзаж на репродукции В. Перова, отмечают болезненные жёлто-тёмные тона, краски, духоту, вонь-нечем дышать как в прямом, так и в переносном значении слова. В каждой строчке чувствуется напряжение и безысходность.

Учитель.

     Так, может быть, человек найдёт отдушину дома? Где же живут наши герои? В каких местах проводят время?

      2-я группа идёт вслед за героями романа и попадают в каморку Раскольникова; в кабак, где он слушает исповедь Мармеладова; затем идёт в проходную комнату, где существует семейство Мармеладова. Затем мы попадаем в душный трактир, в котором исповедуется Свидригайлов.

        И особенно тяжело находиться в комнате-сарае Сони Мармеладовой.

        Духота и на улице- духота и в комнатах-гробах, комнатах-сараях. Глухая стена на улице-глухие стены в квартирах, трактирах-полная безысходность.

          Учащиеся 2-й группы находят много общего между петербургскими трактирами, кабаками с трактирами, изображёнными В. Перовым-ни одного светлого пятна, только слёзы, крики да боль.

           Ученики 3-й группы выводят читателей и героев романа на улицы Петербурга.

Анализ эпизодов.

  1. Пьяный в телеге.
  2. Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние.
  3. Шарманщик и толпа женщин у распивочной.
  4. Сцена на …ском мосту.
  5. Смерть Катерины Ивановны.

 Во всех этих сценах проявляется мастерство Достоевского и как писателя, и художника, и психолога.

      Учащиеся рассматривают каждую деталь, сравнивают с репродукцией В. Перова «Утопленница», зачитывают ключевые слова и выражения; указывают на звуковую и цветовую гамму: пьяные песни, грубые окрики, рычание, жёлтый, серый, чёрный.

     И что же ожидает детей? Свои исследования провели учащиеся 4-й группы.

Анализ сцен.

  1. Девочка и шарманщик.
  2. Дети Мармеладова в клоунской одежде.
  3. Дети в проходных комнатах.
  4. Девочка на бульваре.

   Были выделены ключевые слова и выражения: «тоненький голосок», «шляпка», «тряпьё», «плач», «визг», «смех». Одним словом-нищета и тупик.

Учащиеся сравнивают картины в романе с репродукцией В. Перова «Тройка». Сравнивают лица детей, одежду, цветовую гамму.

ИТОГ-ВЫВОД

     Ф. М. Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и общество, в котором страдания людей безмерны, а преступление, несправедливость, бесчеловечность выражают самую сущность социальных отношений.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения о виновниках скрытых преступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого ру...

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....

Открытый урок 10 класс Тема урока Волейбол

Тема урока: Спортивные игры "Волейбол"Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным соревнованиям по волейболу.Задачи урока.*  Совершенствовать техн...