Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Тухватулина  Алёна Владимировна

Рабочая программа по литературе 5 класс под редакцией Коровиной. Данная прорграмма содержит пояснительную записку, норму оценок по литературе, учебно-тематический план, содержание тем, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МС

протокол № 1

«____» ___________2011г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

___________Н.Н. Шурко

«____»___________2011г.

Утверждаю:

Директор МОУ ООШ № 48

__________О.А.Котлова

«____»____________2011г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 48»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5 класс

Учитель: Тухватулина Алена Владимировна

г. Архангельск

2011-2012г.

Раздел 1.  Пояснительная записка

   Настоящая программа по литературе для  5  класса образовательной школы создана на основе нормативных документов:

  1. Стандарт среднего (полного) образования по литературе. Базовый уровень. Базисный учебный план 2004г.
  2. Обязательный минимум основного общего образования по литературе.
  3. Требования к уровню подготовки выпускников по литературе.
  4. Примерная программа основного общего образования по литературе.
  5. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
  6. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2005г.

     Рабочая программа составлена с учётом авторской программы В.Я. Коровиной, которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утверждённому Приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному плану.

     Программа рассчитана на  102  учебных часа (3 часа в неделю)

     Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими  потребностями.

     Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – приобщение учащихся к искусству слова.

ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами.

     Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Чтобы чтение стало интересным, для этого необходимо:

  • Развить эмоциональное восприятие ребёнка
  • Научить его грамотному анализу прочитанного произведения
  • Развить потребность в чтении книги
  • Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с образцами  мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающие  высокие нравственные чувства.
  • Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, -  трудная задача.
  • Содержание литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра(5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы(5-6 7-8,9 классы) первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Вторая группа- владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому с первой группой нужно больше внимания уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, а со второй –  активному чтению вслух и углублению истолкования художественного произведения. В 9 классе  изучение литературы идёт

     На принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателей, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

     Объектом изучения являются произведения искусства слова.

     В старших классах изучение литературы происходит на базовом уровне, который сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся  об историческом развитии литературы.

     Курс  строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы:

От мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе от неё к русской литературе 19 и 20 веков.

     Соблюдена системная направленность : от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме « Фольклор и литература» в старших классах, от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в старших классах(вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов(горизонталь). Это и помогает подвести учащихся к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики литературных направлений, течений.

     Программа включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы(добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие и т.д)

     В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем : 5 класс- внимание к книге, 6 – художественное произведение и автор, 7 класс – особенности т руда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема в литературе, 8 класс -  взаимосвязь литературы и истории, 9 класс- литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы, в 10 и 11 классах -  линейный курс на историко – литературной основе.

ВАЖНО:

Предусмотреть весь процесс чтения ( восприятие, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного) Только тогда школьники придут к самостоятельному чтению, смогут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе. В решении этой важной задачи особую роль играют МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – обращение к другим видам искусства, к традициям внутри литературы.

ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА  предполагает последовательное возвращение к одним и тем же произведениям. При этом на каждом этапе изучения перед учащимися ставятся различные задачи: познакомиться с писателем и его лучшими произведениями, углубить первоначальное впечатление, раскрыть контекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

     Данная программа сохраняет преемственность с программой начальной школы, готовит школьников к восприятию линейного историко – литературного курса 10-11 классов. Подобный подход помогает учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы- это живое поступательное движение.

     Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение.

    Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к  конкурсному чтению.

     Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы.

      УРОКИ внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

К концу 5  класса учащиеся должны  :

  • Иметь представление об отличии  письменной литературы от произведений устного народного творчества
  • Определять тему  прочитанного текста
  • Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями
  • Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями,
  • Выразительно читать изученные произведения или их фрагмент
  •  Читать наизусть

Используемые средства обучения:

      1.Учебно- методический комплекс (см. выше)

      2. Справочная литература

3. Дидактический материал (иллюстрации и т.д.)

4. Раздаточный материал, карточки, тесты

 Норма оценок по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка за сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и  обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических  и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

Ставится за сочинение:

Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2».

Имеется более

7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок


Раздел 2. Учебно-тематический план

Тема

Кол.час.

Вн/чт.

Р/р

Р.к.

1

2

3

4

5

6

7

Введение.

Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Из литературы XIX века.

Из литературы XX века.

Из зарубежной литературы.

1 ч.

10 ч.

2 ч.

2 ч.

43 ч.

30 ч.

14 ч.

5 ч.

2 ч.

7 ч.

1 ч.

5 ч.

4 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

102 ч.

14  ч.

12 ч.

2 ч. к/соч.кл.

2 ч. к/соч.дом.

7 ч.

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

V класс (102 часа)

Введение

     Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

     Фольклор - коллективное устное народное творчество.

     Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебныe, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюженный  ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…»  и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданю-I.

«Случились вместе два астронома в пиру ... » - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХУПI века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дyбом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

     Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Блаroродство и жестокость. Герои баллады.

         Теория литературы  Баллада (начальные представления

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения)

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночства и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый ... ». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки .

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Priпceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

     Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе и достаток, и прежнее достоинство.

«Косарь». Поэтизация свободного крестьянского труда, народно-песенный образ героя.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях ... » (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины .

. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

     Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

     «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

     Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

     Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

     «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

     Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты ХIХ века о Родине и родной природе

     Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится ... », «Как весел грохот летних бурь ... », «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков. «3има» (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

     Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

     Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного (музыка). Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

     Сергей Александрович Есенин.  Рассказ о поэте. Стихотворенис «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы.. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

I «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу .. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

     «Ради жизни на Земле ... » Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете ... »; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин. «Помню долгий зuмний вечер ... »; А. Прокофьев. «Аленушка» , Д. Кедрин. «Аленушка»,. Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.'

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

     Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество,   находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятeльcтвaми). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра,

любви и дружбы.

     Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

     Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

     «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

     Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

     Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание О Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1. Пословицы, поговорки.

2.В.А.Жуковский. «Спящая царевна»

3.И.А.Крылов. Басни (по выбору)

4. А.С.Пушкин. «У лукоморья…»

5. Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору…»)

6.Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

7.А.А.Фет «Весенний дождь»

8. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

9.По теме Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К.М. Симонов и др.)

10.Из раздела «О Родине и родной природе» (1-2 стихотворения)

Раздел 4. Календарно-тематический план

Тема урока

Кол.

час.

Домашнее задание

1.

1 четверть                                               ВВЕДЕНИЕ.

Роль книги в жизни человека и общества.

1 ч.

С. 3-5 прочит., вопр. 4

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Р.р. – 1 ч.; Р.к. – 3 ч.

Цель: знакомство учащихся с произведениями и жанрами УНТ (пословицы, поговорки, частушки, загадки).

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

10 ч.

1 ч.

С. 8, зад. 2 (письм.), на листе картона написать 1 скорогов. и  нарис. к ней рисунок

3.

Р.к.

Северные пословицы, поговорки, частушки, загадки.

1 ч.

Сочин. 1 частушку

4.

Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.

1 ч.

Переск. отрыв. ск. «Цар.-ляг.», с. 26, вопр. 2, 3, 5, 6

С. 38, вопр. 2-6, крат. переск. сказки

5.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

1 ч.

с. 40, зад. 3, с. 42-44 –           прочит.

6.

 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.

1 ч.

С. 38, зад. 7,8

7.

 Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости.

1 ч.

С. 40, зад. 3. кратк. пересказ

8.

Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

1 ч.

С. 42-43,прочит.,сказку пересказать

9.

Р.к.

Северные варианты русских народных сказок. «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».

1 ч.

Пересказать 1 сказку

10.

Р.к.

Северная сказочница, песенница М.Д.Кривополенова. Слово о сказочнице. Сказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы», «Вавила и скоморохи»

1 ч.

Выр. чт. 1 сказки                     подгот. расск. о М.Д.Кривополеновой

11.

Р.р.

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.

 

1 ч.

Напис. сочинение

12.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 Цель: знакомство учащихся с произведениями и жанрами древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания

2 ч.

1 ч.

Выр. чт. «Повести временных лет»

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Фольклор и летописи

1 ч.

Подгот. выр. чт. отрывка

Инд.з. – подгот. Расск. о Ломоносове

14.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII  ВЕКА.

Цель: знакомство с родами и жанрами литературы XVIII века и с  произведением М.В.Ломоносова.

Роды и жанры литературы

2 ч.

1 ч.

С. 53,прочитать

15.

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

1 ч.

Подгот. выр. чт. стихот.

Инд.з. – выр. чт. басен Эзопа и Лафонтена

16.

Вн.ч

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА.

Вн.ч. – 5 ч.; Р.р. – 5 ч.

Цель: знакомство с писателями и поэтами XIX века и их произведениями.

Басня как  литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1 ч.

43 ч.

1 ч.

С. 58, зад. 2

17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

1 ч.

Выуч. наизусть 1 басню, Инд.з.- нарис. иллюстр. к 1 басне

18.

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

1 ч.

Выуч. басню наиз., инд. зад.- рисунок к басне

19.

«Волк на псарне». Понятие об эзоповом языке.

1 ч.

C. 61, зад 3

20.

В.А.Жуковский. Слово о поэте.  Сказка «Спящая царевна».

1 ч.

Выуч. отр. наизусть

21.

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок».

1 ч.

Выр. чт. Баллады, рисунок

22.

Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

1 ч.

Подгот. расск. о Пушкине, стих. наизусть

23.

А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина  народных сказок

1 ч.

Отрыв.наизусть

24.

А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  Противостояние добрых и злых сил.

1 ч.

Дочит. ск., выр. чт. отрывка

25.

Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь

1 ч.

Подгот. к уроку Р.р.

26.

Р.р.

Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.

1 ч.

Напис. Сочинение, подгот. к вн. чт.

27.

Вн.ч

Мои любимые сказки А.С. Пушкина.

1 ч.

Подгот. к провер. раб.

28.

Проверочная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

2 четверть

1 ч.

29.

 Русская литературная сказка (3 ч)

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

1 ч.

Дочит. ск., отзыв

30.

Сказачно- условное фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1 ч.

С. 152, зад. 4-7

31.

В.М. .Гаршин «Attаleа Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1 ч.

С. 163, зад.7-8

32.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Интерес к истории России. «Бородино»: художественный анализ текста.

1 ч.

Выуч. наизусть

33.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

1 ч.

Инд. зад. – подгот. чт. народн. преданий о кладах

34.

А.В.Кольцов. Слово о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..»,

1 ч.

Выр. чт.

35.

А.В.Кольцов. «Косарь».

1 ч.

Зад. в тетради – отв. на вопр.

36.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».  «Заколдованное место».

1 ч.

Подгот. расск. о Гоголе, переск. произв.

37.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»

1 ч.

С. 185, зад. 1

38.

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1 ч.

Подгот. отзыв, инд. зад. – подгот расск. о Некрасове

39.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».

1 ч.

Выр. чт. стих.

40.

Вн.ч

Н.А.Некрасов. Поэтический образ русской женщины в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

1 ч.

Выуч. отрыв. наизусть

41.

Вн.ч

Н.А.Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

1 ч.

Выуч. отрыв. Наизусть, инд. зад. – подгот расск. о Тург.

42.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму».

1 ч.

Дочит. рассказ

43.

«Муму». Жизнь в доме барыни.

1 ч.

Зад. по группам-опис. героев

44.

Нравственный облик Герасима

1 ч.

Сост. план расск.

45.

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1 ч.

Выр. чт. отрывка

46.

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1 ч.

Подгот к сочинению

47

Р.р.

Подготовка к контрольному домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

1 ч.

Написать сочинение

48.

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

1 ч.

Стих. наизусть, подгот. к провер. раб.

49.

Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

3 четверть

1 ч.

50.

 Л.Н.Толстой. Слово о писателе.. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1 ч.

Дочитать рассказ до конца

51.

Р.р.

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. Обучение домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

1 ч.

Законч. Состав. Табл., устное соч. «Жил. и Кост.».

52.

Р.р.

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. Обучение домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

1 ч.

Написать сочинение

53.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».

1 ч.

Подгот выр. чт. рассказа

54.

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

1 ч.

Подгот. к  вн.чт.

55.

Вн.ч

Рассказы Антоши Чехонте.

1 ч.

Подгот. к ур.-концерту

56.

Урок-концерт. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева

1 ч.

Выуч. стих. наизусть

57.

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова.

1 ч.

Выр .чт. 1 стих.

58.

Р.р.

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста.

1 ч.

Напис. соч., подгот. к вн. ч.

59.

Вн.ч

ИЗ РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Вн.ч. – 2 ч.; Р.р. – 4 ч.; Р.к. – 4 ч.

Цель: знакомство с писателями и поэтами XX века и их произведениями.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе

30 ч.

Выр.чт. отрыв.

60.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1 ч.

Дочит. повесть до конца

61.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

1 ч.

Сост. расск. по группам

62.

Р.р.

Изображение города и его обитателей. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1 ч.

С.48, зад.10, переск. гл. «Кукла».

63.

Р.р.

Изображение города и его обитателей. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1 ч.

Напис. сочин, прочит. сказки Писахова

64.

Р.к.

С.Г.Писахов. Жизнь и творчество. Сказки «Северно сияние», «Сахарна редька» и др.

1 ч.

Переск. 1 сказку

65.

Р.к.

Б.В.Шергин. Жизнь и творчество. Сказки о Шише  «Рифмы»

1 ч.

Выр. чт. сказок

66.

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер»

1 ч.

Подгот. пересказ

67.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…».

1 ч.

Выр. чт. стих.

68.

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».

1 ч.

Подгот. выр. чт.сказа

69.

Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова

1 ч.

Подгот.расск.о Степане

70.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1 ч.

Подгот.выр.чт.эпизода

71.

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

1 ч.

Выпис.сравн.и.эпитеты

72.

Вн.ч

 К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы».

1 ч.

С. 84, зад 6, инд. зад.-подгот.расск.о Маршаке

73.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1 ч.

Подгот. выр. чт.по ролям

74.

Положительные и отрицательные герои пьесы  «Двенадцать месяцев».

1 ч.

Подгот. к сам.раб.

75.

Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке.

1 ч.

С. 105, зад. 4

76.

Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака

1 ч.

Инд.зад.-подгот. рас.о Плат.

77.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. 

1 ч.

Полгот. переск.

78.

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита».

4 четверть

1 ч.

С.115, зад.5,7

79.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

1 ч.

С.146,зад. 1-7, 12-письм., инд.зад.-рисунок

80.

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

1 ч.

Сост.сложн.план к сочинен.

81.

Р.р.

Классное контрольное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева)

1 ч.

Прочит. др. расск. Астаф., инд.зад.-подгот. расск. о Ф.Абрамове

82.

Р.к.

Ф.А.Абрамов. Детские годы писателя. Из рассказов Олены Даниловны: «Про Василия Ивановича», «Несмышленыши»

Ю.П.Казаков. «Никишкины тайны»

1 ч.

Прочит. др. рассказы, полгот.пересказ

83.

Р.к.

«Ради жизни на Земле…» (2 ч)

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Сын артиллериста».

1 ч.

Выуч. отр. наизусть

84.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

1 ч.

Подгот.выр.чтение

85.

 Произведения о Родине и родной природе (3 ч)

Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина,  Дон  Аминадо.  

1 ч.

Выуч. 1 стих.наизусть

86.

Русские поэты XX века: А.Прокофьев, Д.Кедрин, Н.Рубцов

1 ч.

Подгот. выр.чт.стих.

87.

Р.р.

Обучение сочинению по анализу лирического произведения.

1 ч.

Написать сочинение

88.

Писатели улыбаются (1ч)

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

1 ч.

Подгот.перес. 1 рассказа

89.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вн.ч. – 7 ч.; Р.р. – 2 ч.

Цель: знакомство с зарубежными поэтами, писателями и их произведениями.

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

14 ч.

Подгот.выр.чт.баллады

90.

Вн.ч

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1 ч.

Дочит., с.199,зад.4

91.

Вн.ч

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1 ч.

с.199,зад.5

92.

Х.-К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1 ч.

Дочит., подгот.характерис. Кая и Герды

93.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды.Внутренняя красота героини

1 ч.

Перес. отрыв., подг. к к.р.

94.

Р.р.

«Наши любимые сказки Андерсена». Подготовка к контрольному сочинению

1 ч.

Подгот. к контр.раб.

95.

Р.р.

«Наши любимые сказки Андерсена». Классное контрольное  сочинение по сказкам Х.-К.Андерсена.

1 ч.

Прочит. рассказ «О чем говорят цветы».

96.

Вн.ч

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1 ч.

С.250, зад. 3

97. Вн.ч

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

1 ч.

Дочит., подгот. хар-ку Тома и Гека

98.

Вн.ч

 Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера».

1 ч.

Инд.задан-подгот.расск.о Лондоне

99.

Вн.ч

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

1 ч.

Дочит., выр.чт.отрыв.

100.

Вн.ч

Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

1 ч.

Подгот. к итог. урокам

101.

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1 ч.

Задание на лето

102.

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1 ч.

Раздел 5. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел 6.  УМК

  1. Учебник - хрестоматия  Коровиной В.Я.. «Литература в  5 классе в 2-х частях»  Просвещение, 2009 год
  2. О.А Ерёмина « Поурочное планирование 5 класс», Издательство « Экзамен»,2008 год

3.         Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной,     Просвещение, 2005 год

4.         Сборник «Региональный компонент общего образования Архангельской области», Архангельск, 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....