планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Седова Нина Петровна

 

 

планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Базаров в системе действующих лиц. Черты личности

                        Базарова».

Цели: знать типическое, конкретно-историческое и общечеловеческое

            значение образа Базарова,

            выявлять основную проблематику произведения,

            составлять план к образу героя.

                                Ход  урока.

  1. Повторение и обобщение знаний.

1.Каков смысл названия романа?

2.В чем смысл конфликта между «отцами и детьми»?

3.На чью сторону в спорах становится автор?

     

  1. Комментированное чтение сцены смерти Базарова и эпилога.

               Вопросы 

1 «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг». Что дало основание для такого вывода Писареву?

2.Тургенев писал: «Смерть Базарова должна была положить последнюю черту на его трагическую фигуру». В чем трагизм Базарова?

3.Какие чувства вызывает последняя встреча с Базаровым?

  1. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Учебник стр.99-105
  2. Подготовка к сочинению. Обобщающая беседа

Вопросы

1.В чем сущность нигилизма Базарова? (что отрицает?)

2.Можно ли сказать, что кроме отрицания ничего нет?

   (Для чего отрицает?)

3.Как относятся к Базарову простые люди? А он к ним?

4.Какие взгляды высказывает Базаров на искусство, природу, любовь к женщине?

5.В чем Базаров противопоставлен Кирсановым и Одинцовой?

6.Что во взглядах и поведении Базарова мы можем принять и что должны отвергнуть как чуждое для нас?

7.Тургенев о своем герое: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей…

Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером…

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель,- потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…

…Если читатель не полюбил Базарова, этого героя, эту умницу, я буду виноват.»

       

  1. Составление плана к образу Базарова.
  2. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.


Предварительный просмотр:

Тема урока « Базаров и его родители. Три поколения Кирсановых»

Цели: уметь выявлять основную проблематику произведения;

            создавать устное сочинение-рассуждение проблемного характера.

                              Ход  урока.

  1. Повторение и обобщение знаний. Вопросы:

1.Любовь в жизни Павла Петровича и Базарова.Что общего, в чем различие?

2.Заканчивается ли спор Павла Петровича с Базаровым в 10 главе только теоретически?

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Работа по теме урока.

               Выборочное чтение гл. 20-26

Беседа. Вопросы:

1.Что представляют собой родители Базарова?

2.Найдите черты сходства и различия между родителями Аркадия и Базарова.

3.Как относится Базаров к своим родителям?

4.Зачем понадобилась Тургеневу дуэль? (для развенчания пустоты элегантного дворянского рыцарства)

5.Как складываются отношения Базарова с Аркадием?

6.Почему они прощаются навсегда?

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Составить план к образу Базарова.

  

   



Предварительный просмотр:

Тема урока «Биографии и социально-психологический облик дворян Кирсановых и разночинца Базарова. Политические и эстетические разногласия героев».

Цели: знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;

           выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе

           действующих лиц с целью осознания авторской позиции;  

           создавать устную сравнительную характеристику героев.

                                       Ход  урока.

  1. Повторение изученного. Беседа 
  1. Что мы узнали о Базарове?
  2. Как происходит знакомство Павла Петровича и Базарова? Почему7
  3. Какие взаимоотношения складываются между ними?

  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Работа по теме урока.

Самостоятельная работа с текстом романа по индивидуальным

карточкам.

  1. Коллективное обсуждение. Вопросы:

1.В чем сущность первого столкновения аристократа с нигилистом?

2.Каковы взгляды Базарова на науку и искусство? Что в них верно и что неверно?

3.С чего начинается спор в 10гл.?

4. О чем спорят Павел Петрович и Базаров и почему этот спор задевает обоих?

5.В чем слабость позиций Павла Петровича?

6.О чем же в целом ведут спор Павел Петрович и Базаров?

(Это спор о будущем России, какой она станет, какие люди поведут ее в будущее)

  1. Составление таблицы (выписать цитаты)

                Павел  Петрович

         Базаров

1. об аристократах

1. об аристократах

2. о нигилистах

2. о нигилистах

3. о народе

3. о народе

4. об искусстве                                        

 

VI. Домашняя работа. «Отцы и дети»  главы 7,9, 14-19.   

           



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Особенности изображения любви в романе».

Цели: уметь выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе действующих лиц;

понимать авторскую позицию;

обосновывать свою оценку прочитанного

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
  2. Повторение и обобщение знаний, беседа:

1.Нравится ли вам Базаров?

2.О чем он спорит с Павлом Петровичем?

3.В чем прав Базаров?

4.В чем он ошибается?

5.Кто побеждает в этом споре?

     

  1. Работа по теме урока (выборочное чтение романа, индивидуальные карточки-задания различной степени сложности в зависимости от способностей каждого учащегося)

                                Беседа с учащимися:

                 1.Как ведет себя Базаров с Одинцовой?

                 2.Почему Аркадию «в тот день пришлось не переставать

                    удивляться?»

                 3.Каковы были взгляды Базарова на любовь к женщине до

                    встречи с Одинцовой?

                 4.Как характеризует Базарова его отношение к Одинцовой?

                 5.Что же обнаружила проверка любовью? Унижает или возвышает

                     автор Базарова в любви?

                 6.Не напоминает ли кого Одинцова и история отношений к ней

                    Базарова?

                  7.В чем принципиальное отличие Павла Петровича и Базарова в

                     любви?

  1. Выводы:

Общее: сила чувства, героиня, отвергающая героя, трагический

характер любви.

Различие: Павел Петрович все поставил на карту любви.

                 Базаров признает, что женское общество приятно.

                 но надо уйти из этого общества, т.к. у него более важное

                 предназначение.

   

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Читать главы 20-26 романа «Отцы и дети»

                                               Учебник стр. 97-99



Предварительный просмотр:

Тема урока «Систематизация и проверка знаний учащихся»

Цель: проверка прочности знаний учащихся,

            ликвидация пробелов в знаниях,

            помощь учащимся в приобретении навыков написания сочинения.

                                        Ход  урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Объявление порядка действий во время зачета.
  2. Коллективная работа с учащимися. Литературная викторина по пройденной теме.

Вопросы

         1.Как называлось первое произведение Тургенева?

         2.Что явилось предлогом и истинной причиной ареста и ссылки

             И.С. Тургенева в село Спасское?

         3.назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии      

            «Записки охотника»

         4.В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты

            своей матери-помещицы?

          5.Кто из персонажей произведений Тургенева « вступается за

             крестьян», но, «говоря с ними…морщится и нюхает одеколон»?

          6. В каком произведении Тургенева один из персонажей дает

              другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше

              благородного смирения или благородного кипения дойти не

              может, а это пустяки…

              Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный

               барич…»?

            7.У кого из героев Тургенева « на письменном столе…находится

               серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» как

               единственная связь его с родиной?

            8.Кто послужил Тургеневу основным прототипом для образа

               Базарова?

                Знаешь ли ты персонажей романа «Отцы и дети»?

                 Чей это портрет?

  1. «…боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой

русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».

  1. «…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и

клетчатых панталонах…мы видим его в мае месяце 1859 года,

уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего,как и некогда он сам, звание кандидата».

  1. «…человек высокого роста, длинном балахоне с кистями…

обнаженная красная рука…ленивый, но мужественный голос»,

лицо «длинное и худое, с широким лбом…»

  1. «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют,

модный низенький галстук и лаковые полусапожки…

На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные

седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро…»

  1. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в

черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила

его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий.»

   

  1. «…высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами

и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук

нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца».

         

  1. «…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой

пестрой кофточке».

  1. Дифференцированная работа с учащимися

1.собеседование с сильными учащимися;

2.работа по карточкам различной степени сложности для учащихся со средними способностями.

3.работа по карточкам-заданиям со слабыми учащимися ( с

   использованием карточек-информаторов, текстов произведения)

               4.Индивидуальная работа с каждым учащимся.

               5. Выставление оценок за работу.

      Заболевшие учащиеся, пришедшие на зачет с детьми, беременные могут

      сдавать зачет в щадящем режиме: по частям или письменно.

   



Предварительный просмотр:

Тема урока « Отцы и дети». Острота и многоплановость конфликта разночинца и дворян в романе».

Цели: знать характерные особенности русской жизни середины 19 века;

            изобразительно-выразительные средства языка произведения;

            уметь выявлять основную проблематику произведения;

            выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе    

            действующих лиц с целью осознания авторской позиции.

                                         Ход  урока

I Опрос:

1. Что влияло на формирование мировоззрения Тургенева в детские годы?

2. Почему Тургенев порвал с журналом «Современник»?

   

II Объяснение нового материала

1.История создания романа.

2.Смысл заглавия, социальный конфликт, положенный в основу.

III Комментированное чтение 1-6 гл.

           БЕСЕДА:

     1.О чем говорит дата, которую дает Тургенев в начале романа?

     2. Что узнает читатель из 1 главы о Николае Петровиче?

      3.Какие черты характера Базарова раскрываются через его портретную        

      характеристику во 2 главе?

     4.Что дает диалог между Николаем Петровичем и Аркадием из 3 главы

      для их характеристики?

     5.Значение пейзажа в этой главе.

     6. Как происходит знакомство Павла Петровича и Базарова? Почему?

      7.Кто такой нигилист?

     8. В чем сущность первого столкновения аристократа с нигилистом?

     9. Каковы взгляды Базарова на науку и искусство? (гл.6) Что в них

      верно и что неверно?

IV.Самостоятельная работа. Выписать цитаты из гл.6

V. Подведение итогов урока

VI.Домашнее задание: гл. 7-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Презентация к уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"

Презентация поможет учителю в проведении урока по теме " Одинцова и Базаров"...

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок с применением технологии критического мышления...

Развёрнутые планы сочинений по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Данный материал поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Здесь представлены планы к темам: "Согласны ли вы с мнением критика Д.И...

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...