Урок литературы по роману "Отцы и дети": Образ Базарова
методическая разработка по литературе (10 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

план урока в соотвествии с требованиями фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_romanu_ottsy_i_deti.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Путь к себе – это постижение самого себя, которое включает такие составляющие, как уникальность и цельность личности, веру в себя, благополучие, накопление жизненной силы. Каждый человек уникален, уникален его опыт, знания, умения, его горести и радости. На определенном жизненном этапе человек задается вопросами: Кто Я? Какова моя цель? Что я хочу и могу достигнуть в этой жизни? Человек стремится отыскать самого себя.

Урок литературы в 10 классе «Евгений Базаров: путь к себе»

Цель: совершенствование навыка анализа литературного героя через призму его взаимоотношений с персонажами романа.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: уметь видеть личностную эволюцию человека; понимать, в чем проявляется нравственная позиция и превосходство героя; развивать сочувствие к тем, кому приходится проходить через испытания.
  2. Регулятивные: понимать цель работы, составлять план действий, корректировать допущенные ошибки, сопоставлять цель с достигнутыми результатами;
  3. Коммуникативные: работать в группе, слушать собеседника, аргументировано высказывать мнение, строить монологическое высказывание;
  4. Предметные: проводить сопоставительный анализ, использовать аргументы из текста, составлять характеристику героя, понимать роль художественной детали.

Тип урока: обобщение

Формы работы: групповая

Технология: проблемно - диалогическая

Методы: беседа, исследование, диспут.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки с текстом).

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Приветствуют

Создание проблемной ситуации

Мы прочитали роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Всегда ли то, что кажется логичным, является правильным?

 Как этот вопрос может быть связан с образом Базарова?

Что вызывает затруднение в понимании личности  героя у вас, как у читателя?

Отвечают на вопросы, приводя аргументы из текста.

Формулировка темы урока, целеполагание

Жизненные ситуации Базарова приводят его к разладу с самим собой, поэтому сложно понять: нашел он себя или потерял. О чем пойдет разговор на уроке? Какова наша цель?

Формулируют тему урока, определяют цели.

Актуализация опорных знаний

Из чего складывается характеристика героя?

Когда личность человека раскрывается наиболее ярко?  

Выделите из перечисленного наиболее сильные категории, в которых проявляется характер Базарова.

Называют категории: портрет, пейзаж, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора, поступки.

Выбирают «взаимоотношения».

Поиск решения поставленной проблемы

Как мы можем ответить на наш вопрос?

Какой прием будем использовать для анализа?

 (сопоставление взглядов героя и его отношения с другими).

Одинаково ли строится отношение Базарова к окружающим людям на протяжении романа?

Что стало переломным моментом в его характере, взглядах?

Как называется такая сопоставительная таблица?

Предлагают варианты путем цепочки рассуждений.

Определяют круг общения героя, принцип сопоставления  через таблицу «ДО и ПОСЛЕ».

Работа в группах

Обобщающие вопросы.

Диспут

Письменная работа

Рефлексия

Была ли тема урока актуальна для вас? Почему?

Высказывают мнение.

Сопоставительная таблица

Другие персонажи

ДО

ПОСЛЕ

Павел Петрович

Аркадий

Евдокия Кукшина

Анна Одинцова

Родители

 «Базаров и Павел Петрович»: Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко», — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге

— Я сказал: «аристократишко», — проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю. — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете. — Опять иностранное слово! — перебил Базаров. Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет.

 «Базаров и Павел Петрович»: Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.— Вы ранены? — промолвил он.

— Вы имели право подозвать меня к барьеру, — проговорил Павел Петрович, — а это пустяки. По условию каждый имеет еще по одному выстрелу.

— Ну, извините, это до другого раза, — отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. 

— Не туго ли я завязал вам ногу? — спросил наконец Базаров

 — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики.

— Очень хорошо, — промолвил Базаров. — Вы можете сказать, что я бранил всех англоманов.

«Базаров и Аркадий»: Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.

— Знаешь ли что? — говорил в ту же ночь Базаров Аркадию. — Мне в голову пришла великолепная мысль. Твой отец сказывал сегодня, что он получил приглашение от этого вашего знатного родственника. Твой отец не поедет; махнем-ка мы с тобой в ***; ведь этот господин и тебя зовет. Вишь какая сделалась здесь погода; а мы прокатимся, город посмотрим. Поболтаемся дней пять-шесть, и баста!

«Базаров и Аркадий»: Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться.  

Похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...

 «Базаров и Кукшина»: — Кто такая? — произнес нехотя Базаров.

— Кукшина, Eudoxie, Евдоксия Кукшина. Это замечательная натура, emancipee4 в истинном смысле слова, передовая женщина. Знаете ли что? Пойдемте теперь к ней все вместе. Она живет отсюда в двух шагах. Мы там позавтракаем..

— Хорошенькая она? — перебил Базаров.— Н... нет, этого нельзя сказать.— Так для какого же дьявола вы нас к ней зовете?

— Она нам бутылку шампанского поставит.

— Вот как! Сейчас виден практический человек.
Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово, — он занимался больше шампанским, — громко зевнул, встал и, не прощаясь с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием.

«Базаров и Одинцова»: Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у ней такие плечи, каких я не видывал давно.

Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...

Он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость

«Базаров и Одинцова»: — Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...         

— Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану.

— Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

«Базаров и родители»:  Нет, надо к отцу проехать. Ты знаешь, он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один.

— И долго ты у них пробудешь?

— Не думаю. Чай, скучно будет.

Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос... — Ну, подождут, что за важность!

«Базаров и родители»: Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий

.— Ты их любишь, Евгений?

— Люблю, Аркадий! +

 — Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина, — сказал ему Базаров, — я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне.

«Базаров и родители»: — Ну, это дудки. Но не в том дело. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная. Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу.

Кто там плачет? — прибавил он, погодя немного. — Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом? А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь? Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли?

«Базаров и родители»: — Евгений! — произнес он наконец, — сын мой, дорогой мой, милый сын!

Это необычайное воззвание подействовало на Базарова... Он повернул немного голову и, видимо стараясь выбиться из-под бремени давившего его забытья, произнес:— Что, мой отец?

— Евгений, — продолжал Василий Иванович и опустился на колени перед Базаровым, хотя тот не раскрывал глаз и не мог его видеть. — Евгений, тебе теперь лучше; ты, Бог даст, выздоровеешь, но воспользуйся этим временем, утешь нас с матерью, исполни долг христианина! Каково-то мне это тебе говорить, это ужасно; но еще ужаснее... ведь навек, Евгений... ты подумай, каково-то...

Голос старика перервался, а по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное.

— Я не отказываюсь, если это может вас утешить, — промолвил он наконец.

«Базаров и родители»: Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

Урок литературы в 10 классе "Система образов в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Система образов в романе И.А.Гончарова Обломов.Обломов и Штольц.Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына....

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».На основан...